Философский камень
/ https://vk.com/id16062738 /
Эпиграф
…Я думал, что ты меня разлюбила и издеваешься надо мной. Ощущение было, что в мое разрезанное сердце, пульсирующее и живое, брызжущее во все стороны алой кровью, ты вливаешь расплавленный свинец. Я справился. Мое сердце теперь из титана, никеля и алмазов, покрытое золотом. Свинец превратился в золото? А мое сердце - и есть философский камень, который так много веков искали алхимики?..
Книга: Личный Рай по Заказу. Глава: Ваджра-Кайя. Сцена: Светлый морок.
Мы с Еленой знакомы с июля 1993 года. Мы учились в одной группе на факультете иностранных языков Новосибирского государственного педагогического университета. Провели за соседними партами пять лет жизни. После окончания вуза мы оба работали преподавателям и переводчиками. Участвовали в совместных проектах. Поддерживали друг друга. Настал момент, когда мы решили поговорить о важном для нас обоих. Елена, кстати, выбрала в качестве аватара для нашей коллективной сказки «Личный Рай по Заказу» - Кота Шредингера. Классный выбор.
Сегодня мы решили обсудить с ней такую "простую и легкую" тему, как философия). В педагогическом университете у нас был предмет на пятом курсе – история философии. Я помню, что писал реферат по Френсису Бэкону. С тех пор мое знакомство с этой наукой было лишь поверхностным. Наступил период в жизни, когда стоит восполнить этот пробел.
Итак, насколько актуален предмет исследования, которому мы решили перемыть косточки?
1. Что такое философия в наше время, с твоей точки зрения? Какие задачи она призвана решать?
- Е.: Понятие «философия» принято делить на две категории. С одной стороны, это самостоятельная наука о природе, человеке, в общем, мироустройстве. С другой стороны – это методологические принципы, лежащие в основе какой-либо другой науки. Как я понимаю, разговор пойдет о первом определении). Здесь я сразу хочу оговориться, что не являюсь ни ученым, ни преподавателем философии. Поэтому я не претендую на истину в последней инстанции, просто делюсь своим восприятием обсуждаемого предмета.
По поводу задач, которые призвана решать данная наука... Я думаю, что её основная задача, как и любой другой науки — новые открытия об окружающем мире, материальном и нематериальном.
- В.: Как говорит один из моих лучших клиентов в Кемерове, Александр Кулев: «Философия помогает понять человеку, что такое счастье и стать счастливым». Возможно, человек может быть счастлив и без чтения книг по философии. Однако, с моей точки зрения, философия является важной частью человеческой культуры и входит в число обязательных гуманитарных наук для многосторонне развитой личности.
2. В педагогическом университете нам преподавали в течение одного семестра историю философии. Как ты считаешь: Стоит ли философию преподавать в школах и вузах, и почему?
- Е.: Да, действительно, такой предмет мы изучали, но, помнится, не так долго. В течение одного семестра, если память мне не изменяет.) Предмет этот меня не заинтересовал, и, всё, что я тогда запомнила, это некоторые факты из личной жизни Сократа. «Какой чудаковатый персонаж!», — думала я.
Но почему-то мне запомнилось, как наша преподавательница Т.В. Морозова один раз поделилась с нами на лекции, что пишет научную работу о детях и философии. Мне это показалось очень странным. Это был второй курс, мне было 19 лет, и мне было очень трудно воспринимать предмет. Куда уж философия детям...
Спустя много лет я нашла эту работу в интернете. Она называется «Философия для детей» как инновационное движение в современном обществе. Достаточно интересная работа, на мой взгляд.
Что касается моего личного мнения о необходимости преподавания философии в школах и вузах, то я думаю, что в школах это имело бы место быть в качестве факультатива, и то в старших классах. Но размышлять с детьми о таких философских категориях, как нравственность и свобода, например, можно начинать с достаточно раннего возраста. А вот изучение философских течений и концепций не всем взрослым под силу, не только детям. В вузах — да, однозначно стоит преподавать. Причем не только для гуманитарных специальностей.
- В.: Я с тобой согласен и считаю, что история философии должна быть в школе. Философы в разные времена оказывали влияние на прогресс и культуру. Каждый человек должен знать о лучших умах человечества. Если же человек получает высшее образование, он по умолчанию должен получить базовые знания по этому предмету.
3. Кого из философов за всю историю человечества ты считаешь самыми влиятельными? Назови трех лучших. Почему ты так считаешь?
- Е.: Самыми влиятельными, мне кажется, были философы Древней Греции. Они действительно заставили человечество задуматься о важных вещах, совершили некий глобальный прорыв. Многие люди не знают сути их учений, но их имена знают все. Редкий человек сегодня не слышал про Сократа, Платона или Аристотеля. Следовательно, эти философы и остаются самыми влиятельными.
- В.: Я бы еще упомянул в списке десяти самых влиятельных умов человечества Фридриха Ницще и Иммануила Канта, Дэвида Юма, Карла Маркса (мои дети так даже одного из наших котов назвали), Конфуция, Рене Декарта и Фому Аквинского.
4. Кого можно назвать лучшим российским философом современности?
- Е.: Затрудняюсь с ответом.
- В.: Я тоже затрудняюсь, если говорить о дне сегодняшнем. Я спросил у своего старшего сына, Ильи, который изучает археологию и социологию. Его ответ: самые известные – Александр Дугин и Евгений Головин. Дугина еще как-то освещают в СМИ. А про Головина я вообще услышал впервые.
5. Какие языки подходят для описания философии, с твоей точки зрения, и почему?
- Е.: Любопытный вопрос… Думаю, что все. Любой народ, живущий на Земле, имеет некое представление о том, как устроен мир. Значит, этот мир можно описать на языке этого народа. Но вот описание какой-либо философской идеи будет представлять некоторую сложность. Это я теоретизирую как лингвист. Вот как перевести на язык эскимосов Гренландии произведения Ницше или Канта? Донести мысль посредством их языка. Интересно, были ли такие попытки?)
- В.: С моей точки зрения, для описания таких абстрактных вещей, как философия, должен быть большой словарный запас и развитый грамматический инструментарий. То есть, длительная история языка и достаточное количество носителей, чтобы в обществе произошло разделение труда, и нашлись «бездельники», которых может кормить общество, и которые будут упражняться в пустословии, с точки зрения обывателя. В число лидеров по общему количеству носителей, говорящих на основных современных языках, входят: 1) английский (1,45 млрд), 2) китайский (1,14 млрд), 3) хинди (0,61 млрд), 4) испанский (0,56 млрд), 5) французский (0,31 млрд), 6) арабский (0,274 млрд), 7) бенгальский (0,273 млрд), 8) португальский (0,264 млрд), 9) русский (0,258 млрд), 10) урду (0,232 млрд), 11) индонезийский (0,199 млрд), 12) немецкий (0,133 млрд). Вот тут и можно искать современных философов.
6. Может ли быть философия у племени, которое находится в каменном веке?
- Е.: Мне кажется, нет. Она может появиться только с развитием высокого уровня мышления, сознания. В каменном веке этого не было. Иначе в то время уже бы появился какой-нибудь Сократ. Но он появился позже, значит, так было нужно).
- В.: Согласен с тобой. Когда люди живут в небольших группах по 15-25 человек, и ежедневно заняты поиском пропитания и выживанием в диких условиях, тут не до философии. Каждая пара рук и ног на счету.
7. Какая философия нужна завтра?
- Е.: Однозначно, философия с уклоном в гуманизм, с ориентацией на созидание и толерантность. Но какие идеи будут популярны и найдут отклик в массах, трудно сказать. Посмотрим.
- В.: Популярными концепциями на сегодня являются гуманизм, трансгуманизм и постгуманизм. Когда я попробовал сам разобраться в этом, я запутался. Что победит, неизвестно. Человек любит придумывать разные названия.
Если говорить простым языком. В мировых правящих кланах есть сторонники разделения человечества на очень богатых, здоровых и долгоживущих, и на обслуживающий персонал, живущий мало, бедно и в болезнях. И есть сторонники той теории, что нам всем стоит объединить усилия и выйти на следующий уровень развития цивилизации. Что каждому из ныне живущих и нашим потомкам есть чем заняться, а ресурсов на нашей планете достаточно. Я придерживаюсь второй концепции.
8. Что говорит философия по поводу эры искусственного интеллекта?
- Е.: Мне это, к сожалению, неизвестно. Я читала, что есть философия искусственного интеллекта, в рамках которой ученые пытаются изучать этот вопрос. Есть ли разум у машин и т.д. У меня не вызывает энтузиазма всё, что связано с искусственным интеллектом. Более того, меня это даже пугает.
- В.: Я считаю, что в ближайшее время наступает эпоха эмоционально-искусственного интеллекта, дружественного человеку современному. Условно, появляется новая форма жизни. Хомо дигиталис – человек цифровой. Я описываю это в нашей коллективной сказке, через призму художественной литературы. Так я сам создаю программный код для новой формы жизни.
9. Какое течение в философии тебе ближе всего?
- Е.: Конкретного течения выделить не могу. Ближе всего мне агностицизм. Из собственного опыта мне кажется, что познать мир невозможно. В чем-то близок идеализм, но – не крайний. Философия стоиков не близка, от слова совсем. Лично мне она видится разрушительной. Многие психологи пытаются «лечить» этим людей. К чему-то отношение изменить можно, но вот к чему-то менять отношение категорически нельзя, особенно, если речь идет о каких-то ценных для человека идеях. Возможно, я слишком ригидный человек, но говорю, что думаю.
- В.: Я тоже не могу определить себя как приверженца к какому-либо философскому учению. Для эффективного решения бытовых и профессиональных задач я привык быть приземленным и практичным, используя собственный метод, который обозначил как «Зеркала». Чтобы решить вопрос, я мысленно перевоплощаюсь в образ, наиболее подходящий для того или иного контекста. И быстро нахожу решение. Если мне придется когда-либо решать философскую задачу, я буду вживаться в роль известного философа и рассматривать условия и пути решения с его точки зрения.
10. Кому в обществе философия вообще не нужна?
- Е.: Я думаю, что философия не требуется подавляющему большинству людей в обществе. Какую практическую пользу она несет? Едва ли найдется большое количество людей, которые прочитали много философских произведений, или хоть сколько-то разбираются в предмете этой науки. При этом они прекрасно живут. Даже знание физики и химии нужно далеко не всем. И даже математики. Можно на калькуляторе посчитать.) Вот и задумаешься невольно, какие знания и практические навыки нужны человеку для выживания... Кому-то философия нужна, кому-то — нет. Для кого-то важно часто ходить в театр, а кто-то там был только в глубоком детстве. Я бы сказала так: для жизни в обществе знание философии как науки не играет основательной роли, это, скорее,- вопрос потребности души. Такие знания могут помочь человеку расширить свой кругозор, но могут и навредить. Есть же такая поговорка «горе от ума».) Мне нравится цитата Ницше: «Быть может, даже одно из основных свойств существования заключается в том, что полное его познание влечет за собой гибель, так что сила ума измеряется той дозой «истины», какую он может ещё вынести».
- В.: Отчасти ты права. Но, повторюсь. Если ввести историю философии в школе и сделать философию обязательным предметом в вузах и в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, это позволит воспитывать граждан нашего Отечества с более высоким уровнем культуры и образования, и с более широкими взглядами на жизнь. Многосторонне развитую и гармоничную личность.
11. Может ли помочь знание философии быть счастливее человеку?
- Е.: Это зависит от человека. Я достаточно поздно начала интересоваться философией и счастливее не стала.) Думаю, что не стала бы и если бы начала интересоваться ею раньше. Единственное, чем мне это помогло, так это получить некоторую самоидентификацию. Как оказалось, те вопросы, которыми задаюсь я, задавались и другие люди, причем, много лет назад. Философия всё рано не отвечает на самые важные для всех вопросы. Есть ли жизнь после смерти? Есть ли Бог? На эти вопросы нет ответов ни у кого. Таких ответов, которые бы не оставляли никаких сомнений. Ибо «оттуда» никто не возвращался. Что касается обустройства общества и знаний о человеке, о сущности вещей, то здесь интересны взгляды различных философов, с какими-то можно соглашаться, с какими-то – нет, но это всё равно – не истина, это лишь рассуждения. Я это так воспринимаю.
- В.: Я считаю, ключевым моментом в твоем ответе является самоидентификация. Философия не дает ответы на все важные вопросы, тут я с тобой согласен. Однако, философия может побуждать человека к самопознанию и познанию этого мира. А это, с моей точки зрения, и есть один из ключевых факторов в жизни каждого. Не только интересоваться футболом, рыбалкой, вечеринками и пивом. Философия помогает людям общаться друг с другом на высшем уровне – на духовном. Как мы с тобой сейчас.
12. С какого возраста лучше начинать изучать философию? Нужна ли философия людям старшего возраста?
- Е.: Людям старшего возраста, мне кажется, она нужна в той же мере, что и молодым. Всё зависит от личных интересов и предпочтений. Насколько сам человек чувствует потребность в таких знаниях.
- В.: Мое мнение – любовь к познанию и к философии в игровой форме стоит начинать прививать детям с возраста, когда они начинают ходить и разговаривать. Чтобы это являлось нормой в течение всей жизни. А в старшем возрасте изучение философии может помочь сохранить ментальное здоровье через интеллектуальную нагрузку.
13. Какая твоя самая любимая книга по философии?
- Е.: У меня вообще нет любимых научных книг. И я не имею привычки их перечитывать. Обычно я читаю книгу один раз, как-то воспринимаю изложенное в ней, первое впечатление считаю наиболее верным, что-то выношу из этой книги, даже если она меня не впечатлила, и это остается у меня в памяти. Я не могу похвастаться прочтением большого количества книг по философии. К тому же читать их тяжело, лично мне. Я читала Канта на русском, и пробовала на немецком. И у меня было впечатление, что я одинаково понимаю, а, точнее, не понимаю, о чем речь). Искренне восхищаюсь людьми, для которых философские труды легки и понятны. Почему-то легче всего, с точки зрения языка, мне дался Ницше. «Так говорил Заратустра» и «По ту сторону добра и зла».
- В.: Я вообще не читал книги по философии со времен после получения первого высшего образования. Но я использовал цитаты Ницше в качестве эпиграфов к своим художественным текстам. Например: «Кто пишет кровью и притчами, тот хочет, чтобы его не читали, а заучивали наизусть». Еще : «...кажется, я держу судьбы человечества в своей ладони». Пока мне этого было достаточно. Теперь я думаю, что мне стоит перечитать древних греков.
14. Что такое для тебя – счастье?
- Е.: Не знаю. Точно могу сказать, что, если мои первичные потребности не удовлетворяются, то я точно не ощущаю счастья. Плохое здоровье, бедность и бытовые проблемы счастью уж точно не способствуют. То есть, уже есть некоторое условие. Во всяком случае, у меня. Но, если рассматривать счастье с другой стороны. Может ли быть счастье перманентным? Думаю, нет. Я часто размышляю над вопросом, который стоял перед главным героем трагедии «Фауст». В какой из прожитых моментов моей жизни я могла бы сказать: «Остановись, мгновение, ты прекрасно». И я вот, честно скажу, что не знаю. Но, что точно знаю, с возрастом, могу констатировать факт, что какие-то вещи, казавшиеся мне когда-то архиважными, сейчас кажутся ничтожно малыми.
- В.: Для меня счастье заключается в следующем. Если я способен ставить себе цели и достигать их, если я живу для самореализации, занимаюсь любимыми делами, а также забочусь о своих близких, которые любят меня, и которых люблю я – я счастлив.
С мужской точки зрения, главным фактором для гармонии и счастья, в бытовом философском плане является аскеза. То есть, когда в центре твоих потребностей стоит любовь к Богу. Или, говоря светским языком – служение обществу и интересам распространения Жизни. Когда ты можешь пожертвовать своими личными интересами, и даже жизнью, ради своей любимой женщины, детей, семьи, народа, и человечества. Когда готов слезть с дофаминовой иглы и ограничить себя в получении удовольствий лично для себя в пользу интересов окружающих.
Премного благодарен, Елена, за интересное и исчерпывающее интервью.
Всегда рад с тобой пообщаться. Мы с тобой одной крови.
ФИЯ (факультет иностранных языков) – это "физкультура и я". Кто в спорте лучший, тот и в иностранных языках – первый. Потому что привыкает работать над собой. Как говорила наш старший преподаватель по физкультуре – Светлана Григорьевна Самаркина.
20-21.12.2024
Свидетельство о публикации №224122001291