З. К. Пряхина. - Я верю в неразменные слова

     Статья журналиста  Н.Захаровой "Я верю в неразменные слов"  о Пряхиной Зое Кузьминичне(1927-1994), Герое Социалистического Труда(1978),  учителе Мокроусской средней школы №1 Фёдоровского района Саратовской области.
      Впервые опубликована в газете «Заря молодежи», г.Саратов № 52-53 от 30.04.1983 г.


         Вы спрашиваете, приходилось ли разочаровываться в профессии? Нет - никогда, ни в юности, совпавшей с такими трудными годами, ни сейчас, когда так много накоплено и так мало остается сил. Пусть сколько угодно твердят о падении престижа профессии, о том, что не те стали дети...
         А я открываю свой альбом. Это Саша Приказчиков, он один из лучших рабочих компрессорной станции газопровода Средняя Азия—Центр. Саша Попов стал шофером, как мечтал. Владик Кушнаревич, не слишком общительный, застенчивый был мальчик, теперь он Владислав Станиславович, директор нашего элеватора, научился отлично ладить с людьми. Саша Барцев, лучший математик класса и ведущий актер нашего драмкружка, - сейчас будущий физик. Скоро станет учителем литературы Оля Кузьмина.
         А вот мои совсем далекие - Бойко, Гавва и Ткаченко, все трое бредили авиацией, теперь один водит пассажирские самолеты, двое других - штурманы. На каждый праздник получаешь вот такую стопку открыток... и чувствуешь себя счастливой. Нет, не в удовлетворенном самолюбии здесь дело.
         Каждый человек, уверена, мучим вот чем: ты живешь, страдаешь, добиваешься чего-то, думаешь, мечтаешь, но настает момент ухода, и всему этому оказывается грош цена. А учитель, если отдает он делу душу, может без страха смотреть вперед: его мысли дали богатые всходы, его совесть породила совесть, его сердце зажгло другие сердца. Высокие, скажете, слова! Возможно. Мы, учителя словесности, вообще ими грешим. Хотя не грех это вовсе. Я убеждена, что никому не стоит бояться высоких слов. Скучнеет, сереет без них жизнь. У кого-то из поэтов: «Я верю в неразменные слова...». И я верю. Для меня главное из них, после слова «Родина», слово «труд».
         И снова я убеждаюсь: люди, чье детство пришлось на военные  годы, помнят его особенно хорошо, до множества мельчайших подробностей. Но Зоя Кузьминична рассказывает о тех годах нечасто: стольких, таких нужных учителю, сил стоит  этот рассказ. А сейчас, закрывшись на замок в пустом классе, эта моложавая, подтянутая, жизнерадостная женщина все-таки плачет — «иногда можно!» — рассказывая мне о том очень коротком времени, когда она еще не была учителем.
         Их в семье было семеро. Рано не стало отца. Что такое поволжский голод тридцатых годов, она знает не понаслышке. Ловили и ели сусликов. Потом стали есть досыта, но вскоре началась война. Братья уходили на фронт, а к ней, четырнадцатилетней девчонке, подошел председатель: «Ну, Кузьминовна, пойдешь учетчицей» и выделил «личный транспорт» - худющего и даже для своего рода особенно упрямого верблюда. В их тракторной бригаде, кроме бригадира дяди Миши, практически были одни школьники. Сами пахали, убирали, сеяли и веяли. Работали от зари до зари круглый год.
         Школу она окончила в 45-м году. И сразу (учеба будет потом) поехала учительствовать в Калдинскую семилетку, здесь же, в своем родном Федоровском районе. Она и сейчас помнит каждый шов на том своем первом взрослом платье, что сшито было из двух мужских рубах. В нем да в кирзовых сапогах появилась она перед первыми своими учениками.
         «Что я считаю главным в педагогике? Я же уже сказала, и совершенно, искреннее, что выше других я ставлю слово «труд». Про мое поколение принято говорить, что война лишила нас детства. Но я вспоминаю те годы и с благодарностью. Оки научили ценить ощущение причастности к общему делу, а, главное, научили трудиться.
          Знаете, когда я любуюсь своими детьми! Когда мы вместе работаем. Например, сажаем школьный сад. В коллективном труде дети проявляются с самый лучшей стороны, и самые «никчемные» могут оказаться героями дня, а это так важно. Современной школе необходим Большой Труд - не выпиливание лобзиком раз в неделю, а настоящий, полезный обществу, близким к реальной жизни, коллективный труд. Поверьте на слово, лучшие мои дети были из семей, где труд был повседневной необходимостью.
          В многодетной семье Бакалов родители совершенно простые люди. Книг по педагогике они не читают, зато там все вместе работают в огороде, растят кроликов, фотографируют, содержат дом. Прекрасные дети в этой семье. Но, к сожалению, все больше становится других, где детям создана «шоколадная» жизнь, а растут там маленькие мещане. Моднее одеть, сытнее накормить свое чадо! Зато о том, что делается в школе, иные родители и не ведают. А того не понимают, что ребенок в первом, третьем, да и в седьмом еще классе учится не для себя - для кого-то, кому доставит он радость своими знаниями и оценками. Вот почему так важно, чтобы домашние были «соучастниками»  всего, что делается в школе.
Конечно, школа старается работать с такими семьями, но ей приходится все же взять на себя основную долю в воспитании детей.
           Приносить радость другому должен научиться каждый. Ребенок, научившийся этому, вряд ли будет несчастлив. Мой самый любимый класс (последний, выпущенный в прошлом году) в четвертом был очень недружным: так, каждый сам по себе. И тогда я придумала эти дни рождения. Не бог весть какое изобретение: к именинам каждого подарок ему своими руками делает вместе весь класс».
           Один из этого ее класса, Володя Лисицин, спустя месяцы после окончания школы, признается:  «Я родителям, друзьям не доверял того, что доверял Зое Кузьминичне». Сказать, что ее любят дети, мало, - они ей безгранично верят. Потому что ни разу отступило от своего слова. Сказала, например, что Гриша Гриненко будет дополнительно заниматься по русскому, так, узнав, что тот удрал не рыбалку, вскочила на мотоцикл и, отыскав парня, притащила-таки в школу. Об этом мне, заливаясь смехом, рассказывала уже директор школы Ирина Романовна Сокирко. Она, как и все в школе, считает Пряхину своим наставником и самым верным другом.
           Как она радуется успехам коллег. На днях с торжеством произнесла, влетая в кабинет директоре: « Класс Ольги Александровны лучше всех написал словарную работу!»  Дело в том, что эта молодая учительница особенно трудно начинала.
           «Самые счастливые дни! Их было в моей жизни очень много. Считайте, что каждый удавшийся, рождающий ощущение полёта урок, — это счастливый день. А горькие... Плохое, наверное, хуже помнится, Трудно бывает, когда выпускаешь очередной класс. Уходит часть жизни. Горько было, когда однажды сын сказал: ты всю жизнь занимаешься детьми, только не мной. Нет, вы не подумайте, у меня хороший, уже совсем взрослый сын, и отношения у нас в семье очень хорошие. Но, действительно, школа забирает не только все время, но и все чувства, мысли. А может, по-другому и работать не стоит...
           Подумать страшно: почти сорок лет в школе! Вот уже и пенсионный возраст. Но нет, на будущий год возьму малышей. Довести их до десятого, выпустить в жизнь — не может быть, чтобы не хватило сил!»


Рецензии