Христианский взгляд на философию Аристотеля

PHILOSOPHIA ARISTOTELIS SUB SPECIE CHRISTIANITATIS


Какие «упрёки» можно было бы выдвинуть философии Аристотеля, осмысляя её с христианских позиций?


1. В космологии (учении о космосе) Аристотеля начисто отсутствуют эсхатологические мотивы. Философская картина реальности, созданная потомком бога (полубога) Асклепия, чужда эсхатологии (учению о конце мироздания).
2. Онтология (учение о сущем) и космология Стагирита бесконечно далеки от каких бы то ни было креационистских идей. Согласно Аристотелю, универсум (или, иначе говоря, космос, мироздание) никем не создан, он существовал и будет существовать на протяжении «беспредельного времени».
3. Бог Аристотеля безличен. Бог, истолковываемый этим греческим философом как «первый двигатель» (primum movens), «вечное живое существо» (aeternum animal) и «мышление мышления» (intelligentia intelligentiae), – не личность, не персона, у него нет ни имени, ни «священной истории», ни каких бы то ни было «внешних» и «демонстративных» атрибутов… Теология Стагирита – теология, в центре которой пребывает безличный и безымянный Бог, бесконечно далёкий от любого антропоморфизма и (или) зооморфизма.
4. Сотериология (учение о спасении) Аристотеля зиждется на идее элитарного ментального (умственного) бессмертия, до которого, как выясняется, способно возвыситься индивидуальное человеческое «Я», и возвыситься лишь благодаря актуализации своего мышления и умозрения.
5. В своём учении о «причинах» (causae) Стагирит в числе иных причин указывает на такие причины, как «случай» (casus, eventus, fors) и «необходимость» (necessitas, necessitudo), – и потому не будет сильным преувеличением сказать, что Аристотель до некоторой степени является апологетом «случайности» (casualitas, eventualitas) и нецесситаристом.


Таковы пять основных «упрёков», выдвигаемых христианством философии Аристотеля (и шире, философии перипатетизма); таковы пять главных «укоров», в той или иной форме прозвучавших в русле христианства, критически взирающего на многогранное наследие потомка бога (полубога) Асклепия.


* * * * *


Рецензии