Модерон
Утром следующего морозного дня мы на рабочем автобусе доехали от посёлка до столовой разреза, где после завтрака отправились в контору службы пути. В столовой очень хорошо готовили, к тому же здесь был большой выбор полуфабрикатов, которые можно было взять с собой для обеда на рабочем месте. Меня, Мишку Кононова, Ваську Маркина и Сашку Щукина отправили в бригаду для работы на перегоне. Выйдя из конторы, мы пересекли заснеженные станционные пути и подошли к домику путейцев. Рабочие уже таскали инструмент, материалы и грузили в деревянный ящик, установленный на модероне, - двухколёсной тележке с длинной ручкой. Бригадир, шустрый коренастый мужичок, небольшого роста, в шапке набекрень, увидев нас, заулыбался, обнажив рот, в котором отсутствовал передний зуб:
- Привет студенты, быстро берите молотки, пора выходить.
Поздоровавшись, мы взяли по путейскому молотку и, положив их на плечи, подошли к рабочим. Хотели познакомиться, но появился бригадир с двумя жёлтыми флажками, один протянул худощавому стройному мужику: «Держи, ты замыкаешь, я - впереди». Подскочил к крепышу, держащему за ручку модерон и хлопнул его по плечу:
- Давай, Федя, трогай за мной.
Потом повернулся к нам:
- Студенты, вы рядом с Федей, поможете, если что, тележку переставить и не отставать. Меня, кстати, Николаем зовут.
Бригадир развернул флажок и, держа его в руке, убежал вперёд метров за сорок, перейдя там на шаг, а мы двинулись следом за ним вдоль бокового пути. Сашка что-то рассказывал Мишке, размахивая руками и оба, идя впереди, над чем-то смеялись. Мы с Васькой шли молча рядом с путейцем, толкающим тележку, чтобы помочь ему в случае необходимости. Модерон, скрипя колёсами катился по рельсам, подпрыгивая на стыках и тогда на всю округу, в морозном воздухе раздавался грохот стальных ломов и лап для выдергивания костылей. Две тёмные нитки рельсов бокового пути с блестящими полосами от колёс убегали вдаль, соединялись на стрелочном переводе и исчезали вдали. Мороз щипал щёки, забирался в рукавицы, серый от угольной пыли снег скрипел под новыми, плохо гнущимися валенками. Добрались до горловины станции, вышли на главный путь, уходящий в небольшой лесок и исчезающий за вскрышным отвалом. Рабочий с модероном, не останавливаясь, повернулся к нам:
- Ну, что парни, кто меня подменит? Покурить надо.
Я был ближе к нему и с готовностью сделал шаг вперёд.
- Смотри, аккуратно, тяжело будет, держи наклон чуть на себя, иначе уронишь, - поучал меня Фёдор. Не отпуская ручку тележки, передвинул свои руки, освобождая место моим. Я положил свой молоток в ящик тележки и взялся за ручку. Надо сказать, что ручка эта была, как небольшая оглобля, деревянная и плохо оструганная, затертая рукавицами до черноты. Прошли несколько метров вместе.
- Всё, держи, я убираю руки, смотри осторожно на стыках.
Путеец, шагнув в сторону, закурил папиросу и, выпуская клубы сизого дыма, изрёк:
- Что такое модерон? То не лошадь и не конь, а везет добра вагон.
Довольный своим высказыванием, он громогласно расхохотался. Бригадир, идущий впереди услышал его смех и, не понимая в чём дело, на всякий случай погрозил нам кулаком.
Управляться с тележкой оказалось нелёгким делом. Необходимо было удерживать равновесие, а руки в толстых ватных рукавицах плохо обхватывали толстую рукоять. Вес модерона тоже оказался больше того, что я ожидал. Не подавая виду, с усилием катил тележку, чувствуя, что становится жарко. Метров через триста появилось желание снять телогрейку, но выручил Васька, ему тоже хотелось попробовать свои силы. Я с облегчением и большим удовольствием передал ему «аппарат». Пока шли до места работ, покатать модерон досталось всем. Хорошо ещё, что ни одного состава не было. Мы плохо представляли, что делать в таком случае. Наконец добрались до места работ, расположенного в редком берёзовом лесочке, деревья которого были одеты в пушистый иней. Сняли тяжеленный ящик с инструментом и тележку оттащили в сторону от путей. Бригадир осматривал стыки рельсов, мерил шаблоном колею и что-то бормотал себе под нос. Наш знакомый путеец ушёл вперёд метров за сто и стоял там глядя вдаль. Худощавый мужик стоял, не доходя до нас метров семьдесят, и курил, смотря в сторону станции. Мы, как стайка нахохлившихся воробьёв, крутили головами, смотря по сторонам и ёжась от холода. Вдруг раздался свист Фёдора, отойдя в сторону от пути, он поднял руку с развёрнутым жёлтым флажком. Бригадир, услышав свист, достал из-за голенища жёлтый флажок, развернул его и быстро подошёл к нам:
- Берегись, студенты, сейчас «вертушку» с углём пропустим и начинаем работать. В морозном воздухе раздался протяжный свисток тепловоза, а за ним нарастающий шум приближающегося поезда. Вскоре показался тепловоз «ТЭ-3», тянущий состав с углём. Надсадно и глухо урча, пуская струи чёрного дыма, он ещё раз протяжно свистнул и, сбавив скорость, проследовал мимо нас. Грохот локомотива и запах солярки сменился равномерным стуком колёс полувагонов, гружённых углём. Временами колёсные пары издавали свистящий визг, а вагоны жалобно скрипели под тяжестью груза, ныряя и гремя автосцепками на стыке рельсов. Последний из них обдал нас холодной волной воздуха и укатил вдаль. Шум состава затих, и наступила тишина. Фёдор поставил в колею знак в виде красного квадрата на шесте, а также установил петарды на головки рельсов. Со стороны станции то же самое проделал худощавый мужик.
- Так давай, ребята, двое берите лапы и вытаскивайте костыли, двое убирайте подкладки, - засуетился бригадир. Он подбежал к стыку и мелом стал быстро ставить метки на подошве рельсов. Мы, замёрзшие и неуклюжие в новых валенках, принялись за работу. Костыли тяжело было только надорвать, потом они хорошо выходили из шпал. Через две – три минуты работы у нас что-то стало получаться. Ударами вдоль рельса убрали подкладки и воткнули деревянные «пробки» в отверстия шпал. Быстрым шагом подошёл Фёдор и, взяв из ящика гидравлический домкрат, подсунул его под подошву рельса. Бригадир, отбежав с десяток метров, припал к головке рельса и крикнул:
- Давай, Федя, поднимай.
Путеец стал двигать рычагом, а мы, встав на «четвереньки», смотрели, что происходит. Оказалось, что с обеих сторон от стыка рельсы «просели» и получилось что-то типа ямки длиной около пяти метров. Поэтому здесь, когда проходил состав, вагоны как бы ныряли и стучали автосцепками. Домкратом рельсы приподняли, ямка исчезла, путь стал ровным.
- Нина, тащи карточки, Федя, костыли длинные, - раздался крик бригадира.
Какая Нина? Мы, встав с колен, отряхивались и оглядывались по сторонам. Оказалось, что худощавый мужик, - это женщина средних лет с обветренным, совсем не женским, смуглым лицом. Видя наше замешательство, прозвучал окрик бригадира:
- Студенты, чего рты разинули? Быстро карточки раскладывайте. Дексель мне кто-нибудь принесите.
Мы, глядя на рабочих, стали подбирать по толщине карточки и подсовывать их под подкладки. Васька, разгорячённый работой, в расстёгнутой телогрейке метнулся к ящику с инструментом, но остановился:
- А что такое дексель?
- Топор французский, что не изучали такой? – бригадир лыбился, глядя на нас и выставляя напоказ беззубый рот.
- Да топор это, только лезвие поперёк топорища, чтобы шпалы затёсывать, - подсказал Фёдор.
Васька покопался в ящике и с гордым видом принёс инструмент бригадиру.
Разложив карточки, пришло время забивать костыли. Занятие для нас оказалось слишком сложным. Молоток норовил выскользнуть из рук и никак не хотел попадать по головке костыля. Я раз пять смазал, прежде чем с десятого раза забил костыль. В каждой подкладке было пять отверстий. Пока забил все, стало жарко. Снял телогрейку и украдкой посмотрел по сторонам. Из нашей группы лучше всего получалось у Мишки. Он раза два мазал и забивал костыль за пять-шесть ударов. Васька и Сашка были на моём уровне мастерства и, глядя на меня, тоже разделись. Бригадир промерял шаблоном колею и приговаривал:
- Ребята, только по рельсам не бейте, а то натворите дел. Только по рельсам не бейте.
Больше всего нас поразила Нина. Она ставила сразу два костыля в отверстия подкладки, шесть ударов - и костыли на месте. Видя наши «успехи», она предложила:
- Вы ставьте костыли, а мы с Федей будем колотить.
Было как-то неудобно перед рабочими, особенно перед женщиной, но делать нечего, и мы согласились. Дело пошло быстрее. Только Мишка упорно продолжал стучать молотком, и у него неплохо получалось в отличие от нас. Забив последний костыль, мы стали собирать инструмент. Фёдор и Нина пошли убирать щиты и петарды. Бригадир всё поглядывал на часы, а когда все собрались вместе, сказал:
- Курите, через десять-пятнадцать минут порожняк пройдёт, тогда и домой двинем.
Наша небольшая разгорячённая работой бригада дружно закурила, выпуская в морозный воздух клубы пара и дыма. Накинув телогрейки, мы стали вспоминать, смеясь над тем, как неуклюже вытаскивали костыли, а уж забивать их ещё то дело. Фёдор с бригадиром поддакивали и шутили над нами, только Нина молча улыбалась, стояла в сторонке, куря папиросу.
- А вы знаете, почему зимой путеец торжествует? – спросил вдруг бригадир, обращаясь к нам и, хитро улыбаясь, добавил: «Каждую зиму на все дороги страны приходит самый классный специалист по их содержанию, который не берёт деньги за свою работу, но дороги при нём содержатся в лучшем виде».
- Ну и кто этот дурак? - спросил кто-то из наших.
- Дорожный мастер – Мороз, - бригадир рассмеялся, откровенно радуясь, что развёл нас.
Со стороны станции раздался протяжный гудок тепловоза и показался состав, следующий под погрузку углём. Пропуская локомотив с порожними вагонами по месту работ, мы с удовлетворением и чувством гордости отметили, что поезд следует, не сбавляя скорости, а вагоны не ныряют и не гремят автосцепками. В приподнятом настроении, самостоятельно поставили модерон на рельс, загрузили ящик с инструментом и двинулись в сторону станции, где нас ждал тёплый путейский домик. Шли в том же порядке, что и к месту работ. Фёдор, доверивший нам тележку, молча шагал рядом, слушая наши впечатления от работы и, когда мы замолчали, громко произнёс:
- А, что, парни, знаете, как дядя Фёдор в Сибири оказался? - спросил он.
- Нет, а какой дядя Фёдор?
- Козе понятно какой, - путеец вдруг стал серьёзным.
- Из-за модерона, студенты, из-за него.
Фёдор, сняв грязную меховую рукавицу, показал пальцем на тележку, закурил папиросу, предварительно помяв, продолжил:
- Служил дядя Фёдор на флоте, на знаменитом крейсере «Аврора» в Ленинграде. Хорошо служил, на сверхсрочную предлагали - не пошёл. А устроился бывший старшина первой статьи монтёром пути по третьему разряду, как и вы, салаги, только в дистанцию обслуживающую перегон «Ленинград – Москва».
Сашка с Мишкой, идущие впереди, сбавили шаг, прислушиваясь к рассказу.
- Парень я был видный, это сейчас поизносился малость. Женился, квартиру получил в бараке от дистанции пути. Всё было как у людей: семья, работа, уважение, до такого вот, как сегодня зимнего дня.
Путеец закашлялся, выплюнул папиросу:
- Пошли мы на перегон впятером, стыки карточками поправить и болты протянуть. Качу я модерон, впереди метров сто - сигналист с флажком идёт, ещё один сто метров сзади, бригадир с ещё одним монтёром пути следом за мной идут, беседуют о чём-то. Я иду о своём думаю, знаю, что сигнальщик или бригадир предупредит в случае чего.
Рассказчик задумался, вспоминая что-то, покачал головой и махнув рукой, словно разговаривая сам с собой, продолжил:
- Вдруг гудок впереди, протяжный такой и громкий с хрипотцой. Да так быстро приближается, что опешили сначала все, а потом в сторону под откос сиганули. Я как шёл по краю шпал, ручку модерона отпустил, он и упал в колею. Бросился бежать прочь так, как в детстве не бегал, видел только краем глаза клубы снежной пыли и поезд необычный, на огромной скорости скрипит тормозами, гудит протяжно и бьёт со всего маху по модерону, ящику с инструментом. Куски обшивки, модерон и инструмент в разные стороны и далеко вперёд. Вот это кино было, век не забуду.
- А что за поезд-то?
-«Р-200», слышали про такой? - Фёдор взмахом руки перед собой показал, как он быстро едет:
- 180 километров в час шёл, а тут мы с модероном.
- А дальше что было.
Фёдор даже остановился от такого вопроса, остановились и мы.
- Суд был, поезд на рельсах устоял, но получил повреждения. Он пробные рейсы делал в то время, без пассажиров. Нам с бригадиром присудили условный срок, выплачивать по 25 процентов в течение двух лет и сослали работать: его на Дальний восток, а меня - в Сибирь. Только жена в Ленинграде осталась, наотрез отказалась ехать со мной в Сибирь, а потом и на развод подала. Вот так, студенты, модерон может судьбу изменить.
- Срок наказания прошёл, а почему в Ленинград не вернулся? - спросил Мишка.
- Нравится мне здесь, природа, люди, работа, да и семья у меня новая, и квартиру дали в новом доме, вам этого не понять, молоды вы ещё.
Рассказчик замолчал, задумавшись, достал папиросу, дунул в мундштук, смял его пальцами и, взяв папиросу губами, прикурил от спички. Выпустив через нос клуб сизого дыма, зашагал шурша валенками по краю шпал. Мы молча двинулись за ним и даже модерон, подпрыгивая на стыках, громыхал своим грузом не так громко, как утром, вероятно, чтобы не отвлекать Фёдора от нахлынувших воспоминаний.
Свидетельство о публикации №224121901544