У меня в гостях. 150. Капитальный шмон

150. Капитальный шмон.

С утра зарядил себя на уборку своих жилых метров. Как следует отдраил территорию. Всё по плану и под музыку ВИА. И тут вдруг почувствовал, что эти все песни какие-то вторичные. Да, есть шедевры, но в основном какой-то хлам. А ведь всё это звучало когда-то почти со всех площадок и не вызывало у меня никаких вопросов. Что произошло? Повзрослел? Допустим, что всё так, но почему тогда меня сие не посещало, а тут вдруг такое прозрение?
Стал вслушиваться в тексты. Процентов восемьдесят о какой-то надуманной любви, где озабоченность зашкаливает по всем пунктам. И это когда-то хавалось народом без соли. Смешно… А сколько подвываний фальцетами. Кстати, и аранжировки какие-то «хромоногие». Задумался о том, почему всё так бедненько?
Сразу вспомнил, как первые песни группы «Машины времени» заставляли по несколько раз прослушивать их композиции. Потом появились и другие коллективы, работающие в этом ключе. Что-то менялось. Чиновники уходили в глубокую оборону, объявляя ВИА (вокально-инструментальные ансамбли) в стране веянием Запада. Составлялись примерные списки песен, которые надлежало исполнять тогда подобным коллективам. Очередной перегиб показал свой нрав.
Как выкручивались? Кто, как умел. Мы тоже находили свои способы. Играли много чего из запрещённого. Иногда сами кропали песнюшки, так сказать, пробовали что-то создать своё. К счастью, это нам удавалось. Сказывалось музыкальное образование. И сегодня придерживаюсь позиции, что песни должны писаться всё же образованными музыкантами.
Замечу, что пресловутый формат несколько упростил эту процедуру и сегодня сплошные повторы и копии заполонили концертные площадки. По содержанию, всё та же самая озабоченность во главе списка.  Это не приветствую. И потом, произошло некоторое смещение в сторону технического оснащения, а не содержания композиций. Хотелось бы, чтобы и одно, и другое себя дополняли. Увы, главное сегодня, чтобы музыка качала, а содержание как-нибудь в другой раз. А будет ли он?
Вместе с тем, есть много коллективов, где ещё присутствуют смыслы. Их не много… К сожалению потребитель сегодня слишком уж упрощён. Сказывается наличие пробелов в образовании. Всё больше песни-однодневки стали в ходу. Композиторы быстро смекнули, что можно срубить копейку не утруждая себя поиском чего-то более интересного. А зачем, если и так всё прокатывает? Главное сегодня - это уметь продать свои песнюшки. В ходу большие деньги и это решает все проблемы с продвижением «пересортицы» на сценические площадки.
Часто положение спасают песни, исполняемые на иностранных языках. Дошло до того, что все конкурсы внутри России нашпигованы подобным материалом. Тут как бы наш «российский суверенитет» несёт поражение на всех фронтах. Одно мы забываем, что копия всегда останется только копией. На этом фоне, к примеру, с удовольствием муссируется репертуар изрядно подзабытых групп из прошлого. Ну, это на любителя и меня лично в этом списке нет и никогда не было. Ничего личного. С этим так: тяготею к несколько другой музыке.
Буквально вчера послушал отрывки из оперы А. Рыбникова «Литургия оглашенных». Вот это моё. Собственно, у него много интересной музыки. Мои выпускники до сих пор помнят, как я рассказывал им про этого композитора. Человек с большой буквы. В этом списке у меня Э. Артемьев, Д. Тухманов, несколько белорусских команд. Есть некоторые исполнители из России. Например, удивляет в хорошем плане последнее время Дима Билан.
Нельзя музыку загонять в рамки стандартов. Чем больше будет многообразия в ней, тем интереснее станет жить. И потом, пора отказываться от сиюминутных песнюшек. Их я называю не иначе, как «на понюшку табака».
С интересом наблюдаю за местными авторами. С одной стороны кое-что проклёвывается временами, но в основном всё идёт по наезженной колее. Это конкретно огорчает. Вместе с тем, замечен хороший уровень у музыкантов. Понятно, что без инвестиций в их творчество ничего не изменится в ближайшем будущем. Сие весьма печально… Само продюсирование на местном уровне так себе. Тяжело соперничать с крупными городами страны, где денег немерено, да и отношение к подобному виду деятельности совсем другое, чем у нас. Собственно, по этой теме нет никаких изменений уже лет тридцать, а то и более.
Лично у меня есть вопросы к аранжировщикам всех мастей. Часто возникают споры об эталонном звучании. Много надуманного слышу, но в дискуссии никогда не лезу. Это «болото» так затягивает, а времени у меня в обрез. Скажу одно: если это талантливо, все разговоры ни к чему. И потом, время всё расставит по своим местам: «пересортицу» забудут, а стоящие композиции переживут своих создателей. Это классика…


Рецензии