Любовь - это выбор. Глава 12. Деидеализация отца

Женственность – то проявление сути, которое мотивирует искать партнера, помогает выстраивать отношения не на основе доминирования, а через любовь и открытость. Как же так происходит, что это проявление не возникает само собой? Возможно ли, что это результат некоего сбоя в системе?

Обратимся к одной из самых значимых для развития психологии женщин дам, стоявшей у истоков психоанализа – Карен Хорни. В своей статье «О развитии комплекса кастрации у женщин» она писала о невротиках-женщинах, ассоциирующих себя с отцом. Для женщины идентификация себя с отцом подкреплена, как это ни жутко звучит, «инцестуозными фантазиями» и «завистью к пенису». Кроме того, Карен Хорни была убеждена в том, что «чрезвычайно важная часть подавленной женственности теснейшим образом связана с фантазиями о кастрации». В основе этого невроза лежит амбивалентное желание стать отцом и отомстить ему.

В другой статье «Уход от женственности. Комплекс маскулинности у женщин глазами мужчин и женщин» Хорни описывала еще один компонент этого невроза – фригидность, как попытку оградить себя от фантазий, слишком опасных для Я. Тревожность, которую в некоторых девочках вызывают анатомические различия между полами, оказывается настолько мучительной, что они начинают искать убежище в воображаемой роли мужчины. То есть желание быть мужчиной – это попытка вытеснить женские желания.

Какие есть последствия у этого явления? Как и в тех случаях, когда мы, однажды поддавшись страху становимся его рабами, здесь происходит то же самое. Таких девушек ждет постоянное чувство неполноценности, тревога, чувство вины, так как они чувствуют беспомощность, когда пытаются переделать свою биологическую суть.
Когда ко мне на прием приходят девушки, чрезмерно восхищающиеся своими отцами или идентифицирующиеся с ними, меня совершенно не удивляет то, что они не могут выстроить отношения с партнером.

Те мужчины, которых они встречают на своем жизненном пути оказываются не такими сильными, уверенными, умными и любящими, как папа. На то удастся ли влюбиться или нет, влияет множество факторов: семейные комплексы, воспитание, ценности.
Первое, что мы делаем на консультациях в таком случае – это «деидеализация» фигуры отца. Обычно мы используем карты «Папа» или «Архетипы мужчин». Клиентки выбирают 1-3 карты, которые ассоциируются с образом отца, потом также они выбирают 1-3 карты «идеального отца», 1-3 карты «партнера», 1-3 карты «идеального партнера». Мы разбираем отличия партнера от отца. Очень важно в этот момент проработать те детские воспоминания, которые всплывают в момент «встречи» с образами на картах.

Эта же практика имеет большое значение для анализа самости и поиска ответов на вопросы: Кем я была в детстве и кем не хочу быть? Чего я хочу достичь, а чего избежать?

Например, и Констанция из «Трех мушкетеров», и Жанна Д’Арк были женщинами, ради которых мужчины шли на подвиг, но у первой была развита анима (женственность), а у второй – анимус (маскулинность). Но вот вопрос: кто из них жил больше в реальности, а кто в фантазиях?

Когда анимус в женщине развит больше, чем анима, это говорит о том, что требуется построение более реалистичной картины мира.
У мужчин тоже есть женское начало. Они могут идентифицироваться с матерью и принимать или отвергать свою аниму. Женское начало позволяет быть спонтанным, романтичным, демонстрировать эмоции, стремиться к любви и высоким идеалам. Но дисгармония с анимой может привести к гомосексуальным наклонностям, подчиненности матери, подверженности зависимостям, склонности к манипуляциям и обидчивости.

Женщины, идентифицирующиеся с отцом, часто матерятся, выбирают мужские виды спорта или бизнеса, а с мужчинами конкурируют за власть и в итоге остаются одни, или находят мужчин слабых, склонных к подчинению, которых презирают. Несмотря на то, что они хотят обрести силу, на самом деле, они демонстрируют бессилие. Выход из этого перекоса заключается в принятии отца, но не идеального, а обладающего тенью.

В юнгианской психологии описаны не только архетипы женщин, но и архетипы мужчин. Например, очень интересен архетип трикстера (шута). Он способен легко соблазнять женщин, обладает чувством юмора, обаятелен, эмоционален. Такие отцы – это режиссеры, актеры, крупные бизнесмены и серые кардиналы. Их харизма воздействует на всех женщин, включая и их дочек, которых они очень любят и с детства встраивают в свои схемы. Особенно явно схемы видны тогда, когда проявляется теневая сторона этого архетипа – Черный маг. Если таким мужчинам не удается «прогнуть мир» они подавляют свои позитивные эмоции и ищут друге способы воздействия, например, манипуляции.

Другой обаятельный мужской архетип – это Юноша. Такие мужчины остаются молодыми в душе до старости. Они обладают даром производить на людей приятное впечатление, способны на дерзкие поступки. Такие отцы – это военные, летчики, моряки. Но неумение просчитывать последствия может привести к такому теневому проявлению архетипа как Бродяга. Импульсивность в принятии решений, жажда приключений, романтизм и героизм могут увести такого отца очень далеко от дома, в том числе и на передовую, где его ждет неминуемая гибель. И так представлять себе его идеалом мужчины становится очень просто. Героически погибший или далеко и надолго уехавший отец идеализируется девочкой, а находящаяся рядом приземленная мать не воспринимается как пример для подражания.

Еще один не менее привлекательный архетип – это архетип Героя. Его качества: смелость, решительность, жажда справедливости, уважение к закону. Это пожарный, полицейский, Джеймс Бонд. Его теневая сторона – Злодей – агрессивный, самоуверенный, проявляющий неуважение к другим людям. Жена такого мужчины – слабая, угнетенная женщина, выполняющая все его прихоти.

И последний архетип – это архетип Короля – воплощение власти, порядка, социальных условностей, мужской защиты, мудрости. Такой отец управляет семьей и имуществом, как неким королевством. Свои – это те, кто подчиняются, чужие – все остальные. Его тень – Людоед – тиран, самодур, крестный отец. Такие мужчины предпочитают в качестве жен «серых мышек» с низким уровнем развития.
Если фигура отца часто выступает в теневой ипостаси, то фигура матери не воспринимается как желанная для идентификации. Действительно, кому хочется быть похожей на приземленную женщину, выполняющую чьи-то прихоти тряпку или «серую мышь»? Конечно, когда мужчины живут в гармонии со своим архетипом они выбирают совсем других женщин, которые расцветают в их объятьях. Это сильные, умные, красивые женщины-матери, героические воительницы, величественные королевы, творческие музы. С такими женщинами легко идентифицироваться. Такими матерями хочется восхищаться. С ними можно дружить даже во взрослом возрасте.

Вспомните ваше детство. Что вы чувствовали, когда наблюдали за отношениями ваших родителей? Похоже ли это на то, что вы чувствуете сейчас?

Особое значение в этом случае имеют и те установки, которые родители транслировали вам через пословицы, поговорки, анекдоты, повторяющиеся любимые присказки. Что ваши родители говорили вам о любви, о сексе, о семье, о дружбе, о деньгах, о работе, о вас?

Например, у многих популярных родительских установок есть такое скрытое значение:

Твоя жизнь испортила мою - Не живи
Соответствуй ожидания – Не будь собой
Не будь ребенком – Не хочу быть рядом
Не расти – Оставайся маленьким
Это опасно – Не делай успехов
Мальчики не плачут – Не чувствуй
Не высовывайся – Не будь первым
Не будь близким – Не строй близких отношений
Не думай – Не думай о себе


Можно выписать эти установки и поразмышлять:
Какие установки помогают?
Какие мешают?
С какими вы не согласны?
Какие и как вам хотелось бы трансформировать?


Рецензии