Утешитель

           УТЕШИТЕЛЬ
              или
как иеросхимонах Анатолий Оптинский (Потапов)
сподобился стать тезоименным Святому Духу

(реферат по теме "Церковно-исторический деятель")
   
    ВВЕДЕНИЕ
    В «Основных требованиях к написанию реферата», опубликованных на сайте МГИМО, указано, что «введение должно включать в себя краткое обоснование актуальности темы реферата».  «Актуальность» этого учебного реферата определяется ни более ни менее как прагматической целью получения зачёта по курсу «История Русской Православной Церкви».
    Но всё-таки нужно пояснить, как возникла тема доклада. Поэтому начну по порядку, то есть с конца предложенного преподавателем  плана, а конкретно  с вопроса «Почему я его выбрал?», этого самого «церковно-исторического деятеля»?  Можно сказать, это и будет рекомендуемое москвичами «обоснование».
    Итак, почему иеросхимонах Анатолий Оптинский (Потапов)? Чаще всего в скобки ставят слово Младший, потому что в Оптиной пустыне был ещё один преподобный Анатолий (Зерцалов), который и  был Старшим. Я сначала «обижался» за приставку «младший», но потом смирился, тем более, что аллитерация «ш» в народном прозвище старца Анатолия как нельзя точно характеризует этого удивительного человека, Анатолия Оптинского Младшего-утешителя, о чем собственно и пойдёт речь в этом повествовании.
    А выбрал я этого «деятеля» по самой что ни на есть простой причине. В Таинстве Крещения, а оно состоялось в Сеуле, в 2011 г. уже в зрелом возрасте,  игумен Феофан (Ким), ныне Владыка, Преосвященный архиепископ Корейский, дабы не менять при крещении моё имя на другое «православное»,  «назначил» моим небесным покровителем именно Анатолия Оптинского Младшего, память которого чествуется 12 августа, за 6 дней до моего дня рождения. Волей-неволей мне пришлось знакомиться и с «моим» Анатолием  и остальными старцами Оптиной пустыни, прославленных в августе (!!!) 2000 года в лике преподобных Юбилейным Архиерейским собором Русской православной церкви  для общецерковного почитания.  Познакомиться-познакомился, но вот по Промыслу Божьему пришло время более внимательно и подробно изучить своего небесного покровителя до мельчайших деталей и во всех ипостасях его жизненного пути. Тем более, совсем недавно супруга задала мне провокационный вопрос: «А чем тебе помогает твой Анатолий?» А, правда, чем?  Может тем, что он был одним из соавторов знаменитой и моей самой любимой молитвы  последних Оптинских Старцев из утреннего правила по Оптинскому молитвослову - «Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне  наступающий день…»  А может и молитва самого преподобного Анатолия помогает мне в минуты искушений? «Избави мя, Господи, от обольщения богомерзкаго злохитраго антихриста близгрядущаго, и укрый мя от сетей его в сокровенней пустыне спасения Твоего…»
    Импонирует и то немаловажное (для меня) обстоятельство, что Анатолий Оптиннский Младший является практически нашим современником. А если учесть и то, что этот христианский подвижник отошёл ко Господу в 1922 году, а через 34 года появился на свет Божий и я, в своё время побывавший и пионером, и комсомольцем, и секретарём партийной организации, то становится понятным, что я ни минуты не колебался в выборе своего «церковного-исторического деятеля», имени которого естественно не было в предлагаемом преподавателем  длинном списке кандидатур уважаемых, давно прославленных святых, но настолько далеко отстоящих от нашего времени, что их жития представляют собой почти что мифологизированные жизнеописания. А мой небесный покровитель совсем рядом, совсем живой, хотя «Житие старца Анатолия, в отличие от жизнеописаний предыдущих Оптинских старцев, после революции некому уже было составлять»  (как   одного из последних старцев Оптиной Пустыни – А.М.).
 Может быть не очень уместно в «научном докладе» упоминать юмористические моменты из личной жизни, но один из таких моментов напрямую связан с темой доклада. После крещения, не найдя для домашнего иконостаса подходящей иконы преподобного Анатолия, натолкнулся на его фотографию в интернете. Распечатал фото на принтере и водрузил по соседству с равноапостольной княгиней Ольгой (покровительницы моей супруги Ольги).
 Однажды у нас в гостях была прихожанка из нашего сеульского храма Максима Грека, где я крестился. Увидев  фото о. Анатолия, она спросила:
     - А это кто? Ваш дедушка?
     Я улыбнулся и задал встречный вопрос:
     - А что похож?
     -  Очень!- ответила гостья, - ну совсем как живой!
     Подошёл к зеркалу и стал сравнивать своё лицо с чертами моего «дедушки».  (Своего родного я живым никогда не видел. Он погиб в 1941 году под Москвой.) С некоторым приближением можно было отыскать сходство, если бороду отрастить подлиннее и скуфью нахлобучить.  Но вот какая мысль вдруг промелькнула у меня в голове. А что если не физически, а духовно стараться походить на преподобного Анатолия Младшего-утешителя? Чем не духовная цель на всё будущее время моей оставшейся земной жизни? Стремиться к её достижению, не забывая при этом прошлое и  не ропща  на неприглядное настоящее?    Прошлое…настоящее…будущее…
     Удивительно, но эти три слова как-то выхватились во время беглого просмотра Оптинского альманаха, посвящённого 20-летию открытия Оптинской Пустыни в 2007 г. Моё внимание буквально приковало высказывание директора Козельского филиала Калужского краеведческого музея Василия Николаевича Сорокина, который стоял у истоков восстановления Оптиной Пустыни, от былого благолепия которой в советское безбожное время «не осталось камня на камне». Речь Василия Николаевича во время экскурсии по  монастырскому  погосту, записал  русский писатель Владимир Солоухин, который после посещения Оптиной опубликовал    статью с говорящим названием «Время собирать камни».   
    «Запомните это место, молодые друзья, - говорил Василий Николаевич, - вам еще долго жить, возможно, и перед вами история поставит вопрос отношения к прошлому. Не перед вами, так перед вашими детьми. А откуда дети могут набраться ума-разума, если не от вас. Не от нас.  А мы... от них, лежащих под этими плитами. Человек - явление социальное, национальное, историческое, и как таковой он трёхмерен. У него есть прошлое, настоящее и будущее (курсив - А.М.). Без одного из этих слагаемых он не то что неполноценен, но его просто нет. Он есть как понятие физиологическое, жующее, пьющее, спящее, но его нет как понятия социального и национального, он не историчен и, если хотите, не государствен».
    Зачем я привёл столь пространную цитату? Да потому что она целиком и полностью относится к преподобному  Анатолию Оптинскому Младшему, который и  покоится на том самом погосте  вместе  с  оптинскими старцами и другими историческими личностями России, такими, как, например, братья Киреевские, Иван и Пётр Васильевичи, «старшие славянофилы», как их называют историки.   
    «Был»  иеросхимонах Анатолий (Потапов)?  Безусловно, был, о чём свидетельствуют даты на могильной плите. «Есть» батюшка Анатолий Оптинский Младший? Несомненно, есть! Хотя бы фотографией-иконой в моём Красном углу. «Будет» преподобный Анатолий Младший-утешитель, когда и мой след простынет на этой земле? Да и ещё раз да! Потому что к помощи этого святого  прибегали (ещё при жизни), прибегают и будут прибегать тысячи и тысячи верующих. И это его делание (не деятельность!) будет продолжаться вечно. Так же  вечно, как вечно  будет существовать Церковь Христова,  «иже еси на небеси и на земли»!
    Как указывалось в «Полном житии преподобного Анатолия (Потапова) старца Оптинского» его подробного жизнеописания составить «уже некому было». Но вместо исторических биографических официальных документов осталось великое множество описаний о встречах   с этим удивительным человеком. Так в книге «Оптина Пустынь и её время»  Иван Михайлович Концевич посвятил целую главу старцу Анатолию. Протоирей Сергей Четвериков даёт живописное описание духовной атмосферы монастыря в своём историческом исследовании становлении старчества «Оптина Пустынь».  Много сведений об истории монастыря можно подчерпнуть из сочинения монаха Ераста (Вытропского) «Историческое описание Козельской Оптиной Пустыни и Предтечева скита (Калужской губернии).  А о знаменитых насельниках монастыря оставил свои воспоминания митрополит Вениамин (Федченков) в книге «Божьи люди. Оптина».  Но «воспоминания» других – это всегда субъективное, пусть правильное, но всегда окрашенное в «цвет» личности мемуариста видение. Даже сам автор «Божьих людей» делает оговорку: «И правильно однажды заметил мой друг и сотоварищ по духовной академии, …, что я подобным описанием (односторонне-светлым – А.М.) ввожу читателей, а прежде – слушателей, в некое заблуждение» 
     Но здесь нам на помощь приходят Письма о. Анатолия, его переписка с простыми людьми по простым, кажется, вопросам, но именно сквозь эти строчки и проступает настоящее лицо нашего героя, «церковно-исторического деятеля»,  преподобного и богоносного отца нашего  Анатолия младшего, старца Оптинского. Так величает батюшку Анатолия посвящённый ему Акафист, пусть и для келейного чтения. Может оно и полезнее,  в  келье.
     «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.» (Мф 6:6)

       Отче Анатолий, моли Бога о нас!

    II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ    

    Глава 1. Откуда есть пошла Оптина пустынь.    
   
    Можно было начать основную часть сразу с жизнеописания или краткого жития главного действующего лица нашего доклада. Но мне кажется, что без рассказа о месте «работы» иеросхимонаха Анатолия и его «коллегах» по цеху, как предшествовавших, так и   его современниках будет не очень понятно, почему Александр Потапов пришёл именно в Оптину, а, допустим, не в Саровскую обитель или не поехал куда-нибудь на  Соловки или  Валаам? Да и прилагательное «оптинский» также обязывает разобраться, что же это за географическая точка на карте России? Которая из вековой дремучей глухомани превратилась в цветущий сад, да ещё так светящийся и благоухающий, что в него стремились и стремятся попасть тысячи душевнобольных страждущих христиан. Или, говоря часто цитируемыми словами Павла Флоренского, Оптина превратилась в «духовную санаторию многих израненных душ».
     Но изначально, в дремучее средневековье первые монахи-отшельники и не думали возводить душелечебницу или курорт. Недалеко от Козельска, на правом берегу реки Жиздры они нашли себе действительно дремучее, никому не нужное местечко, вблизи польской засеки (границы – А.М.) среди вековых сосен, которые преспокойно закрывали первых насельников зарождавшейся обители и от людских глаз, и. вообще, от какого-либо мирского человеческого присутствия. В этом им способствовала и глубоководная, «сплавная», непроходимая в брод река  и частокол девственного леса, который, вполне возможно, использовался   жителями  окрестных поселений  для «схрона» от всякого рода завоевателей, татаро-монгольских ли, польских-литовских  ли, либо от своих же «разбоярившихся»  княжеских дружин. Если посмотреть на современную спутниковую карту, то можно увидеть, что лес справа от обители остался в том же практически нетронутом состоянии, как и несколько веков назад.
    По преданию, основателем пустыни являлся некий раскаявшийся разбойник по прозвищу Опта, но монах Ераст (Вытропский,1829—1913, послушник и письмоводитель св. преподобного Амвросия Оптинского)  не склонен приписывать происхождение названия разбойничьей кличке, а предполагает, что название происходит от слова «общий» («обът» или «опт» - А.М.):  «Это значение может быть отнесено и к «Общей» Макарьевской пустыни, так как она именовалась в l8-м столетии: «Оптин монастырь Макарьевской пустыни. А что это был прежде действительно общий монастырь, на это отчасти указывают записки в синодике умерших схимонахов и схимонахинь»
    Первое документальное свидетельство о «существовании» Оптиной зафиксировано в «Списке Иерархов Русской Церкви» от 1877 г., где указано что игуменом Оптиной Введенской Макарьевской Пустыни в декабре 1625 г значится о. Сергий.
    Развитие монастыря, как административное, так и материальное, по свидетельству «писцовых книг», почти два столетия повторяло-отражало все     политические изменения и потрясения  в России и напрямую зависело от отношения царствующих особ, от  царя  Иоанна Грозного до императора Александра I. Особенно «навредил» монастырю  Петр Великий, вообще упразднив Оптину Пустынь.  После петровского периода положение улучшилось. А с образованием по решению Священного Синода в сентябре 1799 г. самостоятельной Калужской епархии «контроль»  за состоянием Оптиной пустыни взяли на себя правящие архиереи. Началось активное возведение каменных храмов и других монастырских строений. Мощный импульсом к совершенствованию и развитию обители стало служение  епископа Филарета, принявшего Калужскую кафедру в 1819 г. Монах Ераст  так описывает начало вступления в должность новоназначенного архиерея:  «При первом обзоре Калужской епархии Епископ Филарет нашел место расположения Оптиной Пустыни весьма удобным к уединенной монашеской жизни, а в самих монашествующих нелицемерную веру и преданность воле Божией; он решил ввести здесь более благоустроенное общежитие с высшим аскетическим учреждением для избранных лиц, способных к созерцательной молитве, – скитом, и озаботился приискать для сего опытных в духовной жизни руководителей.»
По Промыслу Божию через два года проездом из Рославльских лесов в Москву на обратном пути в Оптину заехал пустынножитель монах Моисей. Идея владыки Филарета  о создании скита Моисею пришлась по душе, и ему очень приглянулось место в вековом лесу, почти сразу  за монастырем, всего «в 170 саженях» на восток.  Вернулся он к своей братии с письмом от епископа Филарета, и вскоре с братом Антонием и ещё двумя монахами прибыли в Оптину и для пустынножительства, и для строительства Иоанно-Предтеченского скита. Одобрив план строительства скита, владыка Филарет собственноручно надписал: «1821 г., Июня 17-го. Строите скит да благословит Бог благодатию Своею, да поможет совершить» .
     Можно было описать и радость владыки Филарета, и сложность предстоящих работ, и порядок, который должен установиться в скиту. Но вместо этого позволю себе привести полностью письмо владыки игумену Даниилу, тогдашнему настоятелю Оптинского монастыря.

                Преподобный отец Игумен Даниил,
                Любезный о Господе Брат!

Для строения скита представили мне пустынножители план, который я подписанием своим утвердил. Прошу покорно отвесть им по их и вашему избранию место; Господь да благословит начать им доброе и угодное Ему делание; пусть они трудятся в очистке места. Ежели готовы материалы, то я благословлю обеими руками строиться, прежде кельи, а потом и прочее нужное. Я буду к вам в начале Успенскаго поста на целую неделю говеть. Приятно бы для меня было, ежели бы до того времени они построились.

До решительнаго положения полных правил жития их, прошу вас теперь же сделать: 1) братиям воспретить к ним вход без вашего дозволения, и не в назначенное время. 2) Женскому полу совершенно возбранить туда входить, и 3) другим мирским людям не иначе позволять, как с согласия их старца. 4) Во всем, где можно помочь им в построении без отягощения монастыря, не откажите. 5) Запретите строго рубить всякий лес около сего скита, дабы навсегда он был закрыт... Довольно пока, – а что еще откроется нужным, я полагаюсь на известное мне благоразумие и усердие ваше.

Призывая на Вас и на вверенную Вам Обитель благословение Божие, с Пастырскою моею к Вам любовию на всегда имею быть,

Вашего Преподобия, усердный богомолец
Филарет, Епископ Калужский,

1 июня 18 дня 1821 года.
     Надо отметить, что рославльские отшельники, переселившиеся в Оптину на новое пустынноместожительства, были ревностными «праучениками» преподобного Паисия (Величковского).  Поэтому наряду с возведением и благоустройством скита они  стали своеобразным «ядром конденсации» идеи старчества, которое уже давно процветало в других российских монастырях. Ратовал о введении института старчества и сам владыка Феофан. Видимо не случайно уже через год он рукоположил о. Моисея в иеромонахи и предложил стать «духовником скитской братии» , что по сути означало что сороколетний отшельник становился первым негласным  старцем Оптиной пустыни. А в 1825г. скитоначальник Моисей избирается настоятелем всего Введенского монастыря, и под его водительством  старчество постепенно входит в повседневность монашеского бытия. Этот год можно считать неофициальным началом старчества в Оптиной Пустыни.  Хотя  на портале Патриархия.ру читаем: «В 1829 году старчество было введено в Оптиной, при содействии ее тогдашнего настоятеля, о. Моисея.»
     При первом прочтении слово «введение» может несколько обескуражить неискушённого читателя. Поскольку в околоправославном народе бытует мнение, что вот, дескать, есть опытный пожилой монах, сидит в келье, ничего не делает, к нему все идут на исповедь и под благословение – это и есть «старец». Но раз «старчество» можно вводить, а можно и не вводить, делать это либо «раньше», либо «позже», значит, что-то здесь не так. Придётся посвятить несколько строчек и теме «старчества», тем более что преподобный Анатолий (Потапов) тоже считается старцем.

    Итак, что же такое «старчество» вообще и русское в особенности?
    На этот вопрос можно найти исчерпывающий ответ в работе профессора  В.И. Экземплярского «Старчество», опубликованной в 1917 г. На эту работу в свою очередь ссылаются современные исследователи в статье «Русское старчество как культурный феномен». В книге И. В. Концевича «Оптина пустынь и её время» глава 5 посвящена Оптинскому старчеству, а в лекциях-беседах бывшего спирита, ставшего священником В. П. Быкова «Тихие приюты для отдыха страдающей души» также 5 глава и тоже о старцах - «Оптина Пустынь. Скит. Старцы. Последнее пребывание в Оптиной пустыни. Л.Н.Толстого». В работе современного историка Глеба Запального «Оптина Пустынь и её воспитанники в 1825-1917 годах» 3 параграф  1 главы так и называется «Старцы и старчество».
     Но мы начнём, как и положено, с определения в Википедии, которая полностью приводит словарную статью из… Словаря атеиста, выпущенного Политиздатом в 1988 г., в аккурат к 1000-летию Крещения Руси.
     Ста;рчество (от ста;рец) в православии — монашеский институт, основанный на духовном руководстве монаха-наставника (старца) аскетической практикой послушника.    Если перевести это определение в образовательную плоскость, то вырисовывается привычная схема «учитель – ученик» Эту модель «наставник – ученик (воспитанник)» авторы работы «Русское старчество как культурный феномен» распространяют на Ветхий Завет и Новый Завет, находя признаки «старчества» в ветхозаветных пророках и самом Иисусе Христе: «Идея «старчества»,- пишет митрополит Трифон, - начинаясь с первой главы Бытия, проходит по всему Ветхому Завету, вплоть до появления Спасителя»  Только с небольшой разницой - учитель может что-то объяснять, а ученик ничего не слушать, не понимать и вообще прогуливать уроки. Как и первые люди, слушали Бога, но не только не торопились выполнять его заветы, но и нарушали их. Для восстановления утраченной связи с Богом необходим был «Великий Ходатай и Посредник». И далее авторы делаю вывод. «Параллель с Иисусом Христом – это с нашей точки зрения, фундамент для возникновения будущего феномена старчества в его культурно-религиозном качестве».  Отличная ассоциация для понимания глубины отношений в связке «старец – послушник»!
     Об этих отношениях и говорит профессор Экземплярский, выделяя три характерные стороны (черты) старчества. И первая (курсив – А.М.) из них это иноческий обет послушания. «Мне кажется несомненным, прежде всего, что старческое руководство есть чисто иноческий путь жизни в осуществлении обета послушания. Старец – опытный монах, а ученик – новоначальный инок, берущий на себя крест подвижничества и долгое время нуждающийся в руководстве. Отречение от мира и смерть для него в монашеском устроении частично, но и существенно выражается в отречении от своей воли в обете послушания… Вторая черта, имеющая такое же существенное значение, выражается совместным жительством старца с учеником… Третья характерная и существенная черта древнего старчества есть глубочайшая нравственная связь между старцем и учеником.»
     Такие отношения сформировались в первые века появления монашества, как правило, на Востоке.   Мы не будем подробно останавливаться на описании  отношений «старец–послушник» в зависимости от формы  монашеской жизни (отшельничество (пустынножительство, анахорество), скитское житие (келиотство) и общежитие (киновия)). А перейдём к нашей русско-оптинской теме, опять призывая на помощь профессора Экземплярского.
     «Наше русское старчество последнего столетия, как я сказал, есть детище афонского монашества, которое, в свою очередь, получило старчество в наследие от древневосточной Церкви. А между тем, наше старчество едва ли не с первых дней своего появления в России вступило на самостоятельный и новый путь и явилось не столько монашеским, сколько народным. Оптина пустынь – другое дело. Её старцы – отцы и советчики для всего русского народа и только в очень ограниченной мере – для иночествующих.»
    В первые века русского монашества c XI по XIV старчество так или иначе было представлено всеми формами жизни иноков, которые использовали в своей практике духовного окормления  великие первопроходцы   иноческого пути Антоний и Федосий Печерские, а также основоположник  русского старчества, основатель нескольких монастырей,  игумен земли Русской, всея России чудотворец Сергий Радонежский. Но позже по разным причинам старчество на Руси стало затухать и почти сошло на нет. Тревогу забил уже упоминаемый нами Паисий Величковский. В молодом возрасте он отправился на Афон в поисках настоящих старцев. Занялся изучением и переводом соответствующей духовной литературы. «Святой Паисий перевел с греческого на славянский язык многие святоотеческие творения и жития святых. Им создан славянский свод «Добротолюбия», имевшего большое значение для развития русской духовной культуры. Авва Паисий возродил в монашестве спасительный подвиг старчества, призывал любить духовное образование.»  За о. Паисием потянулись молодые иноки, его поучения разлетались по всем монашеским обителям.
     Ученики Паисия мало-помалу начали восстанавливать институт старчества на Руси. Имена двух из них мы уже знаем. Это рославльские скитостроители Моисей и Антоний. Но в Оптине до братьев подвизался ещё один подвижник Лев (Наголкин). Но потом он несколько раз менял места своего пребывания. Был пострижен в мантию с именем Леонид. Во время своих «странствий» познакомился с учеником Паисия Величковского о. Фёдором и сам стал его преданным учеником. Вот именно отца Леонида в 1829 году и позвал в Оптину, а точнее, вернул настоятель Введенского монастыря схиархимандрит Моисей (Путилов). Так в Оптиной Пустыне было «введено» старчество, первым основателем и вдохновителем которого историки считают иеросхимонаха Льва (Наголкина) (1768—1841).  Рядом с ним и после него «трудились» на ниве старческого окормления братии Оптиной Пустыни и остальные, прославленные в лике преподобных старцы Оптинские. Благодарная людская молва быстро разнесла «благую весть» об  этих подвижниках. И со всех краёв России в Оптину потянулся народ. А мы снова возвращаемся в профессору Экземплярскому:   
    «Религиозная правда и поэзия этой жизни не в… изолированности. В нашей народной жизни монастыри имели значение не столько, быть может, оазисов христианской жизни, сколько её центров для народного сознания, к которым тянулся народ во все времена и преимущественно в годы особенной тоски и печали… тип русского монаха-народолюбца есть наш исторический тип. Поэтому в отношении наших монастырей мне казалось бы желательным, чтобы в них процветали параллельно оба вида старчества, т. е. и специальное руководство на пути иноческой жизни, и умудренные опытом жизни старцы-подвижники, могущие быть яркими светочами на пути искания народом нашим религиозной правды».
    Такими светочами были все 14 Оптинских старцев. А Оптина пустынь по словам выдающегося духовного писателя писателя Сергея Нилуса «стала едва ли не важнейшим центром православно-русского духа: соверщающееся в ней как в центре неминуемо должно отозваться так или иначе, как на перифиерии, и на всём организме русского, а с ним и вселенского православия» 
    Говоря об оптинских старцах невозможно удержаться, чтобы не привести слова митрополита Антония Сурожского: «Старчество – это благодатный дар, это духовная гениальность».

    Такими благодатными «светочами, духовно гениальными ходатаями и посредниками»  между Богом и людьми были четырнадцать, просиявших на всю Россию, Оптинских старцев.
     И иеросхимонах Анатолии II (Потапов) старец Оптинский
 по праву и Промыслу Божию тожде с ними!

     Глава 2. Александр Потапов и Анатолий Младший-утешитель.
 
     Когда 48-летний иеромонах Амвросий (Гренкин) в 1860 году принимал на себя  труд старчества в Оптиной Пустыни, видел ли он своим проницательным взором, чувствовал ли своим проникновеннным сердцем, что в стольном граде Москве бегает розовощёкий пятилетний мальчуган Сашенька, который через четверть века будет закрывать-открывать двери в  его келье, запускать-провожать посетителей, ставить чай, поправлять подушку на его постели?   Нет, наверное, да и некогда было при таком потоке желающих побеседовать со знаменитым старцем и получить благословение. Ну а Саша Потапов? Представлял ли он себя тридцатилетним послушником в чёрной рясе, зажигающим свечу самому Амвросию Оптинскому? Тоже, наверное, нет! Они оба тогда пребывали в неведении. Одному прозорливость нужна была для более важных дел, другому до неё нужно было ещё расти и расти, набираться сил, ума, сметливости.   Но встреча эта произойдёт обязательно, потому что так распорядилось Божье Провидение!
     А пока Александр Алексеевич Потапов, коренной москвич, 27.02.1855 года рождения,  по некоторым данным из купеческой семьи,   по другим из мещан , рос, окружённый теплотой и заботой своей матушки, которую она делила  с другими своими домочадцами, обучался грамоте, читал Псалтирь, ходил в храм. Став юношей, Александр закончил уездное училище, обучился торговому делу и устроился приказчиком на службу в тихий провинциальный городок Калугу , что всего-то за 70 вёрст от… Введенского мужского монастыря Оптина Пустынь. Может, по работе Александру и приходилось проезжать мимо обители по пути, например, в Козельск. Возможно, и насельники обители наведывались в Калугу по каким-либо делам, тем более в городе располагалась Калужское епархиальное управление  с резиденцией Владыки. Сам он так вспоминал про свою работу: «У нас торговля была своя красным товаром». Но эта  жизнь в миру промыслительно стала приготовлением к старческому служению: занятие торговым делом позволило ему узнать мир, увидеть множество людей, побывать в разных житейских ситуациях. Этот опыт впоследствии пригодился в духовном окормлении приходивших к нему людей.» 
     Как бы там ни было, что бы мы не рисовали в своём воображении, одно можно сказать точно – у молодого человека появилось непреодолимое желание оставить этот суетный мiр и посвятить себя Богу. Благо, далеко ехать не надо! Да и 70 верст – совсем ничего для молвы людской, а она, молва-то, очень много про Оптину нарассказывала.  Думаю, что у молодого Потапова сомнений в выборе не было. Но были сомнения насчёт матушки. Вот они-то и оправдались! Скорее всего, мама сильно любила своего покладистого, смиренного сыночка с ясным взором и спокойным голосом. Вот он смиренно и не пошёл наперекор воле матери, достойное качество для будущего монаха. А вот когда матушка предстала перед Богом, тогда Александр Алексеевич сам и пошёл к Нему, служить и славить.
     Частенько, уча своих послушниц уму-разуму христианскому, говаривал в последствии: «Когда я был молод, а мать не пустила, не хотела, и я ушёл в монастырь тогда, когда она умерла». А на вопрос о принятии монашества о. Анатолий как-то ответил: «Молись, дитя, и Бог укажет тебе твой путь. Я сам одиннадцать лет жил в мире с матерью после того, как уже твердо решил идти в монастырь. А вот пришло время, и Бог помог осуществить мне мое желание. Другой и женится, но если Богу угодно, Он все-таки призовёт его к Себе. Овдовев вдруг, примет монашество, и таким образом, в конце концов он найдет свою настоящую дорогу. Итак, молись, дитя мое, Бог просветит тебя и укажет твой истинный путь».  Любили они друг друг, мать и сын, и пронизаны были оба: она – сыновьей почтительностью и уважением, он – любовью материнской. Иначе бы бывший спирит Василий Павлович Быков, ставший священником после посещения Оптиной не подметил эту самую любовь в батюшке Анатолии:   «Если так можно выразиться, у этого старца переизбыточествует по отношению ко всем одинаковое чувство какой-то материнской любви».
     15 февраля 1885 год тридцатилетний Александр Потапов после смерти матери поступил в Оптину Пустынь. И был определён проницательной «администрацией» в Иоанно-Предтеченский скит келейником к старцу Амвросию, можно сказать, вышел на служение. А в тридцать три послушник Александр был пострижен в рясофор. Каждый день наблюдая повседневную жизнь преподобного Амвросия, послушник Александр воочию видел, сколько людей нуждаются в помощи. Он и сам уже по примеру своего наставника проникался к страждующим милосердием и состраданием, проявляя благодатные дары любви и прозорливости. Этого не могли не заметить, стекающиеся к келье старца Амвросия богомольцы. Да и как не заметить такого, каким описывает его «иеромонах Варнава, живший у отца Анатолия в келейниках почти десять лет и вынужденный лишь по болезни оставить любимое послушание: «А уж как красив был батюшка Анатолий... ну прямо как ангел. Батюшка отец Анатолий был келейником у отца Амвросия и у отца Иосифа. Придешь, бывало, к отцу Амвросию, а отец Анатолий да как это отворит, да как-то посмотрит, да улыбнется, да обласкает...»
     Третьего июня 1895 года в скитской церкви послушник Александр был пострижен в монашество с наречением имени Анатолий. По древнему монашескому правилу, сохранявшемуся в Оптиной Пустыни, имя было дано по начальной букве мирского имени – в честь святителя Анатолия, Патриарха Константинопольского. Имя при постриге в Оптиной Пустыни давалось обычно с каким-нибудь прикровенным смыслом: «Анатолий» в переводе с греческого языка означает «Восток» – это одно из библейских имен грядущего Мессии; на восток обращен и алтарь всякого православного храма. Имя «Анатолий» как бы подразумевает постоянную молитвенную обращенность к Христу-Востоку (это святое имя носил и другой великий Оптинский старец - иеросхимонах Анатолий (Зерцалов), которого называли «Большой» или «Старший»).      
     А уже в 1906 году, 26 марта преосвященный Вениамин, епископ Калужски, совершил рукоположение отца Анатолия в иеромонахи. И этим же мартом иеромонах Анатолий  был назначен духовником соседнего с Оптиной Шамординского женского монастыря и исправлял это служение до самой кончины,  и в этом послушании следуя за преподобным Амвросием, который был устроителем этой обители и окормлял шамординских сестёр  до 1891 г. до своего преставления. 
      До 1908 г. старец Анатолий жил в корпусе, находившемся в глубине скита. К нему приходило так много народу, что принимать в скиту стало весьма неудобно. Случалось, что даже настоятелю монастыря архимандриту Ксенофонту не удавалось протиснуться сквозь толпу народа, чтобы попасть на исповедь к старцу Анатолию.
     В присутствии о. Анатолия, – говорил  один из постоянных посетителей Оптиной пустыни: – чувствуешь себя, как-то особенно, как будто к тебе возвращается и вся твоя энергия, и все, что было прекрасного в твоей жизни. Какое-то чудное, неотразимое влияние оказывает он этими своими духовными качествами на человека, прямо не хочется уходить из его кельи; отрываться от упоительного созерцания той духовной красоты, находясь под влиянием которой, мне кажется, можно из самого закоренелого грешника превратиться в хорошего чистого человека. Каждый его поступок, каждое его движение, каждый его шаг, – все, как будто, говорит само собою за непреодолимое желание его, чем-нибудь утешить человека, что-нибудь доставить ему большое, приятное.
    Когда умер монастырский духовник иеросхимонах Савва, живший при Владимирской церкви в Оптиной Пустыни, настоятель отец Ксенофонт предложил старцу Анатолию перейти из скита на место отца Саввы. Старец, проживший в скиту больше половины своей жизни, смиренно ответил: «Как благословите» .
     Но и после перехода в келью при больничной церкви Владимирской Божьей матери длинные очереди желающих исповедоваться, получить назидание и благословение не прекращалась до позднего вечера.
     Часто приходилось видеть такую картину: в монастыре полное затишье, не видно даже монахов, а Владимирская церковь открыта и полна народа. Батюшка принимал всех без ограничения времени, несмотря на бесконечную усталость, на мучительную боль от ущемления грыжи, боли в кровоточащих ногах.
     Старец будто орошал приходивших дождем благодати, близость к нему сама по себе утешала. Архимандрит Борис (Холчев) так передал свое переживание встречи со старцем Анатолием: «Батюшка Анатолий был необыкновенно прост и благостен. Всякий, подходящий к нему, испытывал счастье попасть как бы под золотой благодатный дождь. Само приближение человека к этому старцу уже как бы давало ему чудесную возможность очищения и утешения».
     Утешал отец Анатолий не только при очной встрече, но и наполнял благостным мирным  настроем   свои письма. Он состоял в переписке с жившими в Москве супругами Шатровыми, Саррой Николаевной и Алексеем Степановичем. Период сохранившейся переписки относится к тревожным годам октябрьского переворота, но не слова в письмах об осуждении кого-либо, отсутствует выражение недовольства. Отец Анатолий исправно поздравлял пару с церковными праздниками с пожеланиями мира и благополучия. Подписывался всегда одинаково: Ваш убогий грешный недостойный Иеромонах Анатолий.

«Боголюбивые, честнейшии, многоуважаемыи труженики о Господе и благодетели А.С. и С.Н.!

Мир вам, благословение от Господа! Усерднейше кланяюсь вам и от всей души благодарю вас за все ваши милости и благодеяния и любовь по Богу и внимание, я ваш неоплатный должник, не умею как и благодарить вас, да воздаст вам милосердый Господь Своею сугубою благодатию и милостию, если не здесь на земле, то в будущей жизни, желаю вам от Господа Бога здравия и спасения и всего полезнаго и душеспасительнаго, быть мужественными, великодушными и терпеливыми, чтобы не унывать и на Бога уповать, а за все благодарить милосерднаго Господа. Ваш убогий грешный недостойный Иеромонах Анатолий.
                1914
 В одном из писем промелькнули пророческие нотки:
О современных событиях и говорить не хочется. Хорошего ожидать нечего.
                1918 г. 24 января

И не забывает старец Анатолий напомнить христианам о своём долге, но делает это смиренно, без покровительственного назидания (о посте):

«Св. отцы установили, простите, я нарушить не могу, как хотите, дело вашей совести. Если здоровье есть, зачем же против совести делать.»

 И ешё:
«Конечно, прежде всего, следует сознать себя немощнейшим червяком, ничто не могущим сделать добраго без дара Духа Святаго, от Господа нашего И.Х. подаваемаго на молитву нашу и ближних наших, и по Своему милосердию, если прежния милости сил Его не употребили мы на злыя дела, хотя бы осуждения ближняго, ропота, уныния и т.п. или если чистосердечно в том покаялись на исповеди.» 
 
«Господь милостив, устроит все, что на пользу. Господь запрещает иметь попечения, но немощь и маловерие заставляет судиться и заботиться о земном».

    По милости Господней, в 1921 г., несмотря на слабость, преподобный Анатолий был пострижен в схиму. Во время пострига преподобный Анатолий был так слаб, что не мог сам держать свечу и схимнические обеты произносил едва слышным голосом. Но после принятия схимы, по милости Божией, ему сделалось лучше.  До провидческой кончины святого Старца оставалось около года. Горячим желанием о. Анатолия было упокоиться  рядом с могилкой преподобного Амвросия, на которой он за две недели до ухода произнёс: «А тут ведь вполне можно положить еще одного. Как раз место для одной могилки. Да, да, как раз..."
    
        Ещё много и много интересных воспоминаний о преподобном Анатолии содержатся в Полном житии, размещённом на сайте Оптиной Пустыни,  и фактов из его сложной, особенно в последние годы перед кончиной. Но все они несомненно свидетельствуют о беззаветной, бескорыстной, всеобъемлющей любви преподобного Анатолия ко всем людям, плохие они или хорошие. Народные прозвища не придумываются и не сочиняются, они рвутся из глубины сердец и душ, очищенных и просветлённых пастырским словом смиренного инока, Анатолия Оптинского Младшего-утешителя.

   Закончить эту главу хочется пространным завершением другой статьи, которая так и называется «Незлобивый старец». Привлекла меня эта публикация ещё и тем, что её автор монахини Евфимия (Аксаментова)  – иркутянка. Фрагмент посвящён последним дням жизни преподобного Анатолия. Этот сюжет переходит из полного жития в краткое, из одной публикации в другую. Поэтому не хочется терять время на обработку текста. Суть его остаётся одна. Святость старца Анатолия,  которую подтвердила и жизнь преподобного, и даже кончина!

« На последнем витке своей жизни он, прозорливец, не раз заглядывавший в самые темные бездны человеческой души, называл хорошими – всех. Всех без исключения. И тех конвоиров, что приходили его арестовывать, и тех тюремщиков, что курили в его присутствии, доводя слабенького отца Анатолия чуть не до полуобморочного состояния… Хорошим был и тюрёмный врач, ошибочно решивший, что старец болен тифом и грубо обривший его, и тюремный сторож, и медсестры.
     Всем он успел донести эту важную для любой души человеческой мысль: вы – хорошие! Вы – Божьи, даже если уже успели забыть об этом, даже если и слышать об этом не хотите!
       Какие вы хорошие! – потому как сердце ваше не сможет очерстветь и озлобиться окончательно! Вы – хорошие, потому что я не могу не любить и не жалеть вас!
       Обритым, лишенным привычного для знавших его внешнего благообразия, он был тогда возвращен в Оптину, чтобы снова – еще раз, хоть на короткое время, дать пример радостного несения скорбей, пример бодрого беззлобного духа.
     И как решил старец в свое время покинуть обитель последним, так и сотворил ему Господь. Он стал последним похороненным в родной земле монастырской.
     Долго допрашивала болезненного старца приехавшая в 1922 году в Оптину чекистская комиссия. Решено было увезти его из обители – слишком очевидна была даже для огрубевших большевиков духовная мощь, сокрытая в этом тщедушном, изможденном и обритом как тифозник человеке…
      Он не перечил, не умолял их изменить свое решение, сохранял редкое спокойствие и выдержку. Единственное – он скромно попросил дать ему один день. Всего один день, чтобы собраться и – как Господь благословит. Самоотверженность была и оставалась его главной иноческой добродетелью.
      Все уже знали, какое будущее могло ожидать христианина в чекистских застенках. И старец хотел помолиться перед решающими испытаниями.
      Последние, завершающие его жизнеописание строки – самые пронзительные и невероятные – строки о его тихой преподобнической кончине. Он помолился перед дальней дорогой и отошел ко Господу.
     Смерть уберегла старца от дальнейших бесчестий и поруганий – уже утром чекисты нашли его почившим и положенным во гробе.
       Все-таки путь на каторгу, за пределы монастыря – не входил в Божий замысел о судьбе преподобного. Он должен был умереть и быть погребенным в Оптине.
      Такова сила молитв его незлобивого сердца.
       
         Глава 3. Скажи мне, кто твой друг…

     Оптинская обитель, благодаря не только святой жизни её старцев, но и зачастую высокому духовно-нравственному и интеллектуальному уровню их познаний человека и окружающей действительности, снискала неиссякаемую популярность и невероятную привлекательность (и по сей день!) в самых широких кругах населения России. Здесь и простые крестьяне, служащие, мещане, и представители творческой, научно и богословской интеллигенции. Если к «старшим» старцам по сравнению с нашим «героем» приезжали Гоголь, Толстой, Достоевский, Соловьёв, представители богословского священства, то и у преподобного Анатолия Оптинского Младшего в число его духовных чад входило также немалое число известных стране людей. Опустим те фамилии,  на воспоминаниях которых построен этот доклад. И перечислим имена выдающихся личностй, которые приводит нам Полное житие преподобного Анатолия Оптинского с «родного» сайта  Оptina.ru

Праведный протоиерей Алексий Мечев: "Мы с ним одного духа" 
 
Митрополит Вениамин (Федченков): «Через Батюшку... светилось Солнце правды, Христос Бог наш. И люди грелись и утешались в этом свете... Когда Матерь Божия явилась с апостолами Петром и Иоанном святому Серафиму, то Она сказала им: «Сей – от рода нашего!» И того же рода был и батюшка о. Анатолий. Сколько радости, любви и ласки изливалось от его лика на всех смотревших на него в оптинском лесу...»

Архиепископ Серафим (Соболев), митрополит Трифон (Туркестанов), священник Николай Загоровский испрашивали совета у о. Анатолия.   

 Отец Павел Флоренский в 1905 году искал у старца Анатолия разрешения важных вопросов христианской жизни.

 Великая  Княгиня  Елизавета Федоровна посетила Оптину в 1914 г.
 В первый же день пребывания в Оптиной Великая Княгиня познакомилась с отцом Анатолием, исповедовалась у него, имела со Старцем продолжительную беседу. Осталось тайной, о чем беседовали они, но, безусловно, эта поездка в Оптину стала духовным приуготовлением Преподобномученицы к ее крестному подвигу.

Духовный писатель протоиерей Валентин Свенцицкий в 1917 году по благословению отца Анатолия принял священный сан.
 
Некоторые приближенные к императору лица собирались пригласить настоящего преподобного Анатолия (Потапова) с целью  удаления от царской семьи Григория Распутина. Они рассчитывали заменить ложного старца настоящим.

Не хочется формально отвечать на заявленный в примерном плане реферата вопрос: Каким был конкретный вклад нашего Анатолия Оптинского в развитие своей страны и всего мира? Какой вообще вклад может быть у святого? Это лучше спросить у тысяч и тысяч людей, которые прошли через сердце и душу Старца. Зашли серыми, потерянными, а вышли светящимися с расправленными крыльями и верой в Того, в Кого всю жизнь верил Преподобный Анатолий Младший-утешитель, старец Оптинский.


    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Закончить эту сумбурную, но ставшую для меня близкой и даже дорогой, работу словами искренней благодарности преподавателю Истории Русской Православной Церкви Артёму Валерьевичу Ермакову за это необычайное задание, которое позволило мне наконец-то познакомиться с тем человеком, который уже целых 13 лет оберегает меня после Крещения! И дай Бог ещё много дней и ночей  будет давать мне мудрые советы, как тем счастливчикам, удостоенных не только слов, но и лёгкого постукивания крестным знамением по их, уже просветлённым головам.
 
Отче Анатолий, моли Бога о нас!
 
     Литература:
1. ПОЛНОЕ ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО АНАТОЛИЯ (ПОТАПОВА) СТАРЦА ОПТИНСКОГО. https://www.optina.ru/starets/anatoliy2_life_full/
2. Владимир Солоухин. Время собирать камни. Оптинский альманах. Введенский ставропигальный мужской монастырь Оптина Пустынь. 2007 г. – С..20 (На фото В.Н. Сорокин) /https://www.optina.ru/photos/books/almanah_1.pdf
3. Божьи люди : Мои духов. встречи : [Сборник] / Митрополит Вениамин (Федченков) - М. : Отчий дом, 2014. – 640 с. (Серия «Духовный собеседник») ISBN 5-7676-0079-1 4. История Оптиной пустыни. http://www.patriarchia.ru/db/text/32432.html
5. Историческое описание Козельской Оптиной Пустыни и Предтечева скита (Калужской губернии) 6. Стяжание Духа Святого / И.М. Концевич. - Москва : Институт русской цивилизации, 2009. – 864 с. / Оптина  Пустынь и ее время. 249-853 с.  7. ИСТОРИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СКИТА ВО ИМЯ СВ. ИОАННА ПРЕДТЕЧИ ГОСПОДНЯ, НАХОДЯЩАГОСЯ ПРИ КОЗЕЛЬСКОЙ ВВЕДЕНСКОЙ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ Архимандрит Леонид (Кавелин), 1862 год. https://www.optina.ru/history/skete/history_skete_1/
8. Православие: Словарь атеиста / Под общ. ред. П68 Н. С. Гордиенко.— М.: Политиздат, 1988.— 272 с. https://ru.wikipedia.org/wiki 
9. Русское старчество как культурный феномен. Т.В. Юрьева, Е.В.Худякова.Ярославский педагогический вестник. 2001. № 2(27).- с.47-52
10. Экземплярский В.И. Старчество // Православная община. 1992. № 2. С. 54-68; № 3. C. 44-
11. Преподобный Паисий (Величковский) (1722–1794).   https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichkovskij/
12. Сергей Нилус. Полное собрание сочинений. Том 4. На берегу Божьей реки. 13. Тихие приюты для отдыха страдающей души : Лекции-беседы / В.П. Быков. - Москва :  Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1993. – 349 с. с.https://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tihie-priyuty/
14. Протоиерей Серафим Ган (Подготовила Ольга Рожнёва). «СТАРЧЕСТВО – ЭТО ДУХОВНАЯ ГЕНИАЛЬНОСТЬ»  Истории протоиерея Серафима Гана.    https://pravoslavie.ru/142082.html
15. Незлобивый старец. Монахини Евфимия (Аксаментова) Образование и Православие / Православие и мир. 16.
17. http://www.patriarchia.ru/db/text/419791.html
18. https://www.optina.ru/prayers/


Рецензии