Объяснение посмертных явлений Христа с помощью тео
Профессор Гёттингенского университета Герд Людеманн пишет:
«Можно считать исторически достоверным, что Петр и ученики после смерти Иисуса столкнулись с тем, что Иисус явился им как воскресший Мессия-Христос. Таким образом, у нас нет принципиальных разногласий относительно того, что после распятия Иисуса разные люди — вместе и по отдельности — видели Его живым. Мы расходимся в представлениях о том, как лучше всего объяснить этот факт.»
Древнейшая традиция, связанная с верой в Воскресение, ничего не говорит о пустой гробнице и прямо указывает, что причиной, по которой ученики уверовали в Воскресение, было явление им Иисуса. То же самое справедливо и относительно самого Павла: он поверил потому, что ему было видение, а вовсе не потому, что видел пустую гробницу (Гал 1:15–16, 1 Кор 15:8).
Повествование о пустой гробнице возникло уже после символа веры, цитируемого в 1 Кор 15:3–5, и после посланий Павла. Другими словами, оно не было частью ранней традиции, сама по себе пустая гробница не могла породить веру : ее породило нечто другое.
Любой желающий понять, как возникло христианство, должен будет объяснить, каким образом люди, знавшие Иисуса и следовавшие за Ним, пришли к подобным убеждениям. Практически все согласны с мнением , что для того, чтобы вызвать появление такого движения, каким было самое раннее христианство, и такой литературы, какой является Новый Завет, необходимо было некое мощное трансформирующее переживание; таким переживанием стало то, что некоторые из последователей Иисуса видели Его живым после распятия.
Вопрос в том, что наилучшим образом объясняет такого рода переживание:воскресение Иисуса из мертвых, или другие факторы, например, галлюцинации учеников?
Рассказы о явлениях воскресшего Христа объясняли визионерством учеников (т. е. склонностью их к видениям мистического характера) еще на заре христианства. Например,такая гипотеза содержалась в трактате римского философа Цельса «Истинное слово»,написанном в 170-х годах н.э.
Популяризаторами этой теории были Д.Штраус и Э.Ренан. Новую жизнь визионерская теория обрела в 20 веке.
Работы Людеманна объясняют такие явления как галлюцинаторные видения, которые наряду со слуховыми особенностями, могли бы произвести “стимулирование”, “энтузиазм”, “религиозное опьянение”, “экстаз” у Петра и др. учеников,некоторые из которых почти наверняка имели «видения» Иисуса после его смерти. Под «видениями» следует иметь в виду ТО. что можно «видеть» вне зависимости , существует ли это на самом деле или нет, т.е. ,независимо от того, стояла ли за тем, что видели ученики, какая-то внешняя реальность или нет. Специалисты, изучающие «видения», выделяют среди них «достоверные», т.е. отражающие реальные события, и «недостоверные» , т.е.такие, когда человек видит то, чего на самом деле не существует.
Когда речь заходит о видениях Иисуса, которые пережили его ученики, верующие христиане обыкновенно утверждают, что за ними стоит внешняя реальность , что Иисус действительно явился этим людям. Любой, придерживающийся данной точки зрения, скорее всего, назовет эти «достоверные» видения «явлениями» Иисуса Христа. Нехристиане же скажут, что эти видения были «недостоверными», возможно, вызванными определенными психологическими или нейрофизиологическими факторами и скорее всего, назовут эти видения галлюцинациями. Индивидуальную галлюцинацию можно определить как образ, возникающий в сознании без внешнего раздражителя, или как «сенсорное ощущение, которое обладает той же убедительностью, что и истинное восприятие реальности, но которое происходит без внешнего воздействия на соответствующий орган чувств». Следует отметить, что «сенсорное ощущение» здесь понимается как относящееся не только к «видению», но и к любому другому чувству: слуху, осязанию, запаху и даже вкусу.
"Теория галлюцинаций", особенно коллективных галлюцинаций, применительно к явлениям Иисуса ученикам подвергается наиболее жесткой критике христианскими апологетами. Наиболее типичными возражениями являются следующие. «Галлюцинации – индивидуальное явление. По своей природе, каждая галлюцинация присуща только одному конкретному человеку. Групповой галлюцинации просто не может быть»; "галлюцинацией здесь и не пахнет:бсолютно непостижимо, чтобы пятьсот человек, в здравом уме испытывали всякого рода воздействия на органы чувств—органы зрения, слуха и осязания – и чтобы все эти воздействия были бы полностью результатом галлюцинации" и т.п.
Как писал психолог Д. Роклифф: «Где есть вера в чудеса, там всегда будут доказательства их существования. Вера производит галлюцинации, а галлюцинации подтверждают убеждение". В конечном итоге, "современная теория галлюцинаций приходит к выводу о том, что апостолы испытали некие субъективные переживания, вызвавшие веру в Воскресение, и мы можем лишь анализировать последствия этих переживаний, но не можем судить об их природе".
Часто видения могут быть вызваны тяжелой утратой. Люди, переживающие подобные видения, почти всегда искренне верят в их достоверность.Некоторые типичные черты этих явлений важны для понимания явлений ученикам Иисуса , который, помимо всего прочего, был их любимым наставником, умершим внезапной и трагической смертью, по которому они глубоко скорбели и которого оплакивали. Суммируя результаты исследования подобных видений, известный библеист Дейл Аллисон отмечает, что они обычно влекут за собой ощущение, будто умерший близкий продолжает находиться рядом со скорбящим, иногда даже в одной с ним комнате. Такие видения чаще всего имеют место тогда, когда скорбящий человек испытывает чувство вины из-за того или иного аспекта его отношений с покойным. Вспомним, что все ученики либо предали ,либо бежали, либо отреклись от Иисуса. Нередко страдающие от тяжелой утраты стремятся искать утешения в обществе других людей, которые помнят их близких и передают рассказы о них. Все эти черты тесно связаны с тем, что мы имеем в случае с Иисусом – горячо любимым учителем и наставником, который встретил безвременную смерть.
Ряд современных находок связан с тем, что названо исследователями «посмертным общением». Как следует из обширных данных, собранных исследователями, общение происходит чаще, когда кто-то умирает внезапной или трагической смертью. Ключевой элемент здесь, как кажется, – острое переживание потери. Затем умерший человек вступает в общение со скорбящим. Самое удивительное то, что никто из людей, опрошенных авторами, даже не подозревал, что посмертное общение возможно, пока не испытал его на себе.
Основная мысль Аллисона в финале его книги выражена так: «Вскоре после Его смерти последователи Иисуса снова Его увидели, ощутили Его незримое присутствие, преодолели чувство вины, найдя в его трагической смерти смысл, идеализировали и интернализировали своего Учителя, бережно храня в памяти его слова и дела».
Однако, как писал один из критиков Аллисона, католический священник Дж. Коллинс ,такой итог низводит все, что произошло после смерти и погребения Иисуса, к субъективным переживаниям скорбящих учеников. Они «снова Его увидели» и «ощутили Его незримое присутствие» – но не сам воскресший Иисус проявил инициативу, «явившись» им (1Кор.;15:5–8). Они «преодолели чувство вины, найдя в Его трагической смерти смысл» – но не воскресший Иисус и Святой Дух даровали им прощение (см., например, Ин 21:15–19) и прозрение (Ин 16:13). Они «идеализировали и интернализировали своего учителя» – но не сам Воскресший встретился с ними и дал им возможность «жить с Ним» и «обитать» в его любви (например, Ин.;15:110). Они «бережно хранили в памяти Его слова и дела» – но не Дух Святой сошел на них, чтобы «научить» их всему и «напомнить» им все, что говорил и делал Иисус "(Ин.;14:25).Такое описание переживаний и действий учеников, по мнению священника, «резко противоречит первенству божественной инициативы, которой пронизаны и пасхальные повествования, и богословие Павла и евангелистов.Пасхальная вера многих поколений верующих дает духовную и религиозную «гарантию», позволяющую принять, что Бог действительно воскресил Иисуса из мертвых».
Часто от апологетов приходится слышать, что видения учеников должны быть достоверными, поскольку "массовые галлюцинации" не могут иметь место, и если Павел утверждал, что Иисус явился "свыше, чем пятистам братьям одновременно", это опровергает мнение о том, что все пятьсот могли вообразить себе это в одно и то же время.
Следует заметить, что Павел-единственный, кто упоминает об этом событии, и если оно действительно произошло, то трудно объяснить, почему оно так и не попало в Евангелия, ставившие целью доказать, что Иисус физически воскрес из мёртвых.Можно предположить, что если бы это событие действительно имело место, оно дало бы мощный толчок развитию христианства, которого не наблюдалось в I веке, и убедило бы евреев, живших в Иерусалиме и его окрестностях, в том, что Иисус был истинным Мессией.
Говоря о коллективных (массовых) галлюцинациях, исследователи отмечают,что в их основе всегда лежит конформизм, определенная установка восприятия, сниженная критичность по отношению к увиденному. Но главное – готовность людей поверить не только своим глазам, но и глазам другого человека, чтобы быть причастным к чему-то поражающему» . Изречение Иисуса : "Блаженны не видевшие и уверовавшие... Благословенны те, кто поверил, не видя Меня" (Ин 20:29) стало лозунгом. "Находили благородство в том, чтобы верить без размышления.Вера во что бы то ни стало, вера, доходящая до безумия, стала считаться главным душевным даром . Нравственое значение веры тем сильнее , чем сверхъестественнее то, во что веруешь... верующие электризовали друг друга и предавались самым необыкновенным мечтаниям. Галлюцинации неудержимо увеличивались", - так описывал состояние верующих Э. Ренан в книге "Апостолы".
Можно предположить, что Петр был первым, кто испытал субъективные переживания или убеждение, что Иисус жив. Позже это убеждение передалось другим последователям Иисуса, которые пришли к заключению, что Он воскрес. Исследователи, придерживающиеся этой теории, считают, что мы не можем говорить об исторической природе явлений воскресшего Христа , т.к. в его основе лежит вера первых учеников в реальность видений .
В любом случае, все описанные в Евангелиях явления можно объяснить рационально, а не как чудо -т.е. явление человека, воскресшего после смерти. Как писал Штраус, "признать подобное неслыханное чудо можно было бы лишь в одном случае- если оно подтверждается таким свидетельством, ложность которого была бы более немыслима, чем реальная действительность свидетельствуемого события".
Объяснения явлений Христа после распятия, основываясь, в частности, на теории галлюцинаций и учитывая , что подобные примеры неоднократно наблюдались в истории и описаны в научной литературе,- являются вполне рациональными .
Большинство исследователей Нового Завета, сами являющиеся верующими христианами, естественно, склонны принимать христианскую точку зрения на данный вопрос ,то есть, что видения были подлинными явлениями Иисуса его последователям. Эту точку зрения можно встретить в немалом числе публикаций, включая работы известного специалиста по Новому Завету Н.Т. Райта.
Но некоторые другие видные исследователи Нового Завета выступают столь же решительно с противоположной точкой зрения. Они считают, что видения Иисуса, могли быть вызваны психологическими факторами. По их мнению, когда Иисус умер, его тело разложилось, как всякое другое мертвое тело.
Кроме того, следует заметить, что в прошлом люди часто давали сверхъестественные объяснения событиям, которые сегодня мы можем объяснить с помощью науки. Но как только тот или иной феномен получает естественное объяснение, мы больше не нуждаемся в сверхъестественном. Например, в Средние века внешние проявления того, что мы сегодня назвали бы истерией — паралич, судороги, нечувствительность к боли и др., приписывались одержимости злыми духами. Ни одному врачу, занимающемуся сегодня лечением истерии, не придет в голову, что он вступает в схватку со злыми духами. То же самое можно сказать и о видениях учеников. Если мы можем предложить им естественное объяснение психологическими факторами, – то нужда в объяснениях сверхъестественных отпадает.
Д.Штраус писал : "Можно допустить, что ученики Иисуса, взволнованные внезапной Его смертью и постоянно вспоминая Его образ, легко могли принять за утраченного ими Учителя первого встречного незнакомца, если он сталкивался с ними при необычных условиях и производил на них сколько-нибудь сильное впечатление".
«Воскресение Иисуса не может быть удостоверяющим чудом, основываясь на котором спрашивающий мог бы без колебаний верить во Христа. Не может не только потому, что воскресение как мифическое событие – возвращение умершего к земной жизни (ведь именно об этом идет речь, поскольку воскресший воспринимается телесными чувствами) – невероятно. И не только потому, что воскресение, несмотря на множество свидетелей, не может быть неопровержимо установлено как объективный факт – так, чтобы отныне стало возможным верить не сомневаясь, а вера обрела бы надежную гарантию.Прежде всего дело в том, что воскресение само есть предмет веры; подкреплять же одну веру (в спасительное значение креста) другой (в воскресение) нельзя...»( Р. Бультман).
Множество упоминаний о гипнозе дошло до наших времен из книг древнейших цивилизаций, так что можно сказать, что гипнозу лет не меньше чем человечеству.
Гипноз был крайне распространён в Индии. Индийские факиры подвергали публику массовому гипнозу, и те видели невероятные явления. В письменных находках существуют упоминания о том, что факиры могли совершать удивительные вещи: мгновенно менять облик, ходить сквозь стены огня, левитировать и управлять предметами на расстоянии. Логически нельзя объяснить это чем-то, кроме гипнотического внушения.
В заключение можно упомянуть один из многих засвидетельствованных случаев, описанных В.М. Бехтеревым.
"В 1885 году во время эпидемии холеры многие жители деревни неподалеку от Неаполя видели Мадонну в черном одеянии, которая молилась за людей у часовни на холме. Видение было настолько явным, что слухи об этом начали распространяться по всей округе. ... Данная история стала одним из известнейших исторических примеров массовой галлюцинации ". В. М. Бехтерев в качестве благоприятного условия для развития массовых галлюцинаций называет господствующие в сознании людей одинаковые настроения, идеи одного и того же рода. Массовые галлюцинации – явление, в самой основе которого всегда будет лежать конформизм, определенная установка восприятия, сниженная критичность по отношению к увиденному, а зачастую – и нестабильный эмоциональный фон. Но главное – готовность людей поверить, не только своим глазам, но и глазам другого человека, чтобы быть причастным к чему-то поражающему. Именно видения, и ничто другое, привели самых первых учеников к вере в воскресение.
Свидетельство о публикации №224122001521