Боцман, ёлка и другие
Маргарита Степановна, бывшая учительница биологии, а ныне пенсионерка, сидела у телевизора:
— Совершенно нечего смотреть! Два дня до Нового года — и ни одной путёвой передачи. Либо я это уже сто раз видела, либо "глаза бы мои этого не видели"!
Боцман лежал к телевизору спиной, благодушно помахивая хвостом. Он только что плотно пообедал, и больше его ничего не интересовало.
Маргарита Степановна принесла из кухни несколько конфет. Одну развернула и тут же закинула в рот, остальные положила в карман халата, «чтоб по десять раз не ходить», погладила полосатого кота и снова принялась щёлкать пультом.
Боцман жил у неё с позапрошлой весны. Маргарита Степановна отняла его у мальчишек, запустивших котёнка в старом тазу по мутным водам в очередной раз прорвавшейся канализации. Малыш был грязен, мокр, испуган и дрожал.
Когда он, уже сытый и чистый, тихо мурчал у неё на груди, она нарекла его Боцманом — в память об истории их знакомства. Сейчас котёнок вырос в огромного пушистого кота. Когда он с достоинством шёл по комнате, Маргарита Степановна представляла себя на модном показе. Словно это был не кот, а "звезда" на подиуме.
Между тем, на одном из каналов началась познавательная передача для детей. Ведущие рассказывали о том, откуда в России появился обычай украшать ёлками свои дома. Маргарита Степановна это знала, но всё равно смотрела с интересом — ей нравилась подача информации.
— Молодцы, хорошая программа! Жаль, короткая.
Выключив телевизор, задумалась.
Вспомнила, что раньше ни один её Новый год не обходился без ёлки. Но всё изменилось, когда в доме появился маленький Боцман. В первый же год он наелся "дождя" и, играя со стеклянным шариком, разбил его и порезал подушечки лап.
«Нет. Это неправильно. Пойду хотя бы несколько веточек куплю. Пусть в доме будет хвойный новогодний дух! Не буду наряжать, просто поставлю в вазу».
Но сама уже представила, как несёт пушистое зелёное деревце. Хотелось именно ёлку, а не ветки. Поставить её, повесить гирлянды, нарядить игрушками. К тому же, маленький глупый котёнок уже вырос.
— Слышишь, Боцман? Ты же вырос, правда? Не будешь больше трогать ёлку?
Боцман прищурил зелёные глаза и недовольно дёрнул хвостом, потом лизнул переднюю лапку.
— Вижу, ты всё помнишь, и не будешь этого повторять, правда? Ты же слышал? Ёлками украшают дома в России с 1700 года! Это старый обычай, его придумал царь, Пётр Первый, когда повелел отмечать Новый год в январе. А мы уже несколько лет сидим без ёлки. Разве можно?
Кот фыркнул и отвернулся. Но Маргарита Степановна не отставала. Она обошла кресло и снова обратилась к коту:
— Ёлочка обязательно нужна. Хотя бы маленькая. Ведь праздник. Новый год. Понимаешь?
Боцман презрительно дёрнул шерстью и повернулся спиной. Он всем своим видом давал понять, что на Новый год должна быть вкусная еда. Много. Безопасные игрушки для кота, чтобы за ними весело бегать и не резать себе лапки. И свободное пространство для игры. А без ёлки прекрасно можно обойтись.
Но Маргарита Степановна считала по-другому. Она съела ещё одну конфетку, скатала из фантика шарик, бросила коту и стала собираться за ёлочкой. Кот лениво спрыгнул с кресла, тронул лапкой шарик, вальяжно дошёл до двери и упал перед ней на спину. Растопырил лапы, распушил хвост.
— Ты что же, не пускаешь меня? Нет уж, дай пройти!
Боцман протяжно мяукнул.
— Рыбы тебе купить? Ладно, куплю.
Кот сощурил зелёные глаза.
«Какая непонятливая! Не рыбы прошу я у тебя, женщина! А к разуму взываю! Не тащи в дом бесполезное мёртвое колючее дерево, на которое ни залезть нельзя, ни когтями подрать. Кресло моё передвинешь от батареи. Где котику полежать-погреться? Игрушки лапкой сбивать и шарики покатать не разрешишь. С блестючими висюльками, которые ты почему-то дождиком называешь, поиграть тоже не дашь. Будешь гонять меня от этой ёлки, а потом веником иголки собирать. А где котику бегать, скажите на милость?»
Но Маргарита Степановна не была такой разумной и рациональной, как её кот. Поэтому она оделась, аккуратно отодвинула кота от двери и ушла.
На ёлочном базаре, посмотрев на цены, чуть было не передумала. Несколько лет назад ёлки были куда дешевле. Но и расставаться с мечтой о том, как будет наряжать ёлочку, не хотелось. Стояла и прикидывала, на чём можно будет потом сэкономить.
Продавец даже не смотрел на небогато одетую пожилую женщину. У него и своих дел хватало — ёлки шли нарасхват.
К базару подъехала белая «Тундра». Солидный мужчина выбрал самую пушистую ёлочку. Купил, не торгуясь, уложил в кузов. Проходя мимо Маргариты Степановны, заметил, как она дрожит.
— Бабушка, Вас подвезти?
— Спасибо, я живу недалеко.
Мужчина вдруг всё понял.
Снова подошёл к ёлкам. Выбрал ещё одну, маленькую, аккуратную и очень пушистую. Расплатился, положил в кузов и улыбнулся старой учительнице:
— Пожалуйста, не откажитесь принять мой скромный подарок. Садитесь, я Вас с ёлочкой до дома довезу.
Маргарита Степановна замахала руками:
— Что Вы, это очень дорого, я не могу взять.
— У меня бабушка была, на Вас очень похожа. Я ей на каждый Новый год ёлочку привозил. А теперь везти некому… Пожалуйста, не отказывайтесь. Это для меня тоже очень важно.
Его глаза заблестели, он отвернулся и тихо произнёс:
— Да, мужчины не должны плакать. Но я очень скучаю. Почти год прошёл, но я так и не привык, что её нет.
— Как Вас зовут?
— Вадик. Бабушка называла меня Вадюша.
Маргарита Степановна благодарно погладила мужчину по руке:
— Поехали, Вадюша. Я живу вон в той пятиэтажке.
Они были почти у дома, когда у мужчины запел телефон.
— Да, доча. Что? Как "уже отпустили"? Почему отменили? Мчусь! Из школы не выходи, жди меня, скоро буду.
Подъехав к подъезду, виновато посмотрел на Маргариту Степановну:
— Извините, бабушка, ёлочку Вам домой занести не смогу, у дочки последний урок отменили, надо срочно в школу ехать.
— Не страшно, у меня второй этаж. Спасибо Вам. С наступающим!
Помахала вслед отъезжающей машине. Прислонила ёлочку к стене дома. Посмотрела на окна дома напротив: то тут, то там уже сверкали огонёчки гирлянд. Звёзды подмигивали с неба. Пар из трубы котельной поднимался вверх. «Как резко похолодало». Порадовалась, что завтра не надо никуда идти. Повернулась к ёлочке — и застыла. Там, где только что стояло пушистое деревце, оказалась пустая кирпичная стена. Маргарита Степановна даже руками всплеснула. «Не привиделось же мне всё это?» Подошла поближе и чуть не заплакала от радости: ёлочка просто упала и теперь лежала верхушкой в сторону подвального окна.
Дома их с ёлочкой никто не встречал.
— Боцман! Бастуешь?
Кот лежал на кресле и всем своим видом выказывал неприязнь к перестановкам мебели в частности и глобальным переменам вообще.
Передвинув кресло с недовольным котом, Маргарита Степановна пошла в коридор за крестовиной. Судя по взгляду Боцмана, он сейчас вычислял, сколько понадобится котовьих сил, чтобы поставить кресло на место. А потом вдруг зашипел и душераздирающе взвыл. Пожилая женщина никогда не слышала от своего кота таких звуков, поэтому примчалась тут же. И увидела, что кот утробно орёт на ёлку.
— Ну, Боцман, это уже переходит всякие границы. Так себя культурные коты не ведут.
Но кот, не прекращая орать, носился вокруг дерева и пытался на него залезть.
— С ума ты сошёл, что ли?
Поймала кота и унесла на кухню, закрыв за ним дверь. Боцман злился и только что не тряс дверь, требуя его выпустить.
Размышляя над неадекватным поведением кота, Маргарита Степановна поставила ёлку в крестовину, закрутила винтовое крепление. Принесла коробку с игрушками. Включила верхний свет и надела очки.
Вот тут-то и объяснилось странное поведение Боцмана. На верхушке ёлочки, поблёскивая глазами-бусинками и цепко держась лапками за веточку, сидел серый мышонок.
Маргарита Степановна всю жизнь проработала в школе. И внезапной мышью её можно было напугать только в первый год работы. А к выходу на пенсию она могла бы спокойно без страха зайти в клетку к тигру.
— Откуда ты взялся, малыш? Из подвала?
На кухне бесновался Боцман. «Мышь, мышь в доме! Мало ей бесполезного дерева, она ещё притащила бесполезное животное! Сколько можно? То чиж, то стриж, то мышь! Выпустите меня! Я вам всем покажу!»
Наконец, дверь уступила, и разъярённый кот вырвался наружу. В один прыжок он преодолел расстояние от кухни до ёлки, вторым прыжком свалил несчастное дерево. Мышь полетела в одну сторону, ёлка в другую, чуть не придавив кота. Увернувшись от нападения колючего дерева, Боцман заметался по комнате. Он видел траекторию полёта мыши, но никак не мог сообразить, куда она делась. К тому же, поискам очень сильно мешала пожилая женщина, пытавшаяся поймать самого кота.
Закрыв Боцмана в ванной комнате на крючок, Маргарита Степановна достала старую птичью клетку, отрезала кусочек сыра и принялась искать мышонка. Поиски успехом не увенчались, к тому же живот предательски урчал, напоминая, что время ужина давно прошло. Переодевшись в халат, пошла на кухню. Кот за дверью ванной угрожающе выл. Он был оскорблён.
— Боцман, да что с тобой? Подумаешь, мышь.
«Нет. Это не просто мышь. Это нарушение личного пространства! — транслировал кот через закрытую дверь. — Сначала мышь, а потом ещё, чего доброго, и собаку заведём? Нет, я не согласен!»
— Кушать будешь?
«Не буду! Я объявляю голодовку!»
И тут Боцман понял, что погорячился. Голодать он был не готов.
По внезапно наступившей тишине Маргарита Степановна поняла, что корабль Боцмана выкинул белый флаг.
— Кушать, кушать. Выходи, бунтарь.
Кот, глядя в пол, боком вышел из открывшейся ванной комнаты.
«Сейчас поем, потом буду искать эту мышь. Нет, сначала посплю. Устал я сегодня».
Маргарита Степановна наполнила миску коту. Потом положила себе варёной картошечки и полила её постным маслом. Не успела съесть и трёх ложек, как вдруг ей послышалось шуршание. Умывавшийся после ужина Боцман тоже это услышал, и застыл, глядя на колени хозяйки.
Проследив за его взглядом, Маргарита Степановна тихо хихикнула. Мышонок вылез из кармана её халата и теперь пытался развернуть завалявшуюся там конфетку.
Новый год встречали вчетвером: счастливая Маргарита Степановна, задумчивый кот, мышонок в птичьей клетке и, конечно же, красавица-ёлка.
Объевшийся Боцман лениво катал по полу шарик из конфетной фольги и старательно делал вид, что ему нет никакого дела ни до ёлки, ни до мышонка. Впрочем, так оно и было. Ведь если хозяйка счастлива, а в миске есть еда, то коту больше ничего и не надо.
14.12.2024.
Написано в рамках марафона для группы ВК "Четыре рукописи • Писательский клуб".
Свидетельство о публикации №224121901468