К 2. Глава 16 Переход к скотоводству и земледелию
Центры происхождения культурных растений:
1. Центральноамериканский, 2. Южноамериканский, 3. Средиземноморский, 4. Переднеазиатский, 5. Абиссинский, 6. Среднеазиатский, 7. Индостанский, 7A. Юго-восточноазиатский, 8. Восточноазиатский.
Существует несколько теорий, которые объясняют, как появилось земледелие, и все они не являются взаимоисключающими. Наиболее распространенными среди них являются следующие:
1) Теория оазисов. Согласно этой теории, экономические преобразования были связаны с изменениями климата в конце ледникового периода, которые сопровождались засухой и привели к миграции людей и животных в оазисы. Там происходило одомашнивание как животных, так и растений. Однако в настоящее время эта теория не находит подтверждения, поскольку ледниковый период закончился раньше, и предполагаемые климатические изменения относятся к другой эпохе.
2) Теория холмистых склонов. Согласно этой теории, одомашнивание началось на холмистых склонах гор Тавра в Турции и Загроса в Иране. Здесь климат не был засушливым, и сохранилось разнообразие диких животных и растений, некоторые из которых были одомашнены.
3) Теория фиест. В рамках этой теории предполагается, что в местной культуре существовала традиция демонстрации власти и могущества путем организации многолюдных праздников — фиест. Для этого было необходимо было злаки сажать возле жилищ, а дичь содержать в загонах, где они могли размножатся в неволе.
4) Демографическая теория. Эта теория утверждает, что увеличение численности населения было не следствием, а причиной перехода к земледелию. Местных ресурсов пищи не хватало для прокорма возросшего числа людей, и тогда люди начали их культивировать.
5) Теория целенаправленной эволюции. Согласно этой теории, одомашнивание растений произошло в результате взаимного приспособления людей и растений. Люди сначала защищали дикорастущие растения до их созревания, а затем начался процесс отбора, который завершился полным одомашниванием.
6) Климатическая теория. Ещё один вариант увязывания экономического прогресса с изменениями климата предполагает, что появление земледелия стало возможным благодаря наступлению длительного периода стабильного и предсказуемого климата, что очень важно для растениеводства.
Центры зарождения и пути распространения сельского хозяйства:
Плодородный полумесяц (9 тыс. лет до н. э.), долины рек Янцзы и Хуанхэ (7 тыс. лет до н. э.), высокогорья Новой Гвинеи (7-4 тыс. лет до н. э.), Центральная Мексика (3-2 тыс. лет до н. э.), северо-запад Южной Америки (3-2 тыс. лет до н. э.), Африка южнее Сахары (3-2 тыс. лет до н. э.), долина Миссисипи (2-1 тыс. лет до н. э.)
Многим людям непонятно почему древние племена перешли от собирательства и охоты к земледелию. Почему в местах, где в изобилии росли плоды и паслись огромные стада животных люди вдруг начали вести оседлый образ жизни и заниматься изнурительным трудом на полях. Зачем?
Земледелие, особенно до появления тягловых животных, представляло собой тяжелый механический труд. Приготовление пищи было также непростым занятием, поскольку зерна приходилось толочь вручную. В результате получалась однообразная пища с низким содержанием белка и витаминов. Однако общее количество такой пищи было значительно больше, чем могли обеспечить охотничьи угодья на той же территории. Но самое главное — продукты земледелия можно было откладывать про запас, что делало питание более стабильным и равномерным. У охотников-собирателей же доступ к пище сильно варьировался в зависимости от времени года. Следует отметить, что до появления ездовых животных охота также не была особенно эффективной, особенно после массового исчезновения мегафауны, которое, по всей видимости, было вызвано деятельностью первобытных охотников. В этом случае освоение земледелия стало одним из путей выхода из экологического кризиса, вызванного человеком.
Переход первобытных общин к земледелию и скотоводству был длительным процессом, который сопровождался значительным изменением образа жизни — переходом к оседлости. На первых порах новые формы хозяйства (земледелие и скотоводство) сочетались со старыми (охотой и собирательством). Длительность сосуществования этих двух укладов (присваивающего и производящего) определялась конкретной природной и социальной обстановкой, в которой жила и трудилась родовая община. Переход к производящему хозяйству происходил быстрее там, где складывались неблагоприятные условия для охоты и собирательства. Кризисные ситуации и высокая плотность населения, не позволявшая использовать традиционные способы добычи пищи, ставили человека перед необходимостью радикально изменить обстоятельства жизнедеятельности. Это способствовало появлению культурных и социальных инноваций. Таким образом, переход от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству был вызван необходимостью древних людей обеспечить себя и свой род стабильными источниками пищи.
Земледелие возникло из собирательства, в процессе которого человек учился ухаживать за дикими растениями, чтобы увеличить урожай. Собирательство было женским занятием, поэтому земледелие, вероятно, было изобретено женщиной. Люди заметили, что зерна колосьев или плодов, упав на рыхлую почву, прорастают и дают плоды. Они поняли, что пищу можно выращивать, и стали сажать в землю семена съедобных растений. Так из собирательства возникло земледелие.
В разных регионах земледелие возникало в различных природно-социально-культурных условиях. Поэтому и первичные системы земледелия были разными. Наиболее продуктивным было лиманное земледелие, развитие которого привело (в VII тыс. до н.э.) к ирригационному земледелию. В Двуречье в условиях искусственного орошения урожай ячменя был устойчивым и достигал достаточно высокого уровня — до 1200-1400 кг/га. В Древнем Шумере урожай с 1 га мог прокормить три семьи, а обработка такой площади занимала всего лишь 40-50 рабочих дней. Помимо лиманного получило развитие богарное земледелие (когда посевы производились накануне дождей). В некоторых регионах для повышения плодородия траву и кустарники предварительно поджигали — так закладывалось паловое земледелие, которое впоследствии в лесистых зонах привело к подсечно-огневому земледелию.
Дальнейшее развитие земледелия было связано с его интенсификацией — освоением новых методов, таких как чередование посевов различных культур, использование удобрений, улучшение рыхления почвы, а также появление огородничества и садоводства. Это способствовало переходу от примитивного палочно-мотыжного земледелия к пашенному, который произошел в V–IV тысячелетиях до нашей эры. С усложнением земледельческой техники и всего земледельческого производства в нём стало принимать участие всё больше мужчин из общины. Также начал активно использоваться детский труд.
Параллельно с земледелием развивалось скотоводство, возникшее в нескольких независимых очагах. Оно возникло на основе охоты, которая была мужским занятием, поэтому скотоводство также стало прерогативой мужчин. Первобытные люди приносили с охоты маленьких зверей, родителей которых они убивали. Звери росли возле жилища человека, постепенно привыкая к нему. Со временем они вырастали, и их употребляли в пищу. Это побудило людей приносить с охоты как можно больше маленьких зверей и искусственно вскармливать их. Взрослые особи приносили потомство, что избавило человека от необходимости искать звериных малышей в лесу. Так появилось скотоводство, которое со временем начало вытеснять охоту.
На ранних этапах скотоводство характеризовалось содержанием небольших стад мелких животных, таких как козы, овцы, свиньи и другие. Позже в этот комплекс добавились более крупные виды, такие как буйволы, ламы и крупный рогатый скот. Уход за скотом сводился к минимуму, скот находился преимущественно на вольном выпасе. Затем появилось стойловое содержание скота, и уже относительно поздно — кочевничество (номадизм). Уже на самых ранних стадиях скотоводства стихийно возникает искусственный отбор лучших особей на племя.
Доместикация животных способствовала развитию транспортных средств. Если ещё в мезолите лодки были универсальным видом транспорта и широко использовались лыжи, то в эпоху неолита для передвижения саней и волокуш начали использовать домашних животных.
С возникновением земледелия и скотоводства произошёл переход от присвоения готовых продуктов природы к их производству (воспроизводству) с помощью человеческой деятельности. Разумеется, производящее (воспроизводящее) хозяйство на первых порах сочеталось с присваивающим, а во многих областях мира охота и рыболовство долгое время (а кое-где даже до наших дней) оставались основным или даже единственным видом хозяйства.
Одним из самых значимых экономических последствий перехода к производящему хозяйству стало появление регулярного избыточного продукта. Первобытная родовая община производила лишь минимальный объем продуктов, необходимый для поддержания жизни ее членов. Избыточный продукт — это то, что превышает минимальные потребности человека и может свободно отчуждаться, не ставя под угрозу существование общины. Появление избыточного продукта стало революционным шагом в развитии производительных сил. Оно создало предпосылки для коренного преобразования всей системы общественной жизни: перехода к цивилизации на основе общественного разделения труда, эксплуатации, возникновения частной собственности, классов, отделения духовного производства от материального, а также становления основных форм духовной культуры, включая науку.
Рост избыточного продукта, укрепление личной собственности и замена уравнительного распределения трудовым, привели к развитию престижной экономики — обмена дарами — как внутри общины, так и между индивидами. Появилась взаимность и эквивалентный обмен материальными ценностями или услугами. Упрочились социальные связи, возрос авторитет общин и их предводителей.
Появление земледелия и скотоводства изменило образ жизни людей. Теперь им не нужно было переходить с места на место вслед за кочующими стадами животных, а также каждый раз возводить новое жилье. Люди постепенно перешли к оседлому образу жизни, что позволило им экономить силы и время, которое можно было потратить с большей пользой, например, на совершенствование жилищ и орудий труда.
Группы из нескольких семей строили дома из необожженных глиняных кирпичей. Уже в VII тысячелетии до нашей эры внутренняя часть дома, построенного из сырцового кирпича, состояла из нескольких частей, разделенных перегородками. Одни из них предназначались для жилья, другие играли роль хозяйственных складов и закромов. Пол жилых помещений был оштукатурен, зачастую окрашен или даже покрыт росписями, нередко укрыт циновками. Стены были окрашены в разные цвета. Между домами располагались небольшие дворики, где готовили пищу.
Процесс совершенствования орудий труда протекал быстрыми темпами, что стало причиной возникновения нового занятия — ремесла. До появления ремесла люди занимались домашними промыслами. Домашние промыслы — это изготовление изделий в самом домохозяйстве для внутреннего потребления. Ремесло же обслуживало, прежде всего, внешних заказчиков. Домашние промыслы были доступны каждой семье или семейной группе, а ремеслом занимались отдельные специалисты. Обладая определенными знаниями и навыками, они нередко сохраняли их в тайне от других общинников. Поскольку за свой труд ремесленники брали определенную плату, рано или поздно с углублением специализации они должны были порвать с сельскохозяйственным трудом — происходило обособление ремесла от земледелия. Впоследствии из-за роста сложности процесс обучения ремеслу чаще всего происходил по родственной линии, и занятие ремеслом все жестче связывалось с отдельными родами. Как правило, знания передавались от отца к сыну, реже — от дяди к племяннику.
Древняя глиняная посуда.
В этот период появились новые орудия труда, которые значительно упростили жизнь людей. Для расчистки лесов под пашню начали использовать особо прочные каменные топоры из нефрита, а палка-копалка трансформировалась в мотыгу. Каменный нож для срезания колосьев был заменён на костяной серп с каменными вкладышами, что сделало процесс сбора урожая более эффективным. Люди научились изготавливать корзины для уборки урожая и даже новое орудие для обработки земли — плуг. Возможно, первый плуг представлял собой раздвоенный сук, которым можно было взрыхлить почву. Большинство сведений о первых плугах были получены из настенных росписей и рельефов. Уже около 4500 года до нашей эры примитивный плуг использовали в Месопотамии. Охоту также сделали более удачной благодаря усовершенствованному оружию.
Для приготовления и хранения пищи люди стали использовать глиняную посуду. Первые горшки изготавливались из сплетённых и обмазанных глиной прутьев. Так возникло одно из самых древних ремесел — гончарное. В глиняной посуде можно было хранить продукты и готовить пищу. Эволюция гончарства связана с совершенствованием гончарных печей (VII тысячелетие до нашей эры) и появлением гончарного круга (VI тысячелетие до нашей эры). Применение специальных гончарных горнов способствовало улучшению обжига посуды, что позволяло расширить ассортимент продукции и создавало предпосылки для массового производства.
Люди также научились прясть нити из волокон льна и шерсти домашних животных. Сначала они вручную сплетались в нити, а затем появился примитивный ткацкий станок. Эта одежда была красивее и удобнее той, что изготавливалась из шкур животных. Так появилось ткачество.
Переход к земледелию и скотоводству, а также изобретение ремесел привели к изменениям в человеческом коллективе. Сородичи собирались вместе для решения общих дел, выбирали старейшин — самых опытных и мудрых членов рода, знавших повадки животных и свойства растений, древние предания и правила поведения. Старейшины управляли родовыми общинами. Между родовыми общинами, жившими в одной местности, устанавливались тесные контакты и заключались союзы. Несколько родовых общин объединялись в племя, которым управлял совет старейшин.
Община строилась на основе единообразного поведения индивидов, которые полностью вовлечены и подчинены социальной общности. Право существовало в виде традиций, и неподчинение им рассматривалось как нечто ненормальное. Сначала в ход шли уговоры, а самое большое наказание для индивида — изгнание. Даже в Древней Греции сохранился обычай изгнания, что рассматривалось как весьма тяжкое наказание. В общине ещё не было необходимости воспитывать постоянное послушание всех членов, так как не были развиты индивидуальность и нестандартность поведения. Поэтому и репрессивное право в виде жёстких наказаний возникло позже. Щедрость, гостеприимство и бескорыстная помощь — вот основные одобряемые общиной ценности.
Процесс социализации индивида осуществляется преимущественно в общине, в то время как семья играет второстепенную роль. Ребенок воспринимает каждую женщину, подходящую ему по возрасту, как свою мать, и в некоторых языках даже существуют одинаковые слова для обозначения этих понятий. В основном семья существует в виде парной ячейки, а представления о групповом браке, которые активно пропагандировались в прошлом, постепенно забываются. Однако, несмотря на это, брак оставался весьма неустойчивым. Развод был довольно простым делом — достаточно было лишь объявить об этом, и младшие дети оставались с матерью, а старшие — с отцом, хотя это не освобождало их от обязанности заботиться о своих родителях в старости. Брак обычно заключался по сговору родителей. Поощрялось рождение ребенка до брака, так как это свидетельствовало о готовности девушки к замужеству. Дети были настоящим богатством для родителей, поскольку они оказывали существенную помощь в ведении хозяйства. Процесс взросления начинался рано: уже в возрасте 8-10 лет юноши и девушки проходили обряд инициации, после чего жили в особых мужских и женских домах. Община брала на себя полную ответственность за социализацию индивида, воспитывая их в соответствии с принятыми нормами поведения.
Появление трудового распределения, при котором отец получал возможность материально заботиться о своих детях, привело к укреплению парной семьи. Однако, несмотря на некоторое расширение производственных и потребительских функций парной семьи, она по-прежнему имела гораздо меньшее экономическое значение, чем родовая община. Пара не имела общей собственности. Если муж наносил ущерб имуществу жены, он должен был рассчитаться с ней или ее родственниками. Мужчина, переходя в общину жены, не разрывал хозяйственные связи с собственной общиной и работал на два дома. Дети, даже если знали своего отца, фактически оставались ему чужими. У некоторых племён, живших материнскими и домовыми общинами, в понятие «семья» включалась только родня со стороны матери. Как и раньше, брак дополнялся остатками групповых брачных отношений. Часто инициатива в заключении брака принадлежала женщине.
Заключение.
Возникновение скотоводства и земледелия стало настоящим поворотным моментом в истории человечества. Людям удалось приспособить окружающую среду к своим нуждам. Появление излишков производства, так называемого прибавочного продукта, привело к разложению первобытнообщинного строя и возникновению классового неравенства. Земледельцы теперь предпочитали не отдавать продукты производства другим членам общины, а обменивать их на орудия труда, которые повышали урожайность и, следовательно, благосостояние отдельных земледельцев. На этой основе стали формироваться соседские общины, положившие конец родовому союзу и первобытному коммунизму. Население росло, появлялись новые отрасли производства, а быт и образ жизни людей претерпевали значительные изменения. Этот период, продолжавшийся около семи тысячелетий, стал временем, когда были заложены материальные и духовные основы древних культур, созданы условия для развития общества и зарождения первых цивилизаций.
Свидетельство о публикации №224122201222