Что это за книга
Эта книга для тех врачей, которые только начинают свой путь детского ортопеда. Студенты знакомятся с детской ортопедической патологией весьма поверхностно. И это нормально, потому что для них гораздо важнее иметь капитальные знания по терапии и хирургии взрослых. Заболевания опорно – двигательного аппарата у детей относительно редко встречаются, потому отдавать несколько недель учебного времени для их изучения действительно не стоит. Ортопедии, как правило, посвящается одно-два занятия в рамках курса детской хирургии. Для тысяч выпускников, которые будут лечить взрослых, этого более чем достаточно. Но для тех единиц из тысяч, кто становится детским ортопедом, недостаточно. Вход в специальность получается тяжелым. Человек не знает откуда ортопедия взялась, не знает что в ней главное, а что второстепенное, кто в ней главный, а кто второй. Не умеет осматривать детей, почти не знает детских ортопедических заболеваний. И вот здесь, на фоне незнания и неумения, кстати, абсолютно законных, у начинающего врача может развиться комплекс неполноценности. Он хватается за разные книги, а они сложные… запутывается. Спрашивает – и вообще подумывает бросить все это. Авторы сами прошли подобными извилистыми тропинками и нам такой путь становления специалиста представляется неправильным. Неправильным потому, что тропинки эти преследуют цель отбить охоту заниматься Делом, убедить человека в собственной посредственности и необоснованно превозвысить авторитет старших товарищей. Тяжело прийти к профессионализму, блуждая тропинками. К нему надо идти прямой дорогой от общего к частному, от простого к сложному.
Так возникла идея о создании книги, которая вывела бы начинающего детского ортопеда с тропинок на дорогу. Какая же для этого нужна книга? Руководство? Справочник? Карманный помощник? Мы решили, что для этого нужен учебник. Потому что именно учебник рассчитан на то, что человек знаний не имеет и ставит целью знания передать. В процессе создания книги мы старались сделать так, чтобы вся необходимая информация находилась в одном источнике и излагалась эволюционно, т.е. все необходимые знания для понимания последующих глав были получены в предыдущих. Она должна дать достаточный объем знаний, обладая которыми вы сможете эффективно работать с больными, понимать серьезную литературу, грамотно общаться с коллегамии и, самое главное, вы сможете развиваться дальше.
Но эта книга не только для врачей. Мы не можем обойти стороной родителей. Хотя бы потому, что они все равно будут её читать. И пусть читают - в лечении детей с ортопедическими заболеваниями родители являются одной из главных движущих сил, а образовательная работа с ними является неотъемлемой частью деятельности детского ортопеда. Родители должны знать, что такое ортопедия, почему есть детская ортопедия, знать где лечат их детей и кто лечит. Также им важно знать распределение работы по учреждениям: какие диагностические и лечебные мероприятия проводятся в поликлинике, в травмпункте, в больнице. Ликвидация незнания в этом разделе должна поспособствовать порядку в процессе лечениия детей и, в конечном счете, принести им пользу. Молодому врачу, только что пришедшему в специальность, эта информация также будет полезна.
Вот такие задачи были поставлены перед нашим учебником. Очень непростые. Для того, чтобы выполнить их, учебник разделен на две части:
Первая - для врачей и родителей
Вторая - больше для врачей
В разделе для родителей и врачей мы рассмотрим ключевые моменты в истории ортопедии, расскажем про детскую и взрослую ортопедию, расскажем где, кто и что делает с больными. Подробно опишем поликлиническую работу как со стороны врача, так и со стороны больного. Далее перейдем к пропедевтике ортопедии и научим вас осматривать детей. Специально для родителей опишем некоторые типичные жалобы детей и дадим рекомендации по правильным действиям. В разделе, который больше для врачей, будут рассмотрены основные заболевания опорно-двигательного аппарата у детей, которые могут быть выявлены в результате осмотра.
Мы уделили достаточно внимания специфике амбулаторной работы, потому что в ортопедии её много: с неё всё начинается, ей заканчивается и грамотное проведение врачом и родителями амбулаторного этапа во многом определяет успех лечения. Но и не амбулаторная работа не останется в стороне, будут даны конкретные рекомендации по ведению стационарного этапа для большинства заболеваний. Правда, технику операций приведем лишь в общих чертах, но для учебника этого достаточно.
С одной стороны мы стремились не перегрузить материал, для этого использовали меньше теоретической информации, простую терминологию. С другой стороны старались объяснить не только как быть должно, но и почему оно так. Опираясь на опыт предыдущих поколений авторов, мы приводили типичные клинические случаи во всех уместных для того местах. Надеемся, что упрощенный, даже фривольный стиль изложения должен способствовать пониманию материала не врачами. Да и врачами тоже. Мы приложили максимум усилий для того, чтобы наши читатели не испытывали дискомфорта. Но предупреждаем вас о том, что детская ортопедия - это сложно! И не всегда интересно. Если хотите её освоить, то приготовьтесь много трудиться.
Об иллюстрациях в этой книге.
Когда-то мудрец Конфуций сказал: «Один рисунок стоит тысячи слов». В литературе по нашей специальности так оно и есть. Посудите сами: к примеру, кардиолог видит у своего больного повышенное давление, нарушение ритма сердца. Где он это видит? – На тонометре, на ленте ЭКГ. Он не может сказать, как выглядит нарушение ритма сердца, потому что это просто описание зубцов и интервалов кардиограммы. А наши болезни можно увидеть и потрогать. Ортопедия подразумевает теснейший контакт с больным в плане визирования и осязания.
Отечественная литература по ортопедии иллюстрирована, к сожалению, слабовато. Иностранные книги, напротив, содержат обилие превосходных рисунков, благодаря которым ими могут пользоваться даже люди, которые не знают языка и не могут прочесть текст. Но там иллюстрированием занимаются профессиональные художественные студии. Наши авторы в большинстве своем лишены такой возможности и задача по изготовлению иллюстраций ложится на их плечи. Каждый решает её в меру сил: кто-то рисует сам, кому – то рисуют жены и дети, кто-то втихую заимствует и слегка изменяет картинки из чужих работ. Иногда рисунки, как в случае с рентгеновскими снимками, можно заменить фотографиями. Авторам, ограниченным временем и собственными силами, приходится сокращать объем иллюстративного материала, надеясь на свое искусство словесного описания. Иногда это удается – если книга для специалистов, которые уже глубоко «в теме», то они поймут и без картинок. Но вот если книга для новичков … А наша ведь именно такая. У её читателей большой риск получить неправильные представления. А это крайне негативный результат обучения, из – за которого человек не сможет применить знания или, того хуже, применит их неправильно. Иллюстративный материал как раз призван предотвращать это, а потому годный учебник без него в принципе невозможен.
Процесс написания текстовой части по своей сути является описанием картинки в голове автора, его представления, которое можно считать правильным. И самая лучшая иллюстрация – это та самая картинка, потому что она к тексту привязана. Можно даже сказать, что текст порожден ею. Мы решили, что надо постараться отображать эти картинки, зарисовывать их как можно больше. Увы, мы не художники. И даже не претендуем на любителей. Но мы очень старались и ориентировались на то, что вначале надо отобразить суть, смысл, а уж потом стремиться и к красоте. Наши рисунки выполнены карандашом в контурном стиле. Они далеки от совершенства, зато ламповые и душевные. Надеемся, они хорошо помогут вам. Большинство приведенных рентгенограмм, сонограмм и томограмм выполнены у наших больных и лишь некоторые заимствованы из других работ. Книга не содержит ни одной фотографии больных, что сделано во избежание кривотолков и предрассудков.
Свидетельство о публикации №224122100144