Жизнь прожить гл 35 Гость

   Гл. 35                ГОСТЬ.
Послеполуденное солнце еще высоко висело над горизонтом. С дороги и от ржаного поля после хорошего летнего дождя тянуло легкой испариной. Сергей, одетый в солдатские галифе, подтянутые чуть не до колен, и гимнастерку без погон широкими, размашистыми шагами шел по незнакомой ему дороге в незнакомую деревню- в новую жизнь, на родину своего друга. Босыми ногами шлепал по

теплым лужам и слегка раскисшей проселочной дороге. Густая грязь как в детстве, будто черное тесто протискивалась меж пальцев тонкими пельмешками, и, отваливаясь, то падала на мокрую придорожную траву, то прилипала к голым икрам.
Он уже успел отвыкнуть и от такого пейзажа, ласкающего взгляд и душу, и от теплой летней грязи на голых ногах, да и просто, от ходьбы в одиночку: идти, куда ему надо, не отчитываясь, ни перед кем, не боясь, что кто- то его остановит и повернет обратно.
Вон уже за бугорком, чуть в стороне, обрисовались соломенные крыши сараев, а левее потянулась ниточка убогих домишек, еле торчащих  из подросшего бурьяна. А вдали, мелькнула и скрылась в овраге, расцвеченным пестрым стадом коров, узкая лента речки. А вон, на другом берегу, змейкой поползла еще одна улочка- все, как было в рассказе лагерного друга. Ну, вот, кажется и пришел.
У развилки Сергей очистил о траву ноги, нашел подходящую лужу и насытился удовольствием, обмывая ноги в прохладной мутной воде, затем одел сапоги, привел себя в божеский вид и, накинув на плечо полупустую котомку, оставив сараи в стороне, повернул к домам. Он впервые видел эти скромные места, но угадывал  их, и ему казалось, что он когда- то здесь уже бывал. Но ему с трудом представлялось, как Пантелеич, этот, небольшого роста, и совсем не богатырского сложения, скромный человек, прихрамывая, мерил километры этих дорог, полей, чем- то помогал людям, организовывал их на преодоление бед, вообще, был тут хозяином, и судя по его рассказам, неплохим. Он вспоминал «зачуханный» вид Ивана Пантелеевича, вздыхал и покачивал головой. 
У первого домика пришлось постучать в окно- улочка была пустынна, ни ребятишек, ни взрослых. Звякнула щеколда, дверь протащилась по земляному полу. Изнутри дохнуло кисловатым запахом деревенского быта и в проеме появилось морщинистое лицо старухи:
-Кто эт, там? Ай, никак, с хронта?
Сергей поежился- понятное дело, не его ждут. Но он быстро пришел в себя. Только, что бы спросить, пришлось наклониться.
-Мамаша, я не здешний, хотел бы знать, где здесь живет Таисия Боброва?
Он рассматривал незнакомое лицо, поношенную, замусоленную и в заплатах одежду и ему вспомнилась мать. В груди защемило.
-Кто- кто? Таиса, говоришь?- Старушка задумчиво помолчала.- А по двору- то, сынок, как их?
Сергей напрягся- неужели он ошибся?
- Бабушка, она жена председателя, …которого посадили.
Стр. 85
-Ой, милок, погоди, да это ж Тайка, что ж я, старая, заплуталась в трех соснах. Иди-ка сюда.- Она проворно вышла на дорогу:
-Во- о- он на повороте кирпичный домишко торчит, видишь? Эт её, Тайкин. Только она не дома, все на сене. А ты сам- то, кем ей будешь?- старушка всматривалась в его лицо прищуренным взглядом.
-Я, знакомый ее мужа, спасибо Вам.- И что б не затягивать время, ему показалось, что старушке очень уж хочется поговорить, повернулся и быстро пошел по улице. Смотрел и удивлялся- где ж тут людям ютиться в таких холупах, да у кого- то над землей, а у кого и в земле, видно некому обустраивать жильё, без мужиков деревня. А вон, кое- где только печки, как гробы торчат. Вот и война кончилась, а все раны напоказ. Ох, долго еще их лечить придется.
Подходя ближе к домику, подумал, как же он забыл, ведь сейчас конец июня, самое сено, а тут дождь прошел, наверное, ворошат ряды. Только, вот, где? Ждать вечера ему не хотелось, потому, придется у кого-то опять спросить.
Домик Таи оказался запертым- в пробой вставлена обтертая руками деревянная рогатулька, значит в доме никого.
Сергею домик Пантелеича показался более ухоженным, чем другие- и состряпан, заметно, мужской рукой, вокруг разметено, в сторонке, в углу двора какие-то саженцы посажены. А на жердочках, уложеных меж двух столбиков, висит подсохшее, правда все в заплатках, белье. Видно развешивали  уже после дождя. Но, все равно, заметно- дом без мужика. Под стенкой валяется лопата со сломанной ручкой, и наверное не первый день.
Сергей поднял с земли лопату, повертел в руке черенок- удобный, старательно обработан, неверное осколком стекла. Затем взял железку лопаты, расшатал пальцами гвоздь, вытащил. Поискал глазами камень покрупнее, выбил об него сломанный остаток черенка, и об этот же камень, аккуратно постукивая, насадил ручку лопаты. Еще раз повертел в руке плод своего труда и положил лопату на прежнее место, а гвоздик распрямив так же, пальцами, воткнул в стенку, рядом.
Чтоб узнать место сенокоса пришлось, обратиться опять к своей новой знакомой- найдешь ли кого сейчас еще, да и снова объяснять о себе подробности не хотелось. Старушка, как будто ждала его вопросов, и с великим удовольствием рассказала, как найти бригаду колхозников.
Сенокос оказался в соседнем овраге, Каменном, в конце деревни. Уже издали тянуло пряным, медовым ароматом скошенного, подсыхающего сена. Этот запах Сергей никогда бы не спутал. И все это- клонящееся к горизонту ласковое солнце, растворенное в ее теплом свете зеленое, пахучее покрывало луга, что в свою очередь окаймляло яркую ленту речки, мирная тишина по округе,  разливали в воздухе и душе покой и равновесие. Даже не верилось, что на земле могло быть такое место. Прямо- рай, спрятанный от людских глаз, в сравнении с тем, что он видел совсем недавно. Ни войны, тебе, ни лагеря.
Подходя ближе, но, еще не видя ни кого, он услышал звонкие женские голоса. Он даже слегка испугался- вот тебе будет сейчас рай: как себя вести- то, бабы, небось, шустрые- палец в рот не клади. «Ничего- подумал- отобьюсь как- нибудь».
Но, только он показался над верхушкой бугра, гомон, как по команде смолк. Все, кто работал на пологом склоне, оставили работу и смотрели на идущего к ним человека как завороженные. Поначалу переглядывались, затем стали перешептываться.  Снизу, из лощинки, от группы отделился какой- то бородатый старичок и прямо с вилами пошел навстречу Сергею. Он остановился, ожидая старика. «Наверно их главный,»- подумал Сергей. Пока старик приближался, Сергей успел разглядеть группу людей. Работали в основном женщины, с десяток ребятишек и несколько стариков. Мужиков- ни одного. Опять невольно подумалось: «Война, война. Хоть там и Победа, а тут, пока -одни бабы».
-Откуда, служивый, и кто антересует- старичок первым протянул костлявую руку.
Сергей слегка пожал ее и сразу спросил:
-Я ищу Таю Боброву- и видя, что старик не спешит ответить, добавил- я знакомый вашего председателя, Ивана Пантелеевича.
Старичок как- то неудобно поежился, покряхтел, и только потом скосил глаз на Сергея:

Стр. 86
-А позвольте спознать вас по имени, меня, к примеру, Аким Авдеич, можно попросту Авдеич, а вас как:
Сергей чуть не рассмеялся над дипломатией старика, но удержался. А тем временем к ним подходила крепким мужским шагом молодая женщина и уже на ходу спросила:
-Что Вы хотели, молодой человек?
Старик не дал ему ответить и вспыхнул как свеча:
-Не гоже, Антонина, едак в разговор влезать,  когда старший гутарит!
-Отстань, Авдеич, некогда рассусоливать.- жестко оборвала его женщина и внимательно глянула на Сергея- Ну?
Серей, видя, что старик, оскорбленно засопел и пошел на свое прежнее место, несколько смутился, но, повторил свой вопрос. Женщина повернулась к работающим, и показала рукой:
-Вон, видите, на той стороне бугра в синей юбке.- И только теперь, оглядев его оценивающим взглядом, спросила:
-А Вы не назвали себя, Вы не местный?
Сергею понравилась прямота и решительность женщины, теперь он понял, что ошибся со стариком, и скорее всего, эта молодая, симпатичная бабенка здесь всем и управляет. Минутная робость прошла, и уже осмелев, Сергей даже позволил себе пошутить:
-А вы только местных признаете?
-Нам нынче все милы и местные и залетные, и тебя не прогоним,- женщине, видимо ответ его не понравился- но хотелось бы сначала узнать, что за принц на белом коне к нам пожаловал.
Сергей поняв, что зря отрывает у людей время, посерьезнел в лице и со вздохом ответил:
-Я товарищ вашего председателя, Ивана Пантелеевича, не один день вместе тюремную баланду хлебали, да лес валили. Зовут меня Коротеев Сергей, и если не протурите, хотел бы у вас остановиться.- Сергей договаривал фразу и с удивлением наблюдал за резким изменением в лице и поведении женщины. Щеки ее слегка побледнели, глаза неприятно сузились, она прикусила губу, а руки  засуетились, словно что- то искали и не находили. От ее решительности не осталось следа.  Наконец она заговорила:
-От Пантелеича, значит…Ну что ж…
Видя ее замешательство, у Сергея мелькнула догадка, и он, используя момент, решил взять быка за рога:
-А еще, в вашем селе проживает мой сослуживец, Родин Владимир, это, случаем, не ваш супруг? Можно ли мне с ним свидеться?
Немного помолчав, женщина тихо ответила:
-…Да, это мой муж. Но вы его не увидите… пока. Он болеет.- И заторопилась. – Ну, ладно, идите, а то вы и так у нас время отняли…


Рецензии