Управляемый цементировочный клапан
Однако, для турбулизации потока необходимо достичь скорости движения тампонажного раствора в кольцевом пространстве более 3-х м/с, для чего необходимо преодолеть его гидравлическое сопротивление до 50 МПа и более. При увеличении мощности насосных агрегатов возможны гидроразрывы пласта, а поглощения тампонажного раствора приводит к недоподъёму.
А что если использовать разность плотности тампонажного раствора 1,5 и плотности продавочной жидкости 1,1 ? Остановить продавку при достижении уровня тампонажного раствора выше каверзного участка с расчетом 1-2 куба и открыть клапан сброса в мерный бак. По закону сообщающихся сосудов тампонажный раствор обратным потоком с турбулентной скоростью вытесняет оставшийся буровой раствор в каверне, или в заданном интервале заколонного пространства. А продавочная жидкость устремляется в мерный бак. Зная объём возвратной жидкости, операцию при необходимости повторяют. Для осуществления операции применяют цементирование без обратного клапана или устанавливают управляемый цементировочный клапан.
История изготовления и управляемого цементировочного клапана.
Время перестройки, мелкие цеха и мастерские прекратили свою деятельность, безработица. Каждый выживал по своему. Кто летал в турцию за товаром и продавал... Надо внедрять свои изобретения.
Для изготовления клапана требуется токарный станок. Отверстия сверлятся на небольшом сверлильном станке, шаговый механизм можно изготовить самому на тисках.
Однако, где взять алюминий для легко разбуриваемых корпуса и клапана? После долгих поисков нашёл остановленный завод с вагранкой, с безработным литейщиком. Я собрал пучок алюминиевых проводов, конечно этого было мало. На заводской свалке нашли алюминиевый корпус автомобильного двигателя, подобрали прессформы и я пошёл в магазин за водкой.
Когда пришёл, заготовки на 6 клапанов уже остыли. Спасибо, молодец! Я сложил в мешок драгоценный материал и повёз в свою мастерскую Опытно-методической партии рейсовым транспортом с тремя пересадками.
Цветное фото выполнил у частного фотографа и заплатил из своего кармана. Рекламную страницу в отраслевом журнале оплатила Опытно-методическая партия.
Опытный образец передал для внедрения в АК "Узбекбургаз" 14 марта 2000 года
История испытания опытного клапана на скважине.
Главный инженер объединения принял один образец клапана, издал приказ об испытании опытного образца на скважине Каракли 1. Спустя некоторое время меня вызвали в мастерскую АК "Узбекбургаз", получить новый клапан большего размера и отправиться в нефтегазоразведочную экспедицию для спуска 219 мм технической колонны на скважине Каракли 1.
На автовокзале узнал, что рейсовый автобус Карши-Алат отправляется в 14 часов. В летнюю жару в битком набитом автобусе стоя на дверной площадке передней двери с потными от летней жары пассажирами, с женскими визгами и возмущениями на тесноту, через четыре с половиной часа добрались до Алата. Поразило то, что центральная улица вся в зелени с домами, палисадами и калиткой из крашеного штакетника как в России. Рабочий день закончился, столовая открыта но персонала нет. Сидит запоздалый мужчина, допивает бутылку. Он очень обрадовался, когда я присел рядом, предложил выпить мне, как усталому путнику.
Когда я спросил, где гостиница он махнул рукой и сказал будешь спать в моём доме. Сегодня ушла от нас жена и я вот здесь, не хочу домой идти. И он привел к себе домой, спасибо накормил меня, трое взрослых дочерей, которые поддерживали мать, за общий стол не садились, мне пришлось спать во дворе на топчане.
Утром рано кивнул дочерям, молча вышел и пришёл в экспедицию задолго до начала рабочего дня с клапаном в руках, пока не собралась команда во главе с Претовым, начальником экспедиции, для отправки на скважину Каракли 1. Скважина оказалась на половине расстояния до Карши.
Клапан установили на муфте между первой и второй трубой в закрытом положении спустили на глубину 295 м и наблюдали выход раствора из скважины при медленном спуске каждой трубы без долива. "Сифон" не наблюдался, из скважины выходил объём раствора равный объёму спускаемой трубы. Установили, что клапан герметичен.
Произвели долив скважины, завернули и спустили очередную трубу появился "сифон", значит клапан открыт. Для дальнейшего спуска без "сифона" закачали в трубы тяжёлый раствора плотностью 1,27-1,3. Завершили спуск колонны с открытым клапаном на глубину 1976 метров. Закачали расчётный объём цементного раствора, Цемент вышел на устье, поймали стоп, и начальник экспедиции Претов А.П. побелел увидев, что стрелка манометра после остановки насосов остаётся на месте, давление не падает, значит клапан не закрылся, значит я виноват... А автор только рад, не придется проверять на управляемость. Попросил агрегатчика качнуть продавку ещё раз. Качнули, остановили. Манометр показал "0", Клапан управляется. Ура!!!.
По результатам положительных испытаний Управляемый цементировочный клапан включили в план внедрения новой техники на 2001 год с применением на 6-ти скважинах.
В настоящее время разработан башмак с управляемым цементировочным клапаном с полнопроходными каналами.
Свидетельство о публикации №224121900274