Откровения бывшего аса

В начале 90-х годов, желая узнать какие-нибудь подробности о действиях 76-й бомбардировочной эскадры (KG.76) Люфтваффе на советско-германском фронте, я отважился написать письмо одному из самых лучших лётчиков этой эскадры – капитану в отставке Дитеру Лукешу, между прочим, кавалеру Рыцарского креста с Дубовыми листьями.

Между нами завязалась переписка, длившаяся несколько лет. Герр Лукеш охотно рассказал мне многие подробности, касающиеся 76-й эскадры, в которой он служил до самого конца второй мировой войны и даже успел полетать на реактивном самолёте Арадо-234.

На основании слов Лукеша, я составил краткую справку о результатах боевых действий 76-й бомбардировочной эскадры на Восточном фронте. Этой любопытнейшей, на мой взгляд, информацией, я хочу поделиться со всеми, кто интересуется историей военной авиации.   

Итак, 76-я бомбардировочная эскадра, на вооружении которой находились двухмоторные самолёты Юнкерс-88, для участия в операции «Барбаросса» была перебазирована в Восточную Пруссию и с 22 июня 1941 года начала активные боевые действия в составе 1-го воздушного флота Люфтваффе. В дальнейшем, в составе других воздушных флотов, эскадра участвовала в боях на многих важнейших участках Восточного фронта.

Эскадра бомбила аэродромы Паневежис, Шауляй, Дюнабург, Кедайняй, железнодорожные станции Радвилишкис, Бологое, Ярославль, Осташков. Также эскадра производила налёты на корабли в Финском заливе, на гавань Ленинграда, участвовала в битве южнее Ладожского озера, проводила беспокоящие налёты на Москву, действовала в Крыму против советских войск в районах Керчи и Севастополя, оказывала поддержку наземным войскам в районе Харькова, большой излучины Дона, в районе Сталинграда. Производила налёты на нефтебаржи и танкеры на реке Волга и в Каспийском море, а также на гавань Новороссийска, на авиазаводы и нефтебазы Рыбинска и Воронежа, на гигантский автозавод имени Молотова в Горьком. Лётчики эскадры принимали участие в уничтожении нефтебаз в Саратове, Камышине, Астрахани и нефтеперерабатывающего комбината в Грозном.    

Самолёты эскадры базировались на аэродромы Шауляй и Кедайняй (в Литве), Раскополье и Коровье Село (в Псковской области), Орша, Горстово (возле Можайска), Харьков, Курск, Белый Колодец (возле Харькова), Таганрог, Сиверская (южнее Ленинграда), Тацинская (западнее Сталинграда).

Последним аэродромом для эскадры оказался Армавир на Кавказе. Оттуда 26 ноября 1942 года эскадра перебазировалась на средиземноморский театр боевых действий (Крит-Сицилия) и на этом участие 76-й эскадры в войне против СССР закончилось.   

Всего за время действий на Восточном фронте лётчики эскадры произвели 22.926 боевых вылетов. При этом было выведено из строя большое количество боевой техники и важных объектов. Вот как сам Лукеш перечислил успехи 76-й эскадры:

1. самолётов на аэродромах – уничтожено 916, повреждено – 448;

2. самолётов сбито в воздушных боях – 124;

3. железнодорожных эшелонов – уничтожено 602, повреждено – 886;

4. паровозов – уничтожено 230, повреждено – 79;

5. разрушено участков железных дорог 723;

6. танков – уничтожено 406, повреждено – 299;

7. автомашин – уничтожено 5.755, повреждено – 2.493;

8. различных повозок – уничтожено 1.495;

9. артиллерийских батарей – уничтожено 203; 

10. орудий на железнодорожных платформах – уничтожено 2;

11. морских целей в Финском заливе – потоплено 20 кораблей (25.000 брт), повреждено – 35.000 брт;

12. морских целей на Волге – потоплено 57 кораблей, в том числе 19 танкеров, повреждено – 10 кораблей;

13. морских целей в Новороссийске – повреждено 3 корабля: эсминец «Ташкент», 2 торговых корабля (10.000 брт и 4.000 брт).

Правда, Лукеш не упомянул разбомбленные заводы, нефтебазы и многое другое, тем не менее, надо признать – это очень даже солидный боевой счёт. Обратим внимание, однако, на то, что в списке боевых успехов не указано количество советских военнослужащих, убитых в результате авиационных налётов. И, это характерно, так как у немцев не принято было гордиться подобными достижениями. Видимо, по этичным соображениям, как это ни странно может кому-то показаться. А вот в советской армии, обязательно сообщалось, кто и сколько убил врагов. Ну, это так, к слову.    

Что же касается безвозвратных потерь эскадры, то они составили 414 человек, из них 65 офицеров, 349 унтер-офицеров и рядовых. Большинство лётчиков погибли в боях или в катастрофах, но бывало и по-другому: так, по словам Лукеша, немецким наземным войскам приходилось иногда находить изувеченные трупы лётчиков его эскадры, которых после захвата в плен убили красноармейцы. Вообще, утверждает бывший ас, из многих членов экипажей, попавших в плен, лишь одному-единственному лётчику 76-й эскадры довелось вернуться на родину живым после окончания войны.

Кстати говоря, сам Лукеш дважды мог погибнуть или попасть в плен после того, как производил вынужденные посадки далеко в тылу советских войск. Произошло это 13 октября и 15 декабря 1941 года. Однако в обоих случаях, Лукеш вместе с экипажем благополучно пробивался через линию фронта.

Здесь я воспользуюсь представившейся мне удобной возможностью и расскажу некоторые интересные подробности, связанные с первым случаем. А дело было так. В послеобеденное время, лейтенант Лукеш, на своём Юнкерсе-88, возвращался с боевого задания. На встречном курсе в районе Старицы (кто не знает, я поясню – это юго-западнее нынешней Твери), ему повстречалась группа советских бомбардировщиков Пе-2. Один из «Сталинских соколов» отделился из строя и внезапно атаковал самолёт Лукеша, прострелив ему правый мотор. Немецкий ас, несмотря на свой богатый опыт (сотни боевых вылетов над Англией и Советским Союзом), не смог больше продолжать полёт и произвёл вынужденную посадку «на брюхо». Как я уже упоминал, ему удалось тогда вместе с экипажем пробраться через линию фронта. Однако главный вопрос, который меня в данном случае заинтересовал: кто же был тот безвестный советский лётчик, так лихо и успешно атаковавший «Юнкерс» Лукеша? Вот бы узнать его имя…       


Рецензии
Да уж, впечатляющие похождения...

Флоранс Найтингейл   03.01.2025 16:30     Заявить о нарушении
Наш тогдашний противник был очень сильным. Благодарю, Флоранс!

Олег Каминский   03.01.2025 16:39   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.