Купальщики

КУПАЛЬЩИКИ
(Из серии «ДРУГАЯ ЖИЗНЬ»)

                «разум верный у всех,
                исполняющих заповеди Его» (Пс.110:10).


ПУТЬ
Для веры необходимы преодоления и прежде всего самого себя, что называется жертвенностью.
Хорошо, для лучшего понимания приведём, например, рассуждения преподобного Феодора Эдесского (9 век) на одно из противоречий Св. Писания. Слушаем.

«Который путь Христос и Бог наш в Евангелии наименовал «тесным и прискорбным», тот потом назвал «игом благим и бременем легким» (Мф.;7,;13.;14;;11,;30). Как же то и другое, кажущееся противоположным, видится в одном и том же?»
Действительно, человек душевно мыслящий (т.е. неверующий) и читающий Евангелия ничего в этом для себя не осознаёт, кроме одного - противоречия, иначе «безумия», а в лучшем случае «сказки». Однако наберёмся терпения и послушаем дальше духовного, опытно знающего о чём говорит, человека.

«Так: по свойству своему путь сей жесток и труден; а по произволению совершающих его и по надеждам благим, он вожделенен, возлюблен, и сладостен паче, нежели скорбен для душ добролюбивых. Вот почему ты и видишь, что избравшие сей путь тесный и прискорбный, с большей готовностью идут по нему, чем по пространному и широкому. Послушай, что говорит блаженный Лука об Апостолах, как они, после биения бичами, возвратились от лица собора радуясь (Деян.;5,;40.;41). Но ведь не таково свойство бичей, не сладость и радость, а скорбь и болезнь причиняют они. Если же бичи сладостны были Христа ради, что дивного, если Его ради и другие виды злостраданий и озлоблений плоти таковыми же бывают?» (Преподобный Феодор Эдесский. Добротолюбие. Т.3).

Мы не знаем, он знает опытно!
Если душевный плотский человек отбросит своё непонимание, немыслие, а поверив (по вере), выбирает и идёт по «тесному и прискорбному», то он навыкает, сродняется с ним настолько, что путь сей (вера) становиться для него ««игом благим и бременем легким», а по сути – жизнью уже новой для него, поскольку познание, приобретаемое здесь, меняет и сознание, а значит и образ жизни, ведь кто как мыслит, так и живёт; и неожиданность здесь ещё в том, что прежние (старые) понимание, разумение, смыслы, а по ним и сама прежняя жизнь через новое (другое) сознание уже кажутся ужасным заблуждением – ошибкой.

Кому же не хочется хорошего для себя? Мы все живём так, как нам нравится, конечно, по мере своих возможностей и кто от лучшего по собственному (свободному) произволению отказывается ради худшего.
 Нет, скорби и тесноты никуда на пути веры не деваются, просто становится «он (путь сей) вожделенен, возлюблен, и сладостен паче, нежели скорбен для душ добролюбивых».

А в человеческой земной практике, разве не так и разномыслия до противного не бывает? И что же мы и сами не судим по себе и не учимся от себя, что делаем в этом мире? Вот в науке, если бы постоянно человек не перешагивал через противоречия на каждом шагу встречающиеся здесь, то достиг бы он каких-либо результатов, не говоря уже об управлении микромиром - атомом? Тех и славим учёных, которые смело разбивают предрассудки, т.е. выбирают «безумные» идеи (мысли) и идут дальше, продвигая науку. Ну нет в мире и никогда не было идеального и абсолютного – чистая фантазия, а классическая механика, физика есть и работает, хотя базируется (зиждиться) на идеальном и абсолютном!

Или более распространённый случай.
«Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее …» (Ин.16:21).

Поскольку так ей предначертано: «умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей» (Бт.3:16).
Зачем же тогда желать женщине и рожать, если это приводит к скорби? Только безумный или не знающий может желать и стремиться к мукам и к страху умереть и, в то же время, рожают, да и не по одному разу. А всё потому, что результат – радость, которая является и заглушает, превосходит все проходные переживания (муки).

 «… но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир.» (Ин.16:21).

КУПАНЬЕ
А этот пример известен практически всем.
Вспоминая детство, и когда были ещё пацанами, в майские дни, только пригреет солнышко мы бежали к воде окунуться. Нам не было жарко, и вода была ледяной, и холод мурашками покрывал кожу, но лица светились радостью, и душа ликовала – мы открывали купальный сезон, что (купанье) жарким летом для нас ребят было самим блаженством, счастьем.

Здесь представлена картина «Купальщики». Летним зноем, мать влечёт к воде своё дитя, приглашая насладиться её прохладой и испытать удовольствие и наслаждение от купания. Ребёнок не желает и сопротивляется, не веря и думая, что эти неприятные ощущения от воды никуда не денутся, только усилятся, а не превратятся чудным образом в ощущения радости и приятной бодрости. Вокруг же купальщики всем своим видом показывают благодатное воздействие водной глади на настроение и состояния душевного комфорта и даже перекупавшийся до икоты не спешит в одежду, решая про себя: «А может ещё один нырок …!?», так не отпускает от себя водяная благодать. Однако для дитя они не аргумент, - потому что, им хорошо, а мне нет! им хочется, а мне не хочется! Для них он понятен и смешон: боязнь и неприятность от холодка пересиливают уговоры родительницы. С чем сравнить, на что это похоже?
Они, окружение, для него примеры, как для нас маловеров - святые, их жития. Мы – дитя, родительница – Христос, который зовёт нас к лучшему.
Мы не верим ни Евангелию, ни Святым, что лишение земного ради Веры даст нам уже здесь и сейчас мир и радость душевную.
Обратите внимание, разве в жизни не так: человек идёт на временные неудобства, тяготы и даже муки лишь бы достичь лучшего, желанного для себя. Там в земном мы терпим, стиснув зубы, ради цели, т.е. будущего, а окажется ли оно счастьем или разочарованием – это ещё под вопросом.
В вере же мы терпим по благодати, получаемую свыше, опять же через неё, и потому для нас жизнь по вере уже сразу становиться «игом благим и бременем легким».

ДРУГОЙ ПРИМЕР
Читаем духовное слово у Апостола, например.

«Верою (а значит другим – не человеческим умом и пониманием) Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние.» (Ев.11:24-26).

Многие на это скажут: конечно убив египтянина, что ещё мог ждать Моисей от фараона? Тут и большого ума не надо – такой же участи и себе (Ис.2:15). Следовательно, «отказывайся» или не «отказывайся», а надо было уже держаться подальше от царских палат. Поэтому-то и убежал и «сыновство» не помогло бы. Да и кто просто так от хорошей жизни, от достатка и богатства бегает?
 Так можно рассуждать, не понимая, где причина, а где следствие. Защищать или вразумлять евреев Моисей стал тогда, когда уже «он взирал на воздаяние», т.е. имел веру. Откуда мы узнаём это? Во-первых, на то и призван был Богом, а значит вразумляем Им как один из пророков. Во-вторых, защищает слабых от гонения сильных «у колодезя» (заметим, невзирая, что чужая страна и чужие люди). И в-третьих, «сказав: Бог отца моего был мне помощником и избавил меня от руки фараона.» (Ис.2:22) - это слова почти пророка Давида, а мы знаем, что он всю жизнь был с Богом. И последнее, вы думаете, прожив в палатах фараона 40 лет, для Моисея это был первый случай видеть уничижение «братьев своих»? Увы он насмотрелся столько несправедливого над ними, что скорее это был сознательный акт или последняя решающая капля.
Итак, мы попытались душевным (т.е. без веры) рассуждением понять духовное. Получилось убедительно или нет? – решать вам читатель. Для меня же оно лишь отчасти, приблизительно. Духовное можно понять только духовным, как свет можно видеть только глазами, а не руками, ногами, ушами. Душевный, т.е. мы с вами, лишь «пощупал», а не «увидел», поскольку не имеет такого ума, как духовный, а значит ничего «увидеть» (понять) не может, в лучшем же случае получает лишь частичное разумение, как невидящий от «прикасания»!
Духовный человек, ап. Павел, говорит: «Все Писание богодухновенно» (2Тм.3:16) и для него всё там - очевидно, да настолько, что «и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2Тм.3:16), для нас же оно – парадоксально, а что мы оттуда выносим, какие «наставления», вы сами знаете – далекие от духовного разумения.
 
Обращаясь к выше приведённому примеру о купальщиках, скажите, кто из них лучше (больше) знает, правильней судит о купании в воде: те, которые искупались и неоднократно или те, которым ещё только предстоит? Так и о духовном, через это, где-то приоткрывается понимание утверждения ап. Павла.
«Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.» (1Кр.2:15).

Т.е. «искупайтесь» и вы всё познаете сами!
Как в купании, так и вере – убеждения малозначимы, здесь нужно попробовать самому и самому испытать ощущения!

Рисунок. Альберт Анкер. Купальщики.1865г.


Рецензии