Книги нашего двора
Если бы кто-то хоть один начал читать “Войну и мир”, возможно, это произведение прочитал бы весь двор и в полкУ почитателей Льва Толстого прибавилось. Но не срослось. Школьная программа не затягивала. Читали “Джин Грин – неприкасаемый”, “Экипаж “Меконга”, “И один в поле воин”, потом перешли на иностранщину: “Три мушкетера”, “Остров сокровищ”, “Таинственный остров”. Авторов помнили не все, но книги были разные, поэтому ориентировались.
Если бы учителя узнали о нашем новом увлечении, то они бы постарались внедрить в него и список рекомендуемой литературы. Но никто из двора не проговорился. Все молчали, как Герасим (см. выше).
Прочитать книгу – занимали очередь. Списки не составляли, цифры на руках не писали. Каждый знал, кто читает до него и кому надо отдать и в какой срок.
Сроки соблюдались, передача раньше срока поощрялась. Читали аккуратно, возвращали в надлежавшем виде. Порванная или испачканная книга сразу вычеркивала из разряда читателей и отправляла к школьной программе.
Хозяин книги забывал, что его книга читается во дворе, пока родители не обнаружат пропажу. Тогда сроки чтения уменьшались.
“Три мушкетера” прочитывали за два часа (а только диалоги – и все понятно, ну почти, и можно смело принимать участие в обсуждении у подъезда).
Библиотека при Доме культуры за месяц перевыполнила план по человеко-часам в три раза. Записались все поголовно, но регулярно ходили единицы, другие читать не любили, но записывались.
Библиотекари ходили по школам и благодарили педколлектив. Учителя ничего не понимали (даже Перекукин записался?), но им было приятно. Только завучи ходили озабоченные (ой, неспроста все это, надо проконтролировать).
Особенно продвинутые записывались в Центральную библиотеку (по паспорту родителей), но в читальный зал. Книг не брали (ездить далеко, а вернуть не вовремя даже и в мыслях не было).
В читальном зале и книг было больше, каких не было в обычных библиотеках, и запись в Центральную библиотеку давала преимущества при выставлении итоговой оценки за четверть.
Конечно, книги были и дома. Не у всех, но были. Но читать домашние книги не хотелось, их можно было и потом почитать, придет время (оно и пришло к старости).
Еще была школьная библиотека, но там была только литература по школьной программе или что-то такое нужное для нашего поколения, но совершенно не увлекающее и не захватывающее.
А еще была библиотека в пионерском лагере. Но в лагере читать некогда, но брали, чтобы почитать в тихий час под простыней, когда вожатая не видит.
Вожатая видела, но вида не подавала (главное – на месте). За смену полкниги так можно было прочитать. Чем она заканчивалась – только догадывались. Так и сдавали книжку в библиотеку, не запомнив название, тем более автора.
Зато по приезду на вопрос родителей: “Ты хоть одну книжку за смену прочитал?”, можно было отвечать утвердительно, глядя в глаза. И совсем не было стыдно.
Но это тоже было временным увлечением и оно вскоре прошло, потому что кто-то придумал новое интересное дело. “Робя, айда чё-то покажу!”
Простите нас, непрочитанные книги детства.
С пожеланием всех благ, Алексей Голдобин.
Приглашаю в гости
https://t.me/afgoldobin
Свидетельство о публикации №224122101328