О добре и зле серьёзно
Наш Творец не творил зло. Но оно пришло в наш мир. Каким же образом? Очень просто. Зло не имеет бытия. Это просто отсутствие добра. И всё. Вот так просто.
Приведу достаточно известный пример. Свет и тьма. Свет имеет источник, тьма источника не имеет. Вы можете войти ночью в тёмную комнату с фонариком, с факелом, или щёлкнуть выключателем. Это всё источники света. В комнате станет светло. А войти днём в залитую светом комнату с источником темноты вы не можете. Потому что его нет. Чтобы в светлой комнате стало темно, надо убрать источник света.
Так и здесь. Есть добро – нет зла. Нет добра – появляется зло. Промежуточного варианта нет. Промежуточный вариант – это просто сумерки.
Первое зло привнесено в этот мир не человеком, а ангелом. В Православии есть ангел - посланник Божий и аггел – падший ангел. Причина падения – банальная зависть. Опять же, к разговору о том, что ничего не меняется в подлунном мире. Ещё до сотворения человека зависть приносила беду, и сегодня, через тысячелетия, зависть – корень всех зол.
Читаем Библию: «…восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его» (Быт. 4:8). Первое убийство в человеческом обществе, первое зло, которое человек сотворил человеку. Каин и Авель, дети Адама и Евы, родные братья, рождены и воспитаны в одной семье. Авель – животновод. Принёс в жертву, в благодарность Богу самое свежее, самое лучшее мясо. Каин – земледелец. Принёс подгнившие, полуиспорченные колосья. Ну и чей подарок понравился бы больше лично вам? Совсем не удивительно, что и Господь жертву Каина не принял. Конечно, Богу не нужны ни мясо, ни зерно. Нужно добро человека по отношению и к Богу и к людям.
И снова сначала ревность, затем обида и злость, и как итог – преступление.
Далее просто мои мысли вслух...
С одной стороны всё просто. Если ты с раннего детства воспитан в порядочности, то переход к тёмной сути вряд ли возможен. Если нутро человека вызолочено духовной чистоплотностью, то оно уже не почернеет.
Но вместе с тем это очень сложный и очень обширный вопрос. Тема не для одной философской диссертации.
Зачем творить добро, если оно часто наказуемо?
Добро, бывало, многим нёс,
Не экономя сил.
В итоге получал вопрос:
"А кто тебя просил?" (Лев Красоткин)
Частично эти слова являются ответом на заданный вопрос. Во-первых: добро наказуемо, когда оно неуместно. Да, так бывает. Когда человек, как слон в посудной лавке, навязывает свои стереотипы, которые, может быть, в других случаях работают, а вот именно сейчас наоборот, вызывают отторжение, или даже обижают человека. Примеров этому масса: это и старшее поколение, навязывающее свои взгляды молодежи; или когда человеку нравится лечиться у экстрасенса и ему хочется, чтоб так лечились и другие; ну и прочие альтруисты, ждущие в ответ на свои якобы великодушные поступки какой-то благодарности, но в лучшем случае проигнорированные, а не посланные по конкретному адресу. Т.е. нельзя причинять добро; то, что одному хорошо - другому плохо. Но только вот добро ли это?
"Пусть твоя милостыня запотеет у тебя в руках, прежде чем ты узнаешь кому подаёшь"(цитата из "Дидахе"). Это во- вторых: противоположная ситуация, когда добрые поступки уместны, но адресованы недостойным людям. Когда стараешься помочь, доставить радость, поступаешь во благо человеку, а тебя просто используют. Не то чтобы не заметят; не просто спасибо не скажут, а перестают быть самостоятельными и требуют услуг на постоянной основе или в ответ ведут себя неблагодарно. Может быть приведена цитата не совсем подходящая, добро это не милостыня, и милостыня всегда бескорыстна. Но и в этом случае: добро ли здесь проявлено?
Ну и самое главное на мой взгляд: добро тоже только тогда добро, когда оно бескорыстно. Иначе это просто набор услуг, продаваемых за материальную или нематериальную выгоду, в этом случае действительно можно быть недовольным, ничего не получив взамен. А если от неблагодарности человека у вас на душе сохраняется спокойствие и благожелательность, то вы действительно творили добро просто ради самого добра.
Это неуместная инициатива наказуема. Порой лучше проявить здоровый эгоизм и заняться своей собственной жизнью.
А истинное добро не наказуемо и вознаграждается всегда. Потребность творить добро заложено Творцом в самой природе человека, от хорошего поступка хорошо всем. Добро - это просто хорошие действия, когда человек не может поступить по - другому, исходя из собственных духовно-нравственных ценностей: может быть, в этом смысл нашего существования на Земле. Это в общем-то нетрудно: помочь поднять коляску женщине с ребенком, пожилому человеку выйти из маршрутки, не шипя ему вслед:"И что вам дома не сидится", больным - помогать, слабых - поддерживать, и т.д. И потом: закон бумеранга, может быть он всё таки действует?
И "...пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Мф.6,3). Но это уже другая тема.
Ещё я думаю, что человеку надо приобрести способность отличать добро от зла в каждой конкретной ситуации. Чтобы и себя защитить, и самому не приносить зло людям.
Но если с другом худо,
Не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда веди
Дорогою добра. (песенка из к\ф «Маленький Мук»)
Зла нет – это мнимость. Добро есть – и это сущность, это Господь. И вот выйти из мира мнимости в мир сущности – это есть переход от зла к добру. Это болезненный переход, как выход евреев из Египта.
Протоиерей Андрей Ткачев
Свидетельство о публикации №224121900009