Письма Учителю. Поклоняясь мамоне

     "    С удовольствием, граф, возвращаюсь в Ваш 1881 год.

 Да, личностно трудный, связанный с ломкой бытовых устоев. Социально мутный, с нескончаемой вереницей судеб-теней мимо Вашей пустеющей усадьбы.

 И запоздалое признание в прошлой греховности.

 В зачине "Записок христианина" некий абрис, вновь отделяющий Вас не только от официальной Церкви, но и от пока неформального, но все же растущего большинства.

 Одни говорят, христианская вера-одна из религий. Все это зло, мешающее развитию человечества.

 Их противники укорят Вас в излишнем самомнении. Истинный христианин смиренен. Он не дерзнет печатно объявить себя таковым.

 Забегая на полтора века вперед, смею уверить Вас, ещё как обозначит. И не только печатно, но и неумело перекрестившись, в иордань полезет. Думаю, сии действия, освещенные прилюдно, говорят об обратном.

 О деформации, в Вашем понимании, изначального христианства. Вы не считаете христианином того, кто просто был главным участником изначального обряда. Да и того, кто хватается, будь то действие, или слова, принадлежностью своей к учению Христа, отвергаете.

 Вы и сами, по личному признанию, будучи крещеным, прожили тридцать пять лет нигилистом. Харе Кришна, Вы исключили из этого периода пятнадцать детских лет. Там изначальная святость.

 Вернемся к отрицанию всего и вся. Образ Базарова, так любовно выписанный Вашим другом, весьма привлекателен. Литературный шаблон,некая "рыба" для любого нового поколения. Нонконформизм, защищающий от официальной, в том числе и конфессиональной, идеологии.

 Отмечаете, "у нас принято теперь употреблять в смысле социал-революционера".

 Походу, опять "зеркалите". Задолго до создания соответствующей партии употребляете это сочетание. Ну и как обычно, вновь, пусть и прогностически, намекаете на нашу благословенную Саратовщину.

 Дело в том, граф, что первые кружки социалистов-революционеров возникли в нашей губернии. Это случилось через пятнадцать лет после написания "Записок христианина"

 Вставлю свои пять копеек в эту тему. Не кажется ли Вам, граф, что любая партия, дорвавшись до власти, превращает своего лидера в богочеловека?  Тот же Ульянов, более актуальный Джугашвили. Да и нынешний, почти.

 В Вашей же трактовке нигилизм-"неверие ни во что, кроме мамона".

 Привычно спотыкаюсь на слове. Но хрен редьки не слаще. Хоть мамон, хоть мамона, все миропомазание, с освящением соответствующей недвижимости.

 Вот и Вы, на личном примере:

 "...прожил 35 лет, как я написал в поучении русских людей 11-ть томов сочинений, за которые, кроме всякого рода восхвалений, получил тысяч полтораста денег, как я убедился, что не только ничему не могу учить людей, но решительно сам не имею ни малейшего понятия о том,что я такое, что хорошо, что дурно"

 И после этого у литературного гения возникают суицидальные терзания. Уже и шнурок выглажен, но спасает Христос. Не церковный. В собственной душе.

 Но почему два года назад?

 Возможно, кризис переходного возраста. Не поздно ли, граф?

                Ваш ученик ЕС.

 A propos!

 Интересно, кому служат  воцерковленные российские списочники журнала "Форбс"? Да и те, кто поклоняется очередному богочеловеку?"


Рецензии
"Пиры Валтасара" Фазиль Искандер. Художественное произведение. Причем художественности и воображения у автора гораздо больше, чем правды.

Геннадий Мартынов   22.12.2024 16:36     Заявить о нарушении
Как "В***а и Мир". Толстой покаялся, ради денег.

Миру-мир, художественный.

Евгений Садков   22.12.2024 18:51   Заявить о нарушении
Ничего не понял. А кто поймёт. В чём должен был покаяться Толстой? И как это связано с деньгами. Граф и без того был обеспеченным человеком.

Геннадий Мартынов   23.12.2024 01:25   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.