Былинные земли. Дворец генерала. Часть 10

(Продолжение)


СТРАСТОТЕРПЦЫ

Панство, как цунами, распространялось по междуречью, накрывая духовные каноны. Торговля, нажива становились приоритетом, и потребность обогащения овладевала сферами.


Как вечная мироносица, страдалица, великомученица, знак неизбывной одухотворенности, смотрелась на улльском берегу, при большой дороге, церковь страстотерпца Христова. Храм напоминал о святости - важнейшем условии человеческого общежития.

Церковь упоминалась еще при обследовании Полоцкой земли, в 60-х годах XVI столетия. Благодаря кому она появилась, неизвестно, но возвели ее в пору, когда конфессиональная принадлежность была неважна, не выделялась. Она была просто христианской (крестьянской). Такой же храм, «страстотерпского» обозначения, отмечался в волости Телитеничи. А это на реке Ушаче, из чего можно сделать вывод: их повязывала одна и та же условность. Эти церкви знаменовали значение водной стези, на которой оседали люди исстари. Речные пути-дороги сближали, способствовали общению, проникновению в другие страны, взаимодействию. Церковники благословляли странников, отправляя в дальний путь не ради завоевания других миров. Жители междуречья настолько натерпелись от войн и кровопролитий, что думали о взаимосвязи, благоденствии на всем Земном шаре. В их крови бродили рудименты Проклятого поля, где, по преданиям, бились между собой князья, чтобы заселить местность своими данниками. Кто думал, что продажа земли выльется в разобщенность, разделение на богатых и бедных, на верховенство панства? Процесс разобщенности пошел под давлением силы, под прессом  непрерывных и жестоких войн, при превосходстве одной касты над другой, в условиях порабощения низов. «Разделяй и властвуй!» стало нормой жизни. И церковный фон сменился.

В 1675 году на берегу Уллы отмечалась уже униатская церковь. Ее основала Цехановецкая из Кантакузенов, дочь греческого эмигранта Эммануэля и Марианны Селлявиной, которая держала на тот час имение в посессорной заставе за 50 тысяч злотых, а также фольварк Водопои, или Заполе – за 10 тысяч злотых.

Переустройство церковной нивы поощрялось прагматическим настроем, напором. Из Википедии можно узнать, что мазовецкий шляхтич Струмило - основатель первого костёла в Цехановце, «переданном ему во владение великим князем литовским Витовтом». И тот позыв следовал за потомками на протяжении всего их пребывания в Белой Руси. Позже в Бочейково обосновался пресвитер, появилась плебания. Время, когда ставились пчелиные борти и добывались звериные меха, уже было в прошлом. Время, когда Высокая гора служила ориентиром, на которую равнялись проплывавшие мимо странники, кануло в вечность, и только церковный дух еще хранил благочестивые устремления. Дух, в отличие от тела, вечен, он проявляется во всех поколениях, бередя нас миротворческой миссией и вечной «пыткой» примирить разные стороны бытия. И, когда сегодня слышишь об очередных намерениях накачивать Землю вооружением, то думаешь о Всевышнем: когда же мы уразумеем, что важнее?

В великокняжескую и королевскую эпохи доминировала материальная сторона - меркантильная. Она помогала потомкам Струмило улучшать личное благосостояние, обогащаться. Очередной Никодим, Феликс, в первой половине XVIII века владел 19-ю дымами в Бочейково и Заполе. Кроме того, ему принадлежали еще 20 дымов, с корчмой и млыном, в Залесье и Езерзе того же Полоцкого повета, и в виде заставной собственности он содержал местечко Чашники с прилегающими деревнями. Это еще 92 дыма. Наряду с другими «маетностями» в Браславском, Оршанском и Мстиславском поветах, Феликс «образца XVIII столетия» причислялся к разряду заможней (зажиточной) шляхты.

(Продолжение следует).

На снимке: в причте Бочейковской церкви, март 1918 года.(Фото из коллекции жителя Бочейково Иосифа Иванчишина).


22.12/24


Рецензии