О гражданском подвиге князя Олега Красного

(PS к предыд.статьям)

Предыдущие статьи -"Большие загадки маленькой волости" и "Большие загадки маленькой волости-2" - будет уместно дополнить еще одной версией-догадкой, возникшей у нас после ознакомления, буквально на днях, с опубликованной новой, очень интересной работой сотрудников Института истории Санкт-Петербургского государственного университета: доктора исторических наук, профессора А. В. Майорова и кандидата исторических наук, доцента Ф. Н. Веселова - "ТЫСЯЦКИЙ ДМИТР ДО И ПОСЛЕ ПАДЕНИЯ КИЕВА".
В их статье дается анализ причин поступков упомянутого в Ипатьевской (Галицко-Волынской) летописи киевского тысяцкого Дмитра,героически оборонявшего Киев в 1240 г., а затем, после пленения,  оказавшегося на службе у монголов. Статья доступна в интернете ( найти ее можно по названию)  и будет весьма информативна для желающих "окунуться" в страшные года Батыева нашествия.

Давайте проследим некую аналогию судьбы киевского военноначальника Дмитра и рязанского князя Олега Ингваревича Красного.

Первый, как сказано в статье, у Батыя "мог стать военным советником предводителя Западного похода, при том что рекомендации бывшего киевского воеводы оказали заметное влияние на дальнейший ход кампании"...
Эти рекомендации заключались в следующем: "Дмитр предупреждает Бату, что если тот задержится в западнорусских землях, венгры успеют собрать войска и перекроют путь в свою страну: «…аще ли встряпаеши, земля ти есть силна, сберуться на тя и не пустять тебе в землю свою».
Таким образом, Дмитр, теперь уже военноначальник в стане врага, понуждая своим советом Бату направиться в Венгрию, хотя бы на время препятствует   разорению западнорусских земель – Волыни и Галичины. И в этом его заслуга.

А почему Батый пощадил Олега Ингваревича Красного, который попал в плен, также после ранения, в 1238 году ?

Летописи доводят до сведения читателей, что  Батый оценил редкостную красоту этого человека,  такой вот он был эстет!)  А уж как прошли 14 лет жизни князя в Орде  - больших подробностей летописцы до нас не доводят.  Но в тексте Новгородской  IV летописи за 1242 год  читаем: "Иде Александр к Батыю царю, а Олег Рязанский к Канови иде". А Вологодская летопись фиксирует наказание князя (правда, непонятно за что), которое произошло  в 1250 году, незадолго до возвращения Олега Ингваревича в Рязань: "князь Олег Рязанский пошел в Орду и всадиша его в садъ".
И лишь в 1252 году «пустиша Татарове Олга князя Рязанского в свою землю».

 
Данные сообщения некоторые исследователи считают основанием признать 14-ти летнее пребывание Олега Ингваревича  в плену - историографическим мифом. А подвергнут князь был судебной процедуре, якобы, из-за его политической нелояльности властям, но был оправдан из-за недостатка улик.
 
Однако, нет оснований считать, что эти поездки, о которых свидетельствуют летописи,   совершались именно из Рязанского княжества, а не выполнялись как некоторые служебные поручения, например,  для представительных поездок в составе делегаций от хана - правителя улуса - к верховному правителю, великому каану, в Каракорум и наоборот. Т.е. около 12 лет Олег Красный находился у монголов на государственной службе, пока в чем то его не обвинили.

Но за какую цену мог согласиться на такую  службу Олег Ингваревич Красный? Предполагаем, этой ценой стало прекращение кровавых нашествий монголов на Рязанское, Муромское, Суздальское княжество в течение 20 лет. До определенного года с этих земель, вероятно, даже дань не собиралась.
 
За этот период на Руси родилось новое поколение, восстановились города, появились новые селения. Так, в 6754 (1246)г. отмечено: "Ярослав Всеволодович обновил землю Суздальскую, церкви очистил от трупов и кости их сохранил, многих пришельцев утешил, многих людей собрал..."

Но в 1257 год, как отмечают летописи, «Тое же зимы приехаша численицы изъ татаръ, и изочтоша всю землю Суздалскую, и Рязанскую и Муромскую», исключая только церковное и монастырское  имущество и их людей.
 
Этот, 1257 год, был последним годом жизни Олега Ингваровича Красного (отпущенного домой в 1252 году из Орды), и в этот же год закончились и "социальные гарантии" за его службу в Орде,  гарантии безопасности жизни его родственников и  относительного благополучия княжеств, в частности, Рязанского.

Естественной или насильственной смертью умер  князь Олег Красный в 1258 году - остается только догадываться. Но возраст его не был глубоко критичен для смерти по причине старости, он даже детей рожал в последние свои годы.  Об этом нет известий в летописях -  не упомянуто о рождении и жизни его двух (или трех?)  младших  сынов - Святослава и Александра, внука Ивана и дата рождения его правнука, Олега Ивановича Рязанского, не зафиксирована.
 
Возможно, современники-летописцы не оценили поступок князя, старавшегося предохранить от тотального истребления народ своего и соседних княжеств и, более того, осуждали до такой степени, что даже в его потомке, князе Олеге Ивановиче Рязанском видели предателя ?
 
Их можно понять - большое видится на расстоянии...


Рецензии