Стокгольм-Лулео

Стокгольм-1 (2013-2014). Лулео. Новый год
(предупреждаю - тут много отступлений, возможно, кто-то заскучает над текстом... и как-то тут у меня по-простецки написано, не витиевато...но я ничего не переделываю, оставила без редактирования)
Вот и ещё одно путешествие, предпринятое мной...  в двух тыщ...- страшно произнести эту комбинацию цифр -  четырнадцатом году. Но - тем не менее, жизнь продолжается, и мы продолжаемся...

Чтоб "пропитаться"  духом Скандинавии, я перед поездкой набрала книг шведских авторов: Бергмана и Стриндберга. У Стриндберга сначала принялась читать роман "Красная комната" . Не пошло... Пьесы его успешнее мной воспринимаются. Особенно "Пляска смерти", "Соната призраков", "Игра снов".  "Игра снов" - особенно мне нравится. Люблю перечитывать. Такие неоднозначные "закрученные" словообороты,  - вроде бы нечаянно брошенные реплики, но какой глубокий смысл!  Следующие цитаты можно пропустить. Как хотите. Но мне лично очень нравится такой словооборот Стриндберга: ...мы вольные волны, мы - влажное пламя. Мы гасим и жжёмся..." Это всё из "Игры снов". Проникновенно-поэтическое произведение. Хорошо бы почаще обращаться к нему. "...почему на свет приходим словно звери, хоть и родом от богов и людей?.. ...начинаешь бег свой тяжкий по камням, колючкам и кустам... что тебе сплошная радость, то другим одна беда...так бредёшь до самой смерти... а другим, увы, и дела нету!..  ...В душе моей сумятица...она разрывается пополам и тянет в разные стороны!.. таковы диссонансы жизни!.. нелегко быть человеком... борьба противоположностей рождает силу,как огонь и вода создают силу пара... Мысль, моя светлая воздушная мысль, запуталась в лабиринте жирных извилин. Ты видел мозг... какие кривые дорожки, какие узкие тропинки.....Поторопитесь, поторопитесь, жизнь коротка! Когда жизнь близится к концу, все и вся проносятся мимо единой чередой... Ухожу я... и в миг расставанья, покидая друзей, так тоскует душа по тому, что любила, и кается в том, что она предала... О, всю боль бытия я теперь ощущаю, вот каково оно быть человеком... Тоскуешь о том, что мало ценила, и каешься в том, что не предала...И хочешь уйти, и хочешь остаться...и сердце разбито напополам, и рвётся душа от смятенья, сомнений, гармонии нет и следа..."...
И ещё начала книгу-воспоминание Ингмара Бергмана...

Так вот, Швеция. В самый последний день 2013 года я отлетела... в Стокгольм.  Вновь новое место в канун Нового Года... Пока есть возможность продолжать эту волшебную традицию... Эта поездка - просто загляденье! Главное - я вновь ощутила - уже в который раз!! - это удивительное состояние умиротворённости, защищённости, душевного покоя и комфорта. Очутившись за пределами России, я с интересом наблюдаю за собой... Я успокаиваюсь, как-то духовно и внешне преображаюсь... Опять же, это мои личные ощущения и представления. Или мне это только кажется... как кажется чеховскому Чебутыкину Иван Романовичу: "...всё это только кажется.... хотя, впрочем, всё равно..." Во всяком случае, я себя комфортно чувствую; пропадает это пустое беспокойство, суета, которые меня одолевают на Родине. Причём, покойно мне за границей, когда я одна путешествую. Надо призадуматься, возможно, что-то поменять. Но - ладно, хватит копаться в себе. Про Стокгольм рассказ интереснее, чем про меня в Стокгольме... В аэроплорту Арланда - всё для людей - как и во многих местах Земного шара. Всё понятно, блуждать не пришлось, в пункте информации всё рассказали, продали транспортно-туристическую стокгольмскую карту. Про существование оной я знала заранее - на какое количество дней, ночей, куда с ней можно, куда - нельзя. Практически - везде с ней "зелёная улица". Удобно - купил - и без головной боли ездишь, катаешься, а при особом желании - и кушаешь с большим дисконтом... Кому что - в этой жизни... Путь в отель был быстр, интересен. Как-то так всё легко, без напряга. Во-первых, в Москве ещё посмотрела по интернету, где чуть не пошагово прописано, что, где и как; в какую сторону и на каком транспорте. Отель мой совсем рядом  от исторического "Рыцарского острова" - буквально в 10-15 минутах ходьбы. Там вообще - всё рядом, как выяснилось. В первый же день я "отмахала" до Юргордена. Чуть не за 20 минут дошла до этого островка. На этом острове и сказочный музей Юнибакен, и огромный природно-археологический парк-музей "Скансен", и музей группы "Абба", и корабль-музей "Vasa-museett". К сожалению, 1 января музей-корабль не работал. Мне туда хотелось. Мой отельчик - хоть и бюджетный, но самое главное с индивидуальной ванной комнатой (причём, с отопительным полом!!) и чудесным местоположением. Заселилась, облилась душем, кофе на вынос из отеля - и вперёд, навстречу с искусством!! Отправилась в Королевский театр. Интуиция меня не подвела. Как только вышла на нужной станции метро - сразу же наткнулась на улицу Ингмара Бергмана. Думаю, значит, и Королевский театр где-то рядом. Сначала я набрела на здание, где расположена малая сцена. А затем нашла и основное, - где и была касса. Для билетного кассира у меня заранее была заготовлена реплика. На шведском... Я подошла очень тщательно к вопросу посещения Королевского театра в Стокгольме. Но устно я не смогла заучить эту реплику, и даже прочитать по бумажке. Я её списала ещё в Москве по русско-шведскому онлайн-переводчику в яндексе. Простая фраза: "Сегодня в театре  предполагается какой-либо перформанс". Со знаком вопроса в конце этого простого - в плане синтаксиса - предложения. Вот с таким вопросом я протянула бумажку кассиру. Она прочла.  Ей понятен был мой вопрос, утвердительно ответила - предполагается драма на малой сцене. Начало через час. Но... на обеих кассовых окнах стояли таблички с непонятным для меня текстом... Чутьё мне подсказывало, что с билетами напряжённо.  Точно:  всё уже заранее было продано! Но... я-то знаю - всегда что-то остаётся, шансы хоть и небольшие, но всё же есть! Мне  повезло - специально для меня открыли кассу, убрали табличку про проданные билеты; вдруг обнаружились невыкупленные остатки от брони. И я успешно получила билет (за 150 шведских крон) в 6-й ряд. Два кассира легко поняли, что я не владею местным наречием и усиленно мне объясняли, что текст театрального действа ведётся на шведском языке. Я всеми силами своих мимических лицевых мышц, плюс особенностями моего международного языка, и главное - повышенным эмоциональным возбуждением, увлечённой заинтересованностью - и всё это в комплексе - такой мой настрой, моё состояние - произвело несказанное впечатление на работников кассового отдела... На мои эмоциональные восклицания прибежали ещё двое сотрудников - возможно, заведующий и заместитель заведующего билетного стола Королевского театра... Меня пристально и молча созерцали... Наверно, подумали: ненормальная атакует Стокгольм... Но, честно, я очень прилично себя вела...Адекватно, литературно, театрально-заинтересованно. Разве что только слишком эмоционально. Но, во всяком случае, без агрессии точно. И радостно, позитивно. А у меня сразу настроение ещё выше, лучше: Ура, попадаю в Королевский театр в Стокгольме!! За тот час, который был до начала прошлась вдоль причала - театр как раз напротив набережной. Набрела на ресторанчик прибрежный и отведала супчик томатно-овощной со всякими душистыми травками, и выкушала рыбный пай. Шикарный пай! Но порции великоваты - и супа, и пирожка. А поскольку переедать не люблю, пирожок сухим пайком забрала на вынос в салфеточке. И вперёд, на маленькую сцену Королевского театра. При посадке в зале на меня почему-то все зрители разом обернули головы... ? Я вела себя прилично, не опаздывала, была без шапки ( надо сказать, что отправляясь в Швецию, я хорошенько укуталась, Вера меня предупредила, что зимой тут сильные пронизывающие ветра даже при плюсовой температуре). И я основательно отнеслась к поездке: облачилась в свой зимний комплект. И предметом заинтересованности всего шведского населения явилась моя шапочка из нубука, пошитая на манер жокейской. Не знаю, - шапочка как шапочка,  - в ансамбле с дублёнкой, - меня очень устраивает этот комплект, который служит мне лет 10 точно! Но очень в приличном состоянии. Сейчас так и тянет процитировать Жевакина Балтазар Балтазарыча с его костюмчиком из англицкого суконца, "Суконце-то как новенькое... И 10-ти лет не ношу - с того года, как перелицевал..." Я понимаю Балтазар Балтазарыча...И мне нравится мой зимний костюмчик. Как новенький, но по сравнению с жевакинским - мой наряд гораздо моложе. Раза в два. Я-то ещё не перелицовывала его. У меня всё впереди!! Все 10 лет он мне нравится. Несмотря на то, что многим не нравится... И главное мне нравится, что он мне не надоедает. И не изнашивается. При всей моей любви к обновлению и переменам, реально - меня устраивает моя зимняя верхняя одежда. Но - хватит про "тряпки"! Короче - в своей шапке на улицах Стокгольма я привлекала внимание, люди останавливали на мне взгляд (но молча, без комментарий), и в театре на меня - без шапки - тоже. Аааа, господи, я ж забыла!!! - голова моя - трёхцветная. А тут, не как в Японии - фриков нет, все с ровным цветом волос ходят. В общем, голова моя "засветилась" в Королевском театре. Пока прекращу. Конкретно про действо сценическое продолжу попозже. Что-то все силы ушли... Пойду на лесное пространство, проветрю голову.
Да, театр... Я прикупила буклет Королевского театра. У них богатый репертуар. "Ричард 3", "Фанни и Александр" Бергмана, "Войцек" Г. Бюхнера. И самое интересное - 16 января они выпускают премьеру - "Мастера" - по Булгакову!! Супер! Как я хотела бы попасть!!
Ну вот, а 31 декабря я попала на спектакль про учителей, работающих в средней школе. Или в колледже. Это я так решила. Потому что действие проходило в комнате, похожей на кабинет учительской или директора школы. Периодически доносились звонки; учителя сновали с тетрадками, книгами, журналами. Похоже, у всех педагогов в этой пьесе проблемы взаимоотношений между полами. А автор текста - британский драматург - Саймон Грей. Был в своё время, вроде бы, проект у него совместно с Г. Пинтером. Мне было интересно очень, несмотря на языковую необразованность. Во-первых, актёры хорошие. Был там один учитель-географ. Такой неловкий, нелепый, - ну Лев Евгеньич из зоринских "Покровских ворот"! Вечно появлялся с залепленными ранами, перевязанными конечностями; в учительской ронял книги, атласы, натыкался на мебель, падал и спотыкался на коллег... Уморительный актёр! У него ещё это так мастерски получалось, все смешные выходки. И у него тоже была проблема общения с противоположным полом. Рядом с женщинами он выглядел ещё уморительнее, даже когда просто стоял, а уж если начинал производить какие-то действия - или пытался помогать женщине: стул придвинуть, надеть пальто, сумку донести, - эти взрывоопасные его порывы оканчивались плачевно. Женщины умоляли его остановиться, "погасить" энергичные благородные джентльменские потуги.  Весь зал "катался". Шведы, оказывается, большие ценители юмора и пародии. И я вместе со шведами громко хохотала.

А вот рассказ про мои общения со шведскими работниками общественного транспорта. В городе Лулео. В этот небольшой городок я прилетела в самый первый день 2014 года. 1-го января. Дело было вечером. Из зала прилёта я "вылетела" на воздух - в поисках автобуса номер 4. Я это знала в Москве, сделала распечатку себе в формате А4. Остановку не пришлось разыскивать - всё под рукой. Да и автобусы городские в Лулео - супероснащённые. Оплата только по картам. Наличку не принимает. Ну я достаю из широких штанин свою рублёвую мастеркард. Но по Европам я уже с ней ездила. Проверено: нормально работает, с конвертационной двойной комиссией - но работает. Сначала - переводит в евро, потом - в местную валюту. В Швеции ведь своя валюта, хоть это и страна шенгенского соглашения. Ну вот, а поскольку я с этой картой не приучена работать, не знаю, каким "макаром" её засаживать в дупло аппарата!... Я никогда ею таким образом не расплачивалась. Когда с ней работала в России у банковского терминала - так там всё просто; для не особо продвинутых - рисунок изображён - и я по образцу всегда совала карту. Я и не запоминала, не заморачивалась... Зачем забивать слабую голову, когда есть подсказка. Эта карточка также мне верно служит при оплате через интернет, - а там её совать никуда не надо, просто по номерам вбиваешь тупо и всё, операция произведена. А в прежние свои поездки зарубежные при оплате картой - в отеле, в кафе, в магазинах - где угодно - у меня брали карту сами служащие и засаживали в свои аппаратики, я только по их команде вводила пин. Всё всегда успешно производилось. А тут приключилось замешательство. Надо было работать с картой полностью самостоятельно. Я оказалась в тупике... В общем, на автоматах у водителей общественного пассажирского транспорта в Лулео картинок-образцов, как вставлять карту я не обнаружила. И оттого, что мы - сначала я, потом включился водитель - тыркали мою карточку разными сторонами, она, конечно, не срабатывала. Водитель выбился из сил... Я тоже покрылась нервной испариной... Но крепилась, сделала попытку выйти достойно из этой ситуации. Мне даже стало интересно: а могу ли?.. А могу!! Далее развивались так события. Я, во-первых, сохраняла относительное спокойствие, поскольку при мне были кроны ихние - более тысячи, - русскими это тыщ 4-5. Думаю: а достану-ка я их, покажу водителю - они все новенькие, по соточкам, с королевой важной на риверсе. Мне такую свеженькую пачку в Москве наменяли. Вот, достаю из кошелька и - машу перед водителем веером из нескольких соток... Реакция его была устрашающая... Я-то не знала, что служебная инструкция не позволяет водителям автобусов получать наличные денежные средства за оплату проезда. Теперь-то знаааааю... Короче, водитель-то попался какой-то... "коренастый" (это я использовала эпитет из фильма Киры Муратовой "Котельная"). В общем, "не гибкий" водитель. Увидев мой веер из крон, он решил, что я насмехаюсь и куражусь над ним. А что мне оставалось делать: я хотела показать ему, что я платёжеспособная и готова оплатить - пусть только сам возьмёт, сколько надо; я сама не ведала, какова стоимость проезда. Это уж потом я поняла, что 25 крон. А он, водитель-то - покрылся красными пятнами, и как замашет руками. Одной рукой. Он ведь ни при каких обстоятельствах не  может выпускать руль из рук... Вот он одной рукой - левой, кажется, рулит, а правой - возмущается! Кричит, отлично работает своими лёгкими...  Надо сказать, он был очень резок с престарелой дамой... Его эмоциональная тирада на шведском вперемешку с английским... меня до сих пор пробирает... И при этом он делает такие движения своей гневной правой передней конечностью, что я без перевода понимаю: он требует, чтобы я высадилась и отправилась на поиски такси. Интересно, в такси тоже ведь картой надо расплачиваться... Тут вообще, я поняла, превуалирует такая система оплаты. Просто он хотел от меня избавиться. И как можно скорее. А между тем, мы уже отъехали на приличное расстояние от аэропорта, ехали вовсю среди тёмных деревьев по обе стороны. Думаю- вот ведь высадит, и куда я отправлюсь, кого ловить??... Да, люди в автобусе с интересом наблюдали за нашим оживлённым диалогом. Диалог, надо понимать, носил весьма экспрессивный характер. Помощь ко мне пришла неожиданно. Одинокий пассажир на переднем сидении - молодой парень взялся подсказать, как всё-таки работать с моей картой. А, да, и этот тупица-водила - у него, видимо, в момент моей неудачной платёжной операции где-то на дисплее автомата поступила информация, что при оплате пытались воспользоваться - в данном случае - я пыталась - карточкой от русского банка. И он ещё громче как завопит: раша банка, раша банка!! Типа, не фиг лезть со своим непутёвым банком по Европам!! Ну вот, всё это, описанное мной, параллельно течёт, бурлит, нагнетается... И парень - добровольный помощник из шведского народа - берётся помочь. Он мне диктует и показывает, что за чем следует. И так  всё умело и грамотно, всё получилось. Мне тут же на телефон пришла смска: операция в сумме 25 крон на оплату городского транспорта в Лулео (Швеция) - прошла успешно. Ура! Ещё один барьер взят!! Всем спасибо!! Я с чеком в руке побрела на место. Подальше от раскалённого водилы. На сегодня транспортные приключения закончились. А завтра - продолжились!! Но я об этом узнала только завтра. Вот экая я бестолковая! Нет, чтоб законспектировать по порядку в письменном виде - то, что со мной (вернее, с моей картой!) проделал добрый мальчик из автобуса номер 4. Хотя, я представила, как бы это выглядело - престарелая тётка записывает по пунктам, как оплачивать транспортное передвижение по карте... по своей именной карте... Самое интересное, на следующий день мне предстояла поездка (в другом автобусе - № 7) в средневековый церковный городок Гаммельстатт, - в 10 км от Лулео.  И эту поездку  тоже надо как-то оплатить... Но об этом позже пропишу. Забегая вперёд, доложу, что поездка в этот ооочень интересный городишко удалась, всё сбылось, как загадывала. Ну почти всё... Продолжение следует.  (Мне бы понять - не слишком ли нудно я описываю события? Очень важен ритм. Если он замедлен - пусть даже слегка, то весь интерес пропадает, утопает. Мне так кажется...)
Ну вот, наступило 2-е января. У меня по плану поездка в Гаммельстад. Девушка на ресепшне моего отеля любезно распечатала мне расписание (туда и обратно) автобуса № 7. Да, а пока она печатала мне, я успела обзнакомиться с русской семьёй (они совсем юные на моём фоне, дитё у них лет 5-ти)- они как раз выходили в холл отеля. И так хорошо обзнакомились!!  -  уж не знаю, чем я их пленила, но они оба сходу без лишних прологов предложили мне совместную поездку на их авто в здешний Дом Техники. Я про этот знаменитый Дом поначиталась ещё в Москве.  Он расположен на территории университета. Это необычный музей:-  тут во всех процессах можно самим поучаствовать. Я лично выткала льняную или хлопковую ткань. Правда, это сильно сказано: выткала. Просто по инструкции нажимала нужные кнопки, а сам агрегат "спускал" кусок спрессованного хлопка в какую-то жидкость, там он пропитывался, потом пропускался между двумя валиками, далее - следующий этап - поймать этот кусочек на выходе из середины валиков, и следом - в другие валики запускать. Захватывающий процесс. Причём, ты всё видишь, что происходит с этим кусочком от начала до завершающегося процесса. Я эту тряпочку, которую выткала, привезла на Родину. Ещё там предлагалось посетителям любого возраста побурить стену, - т.е. сам бурильный агрегат - настоящий, жмёшь кнопки и сразу и шумы, и вибрация, в кабине - полное ощущение, что ты реально буришь стену, только впереди стена невзаправдашняя, конечно же. На экран в формате 3Д смотришь и всё на самом деле. И по такому же принципу - вождение самолёта, подземного поезда, водного судна. Т.е. - садишься в настоящую кабину пилота, водителя поезда - всё воспроизведено по-настоящему - часть кабины со всеми необходимыми кнопками; жмёшь и управляешь. Но а картинки из окон, конечно, за счёт компьютеризации. Но мне показался одним из самых интересных аттракционов - управление подъёмным краном и экскаватором одновременно. Только мне поуправлять не удалось - там всё время огромная очередь настанавливалась, преимущественно из детишек от 3 до 7 лет. Мне как-то неловко было среди них тусить... В общем, там настоящая кабина крановщика, а кран сам - как-то был выведен за стену дома и прямо на улицу... Как они такой конструкции достигли - там, в стене, наверно, был проделан проём. Но, как бы там ни было, - кран управлялся ребятками из кабины, которая установлена в крытом помещении музея - и через стекло просматривались все действия и движения подъёмного крана. Некоторые детишки очень умело управляли: знали, на какие кнопки с каким усердием жать... - под их руководством экскаватор взрыхлял и "зачерпывал" землю и потом "отваливал" в сторону.   Я приложила руку к соседнему металлоплавильному аппарату. Тоже управляла по инструкции, сталь варила...(?)  Потом мне диплом отпечатанный вышел. Даже с моей фотографией. Диплом тоже привезла. Мы там зависли часа на три с половиной. Столько интересного. Даже мини-орган, на котором можно было поиграть. Вот в этот Дом Техники меня и пригласили подвезти мои новые знакомые. Я не возражала. Только сказала знаменитой велюровской фразой: заметьте, не я это предложила! Но это было завтра. А сегодня я отправлялась в Гаммельстатт. Довольная распростилась с семейкой, и размахивая тёпленьким распечатанным расписанием, поскакала на остановку. Да не тут-то было. Опять эта моя карта... Вернее, я опять её бестолково совала. Водитель на сей раз не экспериментировал. Высадил и всё тут. Я пошла в отель и из холла позвонила в номер моим новым знакомым. Стала пытать парня, какой стороной впихивать карту. Он мне популярно объяснил. Теперь меня ночью разбуди, я сразу же "засажу" картой нужной стороной!.. Через 50 минут я благополучно и грамотно оперировала своей картой в автобусе № . И главное, на этот раз попался такой шикарный водитель - весёлый, приветливый, позитивный. Когда моя карта успешно сработала, я испустила громкий вздох облегчения. На что водитель нежно похлопал по моей руке и радушным жестом пригласил в салон своего автобуса. Ура, еду в приходский город Гаммельстад! Там уникальная церковь 15 века, алтарь которой расписывали в Антверпене - голландские мастера. Но, к сожалению, церковь была закрыта до 6 января. Так что походила только по территории храма. Потом отправилась в сторону музея под открытым небом. Шастала по сугробам от одной постройки к другой. Этот музей демонстрировал нам, так сказать, минидеревушку шведскую,  характерную для 14-15 веков: жилые домишки,  птичьи дворы, конюшни, собачьи будки, наковальни. Колодец такой интересный - с большим шестом, с предлинной верёвкой и ведёрко, конечно, висело. В центре деревушки-музея -- огромная наряженная ёлка. Ходила я одна по музею. Ни души вокруг. Очень далеко я разглядела пса с хозяином. На обратном автобусе я, правда, ехала с англоязычными туристами - парень с девушкой. Они подошли на тот же автобус, что и я. Тщетно я пыталась найти кафе в этом городе. Или хотя бы туалет... Кафе и рестораны были закрыты. На замке был и информационный туристический центр. Хотя по расписанию значилось, что он открыт до 16.00. а было 12.30, когда я приехала. Самое интересное, я забрела в чужой частный дом. А шла я на запах. Усиленно пахло булочками с корицей. И вообще - запах выпечки. И этот соблазнительный запах привёл меня к красиво оформленному домишке. Такой украшенный, аккуратненький. И я наивно решила, что это кафе. Только вывески не нашла. Это мне показалось странным. Но я всё равно позвонила в дверь. Открывает швед. У него на лице немой вопрос. Я сразу поняла, что это не кафе. Хотя пироги пекли именно здесь. На меня сразу вылился аромат выпеченных изделий. Надо было что-то сказать. Я спросила: это кафе? Хотя я и так поняла, что это не кафе. За спиной у шведа на заднем плане показалась маленькая девочка и молодая женщина. Короче - я смутила мирную шведскую семью. На пироги меня не пригласили. Мало того, они не знают, где тут кафе. Такие все из себя сугубо домашние семьянины. И я понуро побрела к остановке. Поездка удалась. Без булочек. Оооо, зато я так от души нагулялась - и по храмовой территории, и по открытому музею, и в лес завернула, - музей располагался на опушке леса. Побродила среди сосен, листьев брусники, черники и морошки. Но на 2 января события ещё не закончились. Потому что времени было всего три часа дня. Когда я вернулась в Лулео. Ещё за одну остановку до своего отеля я из окна автобуса разглядела 3-этажное здание - светлое, всё будто из стеклянных просвечивающихся стен. На 2-м и 3-м этажах отчётливо просматривались стеллажи с книгами, компьютерные столы. Я сразу решила, что это библиотека. Думаю: а пойду-ка я в библиотеку! А то всё театр, да театр!! Ведь не раз - если припомнить некоторые мои туристические поездки - на моём пути возникало это культурно-литературно-информационное заведение. И как-то у меня в мыслях не было зайти, взглянуть на своих зарубежных коллег по моему первому образованию... (? - казалось бы!)  ТЕАТР у меня и так на первом месте. Тем более в Лулео все театры, как один - на рождественских каникулах. Ну вот, возникшее внезапно на моём пути светлое прозрачное здание - это и был культурный городской центр. С библиотекой.  про шведские библиотеки - речь-то зашла про библиотеку в Лулео... Но рассказ мой как-то неожиданно "скакнул", свернул со своего направления в "приток" - иииии.... - "поструился", вроде как, сам по себе: по волнам моих ассоциаций, воспоминаний, образов... Но чувствую: про библиотеку надо поведать. Иначе сюжетная нить напрочь теряется. Хотя - слишком сильно сказано про сюжетную нить... Так, значит, библиотека. В прямом смысле - открыта для всей публики. Я проверила на себе. Захожу на 1-й уровень, там сотрудники библиотеки. Понятно, скажете - было б странно, если б там были обнаружены плотники... Я хочу сказать - шведские библиотекари ну ооооооооооочень отличаются от российских. Московских, в частности. Вот вы попробуйте зайти в какую-либо московскую библиотеку.  Я имею в виду - поглубже в библиотеку, - минуя гардероб, отдел читательской регистрации, охрану, бюро пропусков... что там ещё на пути пользователя московской библиотеки? На каком-то этапе вас точно тормознут вопросом, хотя, возможно, и вежливым. И даже вежливый вопрос нарушит вашу свободу, нарушит независимый ход ваших  мыслей. И, скорее всего, вы забудете, зачем вам надо в библиотеку. В библиотеке Лулео я не услышала ни одного вопроса, адресованного ко мне. Никаких документов, никакого паспорта, вообще - НИЧЕГО не спросили. Я зашла с дублёнкой наперевес в руках (напоминаю, это было 2 января), спокойно прошествовала по первому этажу - частично он предназначен был для самых маленьких посетителей: целый детский городок раскинулся. Причём, так всё устроено грамотно - тут и аттракционы, тут и куклы-персонажи из известных сказок, и рядом красочно иллюстрированные книги, из которых "шагнули" эти куклы-герои. И всевозможные спортивные конструкции-аттракционы, чтоб у детишек была возможность выплеснуть накопившуюся энергию. Всё для читающей дошкольной "молодёжи"... Маленькие разноцветные столики, стульчики, которые при перестановке, при "монтировке" и "демонтировке" волшебно меняются, приобретают новый вид, новое назначение, новое содержание... И ребятки - такие радостные, такие свободные, такие лёгкие; с такой харизмой на челе... - я постояла, понаблюдала с удовольствием, самой захотелось в этом городке порезвиться. Потом отправилась на 2-й этаж. Огромное помещение - стеллажи, стеллажи - книги, книги... Всё по отделам: художественная литература, медицинская, историческая и т.д. Я остановилась у стеллажа с "художкой". Взяла первую попавшуюся книгу. Уж в библиотеке, так в библиотеке... Надо хотя бы подержать книгу в руках. Тем более на шведском. Пролистала. Никаких "кармашков", формуляров, ни одного листа, испещрённого чередой инвентарных номеров... Ничего подобного я не обнаружила. Были небольшие наклейки на оборотной стороне переплёта - я поняла, что с них считывается информация на специальном устройстве. Я подсмотрела, как одна читательница сдавала литературу. На 1-м этаже окошечко с движущейся лентой. Женщина поднесла к сканеру книгу, затем уложила её на ленту. И всё. Книга уехала. Во внутренний отдел библиотеки. Вот как берут на дом - этого я не увидела. Но мне достаточно было и того зрелища - как сдают... Очень впечатляюще. Вот, а читальный зал у них - прямо среди стеллажей и вдоль больших окон - индивидуальные столы, удобные кресла, компьютеры. Сидели в основном студенты. Спокойно методично работали. На столах стаканы с кофе. Библиографы там тоже присутствовали. За своими служебными столами. Они без надобности не приставали... И были востребованы по мере надобности. То есть - я могла присесть за стол и читать, либо воспользоваться компом - абсолютно не регистрируясь, не отмечаясь нигде. В шведских библиотеках не стоит вопрос статистики читательского посещения. Думаю, что процесс "циркуляции" им незнаком... На вынос, конечно, оформляется литература. На выходе посетители проходят через специальную "рамку", сквозь которую книжечка непременно "запищит". Вот такое замечательное культурно-библиотечное учреждение. На первом этаже - в другом крыле яруса - библиотечный бар. Зашла и туда. Неспешный капучино с имбирно-кунжутной печенюшкой шикарно "легло". Было ещё не поздно, хотя и темновато. Библиотека ещё не замыкала события и впечатления 2-го января. Я ведь люблю очень разнообразные и множественные  впечатления. Неординарные.  Но - не штампованные, не тупо насыщенные... Итак - вечером меня ждали такие необычные события... Как бы так попоэтичнее выразиться... Затрудняюсь зело... потому как про необычное нельзя выражаться обычным языком... Ну вот, заинтриговала, а речь держать не могу... Но уж коль взялась... Попытаюсь. Ожидало меня нечто... Из библиотеки я двинулась в отель - ещё раз попытать девушку на ресепшне по поводу развлечений в Лулео. Отель мой мажорный, комфортабельный (как выяснилось - с бассейном!) Вот. Девушка очень любезно рассказала про  уникальный дом музыки...изо льда... Слыхали вы про такое? Скандинавия, Ледяной дворец, инструменты... тоже - изо льда!.. Но это пока я выясняла у девушки, не догадывалась, что этот Дворец изо льда... Я ещё не знала , какое меня ждёт чудо.  Надо ведь учитывать моё отличное владение иностранными языками - вместе взятыми... Пока мне только объяснили, как туда пройти. Это недалеко. Идти вдоль пролива, - с очень живописными картинами. Так что -  отправилась вдоль набережной. Иду, наслаждаюсь видами, уже закат. А этот Дом Музыки - из объяснений девушки - находился на территории лесопарка. А парк как раз - вдоль залива. По которому я и шествовала. Воздух - чудо!! Кругом сосны, снежок чуть запорошил листики брусники, клюквы... Красота!! И вот - минут через 20 замаячил впереди Дворец. Я поняла, что это именно то, к чему я шла... И только сейчас стало понятно, что это Ледяной Дворец. Я обошла его вокруг - две двери - разнополярные. Как потом выяснилось - вход самостоятельный к правой стороне зрительских мест и - к левой. Всё как в театре. Единственное - что меня смутило - никого вокруг. А концерт по анонсу - в 19.00. Правда, ещё рано было, часов 5. Я стала кружить вокруг. Думаю, может, это не то здание. Но спросить было не у кого. Ни души. Лесное пространство... Бегала по соседним участкам этой территории - никого на встретила, выходила к частным жилым постройкам - но все сидели по своим домишкам. А стучаться не хотелось... И вот - делая очередной круг мимо Ледяного дома, вижу: припарковывается машинка. Выходит дядечка. Я - к нему. Размахиваю буклетиком рекламным, на котором про домик Ледяной нарисовано. Дядечка охотно кивает - это он самый! О! думаю, значит, я на верном пути. И он меня заводит в одну из дверей - в правый проход. Захожу и теряю дар речи - всё в голубом свете, ледяные ряды - поднимающиеся от сцены вверх. Сцена - между правой и левой сторонами зрительских мест. Спрашиваю: сегодня состоится концерт? Он: только репетиция. И - любезно приглашает поприсутствовать. Я, конечно, соглашаюсь. Мне дают подушечку - чтоб не прохладно было на ледянке сидеть. И я довольная собой и дяденькой присела. Дяденька оказался мастером по изготовлению ледяных музыкальных инструментов. Конкретно при мне он занимался скрипкой. Мастерил, прилаживал к ледяной скрипке струны. Струны выглядели как настоящие. Т.е. не изо льда. А иначе - как бы скрипка звучала. А устанавливались струны так: к ледяной основе инструмента  крепился деревянный каркас и уже к этому каркасу - приделывались струны. Вот такое необычное искусство. О как мне повезло!! Вообще - поездка шикарная, столько необычных вещей...
Первоклассный отель в Лулео. Как там угощали. В шведском отеле за шведским столом. Там шикарная каша предлагалась. Я не противилась. О чём не жалела. Вкусно, полезно, питательно. На шведском столе в столице шведской Лапландии - в Лулео - чего только не было! Вот уж поистине - настоящий шведский стол! Марку держат шведы со своим шведским столом! Да ещё зимой! Можете себе представить шведский стол в Швеции - и не просто в Швеции, а в шведской Лапландии - с арбузами, дынями, авокадо - зимой, в рождественскую неделю?! И всё свежее, вкусное, сочное, сладкое!... Про рыбу отличного посола я не оглашаю, - она тут плавает, разводится, солится. Чудесная рыба. И сыры. Всякие. С плесенью, без плесени, с зеленью и без зелени... На любой вкус. Чаи - всевозможные заварочные - 5 или 6 сортов. Каждый - в подписанной коробочке. С ситечной индивидуальной ложечкой. Я себе брала смесь чёрного с листом и сушёными ягодками брусники. Попивала эти чайки, поедала малосолёную рыбку и Веруню вспоминала. Свою дорогую чаёвницу. И великого специалиста по рыбным продуктам. И ещё одна деталь меня поразила: сколько шведских столов я объездила по многим точкам мира - вафли я до сих пор нигде не выпекала... Да, а вот в Лулео на завтраке - на отдельном столике стояла электровафельница, в кувшинчике жидкое тесто с половничком. Берёшь решительно половничек в руки. С хорошими добрыми намерениями. Ни в коем случае не с целью, которую с половником в руке преследовала Ксантиппа своего исторического философа... А просто - наливаешь тесто в вафельницу. И выпекаешь. До нужной готовности. Красота - к душистому чаю свеженькие горяченькие вафельки. А к вафлям чего только не предложено: взбитые сливки - не из баллончика, - настоящие, натуральные лесные ягоды: клюква, брусника, ежевика Причём, эти дары леса в любом виде - и протёртые с небольшим количеством сахара, и в виде варенья, и в сиропе - ягоды, что называется, - в собственном соку... И всё это не спеша смакуешь в безлюдном ресторанчике отеля. Я отдыхала в такое время, - оба дня - 2 и 3 января здесь не было избытка туристов, гостей шведской Лапландии. Ещё один штрих шведского стола. Музыкальное оформление. Спокойная негромкая расслабляющая музыка. И красивая панорама из окна ресторана. Я устраивалась у окошка, наблюдала жизнь утреннего Лулео из окна. Чуть левее по диагонали - шпиль католического собора, и рядом - площадь с красиво украшенной ёлкой...

Жизнь прекрасна!!


Рецензии