Пацаны отпущения

Предыстория.

Сейчас нет-нет, да и, выскочет латентная пропаганда для подготовки к гибридному файтингу. То ностальгию по совейскому "раю" пропедалят, то про пацанские удалые подвиги кааак завоют. И мне как включенному наблюдателю приходится разоблачать реальные контексты происходившего некогда, выводя из "запоя" толпы ностальгирующих или обуреваемых мифодизайнерскими устремлениями через призмы эффекта Манделлы и "пирамиды как по-маслу".

Хочется либо прикрикнуть на них или начать душно разжевывать их общей массе, что все это кому-то нужно и льет воду на мельницы вовсе не "профсоюза статистов", а иных структур и надстстемных игроков, иерархически находящихся в более высоких степенях организации, посвящения и/или цинизма. Цели у всех разные, но, очевидно, что одни ситуативно готовы сбросить в бездну других таких же как они, не говоря уже о слабых, сирых и убоших, для достижения своих целей. При этом, сбрасываемые редко выкарабкиваются из "ямы", которая им представляется судьбой или ее фракталом со своими степенями погружения в субкультуры.

"Девочек и марафета" или соответствующих "ништяков" и степеней посвящения в разных фракталах хотят все падшие в омуты социальных сред и их субкультурных значений. Они ждут"Б-жьего дара", как ямные псы косточку с хрящами от руки кормящей. Но, ведь "кормильцам" вовсе не нать "собачья оболочка" с зачатками сознания услужливой преданности в ней, а лишь цели, которые достигаются активацией и движением процессов. Переставлять можно не только фигуры и фишки на игральных достах, но, даже, сами континентальные смыслы в рамках которых есть популяции игроков и традиции игр.

Прочувствовать трепетность момента можно, имея опыт или образовательную подготовку за спиной. Целенаправленно учить этому тяжело, да и, нет таких специальностей с мета-ориентированными сферами применения. Для этого нужен либо особый склад ума, либо ухватить за хвост свой миг озарения, чтобы нырнуть в купель с шоколадом в перемежку с опасными бритвами. Либо сыграть в ништяк в т.н. русскую рулетку, когда зорко усмотрел отсутствие патрона в барабане револьвера для следующего выстрела.

Все из тех, "кто не играет в хоккей" или не обезображен интеллектом от увиденной общей картины становятся если не козлами отпущения, то по крайней мере пацанами для такой же процедуры. Принадлежность к любой консорции с битьем себя в грудь за понятия или какую-либо этику - путь на бойню или в пропасть. И, пацаны, как субкультурное явление с романтикой в привязке к топологии и ценностям закрытых сообществ - тоже не исключение.

"Слово пацана" - обзор (http://proza.ru/2023/12/19/459) написанный мной в прошлом году, объясняет многое о природе этого явления, как института, изобретенного и доставшегося нам от совейских "синоптиков", которые усвоили ряд предыдущих цивилизационных контекстов. Такое "сито" социального отбора сепарирует лишь немногих вовне, но использует подавляющее большинство остальных, как сырье для определенного социального уклада на будущее. Сейчас тема "пацанчества" или принадлкжеость к "коренным-не понаехавшим" периодически высвечивается как имиджевое достоинство и право быть "in" и "above". Это как наркотическое пристрастие имеет свои степени и индексы погружения.

У пацанов такая болезнь имеет даже свой градиент согласно здоровью и полученной степени посвящения. "Lite" - это те мажоры и осторожные домоседы, которые сторонились "мясорубки", предпочитая наблюдать с тремором и попкорном за падением в жерло гриндера других участников субкультурного нарратива. Они не утратили связь с реальностью и, вроде бы, не обречены, но уже на субкультурной стороне. Ибо погружены в инфосреду, а своим участием в ней тоже занимают ниши: память, сплетни, сарказм, подогрев жаргоногенеза и использование и т.п. Они могут быть вполне себе троллями такой субкультуры, но по факту все равно в ней обитают.

"Experienced" - те, кто был в пацанах в полном формате, но не утонул в ломке и игнорировании остальных социальных ориентиров. Они либо встали на путь исправления от ужаса быть выкинутым из социальной иерархии, либо от возрастных ментальных трансформаций, которые обозначили для них оппортунистические альтернативы. Они, вроде бы, порой и "ультрас", но отдавать жизнь за этот омут не хотят. Потому что, свои убеждения и персональные выгоды им дороже. А, формировались те убеждения на "ломке веток и дров" и, как следствие, рефлекторные сомнения останавливали их пред пропастью.

"On every inch" - стопудовые. Те, которые в итоге потухали и продолжают еще заканчиваться на острие инъекционной иглы, в тюрьме или лагере от нелегкой судьбы. Или убежденные кем-то/чем-то, что надо идти до конца в пропасть своих убеждений, которые впрочем - приобретенные.

Один из примеров такой нелегкой сермяги встретился мне в 2015, когда оказался я под следствием по ст. 274, ч.3 УК РК в алматинском СИЗО (СИ-1, ЛА-155/1). После некоторых халатных или целенаправленных движух, структур, которые не усмотрели или намеренно совершили ряд действий между ИВС и СИЗО мне довелось познать, что такое - побыть парализованным на левую часть (нога, рука, лицо).

Первые дни тюремная администрация не знала, что со мной делать и как обходиться. Я вроде не их "пациент" был, а на контроле у конторы. Это, вероятно и беспокоило администрацию тюрьмы. Меня донесли до самой дальней камеры на транзитном продоле и разместили в ней, уложив полусидя. Пришел осмотреть меня сам замначальника тюрьмы и удостовериться, что его подчиненные не замешаны в том, что со мной произошло. Порасспрашивал. А, на последок, то ли от доброты душевной, или для запалировать свою непричастность, загрел меня остатком сигарет из своей почти пустой пачки.

В той двухместной камере никого кроме меня не было. Она была жутко холодная и без каких-либо удобств. Нары - даже без матрасов, а лишь со сваренными металическими лентами в квадратик. Ни "телевизора" (металический ящик приваренный/прикрученный к стене), ни стола. А, через стену проходила тонюсенькая труба, соединяющая убогую батарею той камеры с соседней, через небольшую щель. В нее можно было просунуть лишь газету толщиной со школьную тетрадь.

Из той щели раздался сиплый почти старческий голос измученного каторжной судьбой человека: "Салам, брат. Бог в помощь. Что случилось?". Очевидно, что он прислушивался к тому, что проиходило, пока в камере был замначальника. Я этому голосу вкратце описал, что со мной и по какой статье я задержан по "объ€бону" (постановление прокурора). Голос сожалел. И он был где-то очень в глубокой части своего тембра и стиля мне знаком. Но я особо не утруждал себя размышлениями на тот счет.

Напоследок каторжанин попросил поделиться сигами и просунул в щель газету-коня. Я как сумел дотянулся до нее и вставил туда половину от доставшихся мне сиг. Потом меня перенесли в камеру получше и выделили мне в помощь "ломонушку", и за месяц до суда я еще несколько раз слышал тот сиплый тембр: "Постовооой..., постовооой...". Тюремщики иногда нехотя реагировали. Но, чаще всего, голос вопиющего замолкал и оставался с неудовлетворенными обращениями.

А потом уже, когда я спрыгнул с замеса, который мне лепили деятели из конторы руками и элементами структур иных ведомств, я узнал, что в тюрьме "крякнул" последний из тех 100-пудовых пацанов с района, который жил по-пацански на все 100%. И тогда до меня дошло, откуда мне был знаком тот тембр на транзитном продоле. В окошко камеры я его однажды видел и его образ вызывал диссонанс: голос отдаленно знаком, а внешность пугала. Ему некогда то ли сломали позвоночник, то ли тазовые кости и он мог передвигаться лишь с клюкой и скрюченным в "г". А ведь, гремел тот пацан когда-то на районе. То товарища пырнёт в пузо за понятия, то по наркоте фигурирует, то в беспринципной драке участвует за право на поиграть в настольный теннис, то новые тренды с транквилизаторами... И т.д и т.п. каждый б-жий инфоповод. А годами он был старше меня, если не ошибаюмь, всего на пару-тройку лет.

Когда я описал такой "стопудовый выбор" в соцсети по пацанской теме, то меня спросили: "Ну и, зачем такая жизнь?!". А я и прозрел. Благо посмотрел фильм "Великий Гэтсби" по роману Френсиса Скотта Фицжеральда. Признаюсь, с раннего детства фигурировала та книжица у меня на полке. Но, за все попытки начать осиливать, не прочитал ее больше 10-15 первых страниц.

А, ведь, фактически судьба а-ля Джордж Уилсон (один из персонажей романа) есть расклад, выпадающий всем апологетам любой субкультурщины иди кастовой безнадеги с внутренними кодексами поведения. Нет, Уилсон не был конченным уголовником и безбашенным авантюристом. Он был несчастен с ведомой позицией из-за отсутствия опыта объективного критического мышления.

Вы скажете, - "судьбу не выбирают!". Но, по-моему, попросту говоря, из ее маятников не всем удается выкарабкаться и создать свои алгоритмы для лифта. А, еще хуже, когда некто более изощеренный содействует такой ситуации и усугубляет ее своим индифферетным или циничным к ней отношением. А, попадающие в замесы и замесы замесов статисты-исполнители рассматриваются ими лишь как пушечное мясо. Все армии по этому принципу построены, вся партизанщина, все криминалтные структуры, футбольные и прочие спортивные команды с клубами болельщиков, трудовые коллективы на производстве и в офисах, религиозные сообщества и братства и т.д. и т.п. Кто-то умудряется ими манипулировать в степенях, а другие хотят быть объединенными идеями или взглядами в релевантной компании, не понимая, что они тем самым становятся расходниками.

Конечно, все это за некоторыми различиями в антураже и в графической картинке. У кого-то сепия, кому-то радугу подавай, а иным и 50 оттенков серого - самое то. Это система многомерная (многонишевая), с фракталами. Те, кто ее осознал, нащупал ее струны, может на них играть, создавая перманентный музыкальный ряд, отдельные симфонии, либо всего лишь сочетание трех пяти нот как в 8-битном сигнале. Все зависит от целей, охвата и манипуляционного потенциала на каждом "этаже" иерархии.

К примеру, вот, некто фактом своей жизненной позиции, происхождения и знаний, как кость у некоторых лиц и кругов. Но, публично и буквально закатать в асфальт его или содрать с него кожу за это не могут. Потому, что это дает повод кому-нибудь еще ответить им и их потомству как минимум - тем же или люстрацией. Поэтому неким облаченным лицам и силам с некоторым потенциалом удобнее обходиться пакостями и мерзостями, которые трудно поймать за руку.

Ну, разумеется, они не сами подлости вершат, а подталкивают это делать других. Такая, вот, манипуляция. Достаточно оговорить и испортить репутацию и натравить местную шушеру. Что-то вроде - оставить безадресное послание на заборе для объекта преследования. Сначала мусором и фактом пребывания шпаны, потом, записочками и осквернением собственности. А, если не поймет, подтолкнуть кого-нибудь к расправе над ним по иному предлогу.

Если рассмотреть эпизод из "Великий Гэтсби",  где Том Бьюккенен, желая отомстить Гэтсби подначивает Джорджа Уилсона, что именно Гэтсби сбил на своей машине его (Джорджа) жену - Миртл. Кстати, она была любовницей Бьюкенена. Уилсон по наводке Бьюкенена обязательно придет в дом Гэтсби и убьет его. Очевидный закон жанра! Потому, что жена Бьюкенена - Дейзи на грани разрыва с ним и готова уйти к Гэтсби. А на самом деле Миртл была сбита Дейзи, которая вела машину Гэтсби и не справилась с управлением, находясь в стрессовом состоянии из-за попытки объясниться с мужем в присутствии Джея Гэтсби.

В общем, экстраполируя весь этот джазовый нарратив от Фицжеральда, как выразились мои оппоненты в соцсетях на "такую жизнь" пацанов на все 100, могу сказать, что они и иже с ними это - олицетворенные Джорджи Уилсоны, которыми можно управлять. Случайные же, трагичные и нелепые жертвы этих контекстов - золотые люди, как Джей Гэтсби - не в счет. Есть еще наблюдатели, которые могут все это фиксировать и понимать сам ход событий как Ник Каррауэй. Субкультурщину с "пацанами отпущения" (представители субкультурных социальных сообществ, последователи религиозных течений, закрытые коллективы и прочие), едва-едва вовлеченных в реальных объективный контекст, удобно использовать для достижения целей по замыслу и оказией, каких бы остальных светлых голов это не стоило. Поэтому, по-моему, всегда до любого вывода стоит делать критический анализ о том, кому выгодно то или иное явление, что позволит осознавать наличие прочих измерений помимо явно присутствующих.


Рецензии