Псалом 17. Возлюблю, желея Тебя, Господи

                конспект лекций Е.А.Авдеенко

Псалом входит в состав Утрени.
Написание псалма: «Руководителю хора: раба Господня Давида, который изглаголал Господу глаголы песни сей в день, когда Господь избавил его из руки всех врагов его и от руки Саула». Никаких указаний по музыкальной части нет, но сообщается настроение исторического события – избавление Давида  от врагов и от Саула, которого Давид отделил от других врагов, ибо он не мог быть врагом Давида, потому, что был помазанником. «Изглаголал глаголы», оборот, который подчёркивает подлинность того, что есть сказанные слова. «Избавил из руки врагов», имеется ввиду, что Господь избавил в последний момент из крепкой хватки, как из пасти зверя, и он сказал:
 
«Возлюблю жалеючи Тебя, Господи, крепость моя». Нигде в Писании нет больше такого оборота в обращении к Богу, в смысле -  буду Тебя, Господи, жалеть, буду Тебе сострадать. Откуда такой оборот и смысл, ибо даже в Торе сказано о ближнем – возлюби, а не - пожалей. Но сострадательная любовь человека к Богу таинственна, ибо так можно любить только того, кто страдает по-человечески. Так сострадала Христу Божья Матерь. Она у креста терзалась утробой, как об этом её состоянии поёт Церковь, и произнесла слова, дающие нам понять о Его благоутробии. В еврейском языке слово «жалеть» того же корня, что и - утроба, матка. Давид в начале 50-го псалма просит Бога именно о таком благоутробном сострадании к нему. Именно такой любовью Бог любит человечество. Ответить же на эту утробную любовь Бога к человеку из людей смогли только двое. Это пророк Давид, который по Закону был Ему праотцем и Божья Матерь. Поэтому-то Давид как отец и сказал: «Люблю жалеючи Тебя, Господи». А то, что дева Мария видела у креста, Давид пророчил в необыкновенной ясности и краткости. Откуда это у него?.. Из псалмов можно понять, что Давид нутром прочувствовал трагедию грехопадения, ибо  обстоятельства его жизни так складывались, что он постоянно находился во вражде со змеем, дьяволом. Поэтому покаянное движение души шло у Давида из утробы. Вот именно этого движения души Бог ждал от Адама, когда изрёк проклятие змею и земле, и как будут страдать Адам и жена. Адам понял сказанное Богом, потому, что он дал жене имя – Ева – Жизнь, матерь всех живущих, ибо она будет иметь страдание к спасению – родовую печаль. Так на Земле появилась новая любовь с состраданием, которая есть творческое усилие души. Иной не будет. Именно тогда начинается религиозная жизнь, когда человек ищет и развивает в себе эту любовь. В такой любви есть прощение и сочувствие к скорбям. И эту способность любви к ближнему Адам открыл в себе сам. Дальше он открыл в себе любовь к Богу, ибо нельзя любить Бога не сострадая Ему. На этой духовной платформе можно говорить, что христианство это религия, а, например мусульманство и современный иудаизм – нет, ибо в христианстве и в этих конфессиях движения души проистекают из разных источников. А для светской власти это всё – конфессии, к которым должно быть толерантное отношение. Но в христианстве нельзя любить Бога, не сострадая Богу, ибо это основа сил нашей души. Поэтому после грехопадение Боговоплощение стало не просто возможно, оно стало необходимостью, чтобы, как в первой заповеди, человек любил Бога, жалея Его, отвечая на Божью жалость к человеку. Кстати, о том, что Бога нельзя любить без сострадания хорошо знали женщины по своей природе. Они составляли большинство прихожан и в евангельское время, и в период гонений. Один раз в Писании человек сказал Богу, что он Его жалеет и любит, и в этом выражении соединился дух Ветхого и Нового Заветов. Давид любит и жалеет Бога по-человечески, но он знает, что это Бог. Он так и говорит: «Возлюблю Тебя, жалеючи, Господи, крепость моя».
 
«Господь камень мой, и твердыня моя, избавитель мой, Бог мой, скала моя и уповаю на Него, щит мой, рог спасение моего и прибежище моё». Камень и скала упоминаются в Писании в эпизоде изведения воды из камня. Скала – «цур», это одно из имён Божьих. Рог – термин Священного Писания, который означает высшую точку силы, в котором, однако, есть распадение на полюса. На одном полюсе – сила Божья, на другом – гордыня и возношение.
 
«Хвалимого призову Господа и от врагов моих спасусь». Давид знает как хвалить Господа и от врагов спасётся, в том числе, тех, кто встретит душу во аде, как сказано:
 
«Объяли меня узы смертные и потоки Велиала напали на меня». Узы смертные это такие, что сопровождают роды в том смысле, что наши души родил Христос для вечной Жизни. «Потоки Велиала напали на меня», т.е. душа пророка находилась во аде как душа пророка Ионы в образе чрева адского кита. Велиал – имя сатаны как – никчёмность, негодность, потому, что он пуст от добра. Т.е. душа пророка в аду соприкоснулась с сатаной, и подобно Ионе, вышедшему из чрева кита, Давид приносит весть о грядущем Воскресении.
 
«Узы ада окружили меня, предварили меня сети смертные».
 
«В скорби моей я призвал Господа и к Богу моему возопил, Он услышал от храма святого Своего глас мой, вопль мой пред Ним вошёл во уши Его». Дальнейшая тема сложная – потрясение всего Мироздания и повторное творение человека. Потрясений - три: 1. Воплощение. 2. Воскресение. 3. Второе пришествие Христово. Сейчас же, в связи с темой об адских муках, речь пойдёт о Воскресении:
 
«И подвиглась, и поколебалась земля, и основания гор содрогнулись и задвигались, ибо возгорелся гнев Его». Земля стала как жидкая стихия. Поколебалась – это нечто большее, чем землетрясение. Небеса также колеблются. Основания гор здесь в контексте основания мироздания, и они содрогнулись. Своими преступлениями люди могут привести в содрогание самого Бога, и пик этого содрогания пришёлся на Воскресение Христово. Гнев Божий возгорается в момент трёх потрясений мироздания, ибо в этот момент подводит черту под совокупный грех человечества. Боговоплощение было в замысле Творца, но на пике человеческих беззаконий и в гневе Божьем оно просто стало необходимостью. Поэтому так же в гневе, как в ответном движении на грех, Он воскрес. И, тем более, во Втором пришествии гнев будет главным лейтмотивом божественного обращения к творению.
 
«Восшел дым в гневе Его и пламя из уст Его поело, уголья возгорелись от Него». Трясение земли, дым, пламя поядающее. Всё это говорит о событии Богоявления в первом завете Бога с Авраамом – о рассечённых жертвах. Авраам тогда только рассёк жертвы и остался ждать действий Бога. «И было: солнце зашло, и темень была, и вот печь дыма, и светильник огня, который прошёл между разделёнными телами» (Быт.15:17). Поскольку это завет с Богом, то его приносит не человек, но некий «светильник огня» как нечто неизвестное. Здесь источник света не совсем понятен, ибо он божественен. Пророк Изекииль ведает нам о том, что общение между высшими умными силами ангельского мира происходит посредством неких, по-гречески – лампад. Вид этих сил как угли огненные. Они горящие, как лампады. Этот огонь сообщался между силами и от сил исходили молнии. Итак, общение между умными силами происходит посредством света, который и непрерывно светит, и разделяется на единицы смысла – угли, лампады, молнии. Умный свет непрерывно течёт и является прерывистым наподобие речи. Подобные светильники прошли перед Авраамом, который наблюдал как этот пламень, можно догадаться, ибо в псалме прямо сказано: «и пламя из уст Его поело…», пожрал жертвы, и они ушли в недра божественной жизни. Другой признак того, что жертва Авраама была страшная, это был дым как из печи. Подобное было на горе Синай. Можно полагать, что это было знаком того, что Бог принял жертву видимым каждением дыма над горой, как знаком Его великого гнева, поскольку в этой жертве совокупился весь грех человечества. Эта жертва, гнев Божий и грех человеческий соединяет всё это на Голгофе, как кульминации потрясения мироздания. Давид в псалме говорит именно об этом вселенском событии – о Боговоплощении:
 
«Он наклонил Небеса и сошёл, и мрак под ногами Его». Мрак, по мнению святых отцов, обозначает невидимость Божью. После получения десяти Заповедей Моисей приступил, как сказано – «ко мраку». Апостол Павел: «Бог обитает в неприступном Свете, который никто из человеков не видел и видеть не может». Неприступный Свет – то же , что и неприступный мрак – Он наклоняет Небеса и сходит, и мрак под ногами Его. Когда Господь воплотился, это всё равно осталось неприступной тайной, как мрак под ногами Его. Ангел сказал Марии: «Дух Господень найдёт на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя». Давид об этом говорит так:
 
«И Он воссел на херувимы и полетел и пикировал на крыльях Духа». Словно орёл на добычу в точном месте. Херувимы здесь имеют значение. В раю они охраняли Путь Древа Жизни как тайну нашего спасения, т.е. Жизнь (Христос) взойдёт на древо (крест), и это Путь Божий к людям. Даже после зачатия Спасителя во чреве Марии тайна этого Пути  всё равно должна была охраняться, чему продолжал служить райский херувим, ибо это должно остаться непознаваемо.
 
«Положил тьму укрытием своим окрест Себя, сенью Своею тьма вот тучи облачные». К метеорологии эта картина никакого отношения не имеет. Это символика. Здесь пять терминов богословского языка: тьма, укрытие, сень, тучи и облака. Тьма упоминается при сотворении Мира, как и вода. Это первичные материи земли, о которых говорится в начале книги Бытия. Общее у тьмы и воды то, что они могут сгущаться. Когда вода в воздухе сгущается, то выпадает дождь, снег, град, иней и роса, которые, в свою очередь, являются символами воплощения Божьего. В псалме мы видим Боговоплощение как поток с молниями из сгустившейся в тучу воды. А зарождение плода в утробе матери происходит благодаря сгущению первичных вод. «Положил тьму укрытием». В другом псалме Давид говорит: «Я был вышит в укрытии, я был вышит в преисподних земли», той земли, Первого Дня Творения, где всё текуче – земля, вода, тьма. Или, в последнем смысле, «преисподняя земли» - это материнская утроба, в которой, при зачатии, снова  и снова сотворяется Мир как День Один, и человек из небытия приходит в бытие. Далее: «сенью Своею…». Сень – это укрытие, шатёр, нечто сотканное руками. В данном смысле это определённо человеческая плоть в утробе. В ином псалме Давида: «Ты соткал меня во чреве матери моей…». Конец стиха: «вот тучи облачные». Тучи – нечто густое, непрозрачное, внутри которой что-то происходит, что нам до времени не видно. Но из неё неожиданно появляется молния.
 
«Я приду к тебе в туче облака». На еврейском языке слово «облака» имеет ещё одно значение – пыль. Иначе – тучи густые, потому, что именно в густых, непроглядных, водяных тучах происходит тайна воплощения, когда Бог свою плоть через сгущение первичных вод в утробе матери соткал и вышил.
 
«От сияния (Славы) пред Ним тучи прошли, град и угли огня». Град – это символ воплощения Божьего, как и снег, иней, дождь, роса, когда из невидимого появляется видимое. Град же имеет особенность – он чистый и представляет собой предельную плотность при конденсации невидимой воздушной влаги. Однако, чтобы мы не мыслили чувственно о духовном явлении, то говорится сразу об углиях огня.
 
«И возгремел в Небесах Господь, и Вышний дал глас Свой, град и угли огня». Опять тот же град и угли, которые несовместимы в природе, но являют собой, таким образом, символы духовные. Воплощение человеческого слова может быть посредством голоса. Так же и Бог Слово, воплотившись, дал глас Свой.
 
«Послал стрелы свои и рассеял их, молний много и смутил их». Кого их?.. Это динамика пророческой речи. Некогда Давиду уточнять – кого их? Это рассчитано на знающий ум и понимающее сердце, ибо в Писании во многих библейских символах и смыслах можно понять – кого их. Все потрясения мироздания – Воплощение, Голгофа и Второе пришествие происходят в великом гневе Господнем, потому что ко времени Воплощения и ко времени Второго пришествия грех начал умножаться и обладать людьми, и богоборцы по этому случаю начинают думать – наша победа. Так нет. Богоборцев рассеют стрелы молний от гнева Господня. В другом псалме сказано: «Блесни молнией и рассей их, пошли стрелы Твои, смути их» (Пс.143:6). «Рассей» - относится к народу Израиля, о чём он был предупреждён во Второзаконии: «Рассеет тебя Яхвэ по всем народам». А «смутил» - может относиться к язычникам. Его буквальное значение  - тащить колесо во время обмолота и во время перемешивания и тёрки зерна. А в человеческом смысле и в народе происходит – смущение и даже погубление, как было во время Исхода. Сказано: «Яхвэ смутил построения египтян». Также в истории умершего в пустыне поколения евреев сказано: «Рука Яхвэ была на них, чтобы смутить, погубить и вымести их из стана, пока они вымерли». Так Господь смущает. А о младенце Иисусе Симеон Богоприимец сказал: «Лежит Сей на падение и вставание многих в Израиле». Т.е. Иисус многих смутил так, что они пали. Об этом и пророчествует Давид, что своим Воплощением Господь рассеет Израиль и смутит всех противников. Теперь же понятно – кого их? И ещё смысл – стрелы молний с Небес – это посланники апостолы и силы Святого Духа, явленные в новозаветной Церкви.
 
«И явились русла вод, и открылись основания мироздания». О каких руслах вод идёт речь? Когда первобытная материя Земли из состояния текучести стала обретать некоторые формы, то явилась совокупность этих форм, которые начали составлять основы мироздания по дням Творения. Эти кардинальные пути преобразования Земли из материи текучести Писание называет – каналы, протоки или русла этих первобытных вод. Боговоплощение было переворотом всего мироздания, подобное его второму Творению. Поэтому Давид, говоря о Боговоплощении, возвращает нас ко дням Творения, когда вторично, заново стали видимы эти первичные русла вод, и они явились опять в Богочеловеке. Не только потому, что в Нём Начало всего, но в Нём и конечная цель, однако после греха эта цель стала ещё и необходимостью и поэтому обозначается как движение Божьего гнева:
 
«От запрещения Твоего, Господи, от дыхания духа гнева Твоего». Т.е. Боговоплощение произошло от Слова Божьего, которое было изречено в гневе, как окрик запрета сатане. Пророк Захария: «Сказал Яхвэ сатане – да запретит тебе Яхвэ, сатана, да запретит Яхвэ тебе». Таким образом, Воскресение Христово было также запрещением сатане увлекать души умерших в ад «от дыхания духа гнева Твоего». Книга Быте 2:7 – «И слепил Яхвэ Элохим человека, прах от земли, и вдунул в ноздри его дыхание жизни, и бысть человек душою живою». Когда Богочеловек обрёл тело и душу, то это так же происходило от дыхания Духа. Боговоплощение было новым, вторым сотворением человека во всём, кроме греха. А что такое человек без греха становится понятно через понятие – дыхание. Во-первых, это физиологическое дыхание. Во-вторых – это дуновение духа Божьего. В-третьих – дыхание как действие животворящее Святого Духа Божьего. И последнее значение – вразумляющее дыхание духа Божьего. Человек может испытывать в себе все эти значения. «Дыхание человека – светильник Яхвэ, испытующий всю внутренность утробы», как сказано в Писании. Таким выражением описывается не только биологическое, но и духовное Божье дыхание, что присутствует в человеке. Человек одновременно и сразу с душой получил дух, и они стали в человеке неразделимы. Но не только душа, но и плоть человека тоже одухотворена. В этом неразделимая и единая троичность человека, а поэтому он – личностен, как личностен Бог. Однако, нельзя провести границу там, где плоть различается от души, а душа от духа. Но во времени истории возможность этого разделения появилась – после грехопадения, когда на человека явилась и легла смерть. Тем не менее, это отделение тела от души со смертью может быть только временным состоянием, ибо  смерти в человеческой природе Господом не заложено, а воскресение человека после смерти относится к его природе. Человек не может навечно лишиться плоти, т.к. Божье дыхание не выдохнешь. Теперь важное условие – если человек поражён грехом, он не может воскреснуть стихийно, по природе. Необходимо было повторное творение человека. Новый человек – Христос зачался, родился и был ограждён от первородного греха Божьим гневом. Теперь, в этом смысле можно ещё раз прочитать эти стихи: «И явились русла вод, и открылись основания мироздания от запрещения Твоего, Господи, от дыхания духа гнева Твоего».
 
«Он послал с высоты, взял меня, вытащил меня из вод многих». Бог Сын был послан Богом Отцом, и Бог Сын взял и присоединил к божественной природе человеческую, испытав сгущение первичных вод в утробе девы Марии и рождение и, в том числе, вывел души праведников из «вод многих» ада. (тема завершается на 17-м стихе).
 
(Стих 25) «Воздаст мне Господь по правде моей и по чистоте рук моих возвратит мне»
 
(Стих 24) «И буду непорочен с Ним и остерегусь от вины моей». Вина – «авон» по-еврейски, это и вина, и наказание. Эта вина может достигать полноты в человечестве, и тогда только наступает время прихода Христа Мессии. Когда же человечество второй раз достигнет этой всемирной полноты греха, Христос явится вторично в конце истории. Так вот, Давид особо остерегается такой вины, ибо он знает, что такая вина действует в каждом человеке постоянно как побуждение ко греху: «остерегусь от вины моей» Об этой виновности Давид говорит в 50-м псалме: «Се, в виновности я рожден и во грехе родила меня мать моя». Это о первородном грехе.
 
«С милостивым поступаешь милостиво (отношение человека к человеку), с мужем совершенным поступаешь совершенно, с тем, кто очистился, ты очистишься, а с вилявым (лукавым) извратишься». О неверных сказано: «род вилявый и развращённый».
 
«Ибо Ты народ смиренный спасаешь, и очи вознесшихся унизишь»
 
«Ибо Ты зажигаешь светильник мой, Господи (литературный перевод). Ибо Ты засвищаешь лампаду мою, Господи (буквальный перевод), Бог мой осиявает тьму мою». Свет от Господа есть источник света, который делает лампу (самого человека) светящей. Т.е. в нас живёт свет от Света, который сконцентрирован в контуре, в границах самого человека. Это видно на Богочеловеке Христе, когда он преобразился на горе Фавор. Итак – Свет и лампада – Христос и человек, который заимствует от  Него свет свой. Писания – это свет, а заповеди – лампады его. Слово Божье для ноги – лампада для следующего шага. Один верный шаг это блаженство не в смысле наслаждения, а в смысле верного пути. А слово Божье для всего этого пути – свет. «Осиявает тьму мою», т.е. привносит свет в глубины души и даёт понять себя в этих глубинах (в науке – подсознание). Тогда и сам человек становится лампадой (к слову о святости). Вера в человеке становится источноком веры для других: «Вода, которую Я дам ему сделается в нём источником воды, текущей в жизнь Вечную» (Ин.4:14) Мы носим в себе вразумляющее действие Духа, испытующее всю внутренность утробы, как самый глубокий уровень души. От этого очень важно, чтобы наша вера дошла до этой утробы, ибо только такая вера самая прочная.
 
«Ибо Тобой набегу на полчища, Богом моим перескочу стену». Полчища здесь – мобильный отряд для набегов. А Давид говорит – набегу на тех, кто сам набегает, как разбойник, и сходу возьму их укрепления: «перескочу стену». Стих изображает совершенного воина, сходу берущего укрепления духовного врага.
  (стих 34) «Он поставляет ноги мои как ноги ланей и на высотах моих устанавливает меня». Горные лани это символ рождения души в вечность. Поэтому она – образ Христа. Поэтому Давид имеет ввиду, что он духовно рождён от Него, и что он, Давид, сам тоже станет духовно рождать иные души: «Он поставляет ноги мои как ноги ланей». Верующий человек это источник веры для других людей. «Высоты» - это не только воинские укрепления, но и места жертвоприношений. В новозаветном смысле поставляется на высотах для жертвы Единому Богу – Мессия Царь. Высота, в этом смысле – крест.
  «Он научает руки мои на брань, и натянула лук медный мышца моя». Мышца это – рука, как источник силы. Медь и железо в Св. Писании символ крепости, поэтому медный лук это средство сверхъестественной мощи для невидимой духовной брани в процессе взаимного выцеливания со врагом. Мессия – тот, кто натянет лук медный.
  «И Ты дал мне щит спасения Твоего, и десница Твоя поддерживает меня, и кротость Твоя возвеличивает меня». Кротость – это смирение, добродетель человека. Но что такое кротость Бога, показал Христос: «Научитесь от Меня, ибо я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим» (Мф.11:29). Давид любил Бога, жалея Его, и он здесь пророчит, что кроткому Богу надлежит пострадать. А кротость Божья необычайно возвеличила человека, ибо только в Боговоплощении наконец стало до конца ясно – что такое человек.
 
( стих 41) «И врагов моих Ты дал мне тыл шеи, и ненавидящих меня Ты поверг». Когда говорят про тыл, то имеют ввиду то, что за спиной. В еврейском языке это понятие – задняя часть шеи ниже затылка, которая-то и упоминается в выражении – жестоковыйность, тот, кто абсолютно предал себя этой земной жизни. Значение корня слова – «ненавидеть», это – приводить в молчание. В Новом Завете есть сюжет, когда Иисус поверг в молчание жестоковыйных иудеев, так, что они «не смели более спрашивать Его».
 
«Возопили, и не было спасающего, ко Господу, и не ответил им». Здесь не о внешних врагах говорится, а о тех, жестоковыйных иудеях, которые знали Бога и взывали к Нему. Имя «Иисус» в еврейской транскрипции переводится как «Яхвэ спасающий». Так вот им не будет Спасающего. Перед распятием Иисус сказал: «Дщери иерусалимские, не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших»(Лк.23:28), т.к. при разрушении Иерусалима и храма не будет Спасающего, ибо до этого, при входе Господнем в Иерусалим, Христос сказал: « …сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» (Мф.23:37). Это то же, что и перед кончиной Мира – не будет Спасающего.
 
«И сотру их как прах пред лицом ветра, как грязь улиц Я обесценю их». Прах – это напоминание о плотской природе человека. Жестоковыйные люди предали себя целиком земным интересам, но их намерения истолкут в пыль и пустят по ветру. В первую очередь – деньги и все интересы вокруг них. Их изобилие и концентрация обозначается в Писании как прах и грязь улиц. У пророка Захарии читаем о центре мировой торговле – городе Тир. Ещё одним центром был Иерусалим. Затем, в истории цивилизации -  Венеция – Лондон – Нью Йорк. Так вот, золото Тира, это деньги оборота, двигатель торговли и концентрация богатств до той степени, что золота там стало как грязи, а владеет всем этим золотом – сатана. Так вот именно эти капиталы Господь сделает пустыми, обесценит их.
 
«Ты, Господи, избавил меня от мятежей народа, Ты поставил меня главой народов. Народ, которого я не знал, они служат мне». Мятеж народа страшен сам по себе. Первый мятеж был против Моисея, когда народ просил воды в пустыне и искушал Бога, испытывал – есть Бог или нет. Т.е. Господь избавил Давида от этого искушения и спора, когда народ восстаёт на Бога. Однако, мятежи народа против Бога в Израиле и далее не прекращались, и они не прекращаются до сих пор, когда Церковь стала Вселенской – Новый Израиль. Но Церковь Христова останется незыблемой, чтобы не происходило в различных народах, потому, что её глава – сам Христос. Нет наместника Бога на земле во главе Церкви. Это ложь. «Ты поставил меня главой народов»… Одно из имён Христа – Давид. Пророк Иеремия: «Давид, раб мой, князь их (верных Богу) во век». Святые отцы замечают, что нигде не сказано, чтобы пророк Давид царствовал над язычниками. Поэтому это пророчество исполняется над его потомком по плоти Христом, который Сам именуется Давидом. «Народ, которого я не знал, они служат мне». Это язычники, которые не имели Откровения, но были призваны к Богообщению и стали единый народ.
 
«По одному слуху они послушались меня. Сыны чуждые лукавили мне». Выражение «по слуху послушались», как усиление смысла, говорит о силе евангельской проповеди в том смысле, что если кто внимал слову о Христе, тот становился Ему послушен. Те же, кто не внял этому слову – сыны чуждые и совсем не иноплеменники, те, кто закрыл уши, чтобы слово Божье проникало в них. «Лукавили» - сложный глагол. Исходное значение его – истощаться, опустошаться, отрекаться. Ложь и притворство таких людей стало манерой их поведения. Враги не решаются сразу напасть на сильного. Они лукавят, лгут и заискивают, отыскивая слабые стороны. Ложь может стать основной и естественной манерой поведения и войти в естество души человека. Природным образом такого поведения человека является – лоза, которая вьётся, но не приносит плода. Те сыны Израиля, которые изменили своему духовному предназначению и не принесли ожидаемого плода, они солгали Богу, и их искусное притворство, лавирование и подвирание стали навсегда образом их души и духовным состоянием. Поэтому-то они и называются – «сыны чуждые». В Новом Завете образом таких людей стала бесплодная смоковница. Христос проклинает её, но она сама не виновата. Это великий образ состояния человеческих душ того времени, которые предали своего Миссию, но за эти души Христос идёт на распятие.
 
«Сыны чуждые изнурились и трепещут в укрытиях своих». Изнурились – как истощаться, увядать. Конечная фаза этого процесса – духовная и телесная трупная мёртвость. «Трепещут в укрытиях» Пророк Михей: «Будут они лизать прах, как змей, как ползучие земные содрогаются в укрытиях своих». Змей – тот, что соблазнил прародителей. Значит, «сыны чуждые» это те, лидер и глава которых – змей. Они же враги Миссии.
 
«Жив Господь и благословен, скала моя, и да вознесётся Бог спасения моего».
 
«Бог дающий отмщение мне, Он покорил словом народы под меня»… Это напоминание о заповеди любви к ближнему, которая говорит: «не мсти и не держи зла на сынов народа твоего, но возлюби ближнего своего как себя самого». Давид употребляет редкую форму глагола в выражении: «покорил словом», которую дословно можно было бы перевести как – «ословесил» - привёл в нужное состояние посредством слова. Эта мысль проходит в псалме втором, где говорится – Христос царь, который властвует не иначе, как привлекая к Себе верёвками любви и словом проповеди. И эту царскую власть Отец дал Сыну.
 
«Избавитель мой от врагов моих, также от восстающих на Меня, Ты вознёс Меня, от мужа насильника избавил Меня». В данном контексте говорится о Миссии, когда прежде своего Вознесения в Небеса, Он был вознесён на крест. Мужи насильники, в данном случае, могут быть римские воины, которые осуществляли казнь. А восстающие – это иудеи.
 
«Посему восхвалю Тебя в народах, Господи, и имени Твоему воспою». Восхвалю в народах – это о Вселенской Церкви. Святые отцы говорят, что Давид, посредством псалмов, благодарит и прославляет Бога пред всеми народами, которые читают его.
 
«Ты возвеличил дела спасения царя Твоего и соделал милость помазаннику Твоему Давиду, и семени его до века». Царь над Израилем – Иисус Христос царь иудейский. А царь Давид смог особым образом увидеть свою жизнь. Милость от Бога, есть предварение тех дел спасения, которые совершит помазанник Христос. Так Давид понимал свою жизнь, которая стала безупречным источником молитвенной интонации. Церковь Христова восприняла в себя не только слова псалмов, но и покаянную молитвенную интонацию. Поэтому псалмы Давида присутствуют во всех богослужениях.


Рецензии