Кавказские аланы - осетины или карачаево-балкарцы?
Разрабатывается целая теория теневого глобального заговора во главе, якобы, с осетинами И.В.Сталиным и ученым-иранистом Василием Ивановичем Абаевым, которые, якобы, ради возвеличивания Осетии и осетин создали антинаучный миф о генеалогическом и этно-культурном родстве средневековых аланов и современных осетин. Истинными же потомками средневековых аланов провозглашаются, разумеется, карачаево-балкарцы, заявляющие о тюркоязычии средневековых кавказских алан.
В то же время, как уже было упомянуто чуть выше, общепринятые в академической научной среде представления об осетинах и осетинском народе - как наследниках средневековой кавказской Апании объявляются мистификацией, организованной и пролоббированной, якобы, осетинским лобби во-главе с двумя осетинами - всемогущим И.В. Сталиным и ученым-лингвистом Василием Ивановичем Абаевым. И невдомек этим горе фольк-историкам, что аланство осетин было установлено задолго до рождения И.В. Сталина и В.И. Абаева русскими (и не только) учеными. И знаменитая Зеленчукская надпись на аланском/осетинском языке на каменной плите греческими буквами Была обнаружена археологом Д. М. Струковым в 1888 году, а прочитана была эта надпись (по рисунку Струкова) и опубликована в 1893 году академиком В. Ф. Миллером, тогда как И.В. Сталин родился в 1878-ом году, а В.И. Абаев - в 1900-ом году.
"Зеленчу;кская на;дпись — надпись X века на могильной плите, записана греческим письмом. Была обнаружена археологом Д. М. Струковым в 1888 году на правом берегу реки Большой Зеленчук в Карачаево-Черкесии. Считается наиболее известным письменным памятником аланского языка или древнейшим памятником осетинского языка. Иные версии прочтения, в частности, тюркская и чеченская, появлявшиеся у идеологов фолк-хистори соответствующих народов, не признаны академической наукой." - https://ru.wikipedia.org/wiki/Зеленчукская_надпись.
Однако эти горе фольк-историки и тут уперлись и нашли оговорку, что Осетия, якобы, является "форпостом" русских на Кавказе и, соответственно, русские ученые подыгрывают осетинам и помогают им выстраивать фейковую историю про их средневековое аланство. Но и тут они просчитались, так-как не учли того обстоятельства, что наряду с русской (российской) историографией мы имеем сегодня в своем распоряжении и непосредственно кавказскую письменную историографию, охватывающую хронологический период от времен до н.э и по настоящее время - и речь здесь идет, в частности, о грузинских средневековых летописях, и, в целом, о грузинской историографии. И кого же средневековые грузинские летописи идентифицируют как аланов - осетин или карачаево-балкарцев?
"С древнейшего времени подчинялись царям Грузии страны: Дзурдзукия, Хеви, Двалетия и верховье Касрис-кари, другие же страны и ущелья подчинялись царям Овсетии. ... Овсетия делится на следующие ущелья: Касрис-хеви, Зрамага, Жгеле, Нара, Зрого и Заха. Владения овсетинских царей суть: Чими, Тагаури, Куртаули (Кhуртhаули), Валагири, Пайкоми (Пhайкhоми), Дигори и Басиани. Во время нашествия чингисхановых татар, особенно же при вторжении Батыя и Орхана, были разорены и опустошены города овсов и строения их, и царство овсов превратилось в княжество ; овсы скрылись в горах Кавказа, а страна их большею частью превратилась в пустыню, как это наблюдается и ныне в Черкесии. После же нашествия Тамерлана и особенно по взятии Константинополя турками стали теснить овсов с той стороны крымские ханы и с этой (со стороны Грузии) татарские улусы, и потому овсы вступили в Кавказские горы и покорили кавказцев и двальцев. После того как Овсетия была опустошена и овсы поселились в горах Кавказа, Овсетия (ее предгорная равнинная часть) стала называться Черкесией или Кабардо, а горы — Овсетией ." - Вахушти Багратиони, грузинский царевич, 1745 год, "География Грузии". https://sunja-edu.livejournal.com/87055.html
Вахушти Багратиони, труды которого являются вершиной грузинской средневековой историографии, суммировал ее данные в наиболее обобщенном и последовательном виде. Поэтому его сведения фактически являются концентрированным выражением традиций и взглядов древней и средневековой грузинской исторической литературы. Так вот он со всей определенностью отмечает, что средневековые предки осетин - овсы имели свое царство, которое было расположено на территории средневековой Алании. Однако, после разгрома овсов/осетин татаро-монголами, а позднее и войсками эмира Тимура - предгорные равнинные территории овского/осетинского царства отошли к черкесам и кабардинцам.
Следует отметить, что в грузинской средневековой историографии под этнонимами овсы/аланы со всей определенностью идентифицируются исключительно осетины и более ни один из других северо-кавказских народов. Т.е. в средневековой грузинской историографии овсы/осетины со всей определенностью признаются единственными, из числа других северо-кавказских народов, наследниками средневековой кавказской Алании.
Следует обратить внимание и на географические границы, в пределах которых располагалась Осетия на момент написания в 1745-ом году "Географии Грузии" Вахушти Багратиони:
"Двалетия делится на следующие ущелья: Касрис-хеви, Зрамага, Жгеле, Нара, Зрого и Заха. Владения овсетинских царей суть: Чими, Тагаури, Куртаули (Кhуртhаули), Валагири, Пайкоми (Пhайкhоми), Дигори и Басиани. Вот самые известнейшие фамилии овсов: Басиани, Бадёлидзе, Черкесидзе, Тагаури, Куртаули, Сидамони и Чахиладзе. Значительную часть их называют осами, а менее значительную — двалами. Ущелье Хеви также входить в состав Двалетии, а также и Трусо (Thpyco).Границы современной Овсетии суть: Трусо, Хеви, Казбек, Ахоти и линия по Тереку до горы Черкезисмта-Хетадзе (***), с южной стороны — Кавказские горы до Бруцсабзели, Зекари и горы, идущей по [66] границам Рачи, Дигории и Басиани; с севера — высокая гора, идущая между Черкесией и Овсетией, которая со стороны Черкесии лесиста, а со стороны Овсетии безлесна; с сапада — Кавказские горы, лежащие между Рачой и Жгеле и между Басианом и Сванетией."
Наибольший интерес здесь представляет то обстоятельство, что географическую область Басиани, совпадающую с территорией современной Балкарии, Вахушти Багратиони описывает как часть Осетии, как осетинское общество проживающих на этой территории осетин.
""О Басиане. По западной стороне от Дигории находится большое ущелье — Басиани, по которому протекает речка, истекающая из межгорья рачинского и басианского. Ущелье это простирается от Кавказа до Черкезис-мта. В басианскую речку изливаются все реченки, истекающие из межгорий дигорского, кавказского, сванского и басианского, и по этим речонкам переходят дороги в Сванетию, Дигорию и в Рачу чрез Геби и Лухуни. Басиани граничится: с востока горою Кавказом. лежащим между Басианом и Дигорией, с юга горою Кавказом, лежащим между Басианом и Рачой, с севера горой черкезской, отделяющей Басиани от Черкесии, и запада — горою Кавказом, составляющим границу Басиани и Сванетии. Басиани страна населенная, с урочищами. Здешние овсы знатнее всех прочих овсов и между ними попадаются помещики, имеющие закрепощенных крестьян. Басианская речка, вступая в Черкесию, впадает в Терек. Вершины Кавказа, описанные нами, вечно покрыты льдом и снежны; урочища с крепостями и башнями, отмеченные нами, овсами называются городами, но так как эти поселения не имеют городского управления и порядка, то потому мы их назвали селами и урочищами."
Т.е. согласно Вахушти, на территории современной Балкарии в середине 18-го века большинство населения все еще составляли осетины. Но возможно ли такое? И тут нельзя не упомянуть об очень интересной информации, содержащейся в официальном документе начала 19-го века под названием - "Постановление о сословиях в Кабарде". Этот документ по поручению наместника Кавказа генерала Ермолова был составлен в 1822 году Я. Шардановым, бывшим в то время секретарем Кабардинского временного суда. Он является первым сводом обычно-правовых норм кабардинцев, куда вошли различные записи правовых норм на турецком и арабском языках, относящиеся к XVI – первой четверти XIX века.
Постановление о сословиях в Кабарде находилось в Кабардинском временном суде для руководства при разбирательстве судебных дел. Оно было опубликовано в 1868 году как приложение к книге Ш. Б. Ногмова «История адыгейского народа» на немецком языке.
"Чегемцы и уруспиевские осетины с давнего времени принадлежат Атажукинской фамилии, и никто в них не вмешиваются, а князь Атажукинской фамилии требует с них дань, сколько назначит, отчего они отнюдь отказаться не могут.
Хуламцы, безенги-осетины по очереди в год дают князьям по барану с дома.
Карачаевцы-осетины между князьями не раздельные, в подданстве с самых давних времен; у кабардинцев они платят князю, старшему летами в Кабарде, ежегодно 300 баранов от всех...".
https://www.zolka.ru/postanovlenie-o-sosloviyax-v-kabarde/
Т.е. согласно этому документу в 1822-ом году на территориях и Балкарии, и Карачая все еще проживали значительные части автохтонного осетинского населения, которых кабардинцы и русская царская администрация на местах воспринимали и идентифицировали отдельно от карачаево-балкарцев.
"Указанные факты могут быть истолкованы однозначно, а именно в середине XVIII в. в Черекском/Балкарском ущелье жили осетины и процесс их тюркизации еще не был завершен. Хорошо знавший Осетию, Вахушти не мог ошибаться, включив Басиани в состав Осетии Этот факт подтверждается русскими документами тех лет. Речь идет об уже известном нам документе 1743 г., содержащем показания кабардинских феодалов о народах Северного Кавказа. Напомню, что эти сведения были даны ими в Коллегии иностранных дел в Санкт-Петербурге и впервые опубликованы Г. А. Кокиевым в 1933 г.
«Пятой народ состоит в разных пяти волостях и по оным и звание свое имеет, а общего всему народу звания нет, из оных: 1. Волость Чегем — лежит на вершинах реки Чегема, от Баксану разстояние день езды, особливых малых владельцев имеют, и все дают дань старшему кабардинскому владельцу Магомед Курго-кину. 2. Волость Безенге. 3. Волость Хулам. 4. Волость Хусырь. 5. Волость Малкарь лежит в вершинах реки Черека... А оной народ, как и выше о Чегеме написано, имеют малых своих владельцев, а язык у них особливый, они ж употребляют и татарский язык, издревле оные были христианского закона который и ныне многие из них содержут...» (7, 1, с. 37).
Приведенные свидетельства дают возможность говорить о том, что алано-овсы, населявшие ущелье реки Черек к середине XVIII в., частично сохраняли свой язык и были двуязычны. Более того, они сохраняли элементы христианской литургии. Иными словами, начавшийся в XIII в. процесс тюркизации части алан не завершился в обществе Басиани/Малкар еще к середине XVIII в."
https://studfile.net/preview/7314984/page:6/
Эти горные территории, горные области расположенные западнее Дигории и с раннего средневековья заселенные осетинами, в среде восточных осетин-иронцев и осетин-дигорцев именовались - Асы (иронское) / Аси, Асси (дигорское), а жившее там автохтонное осетинское население - "асиагта" (на иронском диалекте) , "ассонта" (на дигорском диалекте).
«Asy | Asi, Assi … Одно из самоназваний осетинского племени в прошлом, перенесённое впоследствии на новых насельников той же территории (современной Балкарии). Известно, что территория позднейшей Балкарии была занята в прошлом осетиноязычным населением… Что as не связано с позднейшим тюркоязычным населением Балкарии, подтверждается и тем, что в этнической номенклатуре самих балкарцев этот термин отсутствует. Под названием as известен был в средние века тот же северокавказский народ, который обычно зовётся аланами и с которым преемственно связаны современные осетины… Плано Карпини (1245г.) говорит об аланах-асах как об одном народе… » - http://allonston.ru/forum/showthread.php?t=56
"Ближайших соседей Дигории балкарцев, племя пришлое, вытеснившее из этих мест осетин, они называют асами (Асиаг—балкарецъ, Asi — страна ими занятая), древним именем, сохранившимся в летописи в форме, ясы.. Нет сомнения однако, что не балкарцы, пришедшие в свои теперешние места весьма поздно, а осетины были ясами наших летописей; но имя прикрепились к местности и осталось за нею, не смотря на смену народности.
В настоящее время, как мы видели, осетинские поселения на Северо-западе оканчиваются верхним течением Уруха, а дальше на западе по верховьям Черека, Чегема и Баксана вплоть до Эльбруса расположены аулы горских татар Балкарского, Хуламского, Бизенгийского, Чегемского и Урусбиевского обществ. Однако личные наши наблюдения типа горских татар, изучение их преданий и обычаев а также топографических названий — рек, перевалов, ущелий, гор и т. п.—вполне, убеждают нас в том, что татары не составляют в этих местах коренного населения, но что они явились сюда с севера, с плоскости, и смешались с кореннымъ осетинским населением, оказавшим влияние на их тип, обычаи и даже отчасти на их язык.! - Всеволод Фёдорович Миллер - "Осетинские этюды" (1887 г.):
При рассмотрении осетино-балкаро-карачаевских связей важное значение имеет и то, как эти народы называют друг друга. Балкария издавна известна осетинам под именем «Ассы», отсюда «ассиаг», т.е. человек из страны Ассы. Это старое аланское самоназвание жителей Западной Алании сохранилось и в самом карачаево-балкарском языке, но означает здесь другое понятие - безбожник: «Ассыдан тугъан» - рожденный от безбожника, т.е. от человека другой веры, какими были аланы.
Следует обратить внимание и на тот факт, что о тюрках/балкарцах на данных территориях Вахущти не упоминает вовсе, по всей видимости в следствии их незначительной, малой численности в те времена. В отрицании этого факта, балкарские фолк-историки, как правило, указывают на упоминание в данной работе Вахушти о некоей области "Алания", отдельной от Осетии, которую они ошибочно трактуют как описание территории современной Балкарии.
"Об Алании. Алания находится на западной стороне от Сванетии и по севернее от Бедии. С восточной стороны она упирается о Кавказский хребет и доходит до границы Сванетии, с южной стороны ее находится гора Бедийский Кавказ, проходящий между Одишом (Мингрелией) и Аланией (Самурзаканью?). С запада Алании также Кавказ, равно и с востока. По Алании протекает быстрая и большая река, называемая Каипетис-цкали (Ингур?), которая истекает из Рачинской горы, проходит из Сванетии в Аланию и, пройдя между двумя отрогами Кавказа, изливается в море с западной стороны Бичвинты (Пицунды.)
Плодоносность Алании такая же, как Сванетии, а также и скот одинаков и тут и там. Население без веры и идолопоклонники. Хотя первоначально они были христианами, но с течением времени позабыли истинную веру и сделались идолопоклонниками, а некоторые — магометанами; впрочем, и в этой последней вере они невежественны. (География Вахушта, стр. 406.)."
Однако, географический анализ этого текста приводит к однозначному выводу о том, что указанная Вахушти область Алания расположена на южном склоне Большого Кавказского Хребта западнее (а вовсе не севернее) Сванетии, на территории современной Абхазии и протекающая по ее территории большая река берет свое начало в Сванетии,пересекает территорию Алании, и, далее, впадает в Черное море чуть западнее абхазской Пицунды, т.е. к территории современной Балкарии указанная Вахушти область Алания не имеет никакого отношения.
По всей видимости описываемая Вахушти Алания являла собой определенную область на территории современной Абхазии, заселенную аланами, переселившимися туда через горные перевалы с территории северо-кавказской Западной Алании, граничившей с Абхазией. Т.е. это Алания представляла из себя некий аналог аланского анклава на территории нынешней Южной Осетии, также находящейся на южном склоне Главного Кавказского Хребта, и также со средневековья заселенной овсами/аланами но расположенной уже восточнее Сванетии, на северных рубежах грузинской Иберии.
"Очевидно, кавказские перевальные пути сыграли объединяющую роль в образовании культурной общности между населением Абхазии и восточных районов горного Прикубанья на Северном Кавказе. Эта роль чётко проявляется в археологических памятниках (посуда, вооружение, одежда, украшения), архитектурных сооружениях (крепости, храмы) и духовной культуре (нартский эпос, христианство). Таким образом, в конце VI–VII в Предкавказье там, где территория средневековой Западной Алании примыкала к перевалам, ведущим в Абхазию, складывалась система упрощённой транспортировки товаров.
Следует отметить, «выдающееся торговое значение Кавказа в значительной мере и было причиной того, что он являлся яблоком раздора между Византией и Ираном». В VI в. Абхазия была вовлечена в столкновение двух мировых держав — Византийской империи и Сасанидского Ирана. Византийцы пытались расширить свое присутствие и обеспечить безопасность транскавказского участка Великого шелкового пути сооружением ряда новых фортификаций и обновлением старых римских крепостей, прикрывающих перевалы и связывающих Абхазию с Аланией в VI–VIII вв. н.э."
https://dzen.ru/a/Ym-eg9BGmE9jkN9O
«Летопись Грузии» («Матиане Картлиса») сообщает, что в числе союзников Абхазского (Западно-Грузинского) царства, боровшегося с Армянским (Ширакским) царством за обладание Картли, был и Багатар - «мтавар (князь) осетинский и эристав (глава войска) абхазов». Вмеете с Насром, возглавлявшим абхазскую коалицию, он был убит в битве при Аспиндзе в конце IX в. Как видно из этого сообщении, осетинские феодалы поддерживали тесные отношения как с восточно-грузинскими, так и с западно-грузинскими и абхазскими объединениями."
https://studfile.net/preview/7314984/page:8/
Однако, вернемся к информации об аланах в средневековых грузинских летописях. 13 января 1263 г. в решающем сражении на Тереке между Золотой Ордой и государством Хулагидов, так называемой Синей Ордой, монгольских правителей Ирана и Закавказья, было разгромлено и аланское войско, по определенным соображениям выступившее на стороне ильхана Хулагу, внука Чингисхана, завоевавшего Иран. Возглавлявший аланов царь погиб, а его жена и два сына были вывезены в Грузию. Имя погибшего царя осталось неизвестным, однако грузинские хроники, именуемые "Жамтаагмтцерели" ("Хронограф"), известные также под названием "Столетняя летопись", четко определяют его династическую принадлежность. В летописи говорится, что царь был из рода "Ахсарпакаиани", то есть Ахсартаггата, древнего рода военных предводителей и героев, воспетых в осетинском Нартском эпосе. Спасенных царевичей звали Пареджан и Багатар.
Это событие случилось в 1263 г., во время правления грузинского царя Давида VII Улу (1243–1269). Вот как пишет об этом летопись "Картлис Цховреба", частью которой является "Столетняя летопись": "В эту же пору прибыли бежавшие от каэна (хана) Берки овсы, среди них женщина дивная по имени Лимачав, и привела она детей малолетних из рода Ахсарпакаиани – первенца Пареджана и меньшого Багатара, и множество прочих главарей. Прошли они Врата Дарубандские (Дербентские) и явились пред царем. Он же приветливо принял их и отправил к коэну (хану) Уло. И уважил их Уло весьма, преподнес хараджу, утвердил их в воинстве и соратниках и таким образом отправил их обратно к царю. А царь расселил их, коих в городе (Тифлисе), некоторых в Дманиси, и прочих в Жинвали". Расселение осетин в трех разных местах говорит об их многочисленности.
Позднее повзрослевший Бакатар стал последним аланским/осетинским царем - Ос-Бакатаром, возглавившим борьбу своего народа и с татаро-монголами, и с грузинскими феодалами. Его деяния хорошо отражены в грузинских средневековых хрониках. Погиб он в 1306-ом году и похоронен в христианской часовне 14-го века в сл. Нузал в горной Северной Осетии.
Согласно этому сообщению грузинских средневековых хроник, царская династия Алании, а также князья и их дружинники, и в целом их подданные, прибывшие в Грузию после разгрома Аланского войска монголами - определенно являлись овсами/осетинами, что со всей однозначностью опровергает измышления карачаево-балкарских фольк-историков о тюрко-язычии алан, и что они были предками карачаево-балкарцев. И где же тогда упоминания в грузинских средневековых хрониках о беженцах-переселенцах карачаево-балкарцах с территории Алании после ее разгрома монголами, а позднее и эмиром Тимуром? И что удивительно - карачаево-балкарцы, якобы населявшую средневековую Аланию, в грузинских средневековых летописях не упоминаются вовсе - ни разу!!! Тогда-как об овсах/осетинах, населявших средневековую Аланию там содержатся целые тома информации, начиная с 7-го века до н.э..
Объясняется все это весьма просто - карачаево-балкарцы являются поздними пришельцами-насельниками (после разгрома и массового истребления овского/осетинского населения Алании войсками эмира Тимура) на этих территориях.
"Переселение Карачаево Балкарцев из Крыма в Черкессию 3 го мая 1639 го года, записано у армянского летописца Хачатура Кафаеци, который жил в Крыму (1592 - 1658гг). Упоминает он их под именем чагатайцев (чагатайцы - кипчакское племя из Средней Азии, племя получившее свое название от полководца Чингисхана Джагатея). Кипчаки появились в нижнем Дону, на Северном Кавказе в 11 м веке после гибели Хазарского каганата и жили здесь и южной Украине под именем половцев по русской летописи. После разгрома Тохтамыша и его союзников половцев и алан Тамерланом в 1395 - 1397гг, чагатайцы оказались в Крыму.
Вот, что мы находим и что привлекает наше внимание в летописи Хачатура Кафаеци:"«3 мая 1639 года поднялись народы: ногайцы, чагатайцы, татары, вышли (или ушли. — X. П.) из Крыма. Все три (народа. — X. П.) вместе пришли, посоветовались между собой: первый (народ, т. е. ногайцы. —X. П.) пошел в Хаджи-Тархан, второй (народ, т. е. чагатайцы. — X. П.) зашел в Черкесию, третий (народ, т. е. татары. —X. П.) вернулся обратно в Крым».
Вот армянский текст этой записи: «...1639 твакании, амсян 3 маиси 932 ногай, чгата, татар елан, хримен гнацин. 3 мекдег еган, зеншин арин, — мекн Хаджи-Тархан гнац, меки черкес мдавев мекн дарцав, хрим егав». Из этой записи нам важно то, что 3 мая 1639 г. вышли из Крыма три народа, из коих чагатайцы пошли в Черкесию. (Кафаецы в своих записях всех адыгов называет черкесами, всю страну, включая и Кабарду, называет Черкесией.)"
"В текстах, записанных исследователем М. Олейниковым в 1882 г. со слов карачаевских старейшин, отмечалось, что «Карча считается родоначальником карачаевцев. Некогда с небольшим своим племенем он вышел из Крыма и после долгих скитаний поселился на одном из верховьев р. Баксана» . Через какое-то время под давлением кабардинских феодалов народ Карчи покинул Баксанское ущелье и ушел в верховья Кубани: «Карча, не желая более оставаться на Баксане с такими беспокойными соседями, переселился в ущелья реки Кубани. Переводчик при переговорах – Шамхал – перешел также к своим соплеменникам и женился на дочери Карчи. По смерти Карчи власть его перешла к его зятю, Шамхалу из Крыма, почему и потомство его стало называться Крымшамхаловыми» https://moodle.kubsu.ru/mod/wiki/view.php?pageid=68
"Всем известно, что в Южном Крыму есть река под названием Черная речка, которую местное население называет «Карасу», а иногда и «Кара-Чай». «Карасу» - новое татарское название, а «Кара-Чай» - старое, кипчакского происхождения. Жители всего бассейна р. Кара-Чай назывались карачаевцами. Среди этих жителей были и чагатайцы. Вот эти по происхождению чагатайцы, а по местожительству карачаевцы.
Обыкновенно все переселенцы на новых местах жительства, основывая города, села и прочие населенные пункты, дают им имена покинутых ими населенных пунктов. Так поступили и карачаевцы: водворившись на современной территории Карачая, в память своей старой крымской прародины - бассейна Кара-Чая - свою новую родину они также назвали «Карачай». К 1639 г. относится первое письменное свидетельство о существовании этнографической области Карачай: оно содержится в статейном списке российского посла в Мегрелию Федота Елчина.
https://m.ok.ru/drevnia/topic/69649068709362
"Топономический термин «Балкары» происходит от названия р. Малка, которая одновременно называлась «Балка», «Балк», «Палк». Осетины, как удостоверяет Кокиев, до сих пор Малку называют «Балки».
Все реки, в ущельях которых живут балкарцы, - Баксан, Безенги, Чегем и Черек — являются притоками Малки, или Балки, и впадают в нее. Следовательно, все эти реки со своими ущельями, землями, горами и лесами находятся в бассейне р. Малка, или Балка.
Как показали раскопки В. Миллера и М. Ковалевского, во всех этих ущельях, на территории всего бассейна Малки, раньше жили осетины, которых вытеснили пришельцы чагатайцы на юг. Не одно ущелье р. Черек, а весь бассейн Малки, или Балки, назывался Балкары. Название «Балкары» существовало до прихода современных балкарцев, по всей вероятности, оно дано стране еще осетинами, которые Малку называли Балка.
Таким образом, весь бассейн р. Малка, или Балка, вся страна называлась «Балкария» и население всех ущелий, всего бассейна Малки называлось «балкарами» совершенно независимо от названия ущелья Черека и его жителей. Народ получил свое название от страны. Поэтому переселившиеся из Крыма чагатайцы, или карачаевцы, в бассейне р. Малка, или Балка, стали балкарцами." -
"Генетически самым близким к балкарцам тюркским народом (генетическое расстояние d=0,13) являются крымские татары. Наиболее близкими к крымско-татарскому языку из кыпчакской группы являются кумыкский и карачаево-балкарский языки (а также сформировавшиеся в Крыму языки караимов, крымчаков и урумов." -
G2a-P16 - Карачаевцы (30,1%), Балкарцы (22,5%), Баксанцы (33,3%), Чегемцы (10,2%), Холамцы (25,0%), Безенгиевцы (31,6%), Малкарцы (20,6%) - ассимилированные пришедшими из Крыма карачаево-балкарцами автохтонные жители кавказской Алании осетины-асиагта. В генофонде осетин гаплогруппы ДНК G2a достигают до 75%. G2a - ДНК маркер автохтонных жителей кавказской Алании - потомков носителей Кобанской археологической культуры.
"Аланы примерно в первых пяти веках своего существования (1-5 века н.э. ) сосуществуют с местным населением кобанской культуры. Затем полностью захватывают их территорию, включают в свой состав кобанский субстрат, и становятся доминирующим почти моноэтносом на центральном Северном Кавказе."
О кипчаках, грозных предках своего народа, Великий Народный поэт Балкарии Кайсын Кулиев писал свои самые красивые и проникновенные стихи. Речь идет о цикле "Къыпчакъ айы" ("Половецкая луна"). Объясняя свое внимание к далекому прошлому в цикле стихов «Половецкая луна», Кулиев писал в 1974 году в журнале «Аврора»: «Это один из самых сложных моих циклов... Сложность заключается в том, что я обратился к истории, к своим предкам, к половцам» (№ 10).
Роль Кайсына Кулиева в балкарской литературе аналогична роли Коста Хетагурова в литературе осетинской - это центральная фигура. Это два действительно великих кавказских "мастера слова", наполнившие мировую литературу бессмертными песнями, воспитывающими дружбы между народами и братство между людьми. Тем печальнее то, что происходит сейчас.
Если бы оба поэта дожили до наших дней (Кайсын не дожил совсем чуть-чуть до охватившей его народ "аланомании"), они бы очень удивились этим "спорам о предках". Кайсын удивился бы вдвойне, что после смерти его объявили "великим поэтом аланского народа". Ведь Кайсын прекрасно знал кем были его предки. Как настоящий кавказец, он живо интересовался историей своего народа.
Друг Кулиева, писатель Левон Мкртчян вспоминал:
"Левон, знаешь ли ты, что балкарцы - это те же половцы. Канчак был великим полководцем. В "Слове..," о нем написано. Это не выдуманное лицо. Сохранилась грамматика половцев, составленная греками. У меня есть фотокопия рукописи. Это грамматика современного балкарского языка. За столько веков - никаких изменений в языке. Наш язык - самый чистый из тюркских языков..."
К сожалению, сегодня всякие проходимцы "от истории" пытаются превратить карачаево-балкарцев в манкуртов, которые, примеряя "аланские одежды", должны отказаться от своих славных предков. Титанической фигурой стоит против них Кайсын Кулиев, а это значит, что у них нет шансов в их замыслах."
https://magas-dedyakov.livejournal.com/110760.html
Свидетельство о публикации №224122100074