Онижедети на краю пропасти
В КАЖДОЙ ШУТКЕ ЕСТЬ...
Учитель входит на урок и словно отбывает срок.
А школяры как вертухаи, плюют игриво в потолок.
Звонок! По трубам-коридорам с напором бурных горных рек,
сверкая матом через слово, прёт Коллективный Человек.
А где-то в опустевшем классе закрывши двери на замок
Грустит о будущем учитель. Ведь скоро снова на урок.
Педагогам сегодня трудно. Очень трудно. Дети чувствуют безнаказанность и пропорционально множится их глупость. Многие читают вслух даже в десятом классе по слогам, на каждом 3-4 слове спотыкаются, поскольку не знают его. Разницы между средневековым войском и регулярной армией не понимают. Некоторые семиклассники что такое человек объяснить не могут. У человека, говорят, мозг есть и этим он от животных отличается! А у обезьянки и попугая, спрашиваю, мозга нет? У рыбки?
Одна такая «звезда» не появлялась всю четверть, а когда замаячила неаттестация, пришла. Простите, говорит, меня!
Пирсингованная вся, с красно-зелёными волосами. Я, говорит, не в стаде, я - личность! Сразу скажу - я не ханжа. Не против пирсинга, цветных волос, татуировок, крашеных ногтей и яркой одежды. Твоё тело - твоё дело. Делай с ним что хочешь. У самого и серьга есть, и татуировки. Но это не заменяет образования и не делает человека личностью. Скорее, определяет в группу таких же фриков. Говорю об этом детям. Не верят.
А тесты? Как школьники проходят тесты... Представьте себе класс 13-летних детишек. Через год им уже паспорт получать. Перед каждым компьютер, на экране открытка с надписью «70 лет Великой Победы», орден «Отечественной войны» и задание: назвать год события, юбилей которого указан и обосновать его важность для нашей страны. И что? Ничего. Если под рукой нет телефона с интернетом, поголовное большинство детей не выполнит ни один тест и контрольную работу. Точнее напишет, но так, что учителя потом будут натягивать, как сову на глобус. До тройки, чтобы не портить показатели школы. Было бы смешно, если бы не так грустно.
А нам говорят про «Россию будущего». У нас в Советске плакат с Путиным висит, где президент говорит про надёжную опору в виде молодёжи. Какая там опора? Не будет у нас, ребята, светлого будущего, пока не наведём порядок в головах подрастающих людей, не научим их знать наше прошлое и уважать Родину! Разве мог советский школьник не знать про 1945 год, Александра Невского, Дмитрия Донского, Минина и Пожарского? Мог сказать, что Ленин скакал во главе опричников? А сегодняшние дети могут. И говорят, и пишут. Да ещё с грамматическими ошибками. Часто даже собственноручно написанное прочитать не могут. Знаете, почему? В Конституции нет идеологии, но полно либеральных прав человека.
В угол ребёнка сегодня не поставь, к директору не отправь, по попе не дай, из класса не выгони, на второй год не оставь. Когда рассказываю детям, что Пушкина, Толстого и прочий цвет нашей национальной культуры пороли за ошибки и непослушание, не верят! Вы всё врёте, говорят, недемократично! Да что там... Двойку ребёнку поставить тоже проблема. Сразу примчится обиженная и зачастую агрессивная женщина из серии #ЯЖЕМАТЬ, которая станет доказывать что учитель неправ и вообще #ОНИЖЕДЕТИ! А ведь ребёнок - копия родителей и если знаний и воспитания у него ноль, вывод очевиден и зело печален.
У детей нынче герои вроде полковника Захарченко - полицейского коррупционера, от которого вывезли «КАМАЗ» с 9 миллиардами рублей. Так на всякий случай - в 2024 году бюджет Советска 1,7 миллиарда. На эти деньги год живёт 39-тысячный город со всеми праздниками, ремонтами, зарплатами, ЧП... А тут на 7 с лишним миллиардов больше и в одну харю. Куда столько? Не подтираться же купюрами вместо туалетной бумаги! Но для современной молодёжи - это пример того, что ты крут, что можешь купить всё для себя любимого и плевать на всех с высокой колокольни.
Эх! А как же сложно совмещать учительство с творчеством и журналистикой... Это за своими словами дети не следят, а за тем, что учитель говорит или пишет - всегда! За твоей страничкой наблюдают тысячи глаз. Тысячи! Из-за этого далеко не всё могу публиковать. Иногда нужно написать слово го*но или ещё что посерьёзней, звёздочку ставлю. То есть, свобода слова есть, а говорить всё как считаю нужным, я морального права не имею. Чем, кстати, в разы понижаю свои просмотры. Как показывает жизнь, людям интересно когда «без тормозов» - грязь, обнажёнка, скандалы, сплетни и мат в три этажа. Там где всё это присутствует, десятки тысяч просмотров и столько же комментаторов. Я же грязь подчищаю. Почему? Как ответил однажды губернатор Алиханов журналистке: «По кочану!» Сразу прославился. Потом, правда, извинялся цветами и шампанским. Молодец!
А учителю писать в интернете чревато... Пришёл однажды в 7-й класс, а они: «Владислав Анатольевич, прочтите про Красного пони! Нам нравится очень!» Читают, оказываются, детки не только мою страничку в «ВК», но и федеральные порталы, где публикую стихи и прозу. Лучше бы уроки делали!
КРАСНЫЙ ПОНИ.
У меня есть красный пони -
статный, резвый, не унять!
Я на нём люблю, признаюсь,
страстных девушек катать.
Им же тихой рысью мало,
им давай аллюр, галоп!
А когда иссякнут силы,
то целуют пони... В лоб.
И вроде аккуратно всё. Эротично, но потаённо, образно без пошлости. Но найдётся «высокоморальная» женщина которая придёт в школу и начнёт: «Кто учит наших детей! Животное! Уволить гада!» Ну и в прокуратуру жалобу накатает. Доказывай потом что ты не горбатый... В родительские чаты вообще лучше не заходить. Там учителя - чистые звери и на выражения в отношении них не стесняются. Кошмарят нас «в хвост и гриву». Прочитав такое можно кондратия поймать, а если сдюжишь, желание работать нулевое. А ведь вся эта родительская чернуха вкладывается в головы детей. Вся. Сидит потом дитя на уроке и надменно так спрашивает тебя: «А почему это вы учителя ставите выше простого работяги? Возгордились что ли? Много о себе думаете?»
И сколько не объясняй ребёнку курс обществознания про социальную иерархию, про то, что без учителя не будет ни работяги, ни военного, ни инженера, ни врача и весь мир полетит к чертям, не верят. Мамка то с папкой другое говорят. И ведут себя такие детки как хозяева жизни, а их родители нас зарплатой ещё попрекают. Мол, мы в школе только ради денег! Кабы так, некому было бы уже давно преподавать, поскольку в «Красном&Белом» продавцы без образования вдвое больше получают. Педагоги поймут. Помню, один коллега сказал: «Многие родители думают, что учителя обязаны быть святыми. При нашем появлении должны звучать ангельские хоры, над головой сиять нимб и никакого секса, алкоголя, сигарет... Да что там! Мы и в туалет ходить не должны. У нас как у акул всё через поры испаряться должно!»
Учитель - живой человек. И привычки вредные иногда имеет, и любовью занимается. Просто не выпячивает всё это. На то и интим. Зато подростки прилюдно и без стыда обсуждают секс и свои пристрастия, а когда делаешь им замечание удивляются: «А что тут такого? В смысле, срамота?» Я же не только личную жизнь, но и закрома души держу закрытыми на замок. Говорю о сокровенном только через стихи, песни и прозу. Но и их публикую только после полной готовности и показа своему первому читателю, слушателю и критику - любимой жене. Однажды только конфуз вышел. Готовился к выступлению и репетировал свою третью песню «Для тебя одной» в медиа-студии десятого лицея. Раз спел, два, три... И тут в дверь входит коллега. «Владислав Анатольевич, - говорит, - мы с ребятами очень внимательно слушали. Отличная песня и поёте хорошо! Но можно чуть-чуть потише. У нас за стеной урок английского языка».
Неловко получилось. А меня ещё спрашивают - чего тебя дети так любят? Чудак-человек потому что. Лицедей и добрый шут. В нашем лицее у меня даже фан-клуб есть. Чуть что, «А вы небо падает на землю» споёте? Пою. Во-первых, поскольку люблю своих учеников несмотря на явные изъяны в их воспитании и мировоззрении. Во-вторых, жизнь научила меня не бояться быть смешным и не бояться вообще. Ведь пока мы не сбросим с себя все иллюзии и цепи страха, мы - рабы. Но это мысли нас - поколения, рождённых в СССР. Многое из того во что мы верим, как мы росли, для нынешних рабов телефона и соцсетей - абсолютная дичь. Так они говорят про нашу жизнь.
Да. Это мы надували лягушек через стебель одуванчика, бросали в воду и смотрели, как быстро они сдуются и смогут нырнуть!
Да. Это мы разбирали патроны, высыпали из них порох и делали ракету «Восток», на которой летал Гагарин!
Да. Это мы всем народом пили из одного стакана в автомате с газировкой и лимонадом, и никто не болел!
Да. Это мы никогда не носили медицинские маски и не боялись болезни и смерти!
Да. Это мы устраивали тараканьи бега, охотились на крыс и ворон, играли в конный бой, дочки-матери, войнушку, чехарду и казаков-разбойников!
Да. Это мы пекли в костре картошку и раков, были сыты, чумазы и счастливы!
Да. Это мы не имели интернета, мобильных телефонов, но упоённо жадно читали книги, ждали по телевизору любимые передачи, мультики и фильмы.
Да. Это мы пережили ужас лихих 90-х, остались добрыми и душевными людьми, которые любят свою Родину и Отечество, любят жизнь.
Но дети, которых учу я и мои коллеги, иные, поскольку мир, в котором выросло их поколение - безумен. Мы не переубедим их в обратном и не сможем объяснить, почему иногда пьём, глядя на ужас происходящего вокруг... Мы то скоро уйдём, а им жить. Здесь. А ведь у многих из них нет эмпатии. Помимо тотального незнания истории, они не способны сопереживать и сочувствовать. Однажды показывал десятиклассникам на уроке фильм Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм» 1965-го года. Правдивый, страшный. Без вымысла и спецэффектов. Документальная хроника, фото, архивные документы, материалы трибунала в Нюрнберге. Ромм рассказал, как неврастеник, прежде стукач полиции Адик, оскотинил нацию философов, поэтов, писателей, заставил убивать, насиловать, грабить, превращать в рабов всех, на кого он, безумный фюрер, показал пальцем.
Дети смотрели на горы трупов наших невинно загубленных предков на экране, на то, как весёлые немцы фотографировались с повешенными, рубили головы, насиловали... И почти никто из них не испытал по этому поводу эмоций. Никто. Никаких: «Фильм и чо?» Многие вообще так и залипали в мобильных телефонах. Там же игрушки, контент, жизнь, а не это вот всё... Для них страшная трагедия, пережитая нашей страной и чужое горе - что-то далёкое. Их это не касается. Им плевать. Голливуд с сытым обществом бездумного потребления и массовой культуры испортили молодёжь. А я хочу, чтобы она осознала непростую историю НАШЕГО наРОДа, которую нужно знать. Ведь как только люди забывают историю, всё плохое повторяется снова и с бОльшими ужасами. Так, например, как на Украине. Об этом я играю на струнах души в песне в «Небо падает на Землю».
Хотим ли мы повторения столь страшных ошибок? Мы - нет. Но дети, в большинстве своём, не задумываются об этом, не способны сопоставлять простые факты, а учиться не хотят. Родители не воспитали в них уважение к образованию и базовым ценностям - семье и вере, авторитету старшего и учителя, истинной мужественности и женственности, готовности к самопожертвованию, умению сочувствовать, сопереживать и помогать ближнему. Отсюда отсутствие дисциплины, воли и мотивации на успех. Ну и вместо чувства коллективизма, духовности и готовности подставить плечо товарищу, сплошной культ эгоизма и физиология, физиология, физиология...
Переубедить невоспитанного, необразованного, а зачастую ещё и разбалованного маленького человека в чём-то - невозможно. Инструментов воздействия на него учитель лишён. Возвращение оценок за поведение с возможностью недопуска к экзаменам, поддержанное нашим президентом - лишь начало долгого пути врачевания неокрепших детских умов и душ. Но это дело не одного года. Это дело целого поколения. Вот почему иногда опускаются руки, но ты идёшь на урок. Через силу. Ради будущего наших детей, которые стоят на краю пропасти. И только любящий учитель способен уберечь их от падения.
19.12.2024.
Свидетельство о публикации №224121901172