Пустая гробница и Воскресение что мы знать не може
Помимо собственно Воскресения Иисуса Христа из мертвых, многие другие связанные с этим Событием традиции также могут быть подвергнуты сомнению с исторической точки зрения.
Так, Барт Эрман и придерживающийся аналогичных взглядов Доменик Кроссан считают, что мы не можем утверждать с уверенностью, получил ли Иисус достойное погребение и действительно ли Его гробница впоследствии была обнаружена пустой. Очевидно, что эти две традиции-Воскресение и "пустая гробница"-взаимосвязаны, ибо, если первое не представляет собой историческую правду, то второе не имеет смысла.
Согласно повествованию в Евангелии от Марка, Иисус был погребен ранее не названной и неизвестной личностью, Иосифом из Аримафеи, «видным членом совета» (Мк 15:43) – еврейским аристократом, членом Синедриона, который представлял собой правящий орган, куда входили «первосвященники и старейшины и книжники» (14:53). Иосиф «осмелился» обратиться к Пилату с просьбой выдать ему тело Иисуса. Пилат удовлетворил его просьбу, и Иосиф снял тело с креста, завернул в льняное полотно, «положил Его в гробницу, которая была высечена в скале,и привалил камень ко входу в гробницу» (Мк 15:43–47). Мария Магдалина и другая Мария видели, где все это происходило (15:48).
Но действительно ли Иосиф из Аримафеи похоронил Иисуса? Эрман ставит это под сомнение по ряду причин. Такое захоронение тела Иисуса в рамках повествования Марка было , по его мнению, необходимо, чтобы придать смысл следующему событию, когда женщины пришли к гробнице и обнаружили ее пустой.Если бы у Иисуса не было гробницы и место Его погребения было неизвестно , то и весть о телесном воскреснии стала бы невозможной.
Но действительно ли Иосиф из Армафеи похоронил Иисуса?
Эрман считает, что идентификация Иосифа как «видного члена» Синедриона должна вызвать вопросы. Марк сам говорил о том, что во время процесса Иисуса, состоявшегося накануне вечером, «весь синедрион» (ВЕСЬ, а не только некоторые из его членов или даже большинство из них) «искали против Иисуса свидетельства, чтобы предать Его смерти» (14:55). Другими словами, согласно Марку, этот неизвестный из других источников человек по имени Иосиф был одним из тех, кто голосовал за смерть Иисуса в ночь перед его распятием. Почему же после смерти Иисуса он вдруг идет на риск (это следует из того, что он «осмелился» войти к Пилату) и стремится совершить акт милосердия, устроив для тела Иисуса достойное погребение? Марк не дает на этот счет никаких намеков. Барт Эрман подробно развивает эту гипотезу и приходит к выводу :«Моя нынешняя точка зрения состоит в том, что мы не знаем и не можем знать, что в действительности произошло с телом Иисуса. Но, насколько можно судить по сохранившимся источникам, совершенно верно то, что обычно с телом преступника происходило именно это – его оставляли разлагаться на кресте и служить пищей падальщикам. Распятие должно было служить сдерживающим средством против участия в подрывных действиях, и потому наказание не кончалось со смертью осужденного, но продолжалось и после, когда его тело разлагалось и уничтожалось хищниками . Обнаружение пустой гробницы предполагает с самого начала, что такая гробница действительно существовала, что ее местоположение было известно и, разумеется, что впоследствии она была обнаружена. Но если само существование гробницы ставится под сомнение, то точно так же сомнительны и рассказы об ее обнаружении. Христианские апологеты часто утверждают, будто открытие пустой гробницы принадлежит к числу наиболее надежных данных из истории раннехристианского движения.Однако, мы не знаем, действительно ли гробница была обнаружена пустой, поскольку мы не знаем, а была ли гробница вообще.».
В этой связи Эрман подчеркивает что , обнаружение пустой гробницы – это, судя по всему, поздняя традиция. Она впервые появляется у Марка - спустя 35–40 лет после смерти Иисуса. Обнаружение пустой гробницы критически важно для утверждения о телесном воскресении Иисуса. Если не было пустой гробницы, то и Иисус не был воскрешен из мертвых физически. Евангелия, вошедшие в Новый Завет , говорят, что воскресение Иисуса было действительно воскресением в физическом теле. Судя по всему, дебаты по данному вопросу бушевали в раннехристианских общинах с самого начала. Если это так, то традиция пустой гробницы служила не только для того, чтобы доказать неверующим, что Иисус было воскрешен, но и чтобы показать верующим, что его воскресение касалось не только души, но и тела.
Существует ряд альтернативных объяснений, касающихся разных событий, связанных с Воскресением, которые с уверенностью опровергаются апологетами. Однако,если просто взглянуть на вопрос с исторической точки зрения, то любое из предложенных объяснений все же более вероятно, чем утверждение, будто Бог физически воскресил Иисуса из мертвых. Воскрешение явилось бы чудом и, как таковое, опровергало бы всякую «вероятность» – иначе оно не было бы чудом. Утверждение, будто событие, опровергающее всякую возможность, более вероятно, чем другое событие, которое просто крайне маловероятно, бросает вызов любой теории вероятности.
Еще одно, в чем мы не можем быть уверены, – это то, когда именно зародилась вера в Воскресение и вознесение Иисуса. Традиция утверждает, что это случилось на третий день после Его смерти. Но, из анализа 1 Кор 15:3–5, следует, что идея о воскрешении Иисуса на «третий день» изначально представляла собой богословскую конструкцию, а не исторически точную информацию. Более того, если верно то, что, когда Иисус был арестован, Его ученики бежали из Иерусалима в Галилею и именно там некоторые из них «видели» Его, то это никак не могло произойти в первое воскресенье после Его смерти. Если они бежали в пятницу, то не могли путешествовать в субботу, поскольку от Иерусалима до Капернаума, их прежнего дома, было около 193 км, и чтобы добраться туда пешком, им потребовалась бы по меньшей мере неделя. Возможно, некоторые (или один) из них имели видение Иисуса в Галилее вскоре после того, как Он был распят – но мы просто не располагаем достаточными источниками информации, чтобы судить об этом.
Т.о., есть вещи, касающиеся традиций воскресения, о которых мы не можем знать наверняка (в дополнение к главному вопросу : действительно ли Бог воскресил Иисуса из мертвых). Но что же в таком случае мы можем знать? — Три очень важные вещи: (1) некоторые из последователей Иисуса верили, что Он был воскрешен из мертвых; (2) они верили в это потому, что некоторые из них имели видения Иисуса после Его распятия, и (3) это верование заставило пересмотреть свои взгляды на то, кем был Иисус, так что иудейский апокалиптический проповедник стал впоследствии считаться некоторыми из них – в некотором смысле слова – Богом.
Свидетельство о публикации №224122001099