Пушкин графини Потоцкие и генерал де Витт

На картине изображена графиня София Константиновна Потоцкая. Автор картины — Лампи Старший, Иоганн Баптист.
Иоганн Баптист Лампи Старший (1751–1830) — австрийский живописец, график и миниатюрист итальянского происхождения, мастер парадного портрета.

После окончания Лицея в 1817 году, Александр Пушкин получил назначение и стал чиновником Министерства иностранных дел.
Служба его не очень обременяла и Пушкин стал членом общества молодых людей, ищущих приключений и острых ощущений и даже стал меньше заниматься поэзией. На это ему попенял его старший товарищ, который пытался ему покровительствовать. Это был придворный поэт и учитель великих князей – Василий Андреевич Жуковский.
В это же самое время Пушкин познакомился с тремя графинями Потоцкими:   двумя сестрами Софией и Ольгой и их матерью – Софией Константиновной.

София Константиновна Потоцкая* была фигурой легендарной, сумевшей за короткий период с 1777 года из полунищей греческой девушки из Стамбула стать в 1779 году графиней де Витт и родить своему мужу  Юзефу де Витт сына,  Яна Юзефовича, в русской транскрипции - Ивана Осиповича. Она оказалась настолько прекрасной и необыкновенной, что в этом качестве обрела успех почти у всей европейской знати.

*)София Константиновна Глявоне, в первом браке Витт, во втором браке Потоцкая, также известная как София де Челиче (12 января 1760, Бурса — 24 ноября 1822, Берлин) — константинопольская куртизанка греческого происхождения, по одной из легенд была наложницей султана, сожительница многих знаменитостей, шпионка и авантюристка, сумела стать польской аристократкой (титулованная графиня). Завсегдатайка европейских аристократических салонов, одна из самых колоритных фигур в истории Польши, почитаемая современниками как женщина исключительной красоты и обаяния, прозванная современниками «прекрасной фанариоткой» или «прекрасной гречанкой» (фр. la belle phanariote). Известна также блестящим интеллектом, хитростью, отсутствием угрызений совести и многочисленными романами, а также основанием парка «Софиевка».

После свадьбы супруги посетили Варшаву, где в начале марта 1781 года София была представлена королю Станиславу Августу. Молодая женщина пришлась ко двору, и с этого времени майор Юзеф Витт стал просто мужем славной Софии. Почти на два месяца София задержалась в Варшаве. Там, где она появлялась, все сходили с ума от восхищения. После Варшавы супруги посетили Берлин, где София была представлена королю Пруссии Фридриху II. В курортном городе Спа София была представлена австрийскому императору Иосифу II, который был так обворожён, что в одном из своих писем к сестре, французской королеве Марии-Антуанетте, рекомендовал принять Софию.
София воспользовалась рекомендацией и была принята французской королевой  Марией Антуанеттой в её резиденции — Малом Трианоне. В Париже на Софию обратили внимание граф Прованский, впоследствии король Людовик XVIII, и молодой граф д’Артуа, будущий французский король Карл X. Супруг, в то время майор де Витт, был потрясен успехом жены при европейских королевских дворах.
Бог не дал ей родиться в богатой и знатной семье, а позволил появиться на свет в семье грека, живущего в Турции, мелкого торговца скотом. Да еще и умершем, когда Софии было 15 лет.
Она совершила невиданный взлет из трущеб Стамбула в европейские аристократические салоны, где имела потрясающий успех.

История жизни Софьи де Витт была столь богата самыми невероятными событиями, что могла бы послужить сюжетом целой серии приключенческих романов!
К её несравненной красоте  добавились и её необыкновенные способности: за короткий период она сумела получить знания, необходимые для польской, а потом и русской аристократки.

После европейского вояжа она вместе с мужем  появилась в Петербурге, где сначала  обратила на себя внимание всесильного князя Потемкина. Потемкин оценил её красоту и её умение использовать это качество для достижения высоких, амбициозных целей, а также авантюризм.
Между Юзефом Виттом и князем Потёмкиным состоялись торги, в результате которых по просьбе Потёмкина император Австрии пожаловал Юзефу Витту титул графа Священной Римской империи. Граф Юзеф де Витт также получил от Потёмкина генеральский чин с назначением комендантом Херсона с окладом 6 000 рублей серебром в год.
За это София должна была обаять графа Станислава Потоцкого, голос которого, в пользу России, играл большое значение при разделе Польши. Она не только выполнила поручение императрицы Екатерины 2ой, но и стала женой Потоцкого, очень богатого польского помещика.

***

Её сын  от первого брака  Иван (Ян) Осипович (Юзефович) де Витт стал успешным офицером русской армии и вскоре в результате  нескольких нестандартных, смело авантюрных, шагов сделал  генеральскую карьеру. Он оказал большую услугу русской армии и лично императору Александру 1. Накануне войны 1812 года ему удалось выдать себя за русского офицера, обиженного императором Александром 1 и желающим служить под знаменами Наполеона Бонапарта. Наполеон поверил ему, т.к. ему служили многие польские офицеры. На самом деле это была операция русской разведки. Перед самым началом войны 1812 года, полковник де Витт сумел вернуться в Россию с важной информацией и за это досрочно получил звание генерала. Его служба складывалась успешно, но проявившиеся его низкие моральные качества не позволили ему достичь всего, чего он хотел, несмотря на прошлые заслуги.

***

Во время продолжения ссылки в Одессе Пушкин проявил большой интерес  к участнице одесского полусвета, урожденной графине Ржевусской, которая вошла в историю под именем Каролина Собаньска. Кроме того, что Каролина была легальной любовницей де Витта, она была его специальным агентом. По заданию генерала она следила за Пушкиным, пытаясь собрать компроментирующий материал. Также генерал де Витт безуспешно пытался конкурировать с генерал – губернатором графом М.С.Воронцовым за право самому возглавить  Новороссийский Край.
Генерала де Витта, как доверенное лицо всемогущего Аракчеева, просто повысили в должности, поручив ему командовать всеми южными военными поселениями. Фактически он должен был уравновешивать могущество Воронцова, который имел в правительственных кругах репутацию либерала.

После высылки Пушкина из Одессы в Михайловское де Витт посылал туда агента с поручением шпионить за Пушкиным.

В Одессе в это время развернулась «война салонов». Блистательная губернаторша – княгиня Елизавета Воронцова, бывшая при дворе фрейлиной, открыто противостояла Каролине Собаньской - даме с весьма сомнительно репутацией, которую в Одессе успели окрестить «демоном». Ее с одной стороны чурались, но с другой, она имела немалый вес в местном обществе. «Из военных поселений приезжали к ней на поклонение жены генералов и полковников, мужья их были перед ней на коленях», — писал о том времени Вигель.
Каролина Собаньска была темным демоном Пушкина.

***
В новой семье Софии  Константиновны с графом  Станиславом Потоцким  родилось четыре сына и две прекрасных дочери - София и Ольга, которых их отец хотел отдать замуж за знатных польских дворян. Не успев сделать это, он ушел из жизни.

София Потоцкая (1801—1875) — с 1820 года была замужем за графом П. Д. Киселёвым. Рассталась с мужем в начале 1830-х, но не развелась с ним, жила в Париже. Сын Владимир умер в 2 года, других детей они не имели.
Ольга Потоцкая (1802—1861) — с 1824 года была замужем за Л. А. Нарышкиным, жила и умерла в Париже, оставила единственную дочь Софью (1829—1894) — в замужестве за П. П. Шуваловым (1819—1900).

Сестры Потоцкие были привлекательны, но не столь сногсшибательны, как их мать – София Константиновна.
К моменту знакомства с Пушкиным им было 16 и 15 лет, соответственно.
Во время одной из встреч Пушкина с сестрами в Петербурге, они рассказали ему семейную легенду, которая легла в основу поэмы «Бахчисарайский фонтан».
Александр Пушкин был безуспешно влюблен в Потоцкую  Ольгу Станиславовну и долго переживал о неудаче, настолько, что даже в будущем, ревновал её к её мужу генералу П.Д.Киселеву, даже после  замужества.

В Одессе Пушкин встретился и с младшей сестрой Ольгой, которая вышла замуж за генерала Льва Нарышкина, двоюродного брата М.С.Воронцова. В связи со сложностями в отношениях с мужем, Ольга стала любовницей графа Воронцова, будучи, при этом в близких дружеских отношениях с женой графа, графиней Воронцовой Елизаветой Ксаверьевной.
Графиня Элиз Воронцова знала об этом и ответила мужу с Александром Раевским и А.С.Пушкиным.
В истории Ольга Нарышкина (Потоцкая) запомнилась, как любительница чужих мужей. Она также разрушила брак своей родной сестры Софии, имея связь с её мужем генералом Кисилевым.
Ольга отличалась более положительным характером, чем её старшая сестра, но, как и та, «славилась своею красотою». Красота младшей Потоцкой в сочетании с её практицизмом сыграла печальную роль в жизни её сестры. В глазах генерала Киселёва Ольга вскоре затмила очарование его молодой жены, своей сестры, и возникший роман зятя со свояченицей превратился в прочную пожизненную связь, разбившую счастье Софьи Станиславовны.

Софья  Станиславовна Киселева (Потоцкая), при ухудшении отношений России с Польшей, встала на сторону Польши, сильно конфликтуя, при этом, со своим мужем.
Софья Станиславовна оказалась горячей патриоткой Польши. Бог весть, где были истоки этой любви Киселевой, выросшей в России. Очевидно, с польской кровью отца ей передалась болезненная любовь к его родине – «великой» Польше.
Её могли арестовать вместе с группой польских активистов – националистов, но муж Киселев спас её, отведя, таким образом, подозрения и от себя.

***


Таковы некоторые подробности отношений А.С. с детьми великой греческой авантюристки Софьи Глявоне де Челиче, ставшей графиней Потоцкой и, в короткое время, завоевавшей место в аристократии Европы и России.

АэС, 20.12 2024


Рецензии