Символы в Символе

    «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин.1:1)  - так начинается Евангельское повествование апостола Иоанна Богослова, «ученика, которого любил Иисус» (Ин.20:21).
       Может быть, греческий «Логос» и больше подходил бы к этой фразе, но мы что видим, то и читаем, а как читаем, так и воспринимаем, как написано, то есть по-русски. СЛО-ВО.
       А что такое слово для мало-мальски образованного современного человека? Правильно, часть речи, как устной, так и письменной. Или по Ожегову - «единица языка, служащая для наименования понятий, предметов, лиц, действий, состояний, признаков, связей, отношений, оценок». В некотором роде слово является фонетическим или графическим символом, всего того, что оно «наименует» в том или ином разговоре, лекции, проповеди и, конечно, тексте. Не зная значения этих «символов», мы ничего не поймём в различных ситуациях речевого общения и можем вообще «не найти общего языка». А понимать, оказывается, и друг друга, и то, что «написано пером» очень и очень важно!
       И сегодня мы попытаемся прочитать и понять, что стоит за 10 словами-символами из главного христианского «правила истины», только почти через четыреста лет от Рождества Христова переименованного в «символ» – Символ Веры.
      Итак, В;;рyю во є;ди;наго бг;а ;;ц;а; вседержи;тел;, творца; нб;y и; земли;, ви;димымъ же вс;;мъ и; неви;димымъ...
      Это первый член, посвящённый «первому» Лицу из Трёх, упоминаемых в этой молитве, которую поют хором на Божественной литургии.
       Но если все вместе и хором, то почему «верую», а не «веруем»?
Очень просто, если вы принимали Таинство Крещения в зрелом возрасте и здравом уме, будучи как в первые века христианства «оглашенным», то обязаны были, если и не понимать до конца, но точно знать наизусть «краткое и точное изложение главных истин христианской веры», которым и является «правило веры», состоящее  из двенадцати членов (частей). В каждом из них содержится истина православной веры. В 1-м члене сообщается о Боге Отце, 2–7 члены благовествуют о Боге Сыне, 8-й говорит о Боге Духе Святом, 9-й – о Церкви, 10-й – о крещении, 11-й и 12-й – о воскресении мертвых и о вечной жизни.  В апостольские времена оглашение проводилось индивидуально в форме «вопрос-ответ» и естественно в ответе предполагалось единственное число: Я верую! Хотя в символах некоторых раннехристианских церквей, и даже после Никейского Вселенского Собора (325г), использовалась форма «веруем», заменённая только через 56 лет на Вселенском Соборе в Царьграде (381).
    В;;рyю во є;ди;наго бг;а… Слово «единый». Нормальное слово, но только для мiра. Например, «Единая Россия» - партия многочленной власти. Или униформа – единый камуфляж, что у наших, что у не наших. Повязки только и спасают, чтоб своих не поубивать. Но в Символе слово «Единый» стоит рядом с Абсолютным началом, ни от чего не зависящим, Самодостаточным, Причиной бытия и самим Бытием. Ведь никакой антонимической «множественности», «разнообразности», «раздробленности» у Бога быть не может. Даже апофатические свойства Божии исключают какой-нибудь намёк на Его «не-единость», деизм или политеизм. Только Единый может быть Вечным, Вездесущим, Неизменяемым! Представьте, если Бог не вездесущ, то тогда там, где Его нет, обязательно появится какое-нибудь другое «божество». Да если и не помнить всех свойств Божьих достаточно свидетельства Первосвященника по чину Мелхисидека и Главы Церкви, который так и сказал: «Как можете вы уверовать, если принимаете славу друг от друга, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?» (Ин. 5:44).
     Если бы на этом Символ веры закончился, то мы бы недалеко ушли от единобожников иудеев со своим  «Внемли Израиль, Господь — Бог наш, Господь — один» и монотеистов мусульман с шахадой «Свидетельствую, что нет богов, кроме Аллаха и Мухаммад — посланник Его».
     Но в нашем Символе появляется слово-символ «отец»:
В;;рyю во є;ди;наго бг;а ;;ц;а;… Откуда Он взялся, почему, зачем?  «Бога не видел никто и никогда» (Ин. 1:18), а здесь вполне конкретное слово, рождающее образ, который каждому знаком из земной жизни.  Если в патриархальном обществе такое наименование Бога и не вызывало особых возражений, поскольку именно мужчина-отец определял весь строй жизни и благополучие семьи, рода, нации, то в последнее время с его гендерной чехардой, феминизмом и снижением роли мужчины в современном обществе может возникнуть закономерный вопрос, а почему не «мать»?
     К слову сказать, в Ветхом Завете Бог иногда сравнивается  с женщиной-матерью. «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя» (Ис.49:15)
Но чаще всё же с отцом. Как сообщает митрополит Иларион (Алфеев) в своей книге «Отче наш. Толкование молитвы», «в канонических книгах Ветхого Завета Бог называется Отцом в общей сложности 15 раз (Втор32:6; 2Цар.7:14; 1Пар.17:13;;22:10;;28:6; Пс.67:6;;88:27; Ис.63:16;;64:8; Иер.3:4,;19;;31:9; Мал.1:6;;2:10). Еще несколько случаев употребления имени «Отец» применительно к Богу мы находим в неканонических книгах (Тов.13:4; Прем.14:3; Сир.23:1,;4;;3 Макк.6:2, 6).» (Отче наш. Толкование молитвы / Митр. Иларион (Алфеев). – Москва : Изд. дом «Познание», 2018. - 80 с: цв. ил.). Если пройтись по указанным ссылкам, то можно отметить, что слово отец употребляется в случаях проявления свойств Божиих,  таких как милость, милосердие, праведность, промысел и т.д. При этом сам Бог называет себя отцом, а лиц, к которым обращается, сыновьями.
     Но для такого объёмного источника как Ветхий завет, количество упоминаний слова «отец» очень мало. Чего не скажешь о Новом Завете. И снова митрополит Илларион: «В Новом Завете, напротив, имя «Отец» становится основным применительно к Богу: в этом отношении Новый Завет резко контрастирует с Ветхим. В Евангелиях Бог назван Отцом 174 раза, из них 109 раз у Иоанна, 44 у Матфея, 17 у Луки и 4 у Марка. В Евангелии от Матфея наибольшая концентрация употребления имени «Отец» применительно к Богу приходится на Нагорную проповедь: здесь оно встречается 17 раз.» Позволю себе поправить владыку Иллариона, Бог в Евангелиях «не назван Отцом», а сам Господь наш Иисус Христос не только произносит слова «Отец ваш Небесный», но и «Отец мой Небесный», объявляя Себя Сыном Божиим, каковым Он и является. Но это уже относится ко 2-му члену Символа Веры.
     А мы целиком и полностью согласны с Тертуллианом, одним из наиболее выдающихся раннехристианских писателей, теологов и апологетов, который считает, что имя Бога Отца до пришествия в мир Христа не было известно: «Когда Моисей вопросил Бога, кто Он, то Он назвал Себя тогда другим именем. Имя Отца открылось для нас в Сыне Его, Который, по пришествии Своем, дал Богу новое имя, как Сам Он говорит: «открыл имя Твое человекам» (Ин.17:6). 
     Поэтому исповедание веры христианской с апостольских времён и до сего дня начинается с веры во Единого Бога Отца: 
     В;;рyю во є;ди;наго бг;а ;;ц;а; вседержи;тел;...
     Итак, следующее слово 1-го члена Символа Веры - Вседержитель. Трудно назвать это слово символом, потому что оно применяется только в отношении Бога, а значит и ко всем Лицам Святой Троицы. Это антропоморфное имя Бога, которое характеризует одно из катафатических свойств Божиих – Всемогущество. Антропоморфное потому, что слово «держать» предполагает какие-то части тела, которыми что-либо или кого-либо держат. Но у Бога нет рук, щупальцев, зубов. Бог есть Дух, обладающий разумом, свободной волей, премудростью, любовью, которые сливаются в Нём непостижимым для людей образом в совершенную сущность, воспринимаемую нами в соответствии с какой-нибудь из сторон отношений с Ним: Бог-Любовь, Бог-Абсолютный Разум, Бог-Истина и т.д. Можно сказать, что Бог своей простой совершенной сущностью «держит под контролем» всё и вся.  Хоть это имя Бога не часто упоминается в Священном писании (всего 34 раза, 26 – в Ветхом Завете, и 8 в Новом Завете -1 раз у ап. Павла и 7 в Откровении Иоанна Богослова), но оно  по смысловому наполнению совершенно справедливо вошло в «правило христианской веры». Любопытно, что однокоренное русское слово «самодержец», обозначающее абсолютную монархическую власть, праведный Иоанн Кронштадтский также применил по отношению к Богу: «Отец, самодержец и Сын, также и Дух Святый, не Три самодержавных, а Один самодержавный Бог, неслиянный, нераздельный, неразлучный Бог в Трёх Лицах» (Иоанн Кронштадтский, «Живое слово мудрости духовной», 1880 г. [НКРЯ]). Греческое слово Пантократор, дословно обозначающее Всесильный или Всевластный, по моему мнению, недостаточно отражает всеобъемлющий контроль Всеведующего Творца за своим творением. А это значит, что мы переходим к следующим словам 1-го члена СВ.
     В;;рyю во є;ди;наго бг;а ;;ц;а; вседержи;тел;, творца; нб;y и; земли;…
     Со словом Творец всё понятно. Творить – это создавать что-либо новоше, прежде не бывшее. Бог создал из ничего небо и землю, о чём в книге Бытие так и написано: «В начале сотворил Бог небо и землю».(Быт.1:1). Правда,  «из ничего» упоминается только в одной ветхозаветной книге, которую Русская Православная церковь относит к неканоническим. Это Вторая Маккавейская книга: «Умоляю тебя, дитя мое, посмотри на небо и землю и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего и что так произошел и род человеческий.» (2Мак.7:28) По причине того, что Бытие не сообщает конкретно о материале создания мира, существуют версии, что Бог творил из какой-то уже вечно существующей субстанции, хаоса - «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою».  (Быт.1:2). Но существование чего-то вечного наряду с Вечносуществующим Богом – это лично для меня абсурд. Но и смущает антропоморфное объяснение свт. Василия Великого: «Бог, прежде нежели существовало что-нибудь из видимого ныне, положив в уме и подвигшись привести в бытие не сущее, вместе и помыслил, каким должен быть мир, и произвел материю, соответственную форме мира.» «Положив в уме», «помыслил», не хватает ещё «раскинул мозгами» - поэтому не буду напрягать свои: Бог Сущий, существующий вне времени и пространства, сотворил и то, и другое и наполнил их всем в соответствии с шестью днями Сотворения мира. Небо и земля, как и для ветхозаветного человека, так и для современного человека-нематериалиста всегда были и остаются символами: небо (небеса, небесный) – духовная высота, земля (прах, земной) – приниженная материя. Поэтому многие толкователи Символа веры, слова, следующие за «небом и землёй» в 1-м члене рассматривают как разъяснение предыдущих.
     В;;рyю во є;ди;наго бг;а ;;ц;а; вседержи;тел;, творца; нб;y и; земли;, ви;димымъ же вс;;мъ и; неви;димымъ...
     Видимое – это всё, что на земле, невидимое - всё что на небе. Скорее всего это связано с тем, что небо всегда высоко и чтО там «за облаками» никто ни до Рождества Христова, ни после не знал, не ведал, не видел. Поэтому и было логично поместить туда на ПМЖ весь духовный мир, ангелов, архангелов, серафимов, херувимов, в том числе и Бога как Духа. Сам Господь Иисус Христос научил своих учеников Господней Молитве: «Отче нашъ, Иже еси на небес;хъ! да святится имя Твое; да пріидетъ Царствіе Твое; да будетъ воля Твоя, яко на небеси, и на земли…». Святой Дух также именуется Царю Небесный. Только светло-горделивого Денницу с его воинством Архангел Михаил низверг с небес на землю, где «князь мира сего» властвует и поныне со своими почему-то обросшими рогами и шерстью подручными.
     А вообще, не покидает ощущение, что  авторы «правила веры» просто-напросто вставили слова апостола Павла из Послания Колоссянам в 1-й член: «Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано».(Кол.1:15-16). Речь здесь идёт о втором Лице Святой Троицы, о котором говорится во втором члене Символа Веры:
     И; во є;ди;наго гда і;и;са хрта;, сн;а бж;і;;, є;диноро;днаго, и;;же ; ;;ц;а; рожде;ннаго пре;жде вс;;хъ в;;къ: св;;та ; св;;та, бг;а и;;стинна ; бг;а и;;стинна, рожде;нна, не сотворе;нна, є;диносyщна ;;ц;y, и;;мже вс;; бы;ша.

       Но эта уже тема зачётной работы другого слушателя или слушательницы 1 курса Богословско-катихизаторских курсов Иркутской епархии.

А закончить эту работу хочется авторским лирическим приложением, в котором как минимум 3 слова из первого члена Символа Веры.

Земля и Небо, Небо и Земля!
С тобою, как планета, мы едины.
Порою громы низвергаю я,
А с гор твоих срываются лавины.

От молний загораются леса,
Под снегом задыхаются тюльпаны,
Но «повязала» нас небесная вода
Фатою белоснежного тумана.

Жених с невестой, так мы и идём
Навстречу неизведанному чуду.
Пускай ты в Небо превратишься днём,
Я ночью  для тебя Землёю тёплой буду.

Ты оросишь меня волшебной влагой –
Я прорасту нежнейшим из цветков.
И будем мы дарить друг другу Благо,
Благодаря невидимых богов

Земли и Неба, Солнца, Звёзд, Светил,
А, может быть, Единого над всеми,
Который нас Любовью напоил,
Живой росинкой на цветущей хризантеме…

Земля и Небо, Небо и Земля!
И я, наверно, ты, а ты, наверно, я...
Март, 2007г.

(Стихотворено за 4 года до моего крещения ;)

Благодарю за предоставленную возможность не только «тупо» выучить Символ Веры, но и немножко погрузиться в глубину его богодухновенных истин.
P.S. Батюшка Александр! Однажды, говоря о каком-то члене СВ, вы произнесли словосочетание «сошедшего в ад». Это была не оговорка.  Событие субботнего посещения Господом нашим Иисусом Христом преисподней упоминается в Апостольском Символе веры:
Верую в Бога, Отца Всемогущего, Творца неба и земли.
И в Иисуса Христа, Единственного Его Сына, Господа нашего, Который был зачат Святым Духом, рождён Девой Марией, страдал при Понтии Пилате, был распят, умер и был погребён, с о ш ё л  в   а д, в третий день воскрес из мёртвых, восшёл на небеса и восседает одесную Бога Отца Всемогущего и оттуда придёт судить живых и мёртвых.
Верую в Святого Духа, святую Вселенскую Церковь, общение святых, прощение грехов, воскресение тела, жизнь вечную.
 Аминь.
   

 


Рецензии