Космос математики. Метод. Гипотеза. Аксиома
Рассматривая методы Декарта, Лейбница, Эйлера, Гаусса, Д. Гильберта, А.Н. Колмогорова или Л.Брауэра (и многих других выдающихся математиков), мы почти автоматически стремимся представить их в максимально рафинированном виде – очищенными от всякого присутствия их создавшего субъекта (личности). Вся наука построена на отрицании большинства достижений своих предшествующих этапов развития, и поэтому гипотеза доминанты вероятностной сущности всех научных законов вполне себе может оказаться доминирующей в XXI веке. Более того, все эксперименты с разработкой и продвижением всех форм и технологий искусственного интеллекта основаны на сугубо субъективных вероятностных гипотезах и подходах. Осмысливая кантовскую априорность и аксиому Евклида о параллельных прямых, автор думает, что дело в плоской поверхности, и в том, что во времена Евклида только единицы математиков могли мыслить так, как Н.И. Лобачевский и Я.Бойяи.
Ключевые слова: метод, математический метод, гипотеза, аксиома, космос математики, искусственный интеллект
1. Вместо введения
1.1. «… мне слышатся в них отзвуки нежной дудочки гамельнского крысолова, каковым, несомненно, был Гильберт, соблазнивший столь многих крыс последовать за ним в глубокие воды математики». Герман Вейль [7].
1.2. «Математика обладает свойством трансцендентности. Это свойство объясняет нашу уверенность в том, что создания, живущие в другие мирах, пользуются той же математикой, что и мы». Э.Бишоп [цит. по 26].
1.3. «Эта немыслимая глубина влечет меня к математике, и от предчувствия красоты у меня всякий раз перехватывает дыхание». А.Гротендик [11].
1.4. «Если, например, селенит предназначен стать математиком, то его с рождения ведут к этой цели. В нем подавляют всякую зарождающуюся склонность к другим наукам и развивают математические способности его мозга с необыкновенным искусством и умением» Герберт Уэллс «Первые люди на луне» [цит. по 8].
1.5. «Само понятие аксиомы – истины, столько самоочевидной, что она ни у кого не вызывает сомнения – введено греками». Морис Клайн [цит. по 18].
1.6. «Математические формулы содержат в себе много скрытой информации. Не случайно говорят, что формулы умнее нас. Это действительно так». Л.Д. Кудрявцев [15].
1.7. «Компьютеризация опасна тем, что в первую очередь она воздействует на самую хрупкую и уязвимую составляющую ноосферы – на живую интеллектуальную среду. К сожалению, компьютерные технологии уже покушаются на тысячелетний духовный тандем «учитель-ученик». П.С. Краснощеков [13].
1.8. «Ни один алгоритм, независимо от сложности его структуры, не может сам по себе воплощать настоящее понимание – вопреки утверждениям поборников сильного искусственного интеллекта». Р.Пенроуз [22].
1.9. «Вы видите вдруг поразительные связи между разными частями математики, которые никогда никто не мог даже представить». М.Концевич [14]
1.10. «Я – человек с улицы, который решил мыслить математически». Анатолий Винобер
1.11. По заведенной мною традиции (в цикле очерков «Космос математики» и в более ранних сборниках) привожу краткие субъективные комментарии афоризмов и высказываний, которые я случайно выбрал в качестве камертонов для настоящего очерка.
1.11.1. Герман Вейль, безусловно, один из выдающихся математиков XX века. К тому же – замечательный философ и человек, не лишенный чувства юмора. В данном случае он говорит о магии учителя и её роли в математическом призвании. Математика, как правило, завораживает юные умы, и часто – навсегда (или пока не иссякнет естественный потенциал интенсивного человеческого мышления). В ближайшие десятилетия эту роль волшебников-крысоловов возьмут на себя нейросети, и, весьма вероятно, сильный искусственный интеллект.
1.11.2. Трансцендентность математики – непаханное поле, заросшее колючими сорняками. Сами математики его не пропалывают уже не один десяток лет, а философы – просто боятся подступиться, чтобы не прослыть в математической среде неадекватными фантазерами. Создания, живущие в других мирах, даже не подозревают о мании величия земных математиков. Наивная вера в экстраполяцию земных реалий на весь космос – хроническая болезнь науки XX века (и более ранних времен). Когда я читаю у космологов, что пульсары – это нейтронные звезды – меня разбирает смех. Ведь по всем параметрам и алгоритмам они удивительно похожи на искусственные галактические маяки, ориентирующие космических путешественников в пространстве космоса и в космическом времени. Хотя, нельзя исключать абсолютно, что это все же естественные нейтронные звезды, используемые в качестве естественных галактических маяков. А как оно есть на самом деле – скорее всего мы никогда так и не узнаем.
1.11.3. Математика это предельная редукция реального, создающая реальность всеобъятия и всестороннего отражения мира. Красота в математике – это следствие потенциально бесконечного многообразия абстрактно-символических форм и упражнений, вызывающих древние эмоции удовольствия, которые наш предок испытал впервые, прочертив палкой прямую черту на песке…
1.11.4. Математиком стать невозможно, не пройдя многолетнюю форму посвящения в мир числовых и абстрактных символических структур и форм. Мы не рождаемся математиками. Мы обучаемся математике до степени пробуждения интереса, который присущ всем нормальным людям, но в силу совокупных обстоятельств – пробуждается только у отдельных индивидуумов.
1.11.5. Аксиомы, естественно, существовали и до греков (в Шумере, Египте и на Крите), но такова европейская традиция – все начала математики относить либо к античным грекам, либо к Декарту.
1.11.6. Из любого символа мы можем извлечь уйму скрытой информации, не говоря уже о формулах. Мы приписываем символам и формулам значения, о которых они и не подозревают. Своими фантазиями и полетом абстракций, мы оживляем любую реальность, делая ее при этом виртуальной, т.е. живущей в нашей субъективной реальности.
1.11.7. Компьютерные технологии покушаются уже на весь наш реальный человеческий мир, и на наше право – продолжать род человеческий и эволюцию естественного человеческого разума.
1.11.8. Ни один алгоритм не может воплощать настоящее понимание – в этом я соглашусь с Пенроузом. Но вот цепная реакция алгоритмов – вполне может порождать сильный искусственный интеллект и искусственную субъективную реальность.
1.11.9. У меня нет сомнений, что искусственный интеллект будет регулярно выводить поразительные связи между разными частями математики. Такие связи, о которых никто и не мог подумать за всю историю человеческой математики.
1.11.10. «Человек с улицы» – это классический персонаж фольклора и этоса математиков, не прошедший многолетнюю математическую инициацию и не способный к полноценному восприятию и пониманию математических идей, абстракций и построений. Но «человек с улицы» всегда имеет потенциал приобщения к математическому мышлению, потому что математика не одна, а математик существует много, и большинство из них просто недоступны самим математикам в силу того, что они приверженцы и адепты одной математики, которой их обучили и в которую они коллективно веруют.
2. Метод.
2.1. Предлагаю начальное определение: «Метод – способ достижения определенной цели, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности» [28].
2.2. Еще один, более развернутый и объемный вариант определения: «Метод (метод исследования) – способ организации деятельности, обоснованный нормативный способ осуществления исследования научного. Путь исследования, вытекающий из общих теоретических представлений о сущности изучаемого объекта.
В широком смысле сюда относятся и самые общие принципы, лежащие в основе познания и практики, и вполне конкретные приемы обращения с тем или иным предметом, – понятие метода распространяется на различные области практики» [27].
2.3. Вообще, определений метода существует десятки, сотни и даже, возможно, тысячи… Поэтому будем сужать область поиска, приближаясь к телу математики.
2.4. Последнее исключение, философское определение метода: «Метод (греч. methodos – путь к чему-либо, прослеживание, исследование) – способ достижения цели, совокупность приемов и операций теоретического или практического освоения действительности, а также человеческой деятельности, организованной определенным образом. Метод в науке – это также и заданный сопряженной гипотезой путь ученого к постижению предмета изучения… Поиски универсального метода, применимого к любым ипостасям действительности (идеал «методологического монизма»), не увенчались успехом. Методами общенаучного характера принято считать индукцию и дедукцию, анализ и синтез, аналогию, обобщение, идеализацию, типологизацию, сравнение и др… Предметное развертывание метода осуществляется в процедуре, доводящей действие факторов, синтезированных в методе, до определенных операций. Следования методу обеспечивает регуляцию и контроль в исследовательской (как и любой иной) деятельности, задает её логику» [10].
2.5. Когда говорят о методе в математике – чаще всего принято вспоминать Декарта и его идею об универсальном методе: «В своих «правилах» Декарт стремился дать универсальный метод решения задач. Вот грубый набросок схемы, которая, как ожидал Декарт, может быть применима ко всем видам задач:
Первое: задача любого вида сводится к математической задаче.
Второе: математическая задача любого вида сводится к алгебраической задаче.
Третье: любая алгебраическая задача сводится к решению одно-единственного уравнения.
Проект Декарт потерпел неудачу, однако это был великий проект, и, даже оставшись нереализованным, он оказал большое влияние на науку, чем тысяча малых проектов, в том числе и таких, которые удалось реализовать», - так считал выдающийся математик и педагог XX века Д.Пойа [24].
2.6. Дьердь Пойа, отталкиваясь от метода Декарта, разработал прикладную теорию правдоподобных (индуктивных) умозаключений [23] и стройную педагогическую систему обучения математическому методу [24].
2.7. Как считает философ математики Ян Хакинг: «Декарт появился не неоткуда, а отовсюду. Он обязан гораздо больше в своих геометрических результатах, например, каноническим сечениям Аполлония (262-190 до н.э.), чем смел в том признаться. И все же именно он обратил все эти исследования в четкое целое, с которым может иметь дело и новичок» [29].
Сам Я.Хакинг выдвигает тезис о том, что стандарты дедуктивного доказательства, как будто несущего аподиктическую достоверность – не более чем историческая случайность.
2.8. Как отмечает историк математики Морис Клайн: «Декарт и Лейбниц надеялись, что им удастся… построить своего рода универсальное исчисление мышления… О математическом методе Декарт отзывался так: «Это более мощный инструмент знания, чем все остальные, что дала нам человеческая деятельность, ибо он служит источником всего остального» [цит. по 12].
Думаю, что это было характерно для эпохи Декарта и Лейбница – искать и строить метод, пригодный абсолютно к любым задачам.
2.9. Своеобразно интерпретирует метод Декарта советский философ Я.А. Ляткер: «По мысли Декарта, метод является орудием человека, и схема взаимодействия человек-метод в процессе работы очень проста и сводится к следующему: метод совершенствует определенные способности человека, доводя само совершенство до крайних границ… Во-первых, метод, согласно Декарту, представляет собой совокупность правил перевода интуитивного в дедуктивное, одномерного - в последовательное. Во-вторых, он задает способ сведения (регресса) к «простейшим» (аксиомам - исходным геометрическим образам), и этим регрессом является доказательство» [17].
2.10. Морис Клайн уточняет: «Вклад Декарта собственно в математику сводится не к открытию новых истин, а к введению мощного метода, который мы ныне называем аналитической геометрией. Появление аналитической геометрии технически революционизировало методологию математики» [12].
2.11. Небольшое отвлечение.
Рассматривая методы Декарта, Лейбница, Эйлера, Гаусса, Д. Гильберта, А.Н. Колмогорова или Л.Брауэра (и многих других выдающихся математиков), мы почти автоматически стремимся представить их в максимально рафинированном виде – очищенными от всякого присутствия их создавшего субъекта (личности). Это такая своеобразная установка Фреге-Гуссерля по изгнанию субъективного и психологического.
По этому поводу уместно вспомнить утверждение академика Н.Н. Моисеева: «Интуиция, опыт исследователя, рассуждения по аналогии являются такими же «законными» способами получения информации, как и методы, использующие математические модели и чисто логические построения, связанные с их анализом. Эти методы не взаимозаменяемы. И никогда не станут взаимозаменяемыми! Как бы ни были совершенны математические методы, они никогда не заменят догадки, озарения. И не только в нематематических дисциплинах, но даже и в самой математике» [19].
2.12. Академик В.И. Арнольд, утверждавший, что математика – это часть физики, довольно критически оценивал метод Декарта: «Декарт утверждал, что какая-либо связь с реальностью – не предмет науки, дело которой – только искусство логически правильных дедукций – следствий из произвольных аксиом» [3].
2.13. И трудно не согласиться с академиком Л.Беклемишевым: «… Наши математические методы, заложенные в системах аксиом, как правило, неполные. Об этом гласит знаменитая теорема Геделя о неполноте. И это пример результата из логики, который выходит далеко за рамки чисто логических или математических применений. Эта теорема имеет глубокие общефилософские и даже мировоззренческие следствия» [5].
2.14. В настоящее время, в свете активного внедрения в науку технологий искусственного интеллекта, происходит кардинальная трансформация многих классических научных методов, и особенно наглядно этот процесс происходит в математической науке. Так, например, философ Барышников П.Н. в статье «Чем является научное знание, произведенное методами больших языковых систем?» [4] исследует природу новых методов, отмечая их позитивные и негативные последствия, утверждает, что требуется пересмотр традиционных понятий в философии науки, установление новых этических норм для обеспечения прозрачности, подотчетности и добросовестности в исследованиях с участием искусственного интеллекта.
2.15. Можно уже однозначно утверждать, что в ближайшие 3-5 лет (2025-2030 гг.) многие методы, применяемые в математике, будут опосредованы искусственным интеллектом и это приведет к трудно прогнозируемой перестройке всего математического общества и всех технологий математического творчества. Подавляющее преимущество получат те математики, которые будут интенсивно пользоваться технологиями искусственного интеллекта. Прежняя математика, созданная естественным интеллектом, будет интенсивно вытесняться как из науки, так и из математического образования, перемещаясь в сферу искусства и архаичного хобби.
3. Гипотеза.
3.1. Главный формализатор математики в XX веке, выдающийся математик Д.Гильберт однажды заявил, что математика не нуждается в гипотезах (или, им не место в математической науке).
Вероятно, что это произошло в пору, когда Гильберт намеревался жестко аксиоматизировать математику, изгнав из неё импровизации интуиционистов, но однозначно – не после открытия теоремы Геделя о неполноте. Поэтому, «человеку с улицы» всегда будет любопытно: есть ли в математике гипотезы или им действительно там не место?
3.2. Начнем свой поиск, как обычно, с наиболее прозрачного определения: «Гипотеза – вероятное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на истинность» [28].
3.3. Более развернутое, философское определение (точнее, фрагмент из него): «Гипотеза (греч. hyp;thesis – основание, предположение) – форма организации научного знания, обеспечивающая движение к новому знанию, выводящая за рамки наличного (имеющегося) знания и способствующая (в отдельных случаях) реализации новой идеи (концептуальная схема, как экспликация идеи, как «общая гипотеза» теории)… Гипотеза выглядит как положение, которое с логической необходимостью следует из имеющегося знания, но выходит за его пределы (границы), и является переформулировкой обнаруженной и разрешаемой проблемы» [2].
3.4. На десерт: «… Даже если весь опыт человечества подтверждает гипотезу, это не гарантирует универсальной достоверности: всегда есть вероятность появления новых данных, кои будут противоречить гипотезе и потребуют её пересмотра [27].
3.5. Анри Пуанкаре: «Роль гипотезы. Всякое обобщение есть гипотеза. Поэтому гипотезе принадлежит необходимая, никем никогда не оспариваемая роль. Она должна лишь как можно скорее подвергнуться и как можно чаще подвергаться проверке. Если она этого испытания не выдерживает, то, само собой разумеется, её следует отбросить без всяких сожалений… Весьма важно не множить гипотез чрезмерно и вводить их только одну после другой… Все наши великие мастера, начиная с Лапласа и кончая Коши действовали согласно одному и тому же методу. Исходя из ясно выраженных гипотез, они с математической строгостью выводили из них все следствия и затем сверяли следствия с опытом» [25].
3.6. Герман Вейль: «В те времена окружение Гильберта питало радужные надежды, казалось, еще немного, и удастся установить универсальный закон, охватывающий и строение Вселенной в целом, и структуру всех атомных ядер. Но проблема единой теории поля и поныне остается нерешенной» [7].
3.7. Борткевич В.И.: «Каждая данная вероятность предполагает определенное знание или незнание и в этом смысле должна быть признана субъективной» [цит. по 20].
3.8. Как вы уже обратили внимание, фрагменты 3.6 и 3.7. как бы выбиваются из контекста «гипотезы». На самом деле, и в том, и в другом случае господствует гипотеза: в случае Гильберта и его окружения – гипотеза вычисления или обнаружения универсального закона (как и у А.Эйнштейна – попытка синтеза «теории всего»), которая пока не находит подтверждения.
В случае В.И. Борткевича – гипотеза о существовании вездесущей «субъективной вероятности», также пока не находящая всеобщего подтверждения и выражения в математическом языке.
Тем не менее, я считаю, что субъективная вероятность пронизывает все тело классической математики, а также интуиционистской и конструктивной, не говоря о всевозможных теориях категорий и топосов. А теория вероятностей А.Н. Колмогорова – вполне себе субъективная теория вероятностей, ставшая парадигмой, якобы, объективного математического знания.
3.9. Также я вполне разделяю утверждение Лапласа, что почти все наши знания вероятностны, и что вероятность играет универсальную роль во всей системе научного познания, включая все аспекты и направления (математические, философские, биологические и космологические) [16, 6].
Чем вам не рабочая гипотеза, достойная науки XXI века?
3.10. В данном случае можно сказать, что «человек с улицы» сел на «любимого коня» и поскакал в область фантастических гипотез. Не соглашусь…
Вся наука построена на отрицании большинства достижений своих предшествующих этапов развития, и поэтому гипотеза доминанты вероятностной сущности всех научных законов вполне себе может оказаться доминирующей в XXI веке. Более того, все эксперименты с разработкой и продвижением всех форм и технологий искусственного интеллекта основаны на сугубо субъективных вероятностных гипотезах и подходах.
4. Аксиома.
4.1. Вводное определение: «Аксиома – истинное суждение (высказывание), которое принимается без доказательства (как очевидное) в качестве исходного положения дедуктивно-выстраиваемой и какой-либо замкнутой теории. При построении формальных систем в современной логике к аксиоме не предъявляется требование о её обязательной истинности, достаточно, чтобы аксиоматически построенная система оказывалась интерпретируемой» [28].
4.2. Дополняющее определение: «Аксиоматический метод (греч. – значимое, принятое положение) – способ построения теории, при котором некоторые истинные утверждения избираются в качестве исходных положений (аксиом), из которых затем логическим путем выводятся и доказываются остальные истинные утверждения (теоремы) этой теории. … аксиоматический метод в отличие от метода математической гипотезы, акцентирующего внимание на самих правилах построения математических гипотез, относящихся к неисследованным явлениям, позволяет апеллировать к определенным содержательным предметным областям» [1].
4.3. Как отмечал в свое время Герман Вейль: «… математика рассматривает отношения в гипотетически-дедуктивном плане, не связывая себя никакой конкретной материальной интерпретацией. Её интерпретирует не истинность аксиом, а лишь их непротиворечивость; в самом деле, противоречивость а приори лишала бы нас надежды когда-нибудь найти подходящую интерпретацию» [7].
4.4. «Как показал К.Гедель, всегда найдутся конструктивно очевидные арифметические суждения, не выводимые из аксиом, как бы вы их не формулировали, и в то же время аксиомы, безраздельно правящие всеми тонкостями конструктивной бесконечности, выходят далеко за пределы того, что может быть подтверждено опытом» [цит. по 7].
4.5. «В первые десятилетия XX века на аксиоматику тратилось столько времени и труда, что в 1935 году Герман Вейль, полностью сознавая ценность аксиоматизации, посетовал на оскудение плодов и призвал метематиков вновь заняться содержательными проблемами. По мнению Вейля, аксиоматика лишь придает содержательной математике точность и организует её. Аксиоматика выполняет функцию каталогизации или классификации» [12].
4.6. «Именно в силу априорности пространства аксиомы геометрии Евклида имеют всеобщность и необходимость, и сама геометрия Евклида имеет необходимый характер; другой геометрии нет и быть не может. Аналогично априорность чувственного созерцания времени, по Канту, определяет всеобщность и необходимость арифметики» [21].
«Человек с улицы», осмысливая кантовскую априорность и аксиому Евклида о параллельных прямых, всегда думает, что дело в плоской поверхности, и в том, что во времени Евклида только единицы математиков могли мыслить так, как Н.И. Лобачевский и Я. Бойяи.
5. Заключительные замечания.
5.1. Геометрическая аксиоматика Д.Гильберта [9], безусловно, шедевр позитивистского формализма XX столетия, но теорема Геделя о неполноте – отрицает абсолютное значение любой аксиоматики, не отрицая при этом её необходимости и нормативизма.
В итоге, нетрудно прийти к выводу, что аксиома – это, собственно, гипотеза, которая со всех сторон кажется убедительной и неотразимой. Пройдет время – возникнут новые аксиоматические гипотезы, отрицающие неопровержимость прежних.
5.2. Поиск универсального метода в математике (согласно завещанию Р.Декарта и Г.Лейбница) – одна из центральных тем развития искусственного интеллекта (по крайней мере – на ближайшие годы).
5.3. В ближайшие годы (2025-2035 гг.) одним из самых актуальных вопросов в математическом сообществе будет разделение на сторонников традиционных (человеческих) методов математики и сторонников математических методов искусственного интеллекта.
ЛИТЕРАТУРА
1.Абушенко В.Л. Аксиоматический метод // Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. – Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998. С. 17-18.
2.Абушенко В.Л. Гипотеза // Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. – Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998. С. 170-171.
3.Арнольд В.И. Недооцененный Пуанкаре // Успехи математических наук. 2006. т.61, вып. 1(367). С. 3-24.
4.Барышников П.Н. Чем является научное знание, произведенное методами Больших языковых моделей;? // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2024. 1(25). С. 89-103.
5.Беклемишев Л. Математическая логика — это мост между математикой и гуманитарным знанием [Интервью 13.10.2022] / Беседова Н.Лескова. Режим доступа: (Дата обращения: 14.05.2024)
6.Борель Э. Вероятность и достоверность. Пер. с фр. 3-е изд. – М.: Наука. 1969. 110 с.
7.Вейль Г. Математическое мышление / Пер. с англ. и нем. – М.: Наука, 1989. – 400 с.
8.Волков, Генрих Николаевич. Социология науки [Текст] : Социол. очерки науч.-техн. деятельности. — Москва : Политиздат, 1968. — 328 с.
9.Гильберт Д. Основания геометрии. М. 1948.
10.Грицанов А.А., Абушенко В.Л. Метод // Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. – Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998. С. 420.
11.Гротендик А.Урожаи и посевы. Размышления о прошлом математика: Пер. с франц. – Ижевск. 2001. 288 с
12.Клайн М. Математика. Утрата определенности. Пер. с англ. – М.: Мир. 1984. 434 с.
13.Краснощеков П.С. Компьютеризация… Будем осторожны // Математика в высшем образовании. 2007. 5. С. 65-74.
14.Концевич М. Предпочитаю заниматься простыми вещами, которые можно объяснить в двух словах : [интервью] / Беседова Е.Кудрявцева // Коммерсантъ Наука. 2022. 22 (25.10.2022). С. 38.
15.Кудрявцев Л. Д. О математике // Математика в высшем образовании. 2009. 7. С. 9-20.
16.Лаплас П. С. Опыт философии теории вероятностей. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. 208 с
17.Ляткер Я.А. Декарт. - М.: Мысль. 1975. 198 с.
18.Математика: Хрестоматия по истории, методологии, дидактике : Учеб. пособие для студентов вузов гуманитар. профиля / Ун-т Рос. акад. образования; Сост. Г.Д. Глейзер. — Москва : Изд-во УРАО, 2001. — 382 с.
19.Моисеев Н.Н. Математические задачи системного анализа. М.: Наука, 1981. – 488 с.
20.Огурцов А. П. Метафизика и способы обоснования исчисления вероятностей (разрозненные заметки) // Идеи и идеалы. 2010. С. 110-133.
21.Панов М.И. Методологические проблемы интуиционистской математики. – М.: Наука, 1984. 223 с.
22.Пенроуз Р. Новый ум короля. Пер. с англ. М.: Едиториал УРСС, 2003. 339 с.
23.Пойа Д. Математика и правдоподобные рассуждения / Пер. с англ. 2-е изд., исправ. – М.: Наука, 1975. 464 с.
24.Пойа Д. Математическое открытие. 2-е изд., стереотип. Пер. с англ. – М.: Наука, 1976. 448 с.
25.Пуанкаре А. О науке: пер. с франц.- М.: Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 1983. - 560 с.
26.Светлов В.А. Философия математики: Основные программы обоснования математики ХХ столетия. М.: КомКнига, 2010. — 208 с.
27.Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин . -Минск: Харвест, 1998. 798 с.
28.Словарь социально-гуманитарных терминов. Под ред. Айзенштадт А. Л.. М.: Тесей. 1999. 320 с.
29.Хакинг Я. Почему вообще существует философия математики? / Пер. с англ. В.В. Целищев. Сер. Библиотека аналитической философии. – М.: Канон+ РООИ «Реабилитация». 2020. 400 с.
Опубликовано: Винобер А.В. Космос математики. Очерк шестой. Метод. Гипотеза. Аксиома / А.В. Винобер // Биосферное хозяйство: теория и практика. 2024. 11(76). С. 34-48.
Свидетельство о публикации №224121901096