de omnibus dubitandum 146. 388

    ЧАСТЬ СТО СОРОК ШЕСТАЯ (1993-1995)

    Глава 146.388. В СРЕДНИЕ ВЕКА "ВОЗРОДИЛИСЬ" ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕ "АНТИЧНЫЕ НАУЧНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ"…

    Анатолий Тимофеевич ФОМЕНКО в своей книге «НОВАЯ ХРОНОЛОГИЯ ГРЕЦИИ.                АНТИЧНОСТЬ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ, в главе 16. СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ГЕМИСТ ПЛЕТОН = АНТИЧНЫЙ ПЛАТОН, развенчивает типичную  ситуацию, сложившуюся в нашей исторической науке, где  -  античность  почему-то считается  более  достойной внимания, чем темное   запутанное средневековье.
   
    Знаменитый философ, писатель, общественный деятель средневековой Греции и Италии - ГЕМИСТ  ПЛЕТОН  (Плифон,  Плитон)
[Грегоровиус Ф.  История города Афин в средние века. - СПб, 1900], с.309.

    Знаменитый философ, писатель, общественный деятель Древней Греции - Платон (428-347 годы до н.э.) [Сергеев В.С.  История Древней Греции. - М.-Л., ОГИЗ, 1934],с.249.  Имя  его практически тождественно с Плетоном.
   
    Нам не удалось выяснить точные годы жизни  Гемиста  Плетона. Известно, что он играл важную  роль  на  общественно-политической арене Греции и Италии около 1415 года н.э. Умер "около 1450  года н.э."  [Грегоровиус Ф.  История города Афин в средние века. - СПб, 1900],с.363. 

    Кстати, не совсем понятно, что   означает "около"? Не следует ли отсюда, что Грегоровиусу неизвестны точные даты жизни Плетона? Другие авторы, кстати, считают  годом  смерти Плетона 1452 год.
   
    Во всяком случае, годы жизни АНТИЧНОГО ПЛАТОНА известны нам куда лучше. 
Впрочем, известно, что Плетон умер в Римини и похоронен, в тамошнем знаменитом соборе [Грегоровиус Ф. История города Афин в средние века. - СПб, 1900], с.363.
   
    При греко-библейском сдвиге вверх на 1810 лет годы жизни античного Платона превращаются в средневековые 1382-1463 годы н.э., т.е. - КАК РАЗ ВРЕМЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГЕМИСТА ПЛЕТОНА! А если здесь в действительности проявляется  греко-библейский сдвиг на 1800 лет, то получим для смерти античного Платона 1453 год  н.э., что ПРАКТИЧЕСКИ СОВПАДАЕТ с 1450 годом (или  1452  годом)  смерти средневекового Плетона.
   
    Обратим внимание на любопытное имя Гемист у средневекового Плетона. По-латински geminus означает двойной, близнец, парный, совершенно сходный  [Дворецкий И.Х.  Латинско-русский словарь. - М., Рус. яз., 1976],с.452. Таким  образом, Гемист  Плетон переводится просто как ВТОРОЙ ПЛАТОН, или  СОВЕРШЕННО  СХОДНЫЙ С ПЛАТОНОМ!
   
    На замечательной личности Гемиста Плетона стоит задержаться.
   
    Античный Платон считается основателем платонизма. Затем его учение умирает, чтобы через несколько сотен лет возродиться в другом знаменитом неоплатонике Плотине (205-270 годы н.э.), имя которого, совершенно случайно практически  тождественно с именем его духовного учителя  Платона.
   
    Затем и неоплатонизм умирает, чтобы еще через несколько сотен лет, уже в XV веке н.э. вспыхнуть с прежней силой в другом знаменитом платонике - Плетоне. Имя которого, опять-таки абсолютно случайно практически тождественно с именем его  древнего  учителя Платона. Сегодня считается, что Гемист Плетон "возродил"  древний платонизм Платона и был его яростным пропагандистом. Именно в эту эпоху и начали расцветать "древние эллинские идеи", призывающие средневековых греков к единению против турецких завоевателей.
   
    Средневековая греческая история, объявленная затем античною и отодвинутая в глубокое прошлое, стала ВПЕРВЫЕ формироваться во Флоренции в XIV веке н.э.

    "Строцци и  Медичи... были филэллины, они поддерживали своими богатствами не   только падающий византийский трон, но и изучение греческой литературы...  Козимо
Медичи пришел в голову план ВОССТАНОВИТЬ НА АРНО ПЛАТОНОВСКУЮ АКАДЕМИЮ (с Плетоном во главе – А. Фоменко)" [Грегоровиус Ф. История города Афин в средние века. - СПб, 1900],с.330.  Именно из Флоренции началось первое распространение древне-греческой литературы по Европе.
   
    Впервые рукописи древнего Платона появляются из якобы небытия именно в XV веке н.э. - КАК РАЗ в разгар деятельности Плетона [Диль Ш. История византийской империи. - М., ИЛ, 1948], с.143-147. Плетон организовывает во Флоренции
ПЛЕТОНОВСКУЮ АКАДЕМИЮ - точный аналог древней ПЛАТОНОВСКОЙ АКАДЕМИИ.

    А.А. Васильев отмечает: "Его (Плетона - А. Фоменко) пребывание во  Флоренции... -  один из важнейших моментов в истории перенесения древнегреческой науки в Италию, и особенно появления платоновской философии на Западе. Большой труд его в виде  УТОПИИ (замечательно! - и Платон, и Плетон пишут УТОПИИ - А. Фоменко)

    "Трактат о законах", НЕ ДОШЕДШИЙ ДО НАС в полном виде (зато до нас случайно дошел полный текст трактата "Законов" античного Платона - комментирует А. Фоменко), представлял... попытку  восстановить язычество... при помощи элементов неоплатоновской философии". Цит.  по [Морозов Н.А.  Христос. (История человечества в естественнонаучном освещении) тт. 1-7. - М.-Л., Госиздат, 1924-1932 гг.], т.7, с. 638-639.
   
    КАК И ДРЕВНИЙ ПЛАТОН, Плетон XV века выдвигает идею ИДЕАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА,  причем его программа СЛУЧАЙНО (выделено мною - Л.С.), очень близка к программе древнего Платона. Подражая им обоим, Плотин в III веке н.э. также надеется, что император поможет ему основать в Кампании (и снова - в Италии) город Платонополь, в котором он введет аристократически-общинные учреждения идеального государства по Платону [Вебер Георг. Всеобщая история. - М., 1892], т.4, с.394-397.
   
    В общем, стоит каким-нибудь родителям назвать своего сына именем, похожим на Платон (Плотин, Плетон и т.п.), как вся его дальнейшая судьба этим уже  предопределена - он будет жить в точности как древний Платон, повторяя все изгибы его биографии. Много чудес случается в традиционной истории!

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ XV ВЕКА Н.Э. ВОЗРОЖДЕНИЕ ГРЕЧЕСКОЙ НАУКИ

    Итак, мы во второй половине XV века н.э. в Италии "Как раз в это время здесь  ПРОБУЖДАЛСЯ ДАВНО УСНУВШИЙ ДУХ ГРЕЧЕСКОЙ НАУКИ" [Грегоровиус Ф. История города Афин в средние века. - СПб, 1900], с.308. Это эпоха Гемиста Плетона (Плифона).

    В XV веке в Италию из поверженного Константинополя приезжают знаменитые гуманисты: Мануил Хризолор, Гемист Плетон, Виссарион Никейский и др. Они впервые знакомят Европу с достижениями "древней греческой мысли". Византия в это время дала Западу почти все известные сегодня древнегреческие рукописи "античного" времени. Отто Нейгебауэр писал: "Бо'льшая часть рукописей, на которых основано наше знание греческой науки - это византийские списки, изготовленные 500-1500 лет после смерти их авторов" [Нейгебауэр О. "Точные науки в древности". - М., Наука, 1968. Английское издание: "The Exact Sciences in Antiquity". Acta Historica Scientiarum Naturalism et Medicinalium. Vol.9, Copenhagen, 1957. Другое издание: Harper & Bros., New York, 1962], с.69.

    Согласно скалигеровской истории [Васильев А.А. "История Византии. Падение Византии, Эпоха Палеологов (1261-1453)". - Л., Academia, 1925], вся "классическая древняя" литература всплыла на поверхность только в Возрождение. Как показывает анализ, темнота их происхождения, отсутствие документированных данных об их судьбе в предшествующие, так называемые "темные века", заставляет предположить (с большой долей правды - Л.С.) отсутствие этих текстов ранее кануна Возрождения [Морозов Н.А. "Христос. (История человечества в естественно- научном освещении)". Тома 1-7. - М.-Л., Госиздат, 1924-1932 гг. т.1: 1924 (2-е издание: 1927), т.2: 1926, т.3: 1927, т.4: 1928, т.5: 1929, т.6: 1930, т.7: 1932. (Первый том вышел двумя изданиями: в 1924 и в 1927 годах)].

    Например, древнейшими списками, так называемого неполного извода текстов Цицерона считаются списки якобы IX-X веков н.э. Однако тут же выясняется, что архетип неполного извода условно "давно погиб" [Цицерон М.Т. "Три трактата об ораторском искусстве". - М., Наука, 1972. Английское издание: Cicero Marcus Tullius. "Works". - Harvard University Press, Cambridge, Mass.; Heinemann, London, 1977].

    В XIV-XV веках интерес к Цицерону возрастает, и «дело доходит до того, что около 1420 г. миланский профессор Гаспарино Барцицца... взялся за рискованный труд: собрался заполнить пробелы "неполного извода" собственными дополнениями для связности (!- А. Фоменко). Но, не успел он закончить свою работу, как совершилось чудо: (очень вовремя - Л.С.) в глухом итальянском городке Лоди была найдена заброшенная рукопись с полным текстом всех риторических произведений Цицерона... Барцицца и его ученики набрасываются (словно ловчие псы - Л.С.) на новую находку, расшифровывают с трудом ее старинный (вероятно, XIII в.) шрифт и изготовляют, наконец, удобочитаемую копию. С этой копии снимаются списки, и в своей совокупности они составляют "полный извод"... А между тем происходит непоправимое: архетип этого извода, Лодийская рукопись, оказывается (совершенно случайно - Л.С.) заброшенной, никому не хочется биться над ее трудным текстом, ее отсылают обратно в Лоди, И ТАМ ОНА ПРОПАДАЕТ БЕЗ ВЕСТИ: начиная с 1428 г. о ее судьбе ничего неизвестно. Европейские филологи до сих пор оплакивают эту потерю» [Цицерон М.Т. "Три трактата об ораторском искусстве". - М., Наука, 1972. Английское издание: Cicero Marcus Tullius. "Works". - Harvard University Press, Cambridge, Mass.; Heinemann, London, 1977], с.387-388.

    Между прочим, обратное, так называемое арабское (справа налево), прочтение имени "Барцицца" дает, без огласовок, ЦЦРБ, что близко к ЦЦРН, то есть к костяку согласных в имени "Цицерон".

    На рис. приведена старинная миниатюра из книги античного Цицерона, опубликованной якобы в конце XV века [Woronowa Tamara, Sterligov Andrej. «Westeuropa"ische Buchmalerei des 8. bis 16. Jahrhunderts in der Russischen Nationalbibliothek, Sankt Petersburg. (Frankreich. Spanien. England. Deutschland. Italien. Niederlande)». - Bechtermu"nz. Genehmigte Lizenzausgabe fu"r Weltbild Verlag GmbH, Augsburg 2000. Germany. 1996 by Editions Parkstone/Aurora, England], с.162. Цицерон показан слева (в белом колпаке и синей мантии). Он пишет трактат "О старости". Мы видим типично средневековую обстановку. Как Цицерон, так и его собеседники одеты в средневековые одежды. Так что автор миниатюр XV века (или позже), по-видимому, не сомневался в том, что Цицерон жил в ту же историческую эпоху, что и он сам. То есть в эпоху XIII-XV веков.

    О том, какой средневековый персонаж XII века н.э. описан позднейшими летописцами под именем "Цицерона", мы, пишет Анатолий Фоменко, - рассказывали в книге "Начало Ордынской Руси".

    Между прочим, "античное" имя Цицерон употреблялось в средние века. Например, так звали одного из германских курфюрстов XV века. Мы, продолжает Анатолий Фоменко, - цитируем: "1486 год. Курфюрст Иоганн ЦИЦЕРОН выбрал Берлин в качестве постоянной резиденции курфюрстов в земле Бранденбург" ["Берлин. Восток и Запад. Музейный остров. Архитектура будущего...". Путеводитель. - Москва, изд-во "Вокруг Света", 2011], с.15.

    Книга Светония "Жизнь двенадцати цезарей" также имеется только в очень поздних списках. Все они "восходят к единственной античной рукописи" [Светоний Гай Транквилл. "Жизнь двенадцати цезарей". - М., Наука, 1966. Английское издание: Suetonius Tranquillius C. "History of Twelve Caesars". - AMS Press, New York, 1967. См. также: Suetonius Tranquillius C. "The Twelve Caesars". - Folio Society, London, 1964], бывшей будто бы в распоряжении Эйнхарда, якобы около 818 года н.э. который, создавая свою "Жизнь Карла", старательно воспроизводил, как считается сегодня, "светониевские биографические схемы" [Светоний Гай Транквилл. "Жизнь двенадцати цезарей". - М., Наука, 1966. Английское издание: Suetonius Tranquillius C. "History of Twelve Caesars". - AMS Press, New York, 1967. См. также: Suetonius Tranquillius C. "The Twelve Caesars". - Folio Society, London, 1964], с.280-281.

    Эта так называемая фульдская рукопись, и "первые списки с нее ДО НАС НЕ ДОШЛИ" [Светоний Гай Транквилл. "Жизнь двенадцати цезарей". - М., Наука, 1966. Английское издание: Suetonius Tranquillius C. "History of Twelve Caesars". - AMS Press, New York, 1967. См. также: Suetonius Tranquillius C. "The Twelve Caesars". - Folio Society, London, 1964], с.281. Старейшим списком книги Светония считается текст якобы IX века н.э. Однако он всплыл на поверхность лишь в XVI веке. Остальные списки датируются в скалигеровской истории не ранее XI века н.э.

    Фрагменты книги Светония "О знаменитых людях" также появились очень поздно. А именно, старейший фрагмент датируется якобы IX веком н.э. "Эту рукопись открыл в Германии Поджо Браччолини в 1425 г. ... Герсфельдская рукопись не сохранилась (уцелели лишь несколько листов из тацитовой части), но осталось около 20 списков с нее, сделанных в Италии в XV в." [Светоний Гай Транквилл. "Жизнь двенадцати цезарей". - М., Наука, 1966. Английское издание: Suetonius Tranquillius C. "History of Twelve Caesars". - AMS Press, New York, 1967. См. также: Suetonius Tranquillius C. "The Twelve Caesars". - Folio Society, London, 1964], с.337.
О каком времени и о каких событиях на самом деле писал "античный" Светоний мы, пишет Анатолий Фоменко, - рассказывали в книге "Раскол Империи: от Грозного-Нерона до Михаила Романова-Домициана".

    Датирование "античных" источников осуществлено в XVI-XVII веках на основе не дошедших до нас соображений. Только в 1497 году была открыта книга "Об архитектуре" Витрувия. Как утверждает Н.А. Морозов в [Морозов Н.А. "Христос. (История человечества в естественно- научном освещении)". Тома 1-7. - М.-Л., Госиздат, 1924-1932 гг. т.1: 1924 (2-е издание: 1927), т.2: 1926, т.3: 1927, т.4: 1928, т.5: 1929, т.6: 1930, т.7: 1932. (Первый том вышел двумя изданиями: в 1924 и в 1927 годах)], т.4, с.624, в астрономическом разделе книги Витрувия с невероятной точностью указаны периоды гелиоцентрических (!) обращений планет.

    Архитектор Витрувий, живший, якобы, в I-II веках н.э., знал эти числа лучше астронома Коперника! Более того, в периоде обращения Сатурна он ошибся только на 0,00007 долю современного значения периода. Для планеты Марс ошибка всего 0,006, а для Юпитера всего 0,003. См. анализ в [Морозов Н.А. "Христос. (История человечества в естественно- научном освещении)". Тома 1-7. - М.-Л., Госиздат, 1924-1932 гг. т.1: 1924 (2-е издание: 1927), т.2: 1926, т.3: 1927, т.4: 1928, т.5: 1929, т.6: 1930, т.7: 1932. (Первый том вышел двумя изданиями: в 1924 и в 1927 годах)], т.4, с.625-626.

    Отметим далеко идущие параллели между книгами "античного" Витрувия и книгами замечательного гуманиста XV века - Альберти [[Альберти] "Леон Баттиста Альберти". Сборник статей. - М., АН СССР, Наука, 1977. Английское издание: Alberti L. "Complete ed.". - Phaidon, Oxford, 1977]. Кстати, нельзя не отметить некоторого созвучия имен Альберти и Витрувия ввиду частого перехода звука "Б" в "В" и наоборот.

    В самом деле, АЛЬБ(В)ЕРТИ легко превращается в ВИТРУВИЙ. Альберти (1414-1472) известен как крупнейший архитектор, автор фундаментальной архитектурной теории, весьма сходной с аналогичной теорией "античного" Витрувия [[Альберти] "Леон Баттиста Альберти". Сборник статей. - М., АН СССР, Наука, 1977. Английское издание: Alberti L. "Complete ed.". - Phaidon, Oxford, 1977], с.3-4.

    Как и "античный" Витрувий, средневековый Альберти написал большой труд, включавший в себя не только его теорию архитектуры, но и сведения по математике, оптике, механике.

    Название средневекового труда Альберти "Десять книг об архитектуре" СОВПАДАЕТ с названием аналогичного "античного" труда Витрувия. Сейчас считается, будто бы "античный" Витрувий был для средневекового Альберти "образцом для подражания при составлении собственного трактата" [[Альберти] "Леон Баттиста Альберти". Сборник статей. - М., АН СССР, Наука, 1977. Английское издание: Alberti L. "Complete ed.". - Phaidon, Oxford, 1977], с.152.

    При этом, труд Альберти целиком выдержан "в античных тонах". Специалисты давно составили таблицы, в которых параллельно друг другу, - иногда совпадая дословно! - идут фрагменты труда Альберти и фрагменты труда Витрувия. Историки комментируют это обстоятельство так: "ВСЕ ЭТИ МНОГОЧИСЛЕННЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ... открывают ту эллинистически-римскую атмосферу, в которой формировались собственные его мысли" [[Альберти] "Леон Баттиста Альберти". Сборник статей. - М., АН СССР, Наука, 1977. Английское издание: Alberti L. "Complete ed.". - Phaidon, Oxford, 1977], с.89.

    Итак, книга "античного" Витрувия абсолютно естественно вписывается в средневековую атмосферу и идеологию XV века н.э. При этом, подавляющее большинство средневековых построек Альберти выполнено, оказывается, "в античном стиле" [[Альберти] "Леон Баттиста Альберти". Сборник статей. - М., АН СССР, Наука, 1977. Английское издание: Alberti L. "Complete ed.". - Phaidon, Oxford, 1977], с.165,167,173.

    Он создает дворец "по образцу и подобию римского амфитеатра" [[Альберти] "Леон Баттиста Альберти". Сборник статей. - М., АН СССР, Наука, 1977. Английское издание: Alberti L. "Complete ed.". - Phaidon, Oxford, 1977], с.179.

    Таким образом, ведущий архитектор средневековой эпохи заполняет города Италии "античными" постройками. Которые сейчас, - но отнюдь не в XV веке н.э., - считаются "подражаниями древности". Он пишет книги в "античном стиле", не подозревая, что они будут потом объявлены "подражанием античности".

    И только ПОСЛЕ ВСЕГО ЭТОГО, в 1497 году н.э. (NB), будет открыта книга "античного архитектора Витрувия", иногда почти дословно совпадающая с аналогичной книгой средневекового Альберти. Складывается ощущение, что зодчие XIV-XV веков вовсе не считали свою деятельность "подражанием античности", а просто творили ее. Теория же о "подражании" появится значительно позже, в трудах скалигеровских историков, вынужденных объяснять многочисленные соответствия между средними веками и "античностью".

    Аналогичная ситуация наблюдается и с научной литературой. Здесь уместно напомнить историю знакомства европейских ученых с трудами Евклида, Архимеда и Аполлония, поскольку, как мы видим из предыдущего обзора, именно в средние века "возродились" практически все "античные научные достижения".


Рецензии