Не запрещайте детям плакать
Несколько слов об авторе рассказа. С Нелей мы видимся редко, поскольку обе очень заняты, но между нашими душами существует некая тонкая связь и взаимопонимание. Нелли Стасенко - мама четверых детей, женщина сумевшая несмотря на многие сложности в судьбе, создать прекрасную семью. Работает она психологом в онкологической больнице, в детском отделении. Каждое утро Нелли идёт к самым несчастным и обездоленным детям, чтобы помогать, спасать, утешать.
- За прошедший год у нас в отделении умерло тринадцать детей, - сказала она мне однажды. - Самое трудное, утешить родителей. Дети покорно принимают свою участь, а вот родители, те реально с ума сходят от горя.
Я сама никогда не смогла бы работать в таком месте! Но её опыт и знания очень ценны. Восхищаюсь этой женщиной, избравшей такую трудную, но нужную миссию в нашем мире. Кроме того, Нелли весьма талантлива - она пишет стихи, поёт, выступает в художественной самодеятельности. Она пока не имеет своей литературной страницы. Рассказ этот я буквально "струсила" с неё для сборника, а потом отредактировала, сохраняя оригинальный стиль повествования. Хочу, чтобы как можно больше людей ознакомились с этой информацией.
НЕ ЗАПРЕЩАЙТЕ ДЕТЯМ ПЛАКАТЬ
Нелли Стасенко
Я расскажу вам случай из своего детства, который сыграл особую роль в моей жизни. Это длинная цепочка значимых событий из моих детских лет, но я постараюсь выбрать самое основное и поучительное из того, что произошло со мной. Этот небольшой рассказ поможет читателям осознать, какое значение имеют для ребёнка внимание и забота взрослых. Как важны детские годы для формирования здоровой в духовном отношении личности.
Я вспоминаю своё первое сентября, когда меня нарядную вёл за руку папа в первый класс школы. Я очень волновалась, а когда пришлось после линейки идти в свой класс за преподавателем и одноклассниками, с которыми ещё не была знакома, я остановилась и заплакала, так как папа собирался уходить. И папа, увидев мои слезы, присел на корточки, взял меня за руки и сказал:
— Нелька, не бойся, здесь тебе будет очень интересно, ты узнаешь много нового, у тебя появится много друзей. Как закончатся уроки, я приду за тобой.
Я успокоилась и направилась вслед за детьми и преподавателем Раисой Ивановной. Первый урок мне очень понравится. Я с большим интересом разглядывала свои учебники, мне очень нравился новый рюкзак и все школьные принадлежности.
До начала обучения я уже умела читать и писать, так как моя бабушка Акулина занималась со мною и всему меня научила. Бабушка работала заведующей в детском саду и знала, какой необходим подход к своей внучке.
Каждое утро бабушка будила меня в шесть утра, рассыпала спички на пол и давала мне задание по одной спичке подымать, относить в противоположную часть комнаты и класть обратно в спичечный коробок.
Такая вот была у меня гимнастика каждое утро. Я страдала ожирением первой степени, а бабушка пыталась создать мне условия, чтобы я больше двигалась и похудела.
После гимнастики я надевала школьную форму. Форма была у меня была особой: воротники и манжеты, связанные крючком бабушкиными руками, были белоснежными и накрахмаленными. Бабушка заплетала мои волосы в чудный колосок. Причёсывала она меня долго, аккуратно и очень красиво. Колоски каждый раз были разными, как и воротники с манжетами.
Учительница Раиса Ивановна часто восхищалась этими воротниками и говорила: «Какая красота!» Я бабушке передавала её слова, и она начала плести прекрасный воротник для Раисы Ивановны. Бабушка вязала его долго, старалась, узор был чудным, и наконец-то она завершила свою кропотливую работу, требующую большого терпения. И вот я принесла в школу этот чудный белоснежный накрахмаленный воротник и подарила Раисе Ивановне от имени моей бабушки Акулины. Раиса Ивановна была восхищена, увидев такой прекрасный подарок.
Когда проучилась первый месяц, я стала замечать, что наш класс начал делиться на группы. Дети богатых родителей не дружили с теми, кто был одет более скромно, а тех, кто был полненький, дразнили. А я как раз и была полненькой. Меня стали обижать мальчики, ударять, обзывать, поджидать после школы на дороге, а окружив меня, начинали бить ногами. Больше всех меня обижал мальчик по имени Лёнчик. Его мама была преподавателем труда, и он считал, что ему всё дозволено. Были и другие мальчики, причинявшие мне боль, но Ленчик больше всех издевался над моей душой. Я возвращалась из школы домой, но не рассказывала об этом никому, блокируя всю боль в себе. Но в один день, ко мне в классе подошла Раиса Ивановна. Понюхав меня, она сказала громко на весь класс:
- Фу, твоя одежда пахнет нафталином, - после чего все дети стали подходить ко мне, нюхать мою одежду, кривить носом и говорить: «Фу». Я всю дорогу проплакала, но никому об этом не рассказала, а держала обиду и боль в себе. После этого случая, одноклассники стали меня унижать ещё чаще. Ночью мне начали сниться кошмары, как меня закидывают камнями, а я внезапно взлетаю в небо, удивляя обидчиков тем, что могу летать.
Мои родители не имели возможности покупать модную одежду, и это отражалось на отношении сверстников на мне.
Даже мои двоюродные сестрички не хотели со мной дружить, так как были высокомерными и одетыми по моде того времени.
Однажды Раиса Ивановна при всем классе сказала, что у моей бабушки не красивый дом, мол. она ожидала, что у заведующей детского сада будет роскошный домище. Все это давало повод, лишний раз ощутить на себе унижение со стороны многих школьников.
Мне хотелось плакать, и не было желания идти в школу, где меня обижают, бьют ногами, обзывают «Жирнёпа, Скафандра» - именно так кричали мне вслед недоброжелатели. Когда я перешла в пятый класс, у меня появилась любимая учительница Валентина Николаевна по русскому языку и литературе. Так же она была директором школы. Она ценила мой дар и способности, я очень хорошо училась, читала, писала интереснейшие сочинения и с большой выразительностью читала стихотворения .Затаив дыхание и качая головой она слушала, как я читаю стихи и в конце говорила всему классу:
— Ну что, утерла она вам всем носы!?
Валентина Николаевна стала хвалить меня и подымать мою самооценку, я её очень полюбила и благодаря её любви и мудрости я сейчас настолько уверенна в своих силах и в творческом подходе. Это она дала мне поддержку, когда я очень в этом нуждалась. Конечно, и бабушка моя постаралась, но она не знала о том, как меня унижали дети и я не знаю по какой причине, тогда никому не рассказывала об этом. Сейчас наблюдаю в своей психологической деятельности, что очень многие дети так поступают. Единственное я рассказала бабушке о том, что Раисе Ивановне не понравился её дом, и она заявила об этом на весь класс с особым высокомерием. Бабушка, конечно же, была очень расстроена, ведь она с такой любовью плела ей особый воротник и даже не ожидала что та, вместо благодарности, будет при всём классе обижать внучку. Что касается Валентины Николаевны, моей любимой учительницы, она стала неким ангелом в моей жизни. Спустя время, она уехала в Россию. Мне её очень не хватало, и я писала ей письма, а она всегда мне отвечала и даже в них продолжала хвалить меня и верить в мои способности. Это давало мне большой стимул и силы. Ей часто снилась школа, ученики, она писала, что тоже очень скучает по мне. Однажды мне пришло письмо из России с известием, что душу её забрал Бог. Но у неё остался сын, учитель по физике Валерий Витальевич. Он мне очень напоминал моего папу, такой же добрый и воспитанный, на уроках с ним было очень интересно. Он всегда являлся для меня частичкой Валентины Николаевны.
Прошли года, я стала мамой четверых детей, и мои дети пошли в школу. Но через свой личный опыт я уже знала, какие могут быть в школе проблемы. Мою первую дочь Милену тоже стали унижать. У всех в классе были модные телефоны, а у неё старенький, так же клыки её зубов немного выпирали, за что её дразнили вампиром. Тогда я, долго не раздумывая, перевела дочь в другую школу, и она была счастлива. Я волновалась, как эта перемена на ней отразиться, она же успела привыкнуть к учителям и классу. Но я посчитала, уж лучше пусть будет стресс перемены, чем такие издевательства. Я не хотела, чтобы над моим ребёнком издевались, как когда то надо мной. И Милена начала хвалить новый класс, где все хотели с ней сидеть рядом за партой, она же «новенькая». У неё появилось много друзей, и я была этому рада.
Но работая психологом с онкобольными детьми в больнице, я услышала от пациентов очень много похожих случаев. Одну из этих историй хочу рассказать. У одного подростка обнаружили рак крови. Мои наблюдения показали, что мальчик очень закрыт в себе. Его глаза кричали от боли, и я видела в нём тонущий «Титаник». Я взяла его к себе в кабинет и попросила рассказать о себе. Но он молчал. Тогда я предложила ему порисовать и дала арт терапевтическую технику — изобразить в красках дорогу своей жизни, и мальчик приступил к рисованию.
Завершив рисунок, я спросила, что означает для него желтый цвет, дорога до четвёртого класса была покрашена в желтый цвет. Он сказал, что это цвет счастья. После четвертого класса и по седьмой, дорога у него пошла в чёрный цвет, а настоящее время, пребывание в больнице, дорога оранжевого цвета. Я спросила его, что происходило с четвёртого класса по седьмой в чёрном цвете? Он молчал, и я увидела, как его грудная клетка стала двигаться от тяжёлого дыхания. Мальчик зарыдал и плакал около пятнадцати минут. После того, как он выплакался, я попросила его рассказать о том, что произошло, и он наконец открылся мне. Рассказал о том, как его унижали в школе, как придумывали клички и обзывали, как били, а он в ответ даже не пытался защититься. Он молча терпел оскорбления, блокировал негативные эмоции в себе, не проживая их. Скапливал обжигающий пар обиды внутри себя. Кроме всего этого, были учителя, которые так же унижали его при всём классе. Представьте себе, с каким расположением духа он собирался каждое утро в школу. И я вам скажу, что немаловажно, он являлся единственным и любимым ребёнком в семье. Только мама и папа были настолько заняты работой, что даже не знали и не интересовались, как проходят дни в его школе. А он даже не жаловался, он де мальчик, будущий мужчина, не «стукач» не нытик, как обычно называют мальчиков с самого детства в случаях, когда они жалуются «мамочкам» .
Продолжение рисунка дороги его жизни в настоящем времени, в больнице, он изобразил в оранжевом цвете, что означало для него радость и положительные эмоции. Это представить только, в больнице больным раком, душевно ему легче, чем в школе? Вы представляете, что происходит в душе ребенка? А ведь если бы мама каждый вечер интересовалась его делами, и как-то сумела бы подобрать к нему ключик, и узнала бы о том, что происходит в школе, этого бы и не случилось. Может, если бы папа интересовался и узнав о ситуации, разобрался с ребятами и с учителями, которые его унижали, да отдал бы его на спорт, на курсы обучения самозащите. Но в этом случае, увы, пришла страшная болезнь, ребёнок заболел. Потому, что в больном духе тело не может сиять здоровьем. И это истина, которую обычно никто не замечает. Но я прошла это на себе и блокировала так же, в себе всю боль, которую причиняли мне школьники и моя самая первая учительница. Казалось бы, она детям второй матерью должна быть, но её неразумные поступки калечили некоторых учеников. Я не хочу писать имен несчастных детей, у которых уши были «лопоухими», и эта учительница при всём классе тянула их за уши. Или девочек, у которых были длинные волосы, а она привязывала их косу к спинке стула, чтобы не сутулились и все с них хохотали.
Работая психологом с онкологическими больными детьми, я услышала столько душераздирающих историй, что ясно прослеживаю в этом прямую связь с их заболеванием.
У нас в больнице тоже есть воспитательный центр и у нас особые учителя. Они все, как психологи, очень трепетны к каждому ребёнку и онкобольные дети стараются учиться! Как важен подход педагога к ученику, как важно с любовью относится к каждому ребёнку и быть для него опорой, той опорой, которую он на всю жизнь возьмет с собой. И будет вспоминать этих преподавателей с любовью, а не с болью в груди из-за жестких высказываний и унижений. Жизнь - это большая школа. И я хочу сказать, что моя работа является для меня тоже школой. Онкобольные дети преподают мне такие уроки, о которых я даже не знала, благодаря чему я применяю эту мудрость по отношению к своим четырём детям. И каждый день, когда они приходят со школы, беру по одному к себе в комнату и «сканирую». Каждый вечер я спрашиваю, как прошёл их день, стараясь найти нить, которая может быть не видна. Я доставала эти нити своевременно и проводила необходимые упражнения по высвобождению агрессии и обиды.. Слава Богу, с учителями моим детям повезло, и я благодарна Творцу за то, что мои дети избежали травм подобных тем, что получила в детстве я от своей первой учительницы Раисы Ивановны. Её имя навсегда сохраниться в моей памяти. И насколько велика разница для меня имени моей любимой учительницы Валентины Николаевны, я до сих пор благословляю её Душу и молюсь Богу за неё. Всё только потому, что она когда-то давно проявляла любовь ко мне. Какая мощная эта сила любви! Насколько человек сам себя грабит, поступая жестоко с детьми, порой даже неосознанно.
Однажды был у меня на приеме мужчина, пациент больной раком. Он говорил, что у него нет психологических травм. На сеансе гипнотерапии грудная клетка его напряглась, дыхание изменилось, и он начал рыдать, как ребёнок. Капали слезы и сопли, и он рыдал, пока не выпустил весь пар. По окончанию упражнения я спросила его, что происходило во время сеанса? И он рассказал, что ощутил себя семилетним мальчиком, которого бьет бабушка веткой вербы. Мама ушла на работу, оставив его на бабушку. Они жили в деревне. Мальчик убежал с ребятами на озеро купаться, поскольку стояла сильная жара. Бабушка, обнаружив, что ребёнка не оказалось дома, в сильном стрессе побежала его искать. Она очень боялась, чтобы он не утонул, так как ещё не научился плавать. Ведь дочь никогда не простит ей этого. Долго она искала его и нашла. Слава Богу, всё обошлось, и он не утонул. Всю дорогу до дома она его хлестала веткой вербы. А дома, раздев догола, продолжала бить, после чего, голым поставила в угол. И все смеялись: — «Ха-ха-ха, голая попа!» — в доме были гости с детьми. Бабушка испекла пирожки, и их аромат доносился до нашего героя, а он был целый день голоден, но бабушка в наказание не дала ему даже одного пирожка. И самым опасным было то, что мальчик не проронил не одной слезы, ведь мальчиками нельзя плакать, он де мужчина. И кто бы знал, что спустя столько лет, когда у него две прекрасные дочери и любимая жена, и всё бы вроде хорошо, он заболеет раком. И никто не подозревал, что спустя столько лет, в кабинете у психолога вылезет этот «пирожок», эта «голая попа» и насмешки. А сколько есть у нас травм похлеще, чем пирожок??
Родители, бабушки и дедушки, тёти и дяди, старшие братья и сёстры, учителя и воспитатели — не теряйте своей мудрости, не совершайте похожих ошибок. Это может стоить человеку жизни.
Позже, этот мужчина звонил мне и спрашивал:
— Что вы со мной сделали? Я чувствую себя ребёнком, мне хочется прыгать, летать, резвиться, кувыркаться. Я была очень рада, что с божьей помощью смогла ему помочь. Он проходил длительное лечение и смог исцелиться! Слава Богу и Слава нашим докторам, через которых так же проявляется наш Создатель.
Не запрещайте плакать детям. Тут не важен пол, у каждого ребёнка ранимая душа, и не важно, мальчик это или девочка, дайте им волю высвобождать свои негативные эмоции. Самая великая и животворящая сила, это Любовь. Дарите её всем детям. Чужих детей не бывает. Учителя, не делите детей на богатых и бедных и не меняйте к ним отношение в зависимости от того, из какой они семьи. Был случай, когда все одного мальчишку в школе хаяли, называли грязнулей, двоечником, беспризорными, унижали его. А одна мудрая учительница похвалила его, за то, что он однажды пришёл в белой рубашке, хоть и помятой. На следующий день он уже явился выглаженным. А на другой день в чистых туфлях и т.д. Он вырос и стал знаменитым, а позже написал в книге об этой учительнице. Люди, сохраняйте добро, дарите любовь. Да, в нашем мире не просто жить, но ничто не мешает нам любить и творить добро. От этого вы точно не обеднеете. Ведь добро невозможно раздать, оно всё время возвращается. Добро подобно свече, горящей во мраке. Подарите добро и любовь одному нуждающемуся человеку, а он разожжет этим огнем тысячи свечей, тысячи сердец. Не будьте скупы на любовь, не судите, не унижайте, так как на этом фоне вы сами себя опускаете в глазах Бога. Он сказал, что униженных утешит. Словом можно убить душу, словом можно покалечить и словом также можно воскресить. Просеивайте свои слова через сотни сит, прежде чем они выйдут из ваших уст. Не обзывайте, не оскорбляйте. Спросите себя, что несёт в себе слово, которое я хочу сказать? Какой посыл? Не спешите ляпнуть. Ведь «Вначале было Слово, Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Евангелие от Иоанна, глава 1). Произносите слова только конструктивные. Сейте в души людей не сорняки, а цветы и однажды вы насладитесь ароматом этих чудных цветов.
Свидетельство о публикации №224122001173
Особенно ценно, что автор не только делится болью, но и показывает путь к исцелению через доброту, понимание и уважение к чувствам ребёнка. История учит нас быть внимательными к детским эмоциям, не умалять их значение, а наоборот — помогать проживать трудные моменты. Этот рассказ оставляет светлый след в душе и вдохновляет дарить больше тепла и заботы окружающим.Спасибо, Нина, что опубликовали этот рассказ на своей странице!
Сергей Смирнов 20 22.01.2025 06:51 Заявить о нарушении
Мира Вам и радостного творчества!
Нина Джос 25.01.2025 19:43 Заявить о нарушении