Спасск, Щацкий район
Первонач. название насел. пункта – Спасская, Печинки тож; в советск. время – Спасск. Происхождение названия насел. пункта не установлено. По мест. преданию, селение получило свое название по фамилии бургомистра (управляющего) Спасскова, но документами эта гипотеза не подтверждается. Согласно «Толковому словарю» В.Даля, Спас, Спаситель – Иисус Христос, Бог во плоти, Богочеловек, Искупитель; икона с изображением Иисусу Христа; церковь во имя Спаса. Праздники Господни: Первый Спас, 1-го августа, Происхожденье честных древ Креста Господня, Спас медовый, мокрый, начало Успенского поста; обновляют соты; Второй Спас, 6 августа, Преображенье Господне, Спас яблочный, обновляют плоды; Третий Спас, 16 августа Нерукотворенного образа, Спас-на-полотне. Спасов пост, успенский, с 1 по 16 августа, спасовка. Спасский – относящ. к церкви во имя Спаса. Учитывая, что в селении никогда не было церкви, а в церкви с. Кермись, к приходу к-рой оно относилось, отсутствовал соответствующий престол, можно предположить, что название поселения обусловлено празднеством, отмечавшимся в день, когда оно было основано. При этом наименование Печинки указывает на близлежащий насел. пункт, откуда произошло выселение мест. жителей.
Д. Спасская, Печинки тож, Шацкого уезда Тамбовской губ. была основана ок. 1816 помещ. надворной советницей кн. Натальей Сергеевной Трубецкой (урожд. кнж. Мещерской; 1775+1852), как выселки из близлежащей д. Печины. По мест. преданию, на новое место, в лесную болотистую местность на берегу р. Кермись, изобиловавшую дичью, первоначально было переселено 7 семей, потомки которых позднее стали носить фамилии Колесовых, Махониных, Соломатиных, Бирюковых, Шашуриных, Шориных и Потехиных.
Позднее в д. Спасская была переведена на постоянное местожительство часть крестьян близлежащей д. Боголюбовка.
К 1862, по данным «Списков населенных мест Российской империи», в д. Спасской Шацкого уезда Тамбовской губ. при рч. Кермисе насчитыв. 63 двора, в к-рых проживало 247 душ муж. и 245 жен. пола. Д. Спасская состояла во 2 стане Шацкого уезда и находилась в 25 верстах от квартиры станового пристава в с. Лесное Конобеево и в 30 верстах от уездного г. Шацка. На момент отмены крепост. права все крестьяне д. Спасская были крепост. помещ. генерал-лейтенанта кн. Петра Ивановича Трубецкого (1798+1871).
По данным подворной переписи 1882 в д. Спасская (Печинка тож) Кермисинской волости Шацкого уезда проживало 340 душ муж. и 340 жен. пола (всего 680 чел.), в т. ч. 99 домохозяев. Грамотных было 33 муж.
За д. Спасская было закреплено 696,0 дес. обществ. земли, по 3,0 дес. на надельную душу. Леса крестьяне не имели. Безземельных было 5 домохозяев. Земли на правах част. собственности не было. Внутри общины сдавалось в аренду 2 душевых надела. 57 семей, каждая по отдельности, арендовали за пределами общины 210 дес. пашни. Кроме того, община в целом арендовала у мест. землевладельцев еще 50 дес. пашни; а 15 дворов товариществом арендовали луга на 231 руб. Урожайность озимых (рожь) составляла сам-5; яровых (овес) – сам-3. В деревне содержались 166 лошадей, 301 корова, 935 овец и 195 свиней. 13 дворов имели по 3 и более лошадей. Не имели лошади 23 двора, не имели никакого скота 5 дворов. В деревне было 188 плодовых деревьев и 54 колоды пчел. Имели избы 94 домохозяина; имели по 2 избы – 23 домохозяина. Бездомовых не было. В деревне насчитыв. 112 клетей (горниц), 86 амбаров и сараев, 27 риг и овина. На заработки в отход уходили 43 муж. В деревне имелись 1 промышл. и 1 питейное заведения.
К 1910, по данным А.Е.Андриевского, д. Спасская (Печинки тож) состояла в приходе Христорождественской церкви с. Кермись и в ней насчитыв. 80 дворов, в к-рых проживало 250 душ муж. и 300 жен. пола. При деревне действовала водяная мельница Христофора Семеновича Леденцова.
В 1918 – 1956 д. Спасск являлась администр. центром сельск. совета. К 1940 д. Спасск состояла в составе Шацкого (в 1944 – 1956 – Конобеевского) р-на Рязанской обл.; в деревне имелась нач. школа (откр. в 1930), клуб; действовал колхоз. В нач. школе д. Спасск (зав. Александр Андреевич Колесов) работало 4 учит. и обучалось 141 учащ. (1937). К 1980 в д. Спасск проживало 230 чел.
По данным на 2019/20 в д. Спасск учреждений и предприятий не имеется.
Известные уроженцы:
• Орлова Валерия Федоровна (1926+2021) – советский и российский ученый-правовед, специалист по судебному почерковедению; доктор юридических наук, профессор; главный эксперт Российского федерального центра судебной экспертизы (РФЦСЭ).
• Махонин Филипп Федорович (1929+2016) – художник-график, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств; член Союза художников СССР.
ПАМЯТНИК АРХЕОЛОГИИ:
СЕЛИЩЕ СПАССК. Эпоха раннего железного века (1 тыс. до н.э.), позднее средневековье (14 – 17 вв.). расположено в 800 м к юго-зап. от сев. окраины деревни на останце первой надпойменной террасы правого берега р. Кермись (левый приток р. Выша). Размеры ок. 110 х 50 м, высота над поймой 6 м. нарушено дорогой. Культурный слой до 25 см. Керамика лепная, с рогожными и сетчатыми отпечатками на внешней поверхности, городецкой культуры, гончарная позднесредневековая, преимущественно белоглиняная и чернолощеная 16 – 17 вв.
• Источник: Археологическая карта России. Рязанская область. – М.; Институт Археологии РАН, 1995. – Ч. 2. – С. 128.
ПЕРСОНАЛИИ:
ОРЛОВА ВАЛЕРИЯ ФЕДОРОВНА (1926+2021) – советский и российский ученый-правовед, специалист по судебному почерковедению; доктор юридических наук, профессор; главный эксперт Российского федерального центра судебной экспертизы (РФЦСЭ). Валерия Федоровна Орлова родилась 18 января 1926 в деревне Спасск Сасовского уезда Рязанской губернии (совр. Шацкий район Рязанской обл.). Участник Великой Отечественной войны 1941 – 1945. С 24 февраля 1942 служила машинисткой в Эвакогоспитале ЭГ-1862. Окончила Московский юридический институт (1947) и аспирантуру при нем (1950). В 1950 – 1952 работала преподавателем на кафедре криминалистики Саратовского юридического института им. Д.И.Курского. С 1952 работала в системе экспертных учреждений Министерства юстиции СССР. Являлась заместителем директора по научной работе Всесоюзного научно-исследовательского института судебных экспертиз (ВНИИСЭ). Член ученого совета РФЦСЭ. В 1974 во Всесоюзном институте по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности защитила докторскую диссертацию на тему «Теория судебно-почерковедческой идентификации в советской криминалистике». Доктор юридических наук (1974), профессор (1983), главный эксперт Российского федерального центра судебной экспертизы (РФЦСЭ) при Министерстве юстиции Российской Федерации. Заслуженный юрист РСФСР (1976). Заслуженный деятель науки Российской Федерации (1998). В сферу научных интересов В.Ф.Орловой входило изучение почерка, теория и практика почерковедческих экспертиз, правовое регулирование экспертной деятельности. В.Ф.Орлова автор более чем 150 научных работ, среди которых несколько монографий и учебных пособий по теории и практике судебной экспертизы. Публиковалась в таких ведущих научных журналах, как «Российская юстиция», «Судебная экспертиза», «Экспертная техника» и других. Член редакционного совета журнала «Судебная экспертиза». Автор более 30 статей в «Энциклопедическом словаре теории судебной экспертизы». Валерия Федоровна Орлова скончалась 18 марта 2021 в городе Москве.
• Источник: Орлова Валерия Федоровна //Сайт Википедия. Свободная энциклопедия: https://ru.wikipedia.org/wiki.
МАХОНИН ФИЛИПП ФЕДОРОВИЧ (1929+2016) – художник-график, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств; член Союза художников СССР. Филипп Федорович Махонин родился 2 марта 1929 в деревне Спасск Сасовского уезда Рязанской губернии (совр. Шацкий район Рязанской обл.) в крестьянской семье. В 1934 семья Махониных переехала на постоянное место жительства в город Сталинабад (совр. Душанбе) в Таджикской ССР. Смена жизни и быта повлияла на художественное мышление мальчика, который впоследствии отметил, что «…детство прошло в экзотическом солнечном Таджикистане. Горные кишлаки, снежные вершины гор, бурные речки с ледяной водой. Яркие, пестрые восточные базары, своеобразные полосатые одежды и чалмы таджиков… Причудливая вереница воспоминаний детства до сих пор вдохновляет меня на создание картин о Востоке». Первые уроки живописи юный Ф.Ф.Махонин получил в художественной школе-студии, преобразованной после окончания Великой Отечественной войны в художественное училище. Здесь проводились ежедневные занятия по рисунку и живописи, но общеобразовательных дисциплин не было, поэтому среднее образование он получал, обучаясь одновременно в вечерней школе рабочей молодежи. После ее окончания в 1948 Ф.Ф.Махонин стал студентом графического факультета Вильнюсского художественного института, но через год решил перевестись в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина на графический факультет, в котором он обучался в мастерской под руководством А.Ф.Пахомова. Дипломной работой Ф.Ф.Махонина стали иллюстрации к повести В.П.Некрасова «В окопах Сталинграда». Перед началом работы над дипломом и поездкой в Сталинград студент-дипломник съездил в Киев, где жил Виктор Платонович Некрасов, и познакомился с ним. Через полгода писатель, будучи в Ленинграде, посетил мастерскую молодого художника, посмотрел рисунки и дал им высокую оценку. После окончания института молодой художник часто выступал в качестве оформителя и иллюстратора книг, выходивших в Ленинградском и Московском отделениях издательства «Детская литература». В течение ряда лет было издано около 40 книг с рисунками Махонина. «Среди авторов, с которыми я сотрудничал, – вспоминал Ф.Ф.Махонин, – мне бы хотелось назвать Валентина Пикуля. Мы познакомились с ним еще молодыми, когда я был аспирантом, а он писал книгу «Океанский патруль». Помню, как он сидел за пишущей машинкой, а перед ним на стене висел чертеж – разрез эсминца по борту. По этому чертежу Валентин Саввич сверял передвижения своих героев по кораблю, чтобы не перепутать, кто куда бежит. На полках у него стояло огромное количество папок с биографиями исторических лиц. Я оформлял также автобиографическую книгу Валентина Пикуля «Мальчики с бантиками», в которой рассказывалось о школе юнг Балтийского флота, размещавшейся на Соловецких островах». Нельзя не сказать о книге известного ленинградского библиофила В.А.Петрицкого «Свет в джунглях», иллюстратором которой выступил Ф.Ф.Махонин. Повесть посвящена жизни и деятельности замечательного человека, лауреата Нобелевской премии, философа, музыканта, врача Альберта Швейцера, в 1913 основавшего на собственные средства больницу для африканцев в небольшом селении Ламбарене (провинция Габон колонии Французская Экваториальная Африка). Эта книга, вышедшая в Ленинградском отделении издательства «Детская литература» в 1972, впоследствии была переведена на немецкий, эстонский, румынский и чешский языки. Занимаясь книжной графикой, Филипп Федорович зачастую работал над рисунками или гравюрами очень маленького размера, требующими тщательной проработки. Это явилось почвой для возникновения интереса к малым графическим формам – экслибрису, книжному знаку. Как художник-экслибрисист Махонин получил большую известность во всем мире. Его произведения участвовали во множестве выставок как в нашей стране, так и за рубежом. Сегодня махонинские экслибрисы хранятся во многих частных коллекциях и музеях, многократно воспроизводились в журналах, газетах, книгах и каталогах. Кроме книжной графики, Махонин работал и в области станковой графики. Первой его работой в этом направлении стал цикл рисунков на сюжеты песен Великой Отечественной войны под общим названием «В дни войны». Позже последовал триптих «Сталинградцы», где Филипп Федорович, помимо черного, использовал и красный цвет, применив его для написания текста по краю боковых гравюр. Одной из последних картин на военную тему стала гравюра «Петергофский десант», посвященная подвигу десанта, сформированного в Кронштадте из моряков Балтийского флота и высаженного в октябре 1941 в районе Нижнего Ново-Петергофского парка. На гравюре изображен бой моряков-десантников с фашистами среди знаменитых фонтанов Петергофа. Ныне полотно находится в Государственном мемориальном музее обороны и блокады Ленинграда. Филипп Федорович Махонин рассказывал, что «…в последние полтора десятка лет стал уделять больше внимание живописи маслом. Начал с показа пейзажей и участия в художественных лотереях (которые тогда регулярно проводились). Графика отошла на второй план. А потом, после выхода на пенсию, стал заниматься только живописью. Как в графике, так и в живописи стали постепенно складываться направления, определенные циклы работ. Одно из направлений – это пейзажи родной стороны. «Ведь я родом из рязанской деревни, и природа средней России, ее поля, пригорки, леса и тропинки – все это родное». Филипп Федорович Махонин являлся признанным авторитетом в живописи, был членом Союза художников СССР с 1956, членом-корреспондентом Петровской академии наук и искусств. Помимо многочисленных работ в области искусства, Филипп Федорович Махонин прекрасно владел пером, его публикации регулярно появляются на страницах различных изданий. Скончался 6 февраля 2016 в городе Санкт-Петербурге; похоронен на Северном кладбище.
• Источник: Составлено по данным сети Интернет.
Свидетельство о публикации №224122100762