28 декабря - Международный день кино Ай да Басов!
Фильм «Метель», в основу которого легла одноименная повесть А. С. Пушкина из знаменитого прозаического цикла «Повести Белкина», вышел на экраны в 1964 году, т.е. в этом году стал 60- летним юбиляром.
Его создание было приурочено к 165 годовщине со дня рождения А.С. Пушкина, поэтому сейчас, когда мы отметили 225 -летие великого поэта, писателя и драматурга, стоит упомянуть о самой лучшей, на мой взгляд, экранизации его произведения.
Стоит отметить, что повесть А.С.Пушкина «Метель» входит в число произведений, изучаемых в средней школе, поэтому сюжет знаком многим. К сожалению, программные произведения чаще всего « проходят», точнее, «пробегают». Кроме того, в школьном, подростковом возрасте все же трудно понять, осознать и почувствовать всю глубину этого произведения. Лишь со временем, когда появляется жизненный опыт, открывается истинный смысл давно знакомых строчек. Только редко кто перечитывает произведения, изучаемые в далекие школьные годы. Внимательно посмотревшие фильм «Метель» непременно это сделают, перечитают.
В одном из своих многочисленных интервью, которые приходилось давать в период съемки, Владимир Павлович Басов, ставший сценаристом и режиссером этого фильма, признавался, что мечтал обратиться к творчеству Пушкина: «Мне давно хотелось поставить «Метель» Пушкина… Широкий формат, цвет помогут нашему съемочному коллективу проследить рождение чувства, показать, как можно дольше и подробней на экране неторопливую, но полную глубокого внутреннего содержания жизнь современников Пушкина. Хочется сделать истинно русскую картину, снять русскую землю, чтобы фильм был симфонией России, ее движения, прогресса»,
1 час 15 минут — продолжительность фильма, но благодаря игре прекрасных актеров, в том числе, Валентины Титовой (Марья Гавриловна), Олега Видова(Владимир), Георгия Мартынюка (Бурмин), Марии Пастуховой(Прасковья Петровна), «Метель» смотрится, как принято говорить, на одном дыхании. У этого фильма великолепнейшее музыкальное оформление, созданное Георгием Васильевичем Свиридовым.
В.П. Басов взял на себя смелость несколько изменить сюжет, ввести новые действующие лица, ведь по объему повесть «Метель», написанная А.С.Пушкиным, весьма не большая. «Доброжелательные» критики считали, что фильм получился очень затянутым, перегруженным «многозначительными паузами, взглядами героев, охами-вздохами, проходами и пейзажами, а также «культовыми эпизодами».
В действительности же Басов сделал все, что от него зависело, чтобы была достигнута поставленная цель – «проследить рождение чувства, показать, как можно дольше и подробней на экране неторопливую, но полную глубокого внутреннего содержания жизнь современников Пушкина».
После пролога (с кадрами мчащейся тройки, сопровождаемыми музыкой Свиридова) зрители знакомятся с Бурминым. Фильм начинается показом и рассказом о возвращающейся из Франции русской армии после победы над Наполеоном. Полковник Бурмин несколько свысока (в строю победителей он верхом на кавалерийском коне, а еще, как узнаем чуть позже, будучи повесой) поглядывает на женщин, которые «кричали ура и в воздух чепчики бросали».
О Марье Гавриловне узнаем не только благодаря мастерски снятым кадрам, но также из звучащего за кадром текста пушкинской повести. В.П.Басов старался в большинстве эпизодов не отступать от оригинала. Зрители узнают, что Марья Гавриловна – богатая наследница, весьма успешно справляющаяся с ведением всего оставленного отцом имения. Она еще не замужем, но по непонятным причинам никому из многочисленных поклонников не дает никаких шансов, не отвечает взаимностью, не смотря на то, что, как пишет А.С.Пушкин, была уже не молода (20 лет).
Напомню, что в повести полковник Бурмин, награжденный Георгием в петлице (орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия IV степени вручался за выдающиеся воинские подвиги) «приехал в отпуск в свои поместья, находившиеся по соседству деревни Марьи Гавриловны». По сценарию В.П.Басова, Бурмина определили на постой в дом, где проживают Марья Гавриловна и ее мать Прасковья Петровна.
Прошло некоторое время, и гостеприимные хозяйки устраивают нечто напоминающее бал. Голос, звучащий за кадром, сообщает мнение общества о Марье Гавриловне и о гусаре Бурмине: « соседи говори о свадьбе, как о деле уже конченном». В действительности дела обстояли совсем иначе.
Постоялец весьма охотно общается с хозяйкой дома и ее матерью. Одна из бесед посвящена роли помещика в государстве, в жизни зависящих от него крестьян – это своеобразная декларация отношения Бурмина к статусу помещика и жизни в деревне. Внимательно слушая постояльца, Марья Гавриловна очень сдержана и корректна. У нее нет выраженного интереса к самому полковнику. « Вы (Мария Гавриловна) слушаете – и понимаете. Редкое достоинство для наших женщин», – вот такой комплимент ей подарил Бурмин Этих слов нет в повести «Метель» Их можно прочитать в «Романе в письмах». Но в сценарии фильма они одни из ключевых. К сожалению, умение слушать и понимать – редкое достоинство и современных женщин. Пытливому зрителю дана возможность проследить рождение чувства, о котором будет сказано: « Se amor non ;, che dunque?.Если это не любовь, так что же?»
Как многозначна сцена чаепития. Денщик полковника сообщил, что егерь пришел, и Бурмин, отложив в сторону чашку с чаем, отправился на охоту. Марья Гавриловна, молча, провожает уходящего полковника долгим внимательным взглядом.
Но через некоторое время, во время вечерней прогулки Бурмина и Марьи Гавриловны, денщик вновь сообщил о приходе егеря, но в этот раз полковник уже откажется от охоты, которая совсем недавно была для него «пуще неволи».
Главные герои в некоторых эпизодах фильма ничего не говорят друг другу. Например, когда стоящие, очевидно, после службы в церкви, Бурмин и Марья Гавриловна, ни слова не говоря, смотрят на крестный ход у стен старинного монастыря. Звучат колокольный звон и тропарь праздника Успения Божией Матери.
Вечером Марья Гавриловна видит из своего окна тень на траве от стоящего у окна этажом ниже Бурмина. Он также видит ее тень. Уже полюбившие друг друга Бурмин и Марья Гавриловна не произносят ни единого слова. Звучит прекрасная музыка Г.В. Свиридова.
Как известно, повесть «Метель» начинается со слов: «В конце 1811 года, в эпоху нам достопамятную, жил в своем поместье Ненарадове добрый Гаврила Гаврилович Р». О событиях, произошедших в Ненарадове, зрители знакомятся в середине фильма. О семнадцатилетней тогда еще главной героине повести А.С.Пушкин написал следующее: «Марья Гавриловна была воспитана на французских романах, и следственно была влюблена. Предмет, избранный ею, был бедный армейский прапорщик, находившийся в отпуску в своей деревне».
В.П. Басов, на мой взгляд, талантливо подчеркнул, что Владимир, в которого влюблена была Марья Гавриловна – это действительно « предмет, избранный ею». Например, у полковника Бурмина есть денщик-товарищ, а у Владимира - няня. Возможно, она была его кормилицей. Няня уговаривает своего барина-ребенка, спешащего на свидание с Марьей Гавриловной : «Пей, пей молочко!»
Вдумчивым зрителям понятно, что у Владимира – избранника Марьи Гавриловны – молоко на губах еще не обсохло: он, которого не слушают даже слуги, не сможет стать хорошим мужем, отцом – нести ответственность за свою семью. Это прекрасно понимали родители Марьи Гавриловны, поэтому противились «счастью» дочери с излишне эмоциональным, импульсивным, нетерпеливым бедным прапорщиком. Владимир уговорил Марью Гавриловну на тайное венчание, без благословения ее родителей. Конечно же, не случайно в фильме есть такой эпизод: Владимир, собираясь на венчание, обращается к портретам покойных родителей : «Живы были, благословили бы». Далее продолжает: «Бог благословит». Но благословения не только родительского, но и Божия на этот неравный брак не было: Владимир поехал из-за метели в противоположную от церкви сторону.
Марья Гавриловна, после случившегося ночью в церкви села Жадрино, две недели была на грани смерти, а клявшийся накануне в вечной любви Владимир писал письма, в которых не было ни единого вопроса о здоровье Марьи Гавриловны. Главным в посланиях, которые он тут же рвал, были его собственные чувства, в том числе, желание смерти. Этот трагикомический эпизод фильма заканчивается тем, что саблю легко отбирает няня со словами: «Дитя малое». Владимир же, как ребенок, у которого отобрали любимую игрушку, (в данном случае возможность жениться на Марье Гавриловне) рыдает навзрыд .
А.С. Пушкин изобразил Владимира как недостойного жениха, но все же настоящим офицером, отличившимся в Бородинском сражении и умершим от ран. В фильме, как в повести, показано, что Марья Гавриловна берегла все, « что могло его напомнить: книги, им некогда прочитанные, его рисунки, ноты и стихи, переписанные для нее».
Из-за метели венчание произошло не с бедным прапорщиком, а с совершенно незнакомым офицером. Кстати, вероятно, этого офицера( Бурмина) также звали Владимиром, потому что в священник во время венчания, возлагая венец на главу жениха, говорит : « Венчается раб Божий (имя) рабе Божией (имя) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь». Конечно же, произносилось имя «Владимир». Если бы Бурмина звали иначе, то он бы не считал себя четвертый год женатым.
В повести «Метель» нет подробного описания венчания, в фильме сцена венчания – одна из важнейших. Ее невозможно пересказать, нужно увидеть и … услышать. Сценарист и режиссер В.П. Басов и композитор Г.В. Свиридов сделали все возможное и невозможное, чтобы зрители поняли, что венчание стало судьбоносным в жизни главных героев.
Конечно, пришли они в церковь разными путями: Марья Гавриловна как бы по своей воли для венчания с Владимиром, а Бурмин оказался в церкви из-за непонятного беспокойства , овладевшего им на станции, кто-то заставил ехать в метель неясно куда и зачем. «Непонятная, непростительная ветреность», именно так он охарактеризует свое поведение в церкви. К тому же, «девушка показалась недурна», и он, как повеса, стал подле нее перед аналоем. Но этому венчанию никто и ничто больше не препятствовало.
Стоит обратить внимание на следующий факт: работа над фильмом «Метель» шла в разгар хрущевской антирелигиозной кампании, и чтобы снять подобные эпизоды, нужно было иметь немало мужества. Вероятно, Басову удалось убедить своих оппонентов в том , что из песни слов не выбросить, и из написанного А.С. Пушкиным, пусть даже упомянутого вскользь, также, поэтому зрители видят в фильме великолепные храмы Суздаля, Пскова и, как выражались некоторые критики, «культовые эпизоды». Это теперь стало модно венчаться. Но порой молодые мало что знают об этом таинстве: о значении икон, колец, свечей, венцов, которые крупным планом показаны в фильме. Не всем еще известно, что «можно венчаться, но нельзя развенчаться». Об этом хорошо знали герои А.С.Пушкина, поэтому Марья Гавриловна никому не давала никаких шансов и не отвечала взаимностью. Исключением стал полковник Бурмин. В этом и послушание матери, которая просила ответить взаимностью на очевидную любовь полковника, и … Каким же великолепным психологом был Пушкин! Оказывается, что « более всего… молчание молодого гусара …подстрекало ее любопытство и воображение…».
Сцена объяснения в любви непревзойденно написана А.С.Пушкиным. Не менее талантливо снята В.П.Басовым. Сколько юмора, именно пушкинского юмора, который подчеркивается музыкой Свиридова, в эпизоде сборов Бурмина на свидание-объяснение. Придуманные Басовым реплики денщика («Первый пошел!»), рюмка водки, жесты Бурмина, особенно подкручивание усов, свидетельствуют о том, что полковник готов геройски (как кавалер Георгиевского креста) ответить на последствия «военных действий» Марьи Гавриловны и наконец-то побороть «робость, неразлучную с истинной любовью»
Последние слова повести «Метель»: «Боже мой, Боже мой, – сказала Марья Гавриловна, схватив его руку, - так это были вы! И вы не узнаете меня? Бурмин побледнел … и бросился к ее ногам».
В фильме Марья Гавриловна говорит лишь: «И вы не узнаете меня?» Нет и некоторых жестов (схватив его руку). Марья Гавриловна прекрасна и даже величественна. Одним словом, верная и достойная супруга полковника-героя Бурмина, которого она верно ждала более трех лет. Что это именно так, ярко свидетельствует музыка, написанная Свиридовым.
Фильм « Метель» удивительно …современный . На первый взгляд, нет ничего общего между главной героиней повести Марьей Гавриловной и некоторыми современными девушками. Действительно, образ жизни провинциальной барышни в 19 веке не похож на образ жизни наших молодых современниц. Но если присмотреться, то можно найти много общего. Например, Мария Гавриловна мечтала о романтической страсти, о приключениях во вкусе новейшей (для того времени) литературы, поэтому влюбилась в бедного прапорщика Владимира. А сейчас, насмотревшись сериалов, разве не мечтают о романтических приключениях и не влюбляются в совершенно не достойных ? Вместо «почтового ящика» в дупле дерева электронные письма, телефонные разговоры, но излишняя идеализация «предмета любви», пренебрежение к советам родителей - все те же. Только, увы, «метель» врывается не в каждую женскую судьбу, и начинаются вариации на тему « я его слепила из того, что было…, то и полюбила». Вероятнее всего, нужно не лепить, а научиться ждать, слушать и понимать, как научилась этому Марья Гавриловна.
Фильм «Метель» нужно смотреть всей семьей: он полезен не только молодым, но и взрослым, особенно родителям. Им не мешало бы обратить внимание на очень важный момент: перед якобы сном, в действительности перед тайным венчанием, отец и мать, ничего не подозревавшие, с любовью перекрестили свою дочь. Можно сказать, благословили Марью Гавриловну на венчание с Бурминым.
В прекрасном романсе «Метель» ( муз. Г.Свиридова на стихи М.Рыжова) есть такие строчки « И начертал пути (судьбу)Господь молитвами у колыбели …
YouTube››mimiha69Источник видео"Метель"-романс Г.Свиридова на стихи М.Рыжова) Вероятно, материнская и отцовская молитва не только со дна моря достает, но и не дает возможность совершать непоправимые ошибки.
В эпилоге фильма зрители вновь видят мчащуюся тройку. Невольно вспоминается лирическое отступление из поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»: Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета …»
О многом заставляет задуматься этот фильм, вышедший на экран 60 лет назад, и, к сожалению, все же не получивший достойной оценки у профессионалов и малознакомый зрителям.
Без сомнения, В.П. Басов воплотил свою мечту. Съемочному коллективу, руководимому им, талантливым режиссером и сценаристом, удалось « сделать истинно русскую картину, снять русскую землю, чтобы фильм был симфонией России, ее движения, прогресса»,
А.С. Пушкин был в восторге от своей исторической драмы "Борис Годунов" и написал Вяземскому: «Трагедия моя кончена; я перечел ее вслух, один, и бил в ладоши и кричал, ай да Пушкин, ай да сукин сын!"
Уверена, Александру Сергеевичу художественный фильм «Метель» понравился бы. Свой восторг он выразил бы словами: « Ай да Басов! Ай да… молодец!»
Свидетельство о публикации №224122100819
Конечно, возникло огромное желание еще раз перечитать в прозе и посмотреть кино, услышать музыку Свиридова и унестись вместе с "метелью" - в уверенность в лучшем, хотя бы для внуков наших, образование которых обещает вновь быть основанном на истинных ценностях истории и культуры, классической и современной. С уважением и признательностью, Л.
Лидия Шатилова 11.03.2025 15:25 Заявить о нарушении
Благодарю Вас, что нашли время на внимательное чтение и добрую рецензию.
Наталия Андрианова 10.03.2025 23:48 Заявить о нарушении
Лидия Шатилова 11.03.2025 16:18 Заявить о нарушении