Патриарх Филарет Романов

   Патриаршество на Руси. Часть 4.

   Со смертью царя Феодора Иоанновича в 1598 году в российском государстве наступил тяжелый государственно-политический и социально-экономический кризис, получивший название "Смута". Он повлек за собой гражданскую войну и интервенцию с  польско-литовской стороны. Польский король Сигизмунд III сам хотел стать русским царём и с войском осадил Смоленск, двигаясь на Москву. Весной 1611 года в осажденный Смоленск прибыли русские послы, их ограбили. арестовали и вывезли как невольников из России в Польшу, несмотря на дипломатическую неприкосновенность. Домой вернулись не все. Среди вернувшихся был митрополит Ростовский и Ярославский Филарет Романов, пробывший в плену более восьми мученических лет.

   Его сын Михаил Феодорович в 1613 году был избран на царство, став первым русским царём из династии Романовых. С избранием царя Михаила Смута фактически не закончилась, казна государства была пуста. Понимать экономику было не на что. В стране начались бунты среди казачества, набеги интервентов продолжались. Стране необходимо было укрепиться, и молодой царь своим спокойным характером и даже конформизмом, без насилия и спешки восстанавливал порядок.

   В Русской Церкви после смерти Патриарха Ермогена семь лет длился т.н. период межпатриаршества, который завершился интронизацией Патриарха Московского и всея Руси Филарета(Романова)  в 1619 году. С его включением   в политическую и социально-экономическую жизнь страны наконец-то Смута закончилась. Годы с 1619 по 1633 были временем глубокого влияния Патриарха на все стороны русской жизни. Все важные государственные вопросы всегда решались с его непосредственным участием. Он оказывал глубокое влияние на своего сына, 23-летнего царя, став официальным соправителем  и его  даже именовали как царя, "Великим Государем".

   Его  политика и талант дипломата  привели  к возобновлению отношений с восточными церквями. В результате чего в Москву из Персии была принесена в дар русскому царю Михаилу Феодоровичу и Патриарху Московскому Филарету честная Риза Господня (часть одежды Христа, в которой Его вели на Голгофу и которую делили воины, метая жребий). Патриарх с благоговением принял святыню, провёл испытания, и после четырнадцати исцелений объявил народу и установил праздник Положение честной Ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве, который отмечается 23 июля. Сейчас она  хранится в кафедральном соборе Москвы — Храме Христа Спасителя — и к ней могут приходить люди, чтобы воздавать ей должное почитание и получать духовную поддержку.

   Он провёл реформу церковного управления, призывал архиепископов к открытию школ и учреждению училищ при архиерейских домах. Как просвещённый  человек, Филарет понимал важность книгопечатания и исправления ошибок в расшифровках древних рукописей. Были собраны самые образованные специалисты, печатались исправленные тексты и богослужебные книги, которые затем распространялись по монастырям и церквям.

   Опыт, полученный в польском плену, убедил Патриарха Филарета в недопустимости унии для Русской Церкви, и, занимая Патриарший престол, он предпринял все усилия для сохранения чистоты Православия и ограждения России от западных религиозных влияний.

   Патриарх Филарет скончался 1 октября 1633 года.


   Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, рабу Твоему Святейшему Патриарху Филарету, и сотвори ему вечную память.


Рецензии