Мнг. chughlaraqu в ав. яз

Старо-мнг. письм. ЧУГъЛАРАКъ/ХъУ "собираться", ЧУГЛУЛГъА "собрание, коллекция".

В ауарском имеются все признаки исконности, тем не менее данная основа уверенно проходит по монгольским и тюркским языкам, включая древнеуйгурский.

Ав. ЧУХI-, ЧIУХГО "густо", ЧIУХI-аб "густой" (лес, трава).
Ср.анатолийско- тюрк. ЧОГЪЛАМАКъ/Хъ " увеличивать, увеличиваться, приумножаться".

Как в ауарском, так и монгольских, тюркских языках данная основа связана с понятием "увеличиваться путём битья, размельчения, крошения чего-л."

Совр. тур. ЧОК "очень, весьма; много". ЧОГЪАЛМАК "увеличиться, приумножиться". Прежнее значение "бить, колотить" утрачено, но сохранилось в словах ЧЕКИЧ/ ЧЁКУЬЧ "молоток", ЧЁКМЕК "оседать ( падать, обрушиваться, отваливаться)".

Средневековые анатолийско-тюркские наречия:

ЧОКъМАКъ/ ЧОХМАКъ "собираться, стягиваться в плотную ( о людях, скоте), оказываться в мешке";" вторгаться, атаковать". ЧОКМАР " булава", "навершие посоха,палицы".

ЧОКУМ "целиком, всецело, в массовом количестве".

ЧОКъЛУКъ "состояние, богатство".

Одно из средневековых обозначений г. Дербента как "проход ЧОГЪА" может представлять собой тюркское переосмысление оригинального TOR/TSUR(a) "решётка, цедилка ( пропускной пункт, фильтрация).

Восприятие R в качестве его картавого варианта, то есть фрикатива - обычное дело и имеются ряд примеров когда внешнее R воспринимается на дагъестанской почве как Gh и наоборот, ср. ав. МАГЪ "хвост", но перс. MAR "змея", мнг. МОЬР ( в других мнг. яз. МУР) " "плечо, ось", но ав. МОГЪ/МУГЪ "спина" и т.п.

Халха-мнг. ЦОХИХ "бить, ударять, стучать": ав. ЧУХIИ "битьё, колотьба, измельчение".


Рецензии