Страсти по Рихарду Вагнеру

Рассказ написан в соавторстве с Кириллом Лефтром

Tant de mots d'amour   
En nos coeurs etouffes   
Dans un sanglot l'espace d'un baiser   
Sont restes sourds   
a tout, mais n'ont rien change.
Charles Aznavour (UNE VIE D’AMOUR)


          — Ну, что ещё нового можете Вы нам рассказать об этом подонке, изменнике, развратнике, воре и негодяе, уважаемый Борис? Не говоря уже о том, что он был ярым антисемитом? — не скрывая эмоций, сверкнула тёмными очами Лена.
          —  Леночка, дорогая, — отвечал ваш покорный слуга, стараясь вложить в интонацию максимум уважительного снисхождения, — Я ж прекрасно понимаю, что открывать Вам Америку в этом плане бесполезно, но мне показалось, что … всё отнюдь не так однозначно. Ведь многие судят о Вагнере посредством расхожих шаблонов: дескать, вор, антисемит, обманщик и так далее…
          — Не всё так однозначно?! Для меня всё давным-давно абсолютно ясно. Конченная мразь и подонок! Его малоинтересная биография — всего лишь банальная жизнь почвенника, нахлебника, ненавистника и антисемита, а его музыка, которая считается гениальной, — она вовсе не от Бога, а от Дьявола! Она презрительно фыркнула и, протянув многозначительную паузу, обратилась к Ольге с каким-то вопросом на бытовую тему. Однако след недовольства ещё некоторое время оставался на её лице, постепенно исчезая, подобно рассеивающемуся туману над лесом в час рассвета.
          Примерно так выглядела наша дискуссия с человеком, для которого музыка — профессия. Но я ведь дилетант, хотя и большой любитель, и поклонник искусства, которому покровительствует прекрасная муза Евтерпа.
          Однако позвольте, дорогие мои друзья уважаемые читатели, автору сих строк изложить всё по порядку. Парочку лет тому назад я с моей супругой Ольгой совершил поездку в Хорватию. Ах, какая страна! Солнечная, гостеприимная, не лишённая однако собственного неповторимого колорита и стиля, хотя очень много итальянского и даже, наверное, греческого. А я, ведь очень не люблю просто так ездить, как некоторые — не важно куда, лишь бы потуже набивать животы в харчевнях, отлёживать на пляжах и койках насыщенные бока да походя скользнуть равнодушным взглядом по неведомой архитектуре, не прочитав о ней ни строчки. Признаюсь вам откровенно, дорогие мои друзья уважаемые читатели, среди моих знакомых таковых не мало. Ваш же покорный слуга поступает иначе — я готовлюсь: читаю, пишу конспекты и таким образом становлюсь не просто пассивным путешественником, а самому себе экскурсоводом. Знаете ли, старая школа; как выражается современная молодёжь: “ОЛЬД СКУЛЬ”.
          Именно тогда, накануне нашего отъезда, в моём любимом журнале “ПАРТНЁР” прочитал я статью о Рихарде Вагнере и, откровенно говоря, заметно изменил моё мнение об этом великом композиторе. А потом я посмотрел несколько передач и ещё кое-что прочитал и понял, что “не всё так однозначно”…
          Пока мы отдыхали в Хорватии недалеко от очаровательного городка Пулы, я, помимо рассказа о тех местах, где мы были, как мог, пересказывал моей супруге всё то, что узнал о композиторе.
          Вернувшись, мы организовали дома небольшую “посиделку”, во время которой делились впечатлениями, и я тоже рассказывал о Хорватии, об Иосифе Броз Тито и о Рихарде Карловиче, который к Хорватии никакого отношения не имел, но музыка — она ведь вечна и вездесуща. Все, как мне показалось, внимательно с большим интересом меня слушали, и даже Алина Ивановна Цветопольская на этот раз меня не перебивала своими идиотскими репликами, чтобы затем мне нахамить и испортить благостное моё настроение.
          Время шло. Началась война (она же спецоперация), и все мы услышали о русской ЧВК, которую возглавлял некий Евгений Пригожин и ещё один бывший спецназовец, подполковник Уткин, и что вся эта банда головорезов носила имя того самого великого композитора — Рихарда Вагнера. И тот факт тоже навёл автора сих строк на некоторые размышления.
          А совсем недавно мы с Ольгой были в гостях ещё у одних наших знакомых. Оба они профессиональные музыканты. Очень хорошие ребята. Он (Лёша Белобородов) играет в симфоническом оркестре Кёльнской Филармонии, а она скрипачка, её зовут Леной, преподаёт музыку в качестве частного преподавателя.
          Отнюдь не будучи профессионалом, после поглощения пары рюмок водки, ваш покорный слуга обнаглел до такой степени, что отважился им тоже рассказывать о Вагнере. Оля по-всякому пыталась меня остановить, но я ж дурной…
          В результате, выслушав пару негативных реплик в сторону Рихарда Карловича, я, конечно же, “полез в бутылку” — мы с Леной повздорили. Очевидно, каждый из нас был по-своему прав и не прав. Безусловно, Вагнер представлял собой личность малоприятную, но и многие другие гении тоже являлись персонами весьма прескверными. Лермонтов или Достоевский, например. И Марина Ивановна Цветаева тоже много грешила…
          Другое дело их великолепные творения: стихи, проза, музыка, картины, скульптуры, а также иные произведения искусства. Они словно дети живут своей жизнью, отнюдь не отвечая за “тёмные делишки” своих давно покинувших сей мир родителей… Вы согласны со мной, дорогие мои друзья уважаемые читатели?
          Стиль жизни и творчества Рихарда Вагнера показался мне любопытным во многих аспектах. Прежде всего, мистической неслучайностью показалось то, что русская ЧВК присвоила себе именно это имя. Вагнер родился в Лейпциге под “музыку” артиллерийской канонады величайшей битвы девятнадцатого века, которую русская историческая наука практически игнорирует, хотя основное поражение Наполеоновскому войску было нанесено именно там, а не на Бородинском поле или Ватерлоо. В школе одноклассники дали Рихарду Карловичу потрясающее прозвище: “КАЗАК”! Обращает на себя внимание также революционность Вагнера и его дружба с русским революционером Михаилом Бакуниным и, наконец, часть его жизни, прожитая в России. Возможно, он даже немного понимал русский язык, может быть, даже немного говорил на нём. Какой-нибудь поверхностный скептик заявит, что это всего-навсего цепь ничего не значащих случайностей, но как глаголит мой сын Лёвка: “Каскад мистических совпадений, не только обладает особым экстраординарным шармом, но и заключает в себе особые мессаджи — сигналы Высших Сил”. Вы не можете в том с нами не согласиться, дорогие мои друзья уважаемые читатели!
          Теперь то, что особенно важно нам евреям: антисемитизм Вагнера. Антисемитизм, к огромному сожалению, это, ко всему прочему, ещё и мода, популярность которой, увы, не иссякает в веках. Евреи почему-то навлекают на себя какой-то странный, малообъяснимый гнев и ненависть окружающих народов, и это продолжается тысячелетиями. Несчастный наш народ! Однако ведь и сам Рихард Карлович с высокой долей вероятности имел прямую к нему принадлежность. Он очень любил своего отчима — еврея Людвига Гаера, иудейскую фамилию которого носил до шестнадцати лет, который, возможно, даже являлся ему биологическим отцом. Именно благодаря Гаеру юный Вагнер стал делать свои первые неуверенные шаги в музыкальной карьере. Однажды школьный учитель, упрекая его за опоздание, воскликнул: “Где ещё ты, жидёныш, делал твой гешефт?!” Где-то я даже слышал, что и первая его жена Минна тоже была еврейского происхождения.
          Как бы то ни было, в 1850-ом году под псевдонимом вышел памфлет Вагнера “Еврейство в музыке”, в котором автор отрицает способность евреев к художественному самовыражению. Двадцать лет спустя, уже с указанием авторства и в расширенном варианте, появилась вторая редакция того же памфлета, тон которого стал ещё более агрессивным. Тем не менее Вагнер, проявляя ярый антисемитизм в теории, на практике поддерживал с евреями всяческие отношения и даже охотно пользовался их “услугами”. Моё личное мнение заключается в следующем: возможно, таким образом, он использовал модный в обществе тренд в качестве саморекламы. Я вам больше скажу,  дорогие мои друзья уважаемые читатели, современные русские пропагандисты, такие как Владимир Соловьёв и ему подобные, с моей точки зрения, многому научились не только у Йозефа Гёббельса, но и у Рихарда Карловича.
          Автор сих строк вовсе не собирается брать на себя роль адвоката дьявола, однако моё мнение таково: гениальный, один из величайших композиторов цивилизации и эгоцентричная угрюмая личность парадоксальным образом в нём уживались. И прожил он очень не простую, полную драматических, крутых поворотов жизнь.
          Тем вечером, после того как Лена на нас с Вагнером резко “наехала”, я мысленно обозвал её “скрипичкой” и уже готов был серьёзно обидеться на нашу добрую приятельницу, но в тот самый момент её супруг, Лёша Белобородов, пригласил меня выйти и с ним покурить на террасу их дома. Он очень интересно мне тогда рассказывал про свои музыкальные будни и соответствующую “кухню”, как играл в вагнеровском театре в Байройте, а напоследок добавил:
          — Ты, Борис, на Ленку не обижайся. Не стоит. Она порой слишком резка бывает в суждениях. Я сам Вагнера обожаю. Он — гений. Я в этом ни на йоту не сомневаюсь. Но Ленка его терпеть не может. Так и живём…
          И последнее, дорогие мои друзья уважаемые читатели, “ЛАСТ БАТ НОТ ЛИСТ”, как выражаются жители туманного Альбиона: меня лично во всей этой истории особенно восхитила легенда о средневековом рыцаре Тангейзере, о котором Вагнер написал одну из опер. Этого произведения полностью я никогда не слушал. Только увертюру к ней. Однако как же хороша и вдохновенна сама история того рыцаря-поэта! В той полулегендарной личности, как и в самой легенде, скрыта какая-то потрясающая неповторимая энергетика.
          Мой сын Лёвка, когда мы с ним заговорили об этом, поведал мне, что один очень популярный англоязычный шлягер конца шестидесятых прошлого века, которым упоенно восторгалась советская молодёжь, прозвав “ШИЗГАРОЙ”, посвящён Венере, но никто ни разу не обратил внимания на связь с сюжетом вагнеровской оперы.
          На часах пять утра. Мне не спится. Сижу, слушаю божественную музыку — увертюру к опере “Тангейзер”, — ускоряя ритм сердцебиения, она вдохновляет перо вашего покорного слуги на написание сих строк. Параллельно воображение невольно рисует, словно эпизод фильма, как в ранний предрассветный час, разрывая утренний туман, мчится на резвом своём скакуне тот средневековый Рыцарь и Поэт с красным крестом на чёрном плаще. А высоко в уже слегка подёрнутом рассветом небе ярко сияет наша ближайшая астрономическая соседка Утренняя Звезда — планета Венера. И рыцарь, мчась мимо горы Герзельберг, в замок Вартбург, чтобы там, на конкурсе представить публике свои поэтические творения, вдруг, как будто случайно, оказывается на каменистом склоне, и в полумраке грота сталкивается с прекрасной обворожительной Богиней Любви и Красоты, и покорённый её ослепительным великолепием и безудержной нежностью, вспыхнув внезапной пламенной страстью, пав к её ногам, на долгие семь лет остаётся добровольным пленником в тех сладострастных застенках.
          ЭХ! ШИЗГАРА! Е БЭБИ ШИЗГАРА! ВЭЛ АЙМ Ё ВИНЕС АЙМ Ё ФАЯ ЭНД Ё ДИЗАЯ!


Рецензии