Возражение 1. Кажется, что совершенства всех вещей

Возражение 1. Кажется, что совершенства всех вещей не в Боге. Ведь, как было показано выше, Бог прост (3, 7), в то время как совершенств вещей много и они разнообразны. Поэтому ясно, что совершенства всех вещей не в Боге.
Возражение 2. Далее, противоположности сосуществовать не могут. Но совершенства вещей противоположны друг другу, ибо каждая вещь совершенствуется через видовое отличие. Те же отличия, которые разделяют род и устанавливают виды, противоположны друг другу. Следовательно, поскольку противоположности в одной и той же вещи сосуществовать не могут, выходит, что совершенства всех вещей не в Боге.
Возражение 3. Кроме того, живая вещь более совершенна, нежели та, что просто существует; равно и разумная вещь – нежели та, что просто живет. Значит, жизнь совершеннее существования, а познание – жизни. Но сущность Бога – бытие как таковое. Следовательно, в Нем нет ни совершенства жизни, ни познания, ни других такого рода совершенств.
Этому противоречат слова Дионисия о том, что «Бог в Своем простом существовании содержит [бытие] всех вещей»75.
Отвечаю: все сотворенные совершенства находятся в Боге. Потому-то о Нем и говорят как о всесовершенном, что Он (как указал Комментатор76) не испытывает недостатка ни в каком, даже наивысочайшем достоинстве, какое только может быть обнаружено в любом из родов. Это может проясниться в ходе двух рассмотрений.
Во-первых, [это так] потому, что любое совершенство, [обнаруживаемое] в следствии, необходимо должно находиться и в действующей причине: либо в той же форме субстанции, если это – соименный [следствию] действователь, как в том случае, когда человек рождает человека; либо же в более превосходной, если это – одноименный действователь, как [имя] солнца [распространяется] и на все подобия, произведенные силою солнца77. Таким образом, следствие фактически предсуществует в своей действующей причине, причем предбытие в возможности материальной причины есть самое несовершенное предбытие, ибо и материя несовершенна, тогда как действователь – совершенен; поэтому фактическое предбытие в действующей причине – это отнюдь не несовершенное, но, напротив, [вполне] совершенное предбытие. И так как Бог – первая действующая причина вещей, совершенства всех вещей необходимо предсуществуют в Боге наилучшим образом. Тот же ход рассуждений подразумевает и Дионисий, когда говорит о Боге: «[Ведь это] не так, что что-то Он есть, а что-то – не есть, но Он – все, как [предшествующая всему] причина всего»78.
Во-вторых, [это явствует] из того, что уже было доказано: Бог есть самосущий, имеющий бытие в Себе самом (3, 4). Следовательно, Он необходимо содержит в Себе полное совершенство всего сущего. Ведь очевидно, что отдельная теплая вещь не содержит в себе все совершенство теплоты, ибо теплота не участвует в ней в полном своем совершенстве; но если бы существовала теплота сама по себе (само-теплота), не было бы ни одного из достоинств теплоты, которого бы ей недоставало. А так как Бог есть Сущий сам по себе, то нет ни одного из совершенств сущего, которого бы Ему недоставало. Но все сотворенные совершенства суть совершенства существующего; ведь вещи совершенны настолько, насколько они, после некоторого оформления, получают существование. Из этого ясно, что нет такой вещи, чье совершенство было бы желательно [иметь] Богу. Такого же мнения придерживался и Дионисий, когда говорил, что Бог не существует в чем-то одном, но абсолютно, безгранично и просто объемлет все сущее; а после этого он добавил: «Он Сам представляет Собою бытие для сущих»79.


Рецензии