Что есть ортопедия
Первый вопрос почти что экзаменационный, потому вы, возможно, знаете на него ответ. Но будем соблюдать традицию и раскроем его. Термин «ортопедия» был введен деканом медицинского факультета университета Сорбонны Николасом Андри. В 1741 году он издал книгу «Ортопедия, или искусство предупреждать и исп¬равлять у детей деформации тела средствами, доступными отцам и ма¬терям и всем тем лицам, которым приходится воспитывать детей». Представье себе, 18 век! Слово «ортопедия» состоит из частей двух греческих слов: «ортос» - прямой и «паис» - ребенок. О содержании книги мы много не сообщим. По данным из Википедии, книга не отличалась фундаментализмом и являлась сборником практических советов для родителей. Хотя о каком фундаментализме можно говорить в начале 18 века! Разрозненные знания, единичные наблюдения, отдельные попытки. Авторитет древних классиков. Методы лечения, основанные на кузнечном принципе «изогнутое распрямляй, прилагая силу». Он нашел свое отражение в рисунке, изображающем искривленное дерево, подвязанное к столбику. Именно этим рисунком, который стал символом ортопедии на все времена, Николас Андри обессмертил свое имя. Он часто в том или ином варианте присутствует на эмблемах различных клиник, институтов, занимающихся ортопедией. Учреждения, работающие с детьми, используют рисунок с тоненьким, молодым деревцем, подчеркивая педиатрическое направление. Мы тоже нарисовали свой вариант эмблемы, на которой маленький росток борется с нарушением осанки и тянется к солнцу, опираясь на опыт и ошибки прошлого.
Видите, как интересно, ортопедия изначально была детской наукой! Уже в 18 веке говорится о ведущей роли родителей в лечении! Но после рождения в 1741 году её ожидал еще долгий и трудный путь развития, пока она не смогла заявить о себе как о самостоятельной дисциплине. Трудности на её жизненном пути создавались целым рядом причин. Попробуем обозначить основные.
Специфика пациентов. Её пациенты - это физически дефектные дети и искалеченые взрослые. Первые родились такими, вторые стали такими. Ценность человеческой жизини в разные времена была разной, а в те давние весьма низкой. На фоне очень немаленькой смертности родившихся без уродств детей от болезней ценность жизни ребенка с физическим дефектом стремилась к нулю, если не к отрицательным числам. Ни для кого не секрет практика умерщвления калек. Мало добра ожидало и их родителей.
Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
а неведому зверюшку.
А.С. Пушкин
Хорошо помните, что приказали сделать с царицей и ребёнком? Пациентов объединяли бесперспективность и неплатежеспособность. Потому лекари предпочитали не замечать калек, чем заниматься вопросами помощи им. Те оседали в монастырях, богодельнях, бродяжничали и заканчивали свои дни рано и плохо.
Отсутствие, вернее, недостаток главных действующих лиц - ортопедов. Так получилось, что ортопедией целенаправленно и только особо никто не хотел заниматься. Отцы хирургии все немного «баловались» ортопедическими экзерсисами. Кто - то достиг определенных результатов, кто-то не достиг и вернулся к животам. Ортопедия, она вся такая неинтересная. В ней тяжело было сделать что – то революционное, прорывное. Можно только облегчить, поправить, улучшить… Здесь врач точно не будет волшебником. По этим причинам ортопедия долго испытывала недостаток своих героев. Да, были люди и в то время, их просто нельзя не упомянуть: Генрих Иванович Турнер, Тимофей Петрович Краснобаев, Витторио Путти, Адольф Лоренц, Роман Романович Вреден и многие другие, которые выбирали ортопедию и не изменяли ей. Но, так или иначе, на рубеже 19-20 веков развитие дисциплины оставалось медленным.
Можно долго рассуждать о том, когда же наконец-то. Мы не историки медицины, потому ответим просто: после Второй мировой войны ортопедия почувствовала себя достаточно уверенно. Отметим три важных момента, которые помогли ей заявить о себе.
Первый момент. Вторая мировая война оставила тысячи искалеченных людей. Такое обилие нуждающихся неизбежно стимулировало развитие помощи им. Создавались отдельные госпитали для инвалидов и ветеранов, в которых сосредотачивались передовые специалисты и передовое оборудование, что весьма способствовало плодотворной работе. Многие из этих учреждений работают и сейчас, оказывая помощь самым разным категориям больных: от детей до ветеранов всех последующих войн и конфликтов.
Второй момент. В 50-60 годы произошли значительные успехи в оперативном лечении целого ряда детских ортопедических заболеваний, среди которых были врожденный вывих бедра и спинальный паралич (полиомиелит). Вывих бедра в первой половине 20 века диагностировался поздно и лечился неэффективно. Разразившаяся после войны эпидемия полиомиелита оставила инвалидами огромное количество детей. И именно тогда начали проводиться первые успешные операции по вправлению застарелого вывиха бедра, устранению контрактур конечностей и много ещё что. Помимо практической пользы, то было очень эффектно, ну почти как «Лазарь, встань и иди!». Общественность увидела, что ортопедия может творить чудеса.
Третий момент. Развитие анестезиологической помощи. Местная анестезия, под которой проводились практически все операции вплоть до 1960-х, никак не способствовала развитию ортопедической хирургии. Общий наркоз современного образца и послеоперационное обеспечение развязали руки в оперативной деятельности. Ведь чем тяжелее и запущеннее заболевание, тем более длительная и травматичная операция требуется для его излечения. И именно анестезиология сделала операции, разработанные теоретически, выполнимыми практически.
Лечебные учреждения ортопедического профиля появились уже на рубеже 19-20 веков. Приведем некоторые из них, упоминая выдающихся людей, которые там работали. Федор Родионович Богданов (1900-1973) работал в институте восстановительной хирургии, травматологии и ортопедии г. Свердловска, затем в институте травматологии и ортопедии г. Киева. Он известен разработкой оригинальных операций для лечения врожденного вывиха бедра и методов последующего функционального лечения. Разработанная им операция по коррекции искривления бедренной кости у детей с несовершенным остеогенезом применяется и сейчас (операция Богданова). Тимофей Сергеевич Зацепин (1886-1959) работал в Государственном институте физиотерапии, институте оздоровления детей и подростков, научно – исследовательском институте курортологии и физиотерапии (все в Москве). Известен как автор ряда оригинальных хирургических методов для лечения детской ортопедической патологии. В 1949 году издал книгу «Ортопедия детского и подросткового возраста». Волков Мстислав Васильевич (1923-2001) был директором Центрального института травматологии и ортопедии в г. Москве, заведующим отделом детской костной патологии и подростковой ортопедии этого института. Известен как разработчик и популяризатор передовых технологий в ортопедической хирургии, а также организатор ортопедо – травматологической службы СССР. Благодаря ему травматология – ортопедия стала отдельной медицинской специальностью. Мстислав Васильевич в соавторстве с Дедовой Валерией Дмитриевной создал очень хороший учебник (именно учебник!) по детской ортопедии (1-е изд. 1972, 2-е изд. 1980). Несмотря на давность издания, эта книга по сей день остается одной из главных в подготовке специалистов нашего профиля.
Лечение детской ортопедической патологии сосредотачивалось не только в учреждениях ортопедическо - протезно – восстановительного профиля. Ортопедической патологией у детей много и плодотворно занимались детские хирурги. Баиров Гирей Алиевич (1922-1999) был заведующим кафедрой детской хирургии С.-Петербургского педиатрического медицинского университета. Он вошёл в историю, сделав первую в мире операцию по коррекции атрезии пищевода у новорожденного. Но, помимо этого, Гирей Алиевич занимался детскими травмами и их последствиями, а его докторская диссертация была посвящена повреждениям в области локтевого сустава у детей. Дамье Николай Григорьевич (1897-1983) был главным хирургом детской больницы им. К. А. Тимирязьева г. Москвы. Известен как основоположник и популяризатор детской травматологии. В 1949 году он издал монографию «Основы травматологии детского возраста», один из нас имел честь учиться по этой книге. Кузнечихин Евгений Петрович (1936-2017) был профессором кафедры детской хирургии Российского государственного медицинского университета. Его научная деятельность была посвящена множественной и сочетанной детской травме, лечению заболеваний и деформаций опорно – двигательного аппарата у детей. Руководство по хирургической патологии верхних и нижних конечностей у детей, изданное в 2012-2013 годах под его редакцией, стало уникальным трудом, который очень своевременно объединил и сохранил многолетние наработки в области детской ортопедии.
Как вы поняли, детская ортопедия является неким продуктом слияния травматологии – ортопедии с детской хирургией. В нашем Отечестве она не является отдельной врачебной специальностью. Потому деятельность в этой области осуществляют или ортопеды – травматологи, или детские хирурги. Обо всем этом будет подробнее рассказано ниже.
Детские травматолого – ортопедические отделения открылись в СССР приблизительно в 1970-1975 годах и большинство из них работает по сей день. В принципе, с этого момента можно было говорить, что детская ортопедия окончательно выделилась как самостоятельное направление. Выделение детского ортопедического направления было обусловлено, прежде всего, спецификой патологии. Детская ортопедия занимается врожденной и развивающейся в детстве патологией опорно – двигательного аппарата. Нозологическое разнообразие детской ортопедии широкое, а встречаемость заболеваний низкая. С некоторыми болезнями детский ортопед может столкнуться единожды за всю жизнь, а что-то может никогда и не увидеть. Но при этом он обязан большинство их знать, уметь диагностировать и лечить!
Мы уже слышим возмущение: «У всех детей плоскостопие, ноги кривые, все горбатые, а они тут… говорят неправду!». Господа недовольные, не спешите. Читайте дальше, читайте. И вы поймете, что такое болезнь, а что такое особенность организма, не влияющая на здоровье.
Врожденные заболевания опорно - двигательного аппарата - явление жестокое. В благоприятном варианте они требуют длительного ортезирования. Или ничего не требуют. В менее благоприятном случае ребенка ждет длительное комбинированное лечение с оперативными этапами, между которыми носятся ортезы, спецобувь, проводится бесконечная физиотерапия. И полного излечения мы добиваемся не всегда. А в наихудшем варианте больному вообще можно предложить только паллиативное лечение.
Взрослая ортопедия занимается другим. Фронт её работ представлен преимущественно инволютивными заболеваниями опорно - двигательного аппарата и последствиями травм. Ортопедические заболевания у взрослых, разумеется, тоже есть, но это уже совсем другая история. Взрослая ортопедическая патология, в отличие от детской, распространенная, все мы, если повезёт, до неё доживем. В лечении ряда заболеваний достигнут большой прогресс: протезирование крупных суставов и артроскопия, хирургия позвоночника поставлены на поток и давно перестали удивлять. Больных много, патология типичная. Только успевай лечить!
Но у детей тоже могут иметь место последствия травм, приобретенные ортопедические заболевания. А у взрослых встречаются заболевания, подобные детским: асептические некрозы, стенозирующие лигаментиты, деформации конечностей… Потому специалист должен знать как взрослую, так и детскую патологию, ну, с преобладанием той, которой занимается.
О детской травматологии.
Кроме детской ортопедии есть еще детская травматология. Что можно про неё сказать?
Конечно, есть определенные важные моменты в травмах у детей, но нет принципиальных различий с травмами у взрослых. Все укладывается в дополнения, исключения и особенности. Потому назвать детскую травматологию самостоятельным направлением мы не рискнем. При наличии охлаждённой головы взрослые травматологи хорошо справляются с травмами у детей. Да, они имеют трудности в распознавании детской травмы, допускают полипрагмазию в лечении (излишне длительную иммобилизацию, анатомический и избыточный остеосинтез). Но, несмотря на это, результаты у них хорошие. Небольшие недостатки решаются работой над собой – литературы по данному вопросу предостаточно. У травматологов, работающих со взрослыми, есть и преимущества перед теми, кто работает исключительно с детьми. Они готовы к гораздо более серьезным травмам, умеют работать с политравмой, на практике знают, что такое шок, умеют учитывать сопутствующую патологию. Тогда почему же травму у детей лечат в детских больницах и отделениях? – Потому что лечение травмы состоит не только из экзерсисов травматолога. Анстезиолог должен уметь проводить пособие детям, медсестры должны уметь работать с детьми, лучевые диагносты должны уметь выполнять исследования у детей. Да и обстановка должна быть детская, не травмирующая психику ребенка.
Свидетельство о публикации №224122100158
Руслан Тлеуж 03.05.2025 10:33 Заявить о нарушении