Русский каганат
(ст."Защитник и «страдалец» земли Русской[Владимир Мономах]",Мир истории- ВОН,2024) "Владимир Всеволодович Мономах– последний популярный князь Древнерус-ского государства.За годы своего правления в Ростове,Смоленске,Чернигове,Перея-славле и, наконец,Киеве он снискал поистине всенародную любовь и за свою дейст-вительно порядочную жизнь стал героем летописей,былин,сказаний,а также был прич-ислен церковью к лику святых.За какие заслуги Владимир Всеволодович заслужил пр-изнание современников?Герой своего времени.Во-первых,за свое миролюбие и уступч-ивость.В 1093 г.он уступил киевский престол двоюродному брату Святополку– несл-ыханный шаг в условиях ожесточенной борьбы потомков Ярослава Мудрого за власть! Миролюбие Владимира(который,впрочем,удержал за собой отцовские земли в Ростове, Чернигове,Смоленске и сохранил влияние в Новгороде) принесло свои плоды: Свято-полк надолго стал его верным помощником и союзником.Владимир Мономах пошел еще дальше и простил убийцу своего сына– двоюродного брата,черниговского князя Оле-га.Его миролюбивое письмо к нему– образец необычайного смирения и терпения,сов-ершенно не свойственного большинству удельных правителей того времени.И наконец, Владимир Всеволодович не только сам прощал и уступал,но и пытался примирить дру-гих князей.Во многом благодаря его стараниям состоялся знаменитый Любечский съе-зд(1097 г.),который установил принцип «каждый да держит вотчину свою».И хотя князья ожидаемо нарушили это постановление,все же миротворческие усилия Мономаха укрепили за ним славу настоящего защитника и благодетеля земли Русской.Он заме-тно и выгодно выделялся на фоне своих сородичей, которые никак не могли поделить земли и воевали за их раздел,привлекая на свою сторону опасных врагов Руси– коч-евников-половцев(ставших ее главной угрозой после печенегов).А Владимир Всеволо-дович прилагал титанические усилия, чтобы объединить русских князей в борьбе с общим врагом.Он постоянно поднимал этот вопрос на княжеских собраниях,просил пр-имириться,объединиться и совместными силами разбить степных налетчиков,не давав-ших покоя южным рубежам Руси.Он совершил несколько настолько удачных походов на половцев,что те даже откочевали от русских границ к Кавказским горам.Отголоски этих громких побед нашли отражение в былине о Тугарине змее; в народном сознании Владимир Мономах часто сливался с образом князя Владимира Красное Солнышко,крес-тившего Русь и прославившегося своими хлебосольными застольями.Молва о нем рас-пространилась по Руси.О нем знали не только бояре,духовенство,книжные люди,но и простые смерды,которые ценили и любили его за искреннюю заботу о своей земле. Всенародный князь.Владимир Мономах не был тщеславен.Он не гонялся за славой,хотя и не скрывал своих подвигов и добрых дел.В своём знаменитом «Поучении» он щедро делится богатым жизненным опытом в надежде вдохновить преемников собственным пр-имером.Какие же качества князя были достойны подражания?Владимир Мономах был хорошим,добрым христианином и на деле оправдывал это высокое звание.Он не прете-ндовал на лидерство на Руси,хотя имел на это право(его отец,князь Всеволод Ярос-лавич,занимал киевский престол).Но главное– на его стороне была всенародная люб-овь,которой он,однако,не воспользовался в корыстных целях(как наверняка поступил бы на его месте другой князь).Владимир Всеволодович был рачительным хозяином и почвенником.Занимая второстепенные столы,он познал жизнь русского народа изнутри .Он смотрел на современные ему проблемы незамыленным,трезвым,адекватным взглядом .Будучи чрезвычайно трудолюбивым,Мономах никогда не сидел без дела и не гнушался элементарными бытовыми работами и домашними хлопотами,которых чурались гордые князья,предоставляя эти черновые обязанности слугам.Поэтому неудивительно,что его первой мерой при вокняжении в Киеве (правил с 1113 по 1125 гг.)было состав-ление так называемого «Устава о резах»,который ограничивал произвол ростовщиков. Владимир Мономах понимал,что денежные проблемы– корень всех социальных зол.Не забыл он и о других землях; так,он восстановил города в ростовских владениях,по-страдавших от набегов волжских булгар; он же основал здесь новый город– Владимир ,впоследствии ставший новым центром объединения Руси– в этот раз Северо-Восто-чной.«Страдалец» за Русскую землю.Таким почётным эпитетом наградил летописец кн-язя Мономаха.В древнерусском понимании слово «страдалец» означало труженика,кот-орый день и ночь работает не покладая рук.Владимир Всеволодович упоминается в таких известных древнерусских памятниках,как «Слово о полку Игореве» и «Слово о погибели земли Русской».А в знаменитой Степенной книге он даже назван царем,хотя не был венчан на царство(первым венчанным царем стал Иван Грозный).На каком же основании книжник приписал ему этот высокий титул?Помимо вышеуказанных заслуг Владимир Мономах снискал себе славу преемника византийского императора.Его попы-тки вмешаться во внутренние дела Византии привели к браку его внучки Добродеи Мстиславовны с сыном императора Иоанна II– Алексеем.Вероятно,этот успех стал одной из главных причин появления легенды о подарках византийского императора Владимиру Мономаху,в числе которых была знаменитая шапка,которая стала символом власти московских князей.Согласно этой легенде,правитель Византии признал его «государем всея Руси»– титул,который впоследствии наследуют московские правите-ли.Почему пример Владимира Мономаха не побудил русских князей хотя бы к формаль-ному примирению ради борьбы с кочевниками? Ведь пройдет совсем немного времени, и Русь подвергнется страшному,опустошительному набегу монголов.А причиной их ус-пешного завоевания русских земель станут разногласия и вражда между удельными князьями,которых так старался примирить Владимир Мономах.Очевидно,самый извест-ный внук Ярослава Мудрого был для своего времени исключением из правил(если не считать его сына Мстислава Великого,который более или менее успешно продолжил политику отца).Значит ли это,что Мономах зря старался? Конечно же,нет.Ведь имен-но он стал главным нравственным ориентиром для московских князей в их объедини-тельной политике.Может,в этом и заключается главная заслуга «страдальца» за Рус-скую землю,который и после смерти продолжил главное дело своей жизни?"
(ст."Кто она– настоящая «Снежная королева»?[Енни Линд]",Мир истории-ВОН,2024) "Она,смеясь,называла его «милым братцем» и «чудесным ребёнком»,хотя Ганс был зн-ачительно старше неё.Однако он казался таким беспомощным и милым,что сама она невольно чувствовала себя умудрённой жизненным опытом дамой,когда находилась ря-дом с ним.Она,красавица Енни Линд,не знала,что он страдал от безответной любви.
Публика ею восхищалась и благоволила,не подозревая,что детство «шведского соло-вья»,как называли Енни,прошло в нищете и беспросветности.Её поклонники писали ей романтические признания и посвящали стихи.Но был среди почитателей Линд один че-ловек,который сумеет воплотить её черты в удивительном сказочном образе.В интер-претации Ганса Христиана Андерсена Енни превратилась в Снежную королеву,ведь сам автор чувствовал лишь исходящие от неё холод и равнодушие.Но какой же на самом деле была эта женщина? И что её связывало с великим сказочником?Детство в бедно-сти.Она появилась на свет в 1820 г.в Стокгольме.Семью маленькой Енни(иногда её называют Дженни)Линд нельзя было назвать благополучной.Её родители с трудом сво-дили концы с концами,постоянно ссорились,а детей считали обузой.В конце концов Енни была отдана на воспитание родственникам,но и здесь была вынуждена мириться с нищетой.Нося штопаные чулки и старые платьица,малышка находила для себя занят-ие,которое позволяло отвлечься от печальных раздумий или хотя бы на время забыть о голоде,который она постоянно испытывала.Енни нравилось петь.Казалось,что толь-ко в песнях она способна раскрыть всю свою многогранную натуру,и голос этой хру-пкой маленькой девочки был на удивление сильным и звонким.Конечно,многие прохо-жие удивлённо посматривали на малышку,которая,сидя на крыльце,выводила нежным голоском старинные баллады.Счастливый случай.Одним из таких прохожих однажды ок-азался придворный секретарь,который по совместительству занимал должность учите-ля пения Королевского театра.Потрясённый мастерством исполнения этой девятилет-ней девочки,он тут же попросил её познакомить его с родственниками.Вскоре Енни уже получала стипендию и обучалась вокальному мастерству.Поначалу она исполняла самые обыкновенные детские роли.Но в семнадцать лет,превратившись в изящную юную девушку,Енни сыграла в «Вольном стрелке» Вебера.Прекрасная исполнительница,кото-рая блистала на сцене,очень скоро стала любимицей публики.Её называли «шведским соловьём»,а слава о ней очень скоро распространилась по всей Скандинавии.Надо отдать должное Линд,сама она не считала себя неподражаемой примадонной.Нередко она отмечала,что публике просто не с кем её сравнить,а в мире много куда более талантливых певиц.Быть может,именно поэтому,собрав средства,Енни отправилась уч-иться в Париж.Обида на Париж.Но во французской столице её ждало горькое разоча-рование.Представ перед известным мастером итальянской школы Мануэлем Гарсиа-мла-дшим,она исполнила свою лучшую партию.Послушав Линд маэстро заявил,что у неё нет ни таланта,ни голоса,и учить её он не станет.Но,несмотря на обиду,Линд всё равно посещала занятия Гарсиа.Она вникала в особенности техники,понимая,что раньше мн-огие композиции исполняла неправильно.Она делала выводы и отмечала прежние ошиб-ки.Но главное– в ту пору Линд обзавелась влиятельными друзьями,одним из которых был композитор Джакомо Мейербер.Именно по его приглашению она прибыла в Берлин, где дебютировала в опере «Норма».Публика пребывала в восторге,а сама Линд с это-го момента стала мировой знаменитостью.Кстати,свои старые обиды она не забывала, и предложения от Парижской Оперы отклоняла.Енни стала одной из самых известных и богатых оперных певиц.Немало средств она тратила на благотворительность и подде-ржку молодых дарований.Она никогда не забывала,как тяжело ей приходилось в детс-тве и не хотела,чтобы другие талантливые люди мучились от голода и бедности.Ска-зочник и его «королева».Енни окружало множество ярких личностей,среди которых был и Ганс Христиан Андерсен.Безумно влюблённый в певицу,он страдал от безотв-етной любви.А Линд нередко ласково называла его «братцем» и порой вовсе забывала о его существовании.Её холодность и безграничный талант вдохновили сказочника на создание его волшебных историй «Снежная королева» и «Соловей».В каждой из них был запечатлён образ прекрасной и недосягаемой Енни Линд,которую Андерсен никог-да не переставал любить.Как он писал:«Ни одна книга или какая-либо личность не оказали на меня как поэта более благородного влияния,чем Енни Линд.Для меня она открыла святилище искусства».Сама же Линд, наверное,так и не узнала о страданиях её приятеля.В 1852 г.она вышла замуж за пианиста Отто Голдшмидта,у них было трое детей- в 1853 родился первенец Отто,спустя 4 года дочь Дженни,а в 1861 родился младший сын- Эрнест.Она оставила оперную сцену,хотя иногда соглашалась выступить на концертах.А в последний раз Линд выступила на благотворительном мероприятии в 1883 г.Умерла Енни Линд от рака в 1887 г.,в возрасте 67 лет.Современники призна-вали.что Енни Линд не обладала невероятно сильным голосом или большим драматич-еским талантом,но когда она появлялась на сцене,начиналось некое «волшебство», которое не поддавалось описанию.Быть может,это и была магия доброй и суровой,ми-лосердной и жестокой «Снежной королевы»."
(ст."И избрались трое братьев».Откуда пришли Рюрик,Синеус и Трувор",Мир истории-ВОН,2024) "В 862 г.славяне,чудь,кривичи и весь призвали на княжение трех братьев– Рюрика,Синеуса и Трувора.Согласно «Повести временных лет»,первый сел в Ладоге(по другим летописям,– в Новгороде),второй– в Белоозере,третий– в Изборске .Летописец умолчал об этнической принадлежности князей,упомянув только,что приз-ывали их «из-за моря».Этот серьезный пробел породил в исторической науке так на-зываемый «варяжский вопрос»,суть которого сводится к следующей проблеме: кем бы-ли Рюрик,Синеус и Трувор– скандинавами или славянами?Кто такие варяги и русь?
Почему многие ученые придавали(и продолжают придавать)этой проблеме принципиа-льное значение? Ведь никто не сомневается,что Древнерусское государство– одно из самых сильных в Европе– независимо от этнической принадлежности его первых княз-ей.Ответ следует искать в исторической обстановке,в которой возник так называе-мый варяжский вопрос.Впервые о нем заговорил шведский дипломат и историк Петр Петрей– причем, начале 17 в.,когда Швеция посягала на Новгород (где согласно ряду летописей правил Рюрик).В своей «Истории о великом княжестве Московском» Петрей пишет:«…Кажется…что варяги вышли из Швеции».Так ли это было на самом дел-е?Ранние русские источники под понятием «варяги» подразумевали жителей Скандина-вии вообще или ее выходцев на Руси,– в частности.Летописец называет варягами шв-едов,норвежцев,англов,готландцев.А кто такие русь? Ведь они пришли вместе с вар-ягами в Новгород:«Те варяги назывались Русью…И избрались трое братьев…и взяли с собой всю русь,и пришли прежде всего к славянам».В «Повести временных лет» этот народ упоминается среди финно-угров,балтийских племен Восточной Европы,а также северогерманского населения.В средневековой исторической книге «Иосиппон» русь локализуется в районе Киева; в арабских источниках она «смешивается» то с хазар-ами,то со славянами.Так что для историков «русь» остается такой же загадкой,как и варяги.А следовательно,этническое происхождение Рюрика,Синеуса и Трувора не поддается определению.Кстати,в исторической науке есть версия,что Синеус и Трув-ор– вымышленные личности,а в летопись попали из-за ошибки автора,который буква-льно перевел древнешведское словосочетание «сине хус трувор»– «с домом и дружин-ой».Личность Рюрика.Кем же был Рюрик? Некоторые историки считают,что он был ска-ндинавским правителем или вождем,которого жители новгородской земли призвали как военачальника и князя-защитника,что было нормой для того времени.Есть версия,что Рюрик был наполовину славянином; так,историк Генрих Анохинсчитал его выходцем из города Руссы.Известный филолог Алексей Шахматов предположил,что Русса была варя-жским центром на берегу Южного Ильменя,откуда началось движение варягов наюг.Та-к же рассуждал и Георгий Вернадский,который утверждал,что в середине IX в.у Иль-меня возникла община скандинавских купцов,которые активно торговали с югом Руси. По мнению историка,они участвовали в призвании варягов,так как были заинтересо-ваны в безопасных торговых путях.Правда,археологические данные не подтверждают эту версию,но все же она остается в историографии на правах рабочей гипотезы.
Другие учёные отождествляют Рюрика с датским конунгом Рёриком,который служил Каролингам.Он упоминается в ряде источников,в частности,– во франкских хрониках и анналах.Археологические данные позволяют говорить,что в IX в.контакты между Русью и Данией были.Впрочем,имя Рюрик было довольно распространенным в Скандина-вии,так что нет никаких оснований утверждать,что Рюрик и Рёрик– одно лицо.А нек-оторые исследователи(в частности,– упомянутый знаменитый специалист по летописям Алексей Шахматов)вообще считали,что «Сказание о призвании варягов» не имеет ярко выраженной исторической основы,так как возникло на основе местных преданий и но-сит вставочный характер.В советской историографии Рюрик вообще позиционировался как легендарный персонаж,в то время как основателем династии,«первым, настоящим достоверным русским князем» считался Олег.Так ли это? Или известие летописи о призвании варягов в 862 г.все-таки достоверно?Синеус и Трувор– легендарные брат-ья,которых не было?Выше уже говорилось,что некоторые исследователи считают Син-еуса и Трувора вымышленными личностями,а их появление в летописи– ошибкой автора .Какие аргументы они предлагают в пользу этой гипотезы?Во-первых,согласно архео-логическим данным,Белоозеро,где по летописи сел княжить Синеус,существует с X в. Да и достоверных следов пребывания Трувора в Изборске не найдено.Правда, рядом с городом есть так называемое «Труворово городище»– археологический памятник VII–XVIII вв.Сохранился и так называемый Труворов крест на местном кладбище,который народная молва связывает с Трувором.Письменных сведений о братьях нет; летописец только сообщает,что они умерли в 864 г.,после чего Рюрик стал единоличным прави-телем.Но мог ли летописец так сильно ошибиться в столь важном вопросе? Ведь речь шла ни много ни мало,как об истоках древнерусской государственности! Большинство современных ученых считает,что эти братья все-таки были настоящими.Какие факты подтверждают эту версию?Во-первых, интерпретация имен Синеуса и Трувора как «ро-д» и «дружина» не соответствует морфологии древнескандинавских языков.Во-втор-ых,эти имена встречаются в сагах и рунических записях.И наконец,в-третьих,в ран-нем средневековье родичи(в том числе,– братья)сопровождали своего вожака в воен-ных походах.Иногда эпические произведения называют братьями вожака его близких и самых верных дружинников.Так что Синеус и Трувор были реальными воинами,которые сопровождали Рюрика во время его прибытия на Русь.Раз личности братьев(или близ-ких дружинников)установлены,то,казалось,и спорить больше не о чем(этническая пр-инадлежность Рюрика и его спутников не поддается определению).Не исчерпал ли се-бя варяжский вопрос? Что думаете?"
(ст."Зодиакальные руны славян.11 знак: Говядо и Закланный Бык— образы знака Земун— Тельца",А.Асов,2024) "Теперь поговорим о рунах и образах знака Тельца.
Руны славян— это изначальные звёздные руны,что родились вместе со Вселенной.В них заключено знание об устройстве Мироздания.Это священные знаки,коими переда-вались звуки речи.Ими были записаны «Веды».Ими писались гимны,молитвы, прослав-ления.Заклинание на священном праязыке,переданное сими рунами,многократно усили-вает воздействие..1) Говядо.Руна явления в мир Коровы Земун и её детей,и прежде всего быкоглавого Велеса Асилы.Велес Асила победил Кащея и Дыя,принёс в мир силу и знание.Велес Асила соеднился с Лебединой девой Азовой Свароговной.Потом был заточён Сварогом на Луне и был освобождён своею супругой.Обладал великими богат-ствами,золотыми чертогами.Его великой музыке внимали все живые существа.Она рож-дала саму жизнь,даровала счастье.Он представлял само звёздное небо, отвечал за смену времён года, зодиакальных эпох.2) Закланный Бык.Велес на пиру у Дыя.Велес пирует, получает дары.Но бойтесь тех даров! Пир будет кровавым..Велес уже видит себя принесённым в жертву.По Славянским Ведам,Изначальную корову звали Земун и из её вымени истёк Млечный Путь.Также от неё произошли иные священные коровы— Амелфа и Дана,Волыня.Все они породили разные лики бога Велеса.И каждый Велес Ко-рович так или иначе связан с мудростью.То есть отсюда можно сделать вывод,что коровье молоко,в славянской традиции,почитается в какой-то мере пищей для ума.
Амелфа— считалась богиней бессмертия,следовательно молоко связано с долголетием (сын Амелфы— Велес покровитель бессмертных родовичей,мудрецов и преклонных года-ми волхвов).Дана— считалась богиней воинов,казачьих родов.Индра Дыевич убил Дану и из её крови родился Велес Дон.Мантический смысл.1)Обретение сей руны значит успех в делах материальных и духовных.Означает также обретение силы и победу над врагами веры.Вы получите помощь от своей второй половины,либо от родителей,бли-зких.Предупреждение: вы можете пострадать от переполняющей вас гордости.Не хват-айтесь своими достижениями,будьте смиренны! Помните,что всё в руках Божьих!2) Вы получили возмездие за свершённое.Вы обрели и награду, и наказание.Остерегайтесь подарков и приглашений! Всё сие не ведёт к благу."
(ст."«Самые древние обитатели Москвы»: Дьяковская культура и её носители",Кул-ьтурный код,2024) "Помню,как с самого детства ходил по своему городу,смотрел на землю и думал: «А ведь здесь кто-то жил до нас: любил, строил, преодолевал».Но моя малая Родина – небольшой населённый пункт посреди бескрайних лесов Сибири. Однако это чувство – что «что-то» здесь было до меня, тем более усиливается на улицах крупных городов, а тем паче посреди хитросплетения проспектов столицы– златоглавой Москвы.Как-то невольно чувствуешь,что там,где ныне лежит брусчатка и «московским шагом» идёт беспрерывный поток людей,тысячелетия назад колосились поля и шумели леса.А рядом с ними жили совершенно другие обитатели.Благо, что сейчас можно открыть пару-тройку научных работ и убедиться в этом наглядно. И поэтому сегодня мы изучим Дьяковскую культуру, носители которой, по большому счёту, и были первыми действительно «коренными» жителями Москвы и Центральной России. Нет, были народы и события даже до них – до «дьяковцев». Но именно они просуществовали здесь почти тысячелетие и населяли эти благодатные места в период с VII века до нашей эры по Vвек нашей эры. И в широком смысле никуда не ушли – просто смешались со славянскими племенами, которые начали смещаться в Восточную Европу во времена Великих переселений.Носителями Дьяковской культуры считаются финно-угры и (частично) балты.Однако это не совсем верное утверждение, что подтверждают современные исследования.Дело в том,что приграничное смешивание и последующее «перекрывание» одного народа другим(ассимиляция)– архисложный про-цесс,который несёт за собой и смешивание культур. И если некоторые особенности указанной археологической культуры действительно «придумали» финно-угры,то впол-не «охотно» поделились ей с новыми властителями этих земель.Ареал распростране-ния Дьяковской культуры не ограничивается территорией Московской области.Он зат-рагивает и Тверскую области.То есть самое сердце России.Своё название археологическая ку-льтура получила от села Дьяково,которое на данный момент «поглотила» Москва.Име-нно там было найдено Дьяково городище– уникальный археологический памятник,кото-рый снова увидел свет благодаря усилиям Д.Я.Самоквасова в 1864 г.Как и Городец-кая археологическая культура,Дьяковская археологическая культура берёт своё нач-ало в Культуре текстильной керамики из позднего Бронзового века.Главная особен-ность– большая степень смешивания финно-угорских и балтских наработок в поздний период своего существования,что обеспечило качественный и количественный скачок вперёд– предметы усложнились,а изготовление железного оружия и орудий труда ста-ло обретать признаки достаточного производства.Сложно представить, но когда-то на рубеже тысячелетий, главной деятельностью древних «москвичей» было разведение лошадей.Прочий скот тоже был.Но лошади,которые шли и на мясо, и использовались для верховой езды– основа основ древних хозяйств.Помимо скотоводства традицион-ной деятельностью дьяковцев являлась охота,собирательство,бортничество,рыбалка и мотыжное земледелие.Уже тогда возникло понимание значимости пушнины– соответст-вующие зверьки добывались как себе,так и для продажи на запад и на восток.Чтобы не повредить шкурку,дьяковцы использовали специальные стрелы с тупым наконечни-ком.Зверёк либо терял подвижность,либо умирал от полученных внутренних поврежде-ний.Изобретение таких стрел– признак того,что пушнина являлась основой экспорта, а соболиная шуба была верхом мечтаний у местного населения(хоть здесь всё остал-ось неизменным).Земледелие поначалу носило вспомогательный характер. В основном возделывались участки берегов и мысы.Пойменные и заливные луга отводились под пастбища.Несмотря на это,дьяковцы смогли освоить выращивание льна,конопли,пшен-ицы,ячменя и просо.К первому веку нашей эры земледелие стало таким же важным ис-точником ресурсов,как и животноводство.Основа общества– родовой строй.Чаще всего один «род» складывался из нескольких семей и мог достигать сотни человек и даже больше.Каждый род жил в своём небольшом городище– от 1 тысячи до 3 тысяч квадра-тных метров.Основная сила рода– то стадо,которое он взращивал и опекал.Чем боль-ше поголовье– тем богаче считалась то или иное сообщество семей.В основном горо-дища возникали на берегах рек,которые использовались и как источник ресурсов,и как основные транспортные артерии.И ведь что интересно– одно из древних финно-угорских городищ нашлось даже в месте расположения современного Кремля.Просто место было благодатным и приглянулось не только Юрию Долгорукому в 1147 г.Горо-дища укреплялись.Изначально– частоколом и рвом.Но уже с IV в.до нашей эры,в век распространения железа,городища начали обноситься двумя рядами валов со рвом ме-жду ними.Были и свои фортификационные аномалии.Например,Кунцевское городище име-ет три линии валов,с частоколами на вершине.Ко всему прочему появляются первые бревенчатые стены в особо уязвимых местах.В целом,только на территории одной Мо-сквы известно 10 городищ,возникших в разную эпоху– невероятная густота населения по меркам того времени.И,одновременно,отражение легендарной Гардарики– страны городов,которая (согласно мифам и легендам) присутствовала на этих территориях чуть ли не всегда.Основа жилой застройки в раннюю эпоху– круглые полуземлянки с конической крышей.Позже– длинные бревенчатые дома большой площади.Помимо срубных домов ещё(пусть и редко)строились дома столбового типа.В доме уже были сени–хол-одное помещение между улицей и внутренним пространством,а также несколько тёплых помещений.В центре дома располагался глинобитный либо каменный очаг– прообраз русской печи.Помимо жилых домов каждая семья строила амбары и хлева для своих нужд.Были и неукреплённые селища,жители которых,судя по всему,были «завязаны» на укрепления ближайших соседей.Как следствие– находились в подчинённом и зависимом положении.Только в долине Москвы-реки присутствует свыше 80 подобных селищ.Из «интересностей» материальной культуры– железное оружие и украшения из цветных металлов.Но надо сказать,что по-прежнему в хозяйстве использовалось немало каме-нных и костяных изделий.В этом нет ничего удивительного,ибо металл(особенно жел-езо)– вещь дорогая и сложная.И этим же самым долгое время «грешили» и крестьяне «развитой Европы».Неидентифицированные предметы,предназначение которых непонятно – глиняные грузики,которые украшались рисунками и орнаментами.Они имеют конусов-идную форму и были очень широко распространены.А потому считается,что это либо предметы религиозного назначения(например,вместилище душ),либо что-то вроде пря-слиц,либо инструменты неведомого предназначения.Товарооборот древних москвичей невероятно широк.В частности на территории современной Москвы были найдены римс-кие стеклянные бусы и фибула,изготовленная в I в.до н.э.Скорее всего,все эти ве-щи и предметы пришли к дьяковцам при посредничестве скифов,а потом и сарматов.
Особенности духовной культуры – это обожествление сил Природы и кремация своих покойников,либо их размещение в специальных «домах мертвецов».Эти дома– небол-ьшие избушки с запечатанным входом,размещённые на деревьях,стали прообразом жил-ья легендарного русского сказочного персонажа– Бабы Яги.И это же говорит о том, что и славяне «взяли себе» некоторые финно-угорские элементы культуры.В том чис-ле и из духовного плана.Если покойного кремировали,то вместе с ним сжигали люби-мых домашних животных и украшения.По всей видимости считалось,что всё это перех-одит в мир иной вместе с почившим и помогает ему обустроить загробное существо-вание.Однако что-то большее сказать о религиозных представлениях дьяковцев труд-но.Но А.Н.Башенькиным были выдвинуты предположения,что медведь и утка– вот те два животных,которые по-особому чтились финно-уграми.Медведь считался хозяином тайги,а утка,согласно дожившим до нас преданиям,и произвела на свет «мировое яй-цо».Изучая разрозненные и немногочисленные останки дьяковцев,Т.И.Алексеева при-шла к выводу,что среднестатистический древний обитатель этих мест сочетал в сво-ём облике монголоидные и европеоидные черты.И даже славянские племена– поволж-ские кривичи и вятичи,в результате ассимиляции переняли эту «гибридную» внешно-сть.Постепенно, финно-угорские племена, в результате естественных причин, начали оттесняться к Мурому, Ростову и Белоозеру (согласно «Повести временных лет»). Каких-то насильственных следов такого оттеснения не обнаружено.Поэтому считает-ся,что запустение исконных мест обитаний могло произойти в результате распрост-ранения некой болезни,либо в виду каких-то серьёзных климатических изменений.А потому,когда славяне впервые пришли на берега Москвы-реки,почти 400 лет местные поля уже никто не возделывал.А потому пришлось брать в руки топор,впрягать лоша-дь в соху и всё начинать заново."Иван Вологдин.
(ст."«Следы Гардарики»: Городецкая культура на территории России",Культурный код,2024) "Испокон веков на территории западной части современной России строил-ось большое количество городищ и поселений.На этом фоне невольно задаёшься вопр-осом:«А не в этой ли особенности заселения территорий кроется загадка легендар-ной Гардарики»? И ведь есть за что зацепиться пытливому уму: в ту пору плотность поселений на территории большей части Европы была либо сравнима,либо реже,а сте-пные жители и вовсе не признавали ничего,кроме временного жилья.Исключение– изв-естные очаги цивилизации: Месопотамия,Древний Египет,Римская империя и греческие полюсы.Всё– прочие города можно обнаружить только на другой части карты в Китае и в Индии.Городецкая культура– уникальная археологическая культура из Железного века,главная отличительная черта которой– большое количество городищ с рогожной керамикой.Считается,что в Восточной Европе ареал распространения Городецкой кул-ьтуры не так уж велик,а основные носители– волжские финны,которые считаются иск-онными обитателями этих мест.Однако нужно отметить,что все культуры,представ-ленные на карте ниже,обладали какими-то своими особыми отличительными чертами, однако в своей совокупности,в некоем базисе,представляли собой довольно похожие явления.Поэтому считается,что Городецкая культура– ближайшая родственница Дьяко-вской культуры.Временной промежуток,когда существовала Городецкая культура– с VII в.до н.э.по II в.до н.э.Основное место распространение– Повольжье и земли современных , Рязанской и Пензенской областей.Также следы этой археологической культуры были обнаружены в республике Чувашии,Мордовии и Марий Эл.Считается,что обсуждаемая археологическая культура зародилась на территории лесостепной зоны южнее могучей реки Оки.Севернее Оки как раз расположилась родственная Дьяковская культура. Также немало памятников расположено в бассейне реки Дон– там находится 14 соотв-етствующих городищ и сотни неукреплённых селищ.Произросла она из Бондарихинской культуры и культуры Текстильной керамики. А необходимость строить укреплённые города была продиктована нуждами защиты жителей и скота,на который постоянно покушались воинственные соседи.Интересно,что несмотря на то,что в век распрост-ранения Городецкой культуры уже обрабатывалось железо, в городищах и селищах этой части света всё ещё превалируют орудия из кости и даже из камня.Просто железо – очень сложный металл, которому очень непросто придать форму.А потому кузнецы были на вес золота и пока что не могли «насытить» нужды общества нужным количеством оружия и инструментов.Впрочем, они накапливались,о чём говорят соот-ветствующие клады.В VI в.до нашей эры значительная часть носителей культуры по-пала под удар перемещающихся скифов,что вынудила «городецких» покинуть Подонье и перейти Оку,а также удалиться на территорию Саратовского Повольжья.Но и там не было покоя,ибо следующий удар нанесли ираноязычные сарматы,которые также искали своё место под солнцем.Принудительное перемещение «городецких» сыграло добрую роль для мордовских народов – они как раз начали формироваться в результате смешивания, что проявляется в смешивании памятников. Однако этот процесс был не настолько глобальным,чтобы оказать какое-то краеугольное и сверхсерьёзное влиян-ие– формирование древнемордовских племён всё равно уже шло своим естественным путём.Интересно,что «городецкие» практиковали разные формы захоронения почивших. В том числе оставляли тела в специальных домах на деревьях,что стало прообразом жилища такого фольклорного персонажа,как Баба Яга.Но абсолютно все носители Гор-одецкой культуры отказывались отправлять тела в землю,считая это дикостью.А это – большая редкость по меркам обсуждаемого времени,ибо подавляющее большинство народов земного шара уже отдавали своих покойных в объятия Матери Сырой земли.
Основные занятия «городецких» не отличаются оригинальностью – подсобное мотыжное земледелие, скотоводство, бортничество, рыболовство и охота. Однако весь набор дел говорит о предельной занятости носителей Городецкой культуры, ибо абсолютно всё время тёплого сезона они занимались обеспечением «зимней» жизнедеятельности. Но уже выделялся особый класс торговцев, которые поддерживали связи с населением Прикамья, представителями Дьяковской культуры и со скифами.Основа культуры,как уже сказано выше– укреплённые городища,которые в том числе становились этакими административными центрами тех либо иных регионов.Открытые сёла– то,что формир-овало соответствующую инфраструктуру вокруг городищ.Судя по всему между «админ-истративным центром» и окружающими селениями уже была выстроена сложная система связей,которая проявляла себя по-разному: в военном, торговом и управленческом плане.Находят и жертвенники – оборудованные капища, где древние жители России совершали какие-то свои обряды и таинства.Это говорит о том,что у носителей Гор-одецкой культуры был свой пантеон божеств,а религиозная система была развита и сложна.Основа строений– не только землянки и полуземлянки,но и наземные жилища. Можно сказать,что именно «городецкие» стремились к тому,чтобы жить над землёй в удобном и тёплом бревенчатом срубе.Судя по всему,это служило наивысшим отраже-нием жизненного достатка в этой среде.Своими особенностями обладал процесс изг-отовления керамики– на ней видны следы ткани и рогожи,что позволяет довольно легко идентифицировать поселения «городецких» среди прочих археологических куль-тур.То,что единственными носителями Городецкой культуры являются волжские финны – предки марийцев и мордвы– неверное утверждение,что подтверждают современные исследования.Дело в том,что данная точка зрения зародилась ещё в 30-е годы про-шлого века и основывалась только на частичном совпадении ареала распространения городецких памятников и древнемордовских могильников.Однако всё оказалось не так просто.И ныне существует версия,что носители городецкой культуры– тиссагеты в произведениях Геродота.Но и эта версия только ждёт своего полного подтверждения либо опровержения."Иван Вологдин.
(ст."«Отголоски космических войн»: аргентинский астрофизик рассказал о гамма-всплесках из далёкого космоса",Биосфератум,2024) "Во времена холодной войны аме-риканское правительство через ООН пролоббировало создание необходимой инфрастру-ктуры,покрывающей всю нашу планету,для круглосуточного мониторинга возможных за-пусков ядерного оружия и его использования в ближайшем космосе.Да, в космосе существуют огромнейшие звёзды, галактики, квазары, чёрные дыры – это объекты, которые способны влиять на всю Вселенную. Их мощность столь велика, что даже спустя сотни тысяч и миллионов лет, пущенная ими волна продолжает своё движение.
Земля является крошечным даже не атомом,а чем-то меньшим на этом пути.Фактиче-ски гамма-всплески не влияют на нашу планету– их сила крайне мала,но за послед-ние десятилетия с начала мониторинга зафиксированы сотни таких «волн».Любопытно то,что они распространяются по Вселенной с одинаковой скоростью.На сегодняшний день не был обнаружен их источник,поэтому разные учёные,астрономы,астрофизики, физики-теоретики рассматривают самые различные гипотезы.К примеру,имеется мнение ,что человечество обнаружило только часть из имеющихся космических тел.То есть где-то существуют такие же огромные и мощные источники энергии,сопоставимые с чёрными дырами и квазарами.Именно им могут принадлежать загадочные гамма-всплес-ки.Немецкий астрофизик Йоахим Бёрк выдвинул предположение, будто зафиксированные волны являются результатом деятельности высокоразвитых цивилизаций, вышедших даже не на межпланетарный уровень развития,а на межгалактический.Естественно, для обслуживания таких величин могут понадобиться невероятные для человеческого воображения источники энергии.Может быть,данные выбросы гамма-излучения являются продуктом какой-либо установки или двигателя,снабжающего энергией целую галакти-ку? Аргентинский коллега астрофизик Даниэль Эрлундо и вовсе считает,что во Всел-енной существуют высокоразвитые цивилизации.В борьбе за ресурсы и зоны влияния происходят столкновения.Всё,как на Земле.Только технологии там используются так-ие,которые позволяют превращать в пыль целые галактики и туманности.Применение чего-то подобного,по его мнению,неминуемо будет иметь последствия если не во всей Вселенной,то на огромнейших пространствах.Даниэль,даже выступая на южноам-ериканских астрономических чтениях,назвал гамма-всплески отголосками космических войн.Конечно, человечество ещё только начинает свой путь к постижению законов Вселенной.Мы– очень юная и молодая цивилизация,которая не в состоянии ответить на все интересующие вопросы.Возможно, со временем нам откроется завеса непознан-ного,и мы сможем выяснить истинную природу гамма-всплесков из далёкого космоса.А пока приходится лишь предполагать.Может быть,это и правда братья по разуму,а может быть,причины находятся в естественных источниках излучения.Вопрос остаётся открытым."
(ст."Загадочный идол древней славянской дохристианской религии",Исторический обзор,2024) "Славянская религия до крещения Руси окутана тайной и не потому,что кто-то скрывает историю,а из-за банальной нехватки информации.Источники бывают не только письменными,но и археологическими и антропологическими.Однако этого материала явно не хватает для полной картины мира.Конечно,можно утверждать,что правду скрывают.Христиане писали историю,и возникает вопрос: откуда вы знаете, что правду скрывают? Вы можете привести примеры,документов,которые могут быть утаены? И как для вас звучит правда?Ведь правда может восприниматься по разному, особенно людьми,не имеющими отношения к науке,которые являются просто продавцами воздуха и блюстителями сенсации.Вот к примеру в 1848 году был найден Збручский идол,на котором остались следы изображений древних божеств славян.Однако сказать ,кто именно изображён,так как каменный идол не говорит.Его изображение о многом рассказывает.Каменный идол имеет четыре очертания в верхнем ярусе: два мужских и два женских лица.Одна женщина изображена с рогом,другая- с кольцом,мужчина- с шестиконечным солярным символом.На нижнем ярусе также присутствуют мужчины и же-нщины,которые образуют хоровод.На самом нижнем ярусе мужчина,который держит весь идол.Учёные по-разному трактуют этот идол.Но самое интересное,что может обознач-ать верхний,средний и нижние ряды.Рыбаков соотносит одну женщину с Макошь,друг-ую с Ладой.Но эту позицию не воспринимают в серьёз.Учёные не находят доказатель-ств тому,что Лада является древней богиней славян.Но то,что он является выделкой из камня X в.,это уж точно.Есть другая трактовка идола.Ученые считают,что Збруч-ский идол- подделка XIX в.,которая была выполнена для польского поэта Тимона Ха-баровского.Сомнения указывает факт очень хорошей выделки лица,которая не свойст-венна славянам X века.Да и в 2011 г.сотрудники Института археологии НАН Украины также пытались в одной из своих статей найти неопровержимые доказательства о фе-йки,но у них не чего не получилось.Аргументы были,как и предыдущие.Польский поэт -песенник был автором заказа этого идола.Но в конце концов у них не чего и не получилось.Академик Рыбаков Б.А.считал,что идол изображает не руянского Святови-та,а реконструированного им бога Рода.Только это всего лишь гипотеза,без какого-либо намёка на доказательства.Просто предположение и всё.Таким образом его можно любым богом сделать.Скорее всего Збручский идол является каким-то не известным ликом нескольких богов.Возможно когда-нибудь мы сможем разгадать тайну каменной статуи."
(ст."Почему славяне всегда жили рядом с лесом?",Катарсис и Катехизис,2024)
"В эпоху раннего средневековья славяне занимали примерно треть всей территории Европы. Однако,как подсчитал археолог и медиевист Лех Лецеевич,даже если исключ-ить труднопроходимые лесные районы,славяне в первые века своей истории заселяли лишь около 6% всей славянской территории к северу от Карпат.Эта территория была отвоевана у природы, и лишь около 700 или 750 года на ней появились первые человеческие поселения и посевы.94%,а возможно,и больше,оставались нетронутыми. Регион,где зародилась славянская культура— территории современных Польши,Украины ,Белоруссии и России— был почти полностью покрыт лесами.О первых славянах часто и справедливо пишут,что они были людьми леса,в отличие от скифов или гуннов,кот-орые считались степными народами.Постоянный контакт с лесом сформировал образ жизни и мировоззрение славян.На протяжении многих поколений они привыкли жить в тени дубов и сосен,и такая среда была для них почти незаменима.Всё,что было нео-бходимо для выживания,они получали из леса и его окрестностей.В первобытные вре-мена люди могли обходиться и без леса,но славяне к этому не привыкли.Их строите-льство,способы добычи пищи и простые ремесла требовали ресурсов,которые предост-авлял лес.Археологические данные практически не оставляют сомнений: славяне Центральной Европы в первые века избегали расселения на открытых территориях, особенно среди горных хребтов. Их деревни всегда располагались вблизи рек или озёр. Эта деталь совершенно очевидна: каждая человеческая цивилизация в истории нуждалась в доступе к воде для своего развития.Типичное поселение могло находит-ься,например,на склоне небольшого холма,не только рядом с лесом,но и над заболо-ченной речной долиной.Рыбалка велась с берега удочками или плетёными ловушками. Неподалёку,на территориях,которые на протяжении веков омывались меняющимися теч-ениями,искали болотную руду,необходимую для выплавки железа.Влажная местность также подходила для выращивания овощей,а склон— для выпаса скота и лошадей Тра-вы,фрукты и грибы искали в лесу,окружающем деревню.Лес давал и строительный материал — ведь цивилизация первых славян почти без исключения была деревянной цивилизацией. Лишь те носители славянского языка, которые расселились в других климатических зонах,особенно на Балканах,в большей степени использовали в качес-тве строительных материалов камень или глину.Без леса пережить зиму было бы оче-нь сложно,ведь хворост,собранный возле поселения,был незаменимым топливом.Охота позволяла добывать кости животных,которые использовались для изготовления многих инструментов,особенно в период до того,как металл стал популярен.Например,из коры деревьев делали смолу— лучший уплотнитель,известный славянам.Однако лес им-ел наибольшее значение для земледелия.На протяжении многих десятилетий специали-сты спорили о том,какой способ добычи пищи был самым важным для славян.Отдель-ные и весьма противоречивые упоминания в письменных источниках заставили некот-орых ученых предположить,что в славянской культуре основной упор делался на жив-отноводство.Однако сегодня явно преобладает другое мнение.Первые славяне были преимущественно земледельцами,они ели зерно,особенно пшеницу и просо,а позже и рожь.Они выращивали урожай не на открытых естественных лугах и заболоченных низ-инах,а на территории,отвоеванной у леса."
(ст."Ель,как священное дерево",Историк Античности,2024) "В преддверии празд-ника всем интересно,а в чем смысл украшения ели или сосны? В чем сакральный при-знак торжества?В глубокой древности люди одухотворяли природу и верили в духов, живущих в растениях и деревьях.У древних кельтов(да и не только)ель почиталась как дерево,наделенное магическим смыслом.Поскольку оно вечнозеленое,а,значит,не поддается никаким разрушительным силам,в нем обитали лесные божества.По поверью дух леса жил в самой старой и могучей ели.А т.к.жизнь древних людей напрямую за-висела от леса,а,следовательно,от милости лесных божеств,их задабривали единств-енно известным способом- принесением жертв.Изначально это были человеческие жер-твы,затем стали использовать животных.Для этого в период зимнего солнцестояния на ветвях ели развешивались внутренности убитых жертв,а сама она обмазывалась кровью.Считается,что это были прообразы современных елочных игрушек.Впоследствии магические ритуалы изменились.Убийства заменили на украшения дарами- яблоками, кусками хлеба,и т.д.Божество не просто задабривали,но и намекали на блага,кото-рые празднующие хотели получить в новом году.Воинственные германцы помимо веры в ель как обиталище могущественного духа леса, думали, что в нее поселялись и души умерших предков,в силах которых защитить от болезней,даровать победу в сражени-ях,обеспечить хороший урожай.Для того,чтобы задобрить их,на елках также развеш-ивались жертвенные подношения в виде убитых животных и различных украшений.Очер-едным примером прообраза современной украшенной новогодней елки является то,что по поверью в самые длинные ночи зимнего солнцестояния,впрочем,как и в дни летне-го солнцестояния(на Ивана Купалу)расходилась разная нечисть.Поэтому в это время особенно важным было принесение щедрых даров вечнозеленым елям,их украшение,сов-ершение вокруг них обрядов.Интересно,что в день 23 декабря в кельтском друидиче-ском календаре- день,посвященный ели.В этот день,согласно традиции,рождается божественное дитя,воплощающее дух плодородия.Опять же надо заметить,что в совре-менном обычае празднования Нового года к этому времени елка уже стоит в больш-инстве домов,или же этот момент планируется,поскольку без данного важного элеме-нта новогодний праздник считается как бы неполноценным."
(ст."«Удар по киевской гегемонии»: правление Андрея Боголюбского и возвели-чивание Владимира",Серьёзная история,2024) "Распад Древней Руси,падение роли древней столицы и возвеличивание Владимиро-Суздальской земли– все эти события произошли далеко не сразу.Для полноты картины нам нужно переместиться во времена правления Владимира Всеволодовича Мономаха– последнего сильного «центрального» князя,который смог объединить сильной рукой и железной волей все прочие Русские княжества под своим началом.Авторитет этого правителя был столь велик,что ещё в бытность Черниговского князя он смог созвать общерусский Любечский съезд,кото-рый состоялся в 1097 г.А годы великокняжеского правления Мономаха,которые прод-лились с 1113 по 1125 гг.,были самым благодатным временем для Руси,ибо ни полов-цы,ни западные соседи,ни удельные князья не спешили поднимать голову,считаясь с интересами Владимира Всеволодовича.Сын Мономаха– Мстислав Владимирович,продолжил дело своего отца и ещё на 7 лет подарил Древней Руси относительное спокойствие. Но всё «посыпалось» в 1132 г.,когда вместо почившего правителя на злато-стол сел его брат– Ярополк Владимирович, которого не хотели признавать удельные князья.
Вся Русь разделилась на блоки: братья Ярополка, сыны Мстислава и удельные князья Ольговичи– вот главные противоборствующие стороны того времени.А это– постоянное приглашение на Русь иноземных полков и бесконечные междоусобные битвы,которые унесли сотни тысяч воинов за это чёрное столетие.Понеслась чехарда правителей. За Ярополком пришёл его брат Вячеслав.Вячеслав был свергнут Всеволодом Ольгови-чем. После смерти Ольговича в 1146 г.народное вече древней столицы пригласило на княжение Изяслава Мстиславича,а 2 несовершеннолетних продолжателей рода Всеволо-да– Игоря и Святослава,поспешно лишили жизни.К этому времени древняя столица уже утратила свой статус.И особенно обособились и выделились две земли– Владимиро-Суздальское княжество и Галицко-Волынское княжество,которые стремительно превра-щались в полностью самостоятельные государства.Оба княжества стремительно наби-рали силу.И если южные земли долгое время покорялись роду Мстиславичей,оконча-тельно обособившись и набрав силу только во времена Даниила Романовича,то в так называемом Залесье сразу же сел править очень грозный и сильный князь– Юрий Вла-димирович Долгорукий(сын Мономаха).К большому сожалению Юрия Долгорукого не мин-овало «киевское зло».И прельстившись возможностью захватить(формально)центр.трон в 1154 г.после смерти Изяслава Михайловича,он подписал себе смертный приговор, так как в 1156 г.был отравлен на пиру.В то время,когда Юрий Владимирович ещё праздновал свою победу и радовался владычеству над киевскими землями,его сын– Андрей Юрьевич Боголюбский решительно восстал против воли своего отца.И вместо того,чтобы сидеть в древней столице и охранять своего тятю,вместе с семьёй и свитой удалился в родовую вотчину– Суздаль,полностью плюнув на дальнейшую борьбу за злато-стол.Изначально Андрей Юрьевич планировал укрепиться в своих землях. Но судьба распорядилась так, что после смерти Юрия Долгорукого его богобоязненного и набожного сына избрали править во Владимире,что привело к образованию Владим-иро-Суздальского княжества.В отличие от своего отца,Боголюбский вообще не стрем-ился захватить центральную власть,но сделал всё и даже больше чем всё,чтобы центр.власть над его собственной вотчиной обосновалась во Владимире.Для того чтобы укрепить положение новой северной столицы,Андрей Юрьевич совершил немало походов на Киев и Новгород.Особенно примечательна кампания 1169 г.– древняя сто-лица подверглась такому разгрому со стороны Боголюбского,которого раньше не уч-иняли(да и не могли учинить)хазары,печенеги и половцы.Считается,что в этом пох-оде Андрею Юрьевичу помогал новый негласный символ его вотчины– икона Богоматери конца XI в.за авторством некоего византийского художника,которую он прихватил с собой тогда,когда сбежал от отца.Согласно красивой легенде,уже после прибытия в Суздаль,Боголюбскому во сне явилась сама Богоматерь и приказала перевести её об-раз во Владимир,что и привело суздальского князя к решению объединить два удель-ных княжества в государство.Считается,что в том месте,где на Андрея Юрьевича сн-изошёл вещий и благодатный сон,он основал церковь,вокруг которой выросло село Боголюбово,существующее по настоящий день.Боголюбово стало летней резиденцией князя – там же был заложен специальный замок, куда Андрей Юрьевич удалялся отд-ыхать от военных походов и государственных дел.За это(по названию населённого пункта)и получил своё негласное прозвище.Новый владимиро-суздальский князь дей-ствительно соответствовал своему прозвищу.При нём Владимир,стремительно становя-щийся главным городом Средневековой Руси,был украшен белокаменными храмами и пр-очими монументальными сооружениями.И благодаря уникальным свойствам материала– белому известняку,который вначале был мягкий и только в последующие годы приоб-ретал гранитную прочность,все здания были покрыты искусной резьбой и чем-то оче-нь напоминающим лепнину.И поэтому можно сказать,что многие архитектурные тради-ции,которые можно встретить и в настоящем дне,появились в пространстве Руси име-нно стараниями Андрея Юрьевича– он внимательно курировал каждое важное строите-льство и глубоко вникал в инженерное дело.Главная прижизненная цель Андрея Юрь-евича,которую он постоянно озвучивал– превратить Владимир в город,который затмил бы своей красотой любые другие города Русского пространства.А потому выделял де-сятую часть своих доходов на финансирование создания самых грандиозных сооруже-ний.Именно при Боголюбском в северной столице появились Золотые Ворота, Успен-ский собор (возведённый всего за три года итальянскими(!)мастерами)и Десятинная церковь.Также,в память о рано ушедшем сыне Андрей Юрьевич поставил очень краси-вую церковь Покрова на Нерли в 1165 г.Это уникальное сооружение,при взгляде изд-алека,будто бы парит над пространством.И именно этого эффекта и добивался архит-ектор, чьими стараниями, в очень тихих и спокойных местах,неподалёку от впадения реки Нерли в реку Клязьму, возникло это уникальное сооружение.Отважный воин и фанатичный государственник– Андрей Юрьевич Боголюбский,очень не нравился своев-ольной владимирской знати как суровый и даже жестокий правитель.В ту пору не то-лько Новгород славился своими «золотыми поясами» и бурливым народным вече– прак-тически в каждом крупном русском городе начала XIII в.присутствовала подобная форма примитивного народовластия.Памятуя о том, что могут учинить потомки и родственники, при своей жизни Боголюбский относился к братьям и сыновьям чуть ли ни как к потенциальным предателям.В частности сохранилась его переписка со своим киевским ставленником– Романом Ростиславичем,которому владимирский князь прямо писал о том,что у того 2 пути– либо «дистанционно» подчиняться его воле,либо уходить прочь.А такое,в век отравлений и заказных убийств,простить просто не могли.Интересно,что при Андрее Юрьевиче возник институт дворянства– привилеги-рованные вооружённые слуги, которые ставились антиподом институту бояр. Но что ещё интереснее – именно дворяне в сговоре с боярами устроили заговор против жестокого правителя,так как к 1174 г.он «достал» абсолютно всех– никто не чувст-вовал себя в спокойствии и в безопасности рядом с неугомонным северным правите-лем.В ночь на 28 июня указанного года,в замке у села Боголюбово группа заговор-щиков проникла в спальню и умудрилась ранить проснувшегося правителя.Андрей Юрь-евич– опытный и закалённый воин,смог отбиться и попытался спуститься с винтовой лестницы,у подножия которой в небольшой каморке силы покинули его.Судя по всему, боль была настолько сильна,что князь впал в полузабытье и застонал.А когда пред-атели пришли за ним,слыша стремительно приближающиеся шаги,нашёл в себе силы се-сть в молитвенную позу и обратить свои последние слова к Богу.Смерть правителя была страшной,после чего группа предателей обнесла дворец вместе с толпой,прибы-вшей на шум.Однако род Долгоруких с владимиро-суздальского престола не слетел.И следующий князь– Мстислав Ростиславич,внук Юрия Владимировича,жестоко наказал убийц своего предшественника.А после 3-летнего правления Мстислава Ростиславича к власти пришёл Владимир Всеволодович Большое Гнездо– самый сильный правитель Владимиро-Суздальского княжества,о судьбе которого мы уже поговорили на основном канале– «Культурный код»."Иван Вологдин.
(ст."«Отказ исчезать»: как праславянское государство Само переросло в Карант-анию",Серьёзная история,2024) "Забавно складывается история.И одно из первых славянских государств– княжество Само,возникшее усилиями одноимённого князя в 631 г.,самим фактом своего существования довольно сильно бьёт по мнению о том, что наши предки ну никак не могли самостоятельно создать свою государственность. Да,считается,что возглавил разрозненные и воинственные племена VII в.выходец из франкийских земель.Однако основная теория оспаривается.И легендарный князь Само, сохранивший престол вплоть до своей смерти в 658 г.,мог быть галло-римского про-исхождения,либо быть славянином,воспитанным в условиях франкийского общества.
Раннесредневековое государство VII века возникло на волне освободительной борьбы против аварского владычества. И знатный авантюрист того времени просто увидел благодатную почву для объединения славянских племён под своим началом и обрет-ения княжеской власти,а потому только в свою и в общую угоду скоординировал уси-лия действительно сильнейших воинов Европы.Так и появилось на свет довольно кру-пное княжество,которое охватило своей территорией территории современной Чехии и Нижней Австрии,а также частично «зашло» границами в границы современной Словакии ,Силезии и Словении.Князь прославился великими победами– не только успешно сопр-отивлялся превосходящим силам Аварского каганата,но и сошёлся в борьбе ни на жи-знь,а насмерть с франкским королём Дагобертом I.Причём победил его в 3-дневном Вогастисбургском сражении и ещё долгое время бил врага на его территории.Контрв-торжение славян удалось остановить только в 636 г.усилиями франкского войска и войска герцога Радульфа.Но Радульф скоро поменял свою сторону и стал союзником князя Само,что улучшило положение сразу 2 правителей.Первый «официальный» слав-янский князь оставил этот свет в 658 г.И немедленно племенные вожди,ранее как-то существовавшие под его началом,начали новую борьбу за власть.К большому сожале-нию,на фоне общей свары состоялось новое аварское вторжение,отчего территории княжества снова перешли во владения Аварского кагана.И на этом история княжества само окончилась,но началась история государства Карантания.Итак,Карантания,со столицей в городе Крнски Град возникло в Вост.Альпах,несмотря на подчинённость этих земель аварам.Год основания 745 г.Но для чистоты повествования нужно откат-иться во времени ещё назад,в 568 г.Тогда,когда германское племя лангобардов отп-равилось на новые земли,за лучшей жизнью,вторгнувшись в Италию,а освободившиеся места заняли славяне.Заселение шло не гладко – оставались остаточные города и селения коренных народов, подвергшихся романизации, а также пришлось побороться за новые земли с постоянно наседающими баварскими племенами.И едва ситуация уст-аканилось,как в 595 г.сюда также пришли аварские племена,которые установили про-чную власть над «свежими» славянскими территориями.Ещё до возникновения государ-ства Само,на фоне общего ослабления Аварского каганата,в начале VII в.возник до-вольно самостоятельный союз племён с князем Валуком во главе.И Валук,когда подле него возникло государство Само,вступил с ним в племенной союз признав главенство соседнего князя.После смерти Само только малый этнос– карантанцы,с центром в замке Крн отстоял свою независимость. Для этого пришлось обратиться за помощью к баварцам и признать главенство указанных правителей,а князю Хотимиру принять ка-толичество.Но это того стоило, ибо указанной территории была предоставлена очень широкая автономия.Католичество на территории государства прижилось не сразу – подряд вспыхнуло сразу три восстания язычников. И каждое восстание было связано со смертью разных правителей в 763, 765 и 772 гг.в связи со смертью князя Хоти-мира.Власть взял князь Вальтунк,который успешно подавил восстание и завершил на-сильственную христианизацию.И именно с его правлением связано появление уника-льных славянских литургических текстов.Со временем,в виду внешних событий,Каран-тания была включена в состав государства Карла Великого.А после падения Аварско-го каганата в 796 г.и реорганизации пределов Франкии,Карантания вошла в состав баварского Восточного маркграфства.Но при этом сохранило не только своё внутри-племённое устройство,но широкую автономию.В 819 и в 820 гг.карантанцы вступили в прямую конфронтацию с франками в борьбе за свою независимость.Но потерпели пора-жение от графа Фриуля Бальдерика,отчего фриульские племена стали главенствовать над этой территорией.Из-за ряда восстаний и новой реорганизации самостоятель-ность карантанцев была значительно урезана,из-за чего в 828 г.на местах прежних славянских князей были насильно усажены франкские графы.Считается, что указанного года это славянское княжество утратило свою самостоятельность став частью восточной префектуры Фракии. Но ещё Людовик Немецкий в годы своего правления (817-843) постоянно боролся с вспыхивающими восстаниями, что говорит о том, что славяне никак не хотели принимать иноземцев над собой. А потом и вовсе местный префект проиграл кампанию мятежному принцу Карломану,который начал пра-вить здесь в 854 г.И вновь Карантания, поддержавшая Карломана в борьбе,обрела широкую автономию и упоминалась в титуле правителя как отдельная администр.един-ица.А потому борьба за обретение самостоятельности продолжалась и три десятиле-тия спустя после официальной утраты независимости,что говорит об очень прочном устройстве славянского общества и об их нерушимой самоидентификации в бурлении событий.Во время правления Арнульфа славянское герцогство подверглась атаке со стороны военных сил Великой Моравии во главе с правителем, с говорящим именем - Святополк. Карантания выступила на стороне своих прежних правителей и претерпела жестокий урон от сил вторжения.После окончания великоморавского вторжения Каран-тания оказалась в предельно ослабленном положении,а потому подверглась нападению венгров,которые изменили союзническому соглашению с Арнульфом.Но в результате этого вторжения неожиданную независимость обрёл князь Браслав,который обрёл вла-сть над большей территорией бывшей Карантании со столицей в замке Птуя.Однако он не выстоял в борьбе с венграми,которые в те времена стремительно набирали силу. И с 896 г.упоминаний о князе Браславе больше нет.Венгерская оккупация началась в 899 году. И до 976 года история Карантании теряется на фоне других событий. И только в 949 году баварско-карантийская армия прорвалась в самый центр Венгрии. Но оккупация не закончилась. И только в 955 году немецкий король Отон Великий смог окончательно решить венгерский вопрос, разбив крупное войско на реке Лех в Битве при Аугсбурге.Герцогство Карантания было восстановлено после победы союзников и вошло во владения баварского правителя. Считается, что это был союз между герцогствами с формальным главенством Баварии. А в 976 году, после реорганизации, обрело новое название – герцогство Каринтия, в состав которого вошла бывшая Карантания и часть северных итальянских земель. А это – совсем другая история."Иван Вологдин.
Свидетельство о публикации №224121900025