Измаильская крепость, Одесская область
Никогда не говори «гоп», пока не перескочишь. Комендант крепости Измаил Мехмет-паша сказал и стал посмешищем на века. На взвешенное предложение командующего русской армией А.В. Суворова сдаться он с извевкой ответил: «Скорее Дунай потечёт вспять и небо упадёт на землю, чем сдастся Измаил».
У Мехмет-паши были все основания так отвечать. Крепость считалась неприступной благодаря валу и широкому рву с водой. По периметру располагались батареи с 85 пушками и 15 мортирами. 42-тысячный гарнизон крепости превышал численность русской армии и в отличие от последней не испытывал большой нужды в провианте и тёплых казармах.
Истощённая русская армия уже подумывала в начале декабря сворачивать знамёна, трубить отбой и снимать осаду Измаила. Но тут по просьбе графа Потёмкина приезжает генерал-фельдмаршал А.В. Суворов исправлять ситуацию. До этого он разгромил турок на Кинбурнской косе, Очакове, Фокшанах и Рымнике. Лично совершил инспекцию вдоль крепости и вынес неутешительный вердикт: «в крепости изъянов нет». В русской армии напротив, кроме холода и голода ощущалась нехватка боеприпасов и осадных материалов. Но не в правилах А.В. Суворова было отступать.
Русская армия отряхнулась от осадного безделья и начала готовиться к штурму. Нужно было смастерить лестницы, заготовить связки хвороста, чтобы ими заполнить ров, оснастить насыпи батарей, оборудовать ложные батареи. Суворов приказал вырыть ров и насыпать вал и тренировал солдат по преодолению этих препятствий исключительно по ночам. Чтобы турок не просёк. Господь Бог за шесть дней сотворил Землю, а простой смертный за это же время подготовил армию к штурму неприступной крепости.
План взятия Измаила был прост как угол дома: штурм начинался затемно. Утром русская армия должна уже быть в внутри крепости. В городской застройке темнота уже будет работать против штурмующей армии.
Штурм Измаила начался задолго до рассвета 22 декабря 1790 года. Всё получилось, как и задумывал фельдмаршал. С лучами солнца русская армия уже орудовала в стенах крепости. Всего один день понадобился, чтобы казалось бы неприступная твердыня пала. Последний оплот Османской империи на Дунае приказал долго жить.
Вся Европа была поражена известием о молниеносном взятии Измаила. С замиранием и в бессильной злобе читала донесения о победе русской армии. Непонятно было, как штурмующая армия в меньшем составе плохо экипирована и с дефицитом боеприпасов потеряла 4,5 тысяч человек, а многочисленный турецкий гарнизон в 5 раз больше - 26 тысяч человек. Так выглядит абсолютное превосходство.
Громкой виктории был посвящён гимн «Гром победы раздавайся», который впоследствии считался неофициальным гимном Российской империи.
Итогом поражения Османской империи было заключение Ясского мирного договора, за которым территория Северного Причерноморья, куда входила и Бессарабия, отошла России. Но за тем же договором граница устанавливалась по реке Днестр. А это значит, что Измаильская крепость оставалась под флагом Османской империи. И только спустя 18 лет в результате Русско-турецкой войны 1806-1812 годов турки навсегда потеряли контроль над Южной Бессарабией.
Европейцы никак не могли простить свои обгаженные шальвары и при первом удачном случае при поражении РИ в очередной русско-турецкой войне Парижским мирным договором Измаильской крепости вынесен расстрельный приговор. Подписанты: Османская Империя, Франция, Британская Империя, Пруссия, Австрия и королевство Сардиния. Гарнизон был разоружён и выведен из крепости, а стены были подорваны до основания. Всё, что осталось местные крестьяне растащили по подворьям. Кто был в Южной Бессарабии, знает, какая там проблема со строительным камнем. И вообще с любым камнем. Я их не осуждаю.
В настоящее время в Малой мечети открыт музей с диорамой «Штурм крепости Измаил».
Свидетельство о публикации №224122201675