Медитативное чтение главы Два полюса книги Гессе И
Медитативное чтение главы Два полюса
книги Гессе « Игра в бисер « .
Пятигорский и Мамардашвили говорили :
« … образуются места , которые не укладываются в структуру проблемы . Аналогично тому , как композиторы , пишущие музыку для органа , хорошо темперированные клавиры , когда слишком последовательное воспроизведение гармонии вдруг приводит в определённых местах к дисгармонии , к якобы дисгармонии . Это явление называется « волчьи ямы « - и когда рушится разом и вся достигнутая ясность и рациональность сознания читателя … « .
«Волчьи ямы « произведений Германа Гессе , вызывающие ощущение дисгармонии .
Хотя он сам часто подразумевает свои книги наподобие фуг , в которых берётся одна тема и обыгрывается в разных тональностях , и как будто бы воспроизводит фуги Иоганна Себастьяна Баха , которые Гессе высоко ценит . И язык его произведений - язык христианства , особенно в « Путешествии в страну Востока « и « Игре в бисер « , где используются такие христианские символы как благочестие и орден .
Но в них вкладывается другое содержание .
Но язык то знакомый , вызывающий ассоциации с чем - то высоким , как и у Томаса Манна в его книге
« Волшебная гора « . Путешествие в страну Востока как на высокую гору с её ослепительной небесной чистотой . Но стоп . Никакой чистоты , а только подобие чистоты , никакого благочестия , а только его подобие . Никакой цели , а только путь как у самурая .
Два полюса перед нами с ослепительными снеговыми вершинами , но , как говорил об этом своего рода самурай - Киплинг , « восток и запад не встретятся никак « .
Условное путешествие в страну Востока не достигнет Востока , весь путь замкнут в пределах Запада .
В пределах земных и поднебесных реалий , которые только смог узреть в своём путешествии Герман Гессе .
Узреть кризис западной цивилизации и попытаться исцелить её путешествием на Восток .
И как наблюдатель смог воздействовать только на эти самые земные и поднебесные реалии . Как и Томас Манн .
У Томаса Манна - мир « Волшебной горы «.
И кстати Манн - магистр Игры в бисер , предшественник Йозефа Кнехта , хотя и не смог передать ему свои полномочия ввиду того , что так и умер магистром , не узрев следующего магистра .
Магистром Педагогической Провинции .
Йозеф же Кнехт спускается с Волшебной горы , именуемой Касталией , как подражание древним Дельфам . В книге часто употребляется слово « мир « , взятый из христианства , но не как противоположность этому христианству , а как противоположность олимпийскому миру Касталии . Но недаром Гессе в предыдущей главе упомянул Горация , который сам себя называл « поросёнком эпикурова стада « и выразил положение вещей , упоминая прибежище олимпийских богов и мир : Мир , где силы преисподней мощней, чем олимпийские боги….
Вот что увидел и Гораций , и Гессе за ним
из той « волчьей ямы « , в которой они пребывали .
Гессе показал , чем может быть в идеале постмодернистская Игра : ГРАНДИОЗНОЙ МИСТЕРИЕЙ .
« Знание , говорю я вам , - самая страшная мука на свете , но она есть чистилище , без просвещающей кары которого не спасётся ни одна человеческая душа « , развивает свою сотериологию Томас Манн .
Так говорит Гессе через свои литературные воплощения :
« Вот почему всё , что есть , и кажется мне прекрасным , в смерти я вижу жизнь , в грехе — святость , в безумстве — ум , всё и должно быть таким , всё нуждается лишь в моём одобрении , лишь в моей готовности , моём любовном согласии , и тогда оно не может мне повредить , а стало быть, есть благо » .
М . Серано пишет в своей книге « Герметический круг « :
« Гессе не назвал бы Абраксас своим божеством и не вошёл бы в Герматический круг , если бы не владел искусством единения противоположностей .
( А он вошёл в Герметический круг несомненно , как и Карл Юнг до него , и Ницше тоже . )
Роль Юнга в Герметическом круге иная : учёный до мозга костей , ничего не желающий принимать на веру , НЕСКРОМНО и БЕССТРАШНО сомневающийся во всём .
Только бескопромиссной строгостью ума желает отыскать Правду для современного человека : действенную , объективную опору в мире , где всякое слово утеряло смысл и значимость … « путь святых « и « путь магов « …
Человек Юнга не растворяется в божественном , но НАХОДИТ ЕГО ВНУТРИ , становясь действенным инструментом в « экспериментальной , полной сомнений и замешательства , работе его бога « .
Отсюда и совершенно иное отношение к смерти , и неприятие нечёткости и двусмысленности . Его путь должен быть твёрд и надёжен , его наука - подтверждаться фактически . Этот путь назван ПУТЁМ МАГОВ , потому как МАГИЯ И ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ НАУКУ О СПОСОБАХ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ РЕАЛЬНОСТИ СОГЛАСНО СОБСТВЕННОЙ ВОЛЕ . Для того , чтобы избежать известного отторжения , следует сразу же обозначить разницу между двумя « ОТЦАМИ ПСИХОАНАЛИЗА « , особенно ввиду того , что выкладки Фрейда были восприняты обществом совершенно некритично , и , не встречая сопротивления , вошли и закрепились в общественном сознании . Верно то , что Юнг и Фрейд схожи в том , что признают сексуальность , принадлежность к полу - сущностным , определяющим свойством личности …
Фрейд совершенно не заботится о поиске смысла , занимаясь скорее избавлением человека от ответственности перед животной основной , рассматривая лишённый МЕТАФИЗИЧЕСКОГО СМЫСЛА « секс ради удовольствия « , как вектор любого человеческого стремления , его « бытовой « секс не предусматривает ни обретения , ни сотворения , ни даже насыщения .
Напротив же Юнг , следуя представлениям Традиции , рассматривает акт любви между мужчиной и женщиной как ритуал , магическое средство изменить себя ( и друг друга ) , преобразовать окружающий мир . В простейшем случае - СПОСОБ ПЕРЕДАТЬ СУДЬБУ И ЗАДАЧУ ПОТОМКАМ . Он не желает оправдывать беды мира мнимой безальтернативностью , напротив - он желает понять причины страдания и ОСВОБОДИТЬ ПРИРОДУ ОТ НИХ .
« Человек должен закончить работу , которую ПРИРОДА ОСТАВИЛА НЕЗАВЕРШЁННОЙ « . Поэтому друзья и называли Юнга « СКАЛОЙ « - он в одиночку открыл нам , современным , ПУТЬ К ОБРЕТЕНИЮ ЦЕЛОСТНОСТИ , ЕДИНСТВА С БОГОМ .
И в то же самое время - просто АКТУАЛИЗИРОВАЛ ИЗНАЧАЛЬНЫЕ ИСТИНЫ , ДАЛ НАЗВАНИЯ ВЕЧНЫМ ИДЕЯМ .
На пороге смерти Карл Густав сказал об этом так :
« Теперь я знаю ПРАВДУ , но есть ещё один маленький пробел , а когда я заполню его , я буду мёртв . «
Важнейшим его достижением стало то , что он сумел заметить влияние ИНОГО , НЕРАЦИОНАЛЬНОГО МИРА на человеческое сознание , что и было выражено
в понятиях об АРХЕТИПАХ - своеобразных НЕИЗМЕННЫХ « СУЩНОСТЯХ « , присутствующих вне пределов постижения , но совершенно РЕАЛЬНО , ОБЪЕКТИВНО И НЕОТВРАТИМО ПРОЯВЛЯЮЩИХСЯ СЕБЯ НА ПРОТЯЖЕНИИ всей человеческой истории , как в сознании отдельных индивидов , так и народов , государств и цивилизаций , раз за разом АКТУАЛИЗИРУЯСЬ В ИЗМЕНЯЮЩИХСЯ СИМВОЛАХ ЭПОХИ , поспевая за течением времени . В наше время многие способны заметить БЕЗДНУ , сквозящую за всем человеческим существованием . Герои « Герметического круга « однозначно оценивают состояние « ЗАПАДНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ « как кризисное и , что особенно важно , характеризуют этот кризис ( при акцентировании внимания на его разных аспектах ) схожими аллегориями - аппеляциями к СИМВОЛИКЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ЦЕЛОГО .
Специфика СИМВОЛИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ состоит в СИНТЕТИЧНОСТИ ТРАНСЛИРУЕМОГО ЗНАНИЯ , тогда как КОНКРЕТНЫЙ ТЕКСТ - по своей природе АНАЛИТИЧЕН и уместен скорее не для трансляции общих принципов , но для ФИКСАЦИИ « ПРАКТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ .
Нарцисс , Златоуст и Сиддхартха - эти персонажи схожи между собой , поскольку в книгах Гессе присутствует НЕИЗМЕННЫЙ ЛЕЙТМОТИВ . Так же , как и Синклер , и Дамиан составляют цельную личность , так же и Нарцисс со Златоустом представляют две сущностные склонности человека - волю к созерцанию и к действию .
Подобным образом Сиддрахта и Говинда представляют пару противоположностей : ЛОЯЛЬНОСТЬ И БУНТ .
«Magister Ludi» повествует о любви , жалости и понимании , развивая эти темы в фугах и арабесках - формах , столь близких музыкальной душе немцев . Концепции , с которыми работает Гессе , испытывают влияние индуизма , китайского даосизма , дзен - буддизма и даже математики , но все они собраны Гессе как ваятелем в чистейшую форму , подобную фугам Баха или картинам Леонардо де Винчи .
« Паломничество в страну Востока « заканчивается странным СИМВОЛОМ : автор находит в архивах Братства статуэтку . Оказывается , что эта маленькая фигурка имеет природу гермафродита или андрогина , но , прежде чем узнать об этом , Гессе приходится пройти через множество испытаний . Одно из них связано с собакой , овчаркой по имени Неккер , а второе состоит во встрече со слугой Лео . Из всех работ Гессе « Паломничество в страну Востока « - наиболее насыщенная ГЕРМЕТИЗМОМ .
Гессе высказал предположение , что КУНДАЛИНИ на самом деле олицетворяет знание . И добавил , что в сущности , ЙОГА является СРЕДСТВОМ , при помощи которого животное ( ? ! ) может подняться на более высокий план , не сознательно , но в ПРОЦЕССЕ , подобном АЛХИМИЧЕСКОМУ . Практиковал ли он ЙОГУ ?
- Только дыхательную … я следовал скорее китайским , нежели индийским методам . На Западе , как я думаю , не только сложно , но и опасно ПРАКТИКОВАТЬ ЙОГУ , потому что атмосфера здесь не способствует упражнениям , требующим полного уединения . Настоящую Йогу можно практиковать только в Индии .
Гессе умер очень неожиданно . Он был очень болен .
Шесть лет он страдал от лейкемии , но не знал об этом .
Хотя временами , когда он был очарован природой , стоя в сумерках или под светом луны , он понимал , что прощается с жизнью . Он чувствовал , что конец близок .
Несколько дней он работал над стихотворением и закончил его лишь в вечер перед смертью . Он умер во сне .
Стихотворение было о старом дереве , он гадал , сможет ли повидать его в следующем году .
Последнее стихотворение Гессе :
Скрип сломанной ветви
Расколотая сломанная ветвь ,
Свисает год за годом ,
Сухо скрипит на ветру свою песнь ;
Без листьев , без коры ,
Голая , блеклая , уставшая
От долгой жизни
И затянувшейся смерти.
Ведёт настойчиво глухой напев ,
Скрипит упрямо , скрывая страх .
И снова лето .
И снова долгая зима . »
Гессе изобразил в этом стихотворении себя самого .
В конечном счёте поэт также как и писатель описывает мир , который он усматривает внутри себя .
Когда происходят озарения , он видит всё яснее , используя при этом не только свой словарный запас , но и те представления о мире , которые он усвоил .
Больше негде ему черпать сведения о себе .
Он описывает только те части бездны , которые смог разглядеть в своём предельном напряжении .
« Бездны внутри человеческой личности « , которые
« литература высвечивает « , о чём сказал
Папа Римский Франциск на двенадцатом году своего понтификата , 17 июля 2024 , в Риме , в Латеранской базилике , противопоставляя литературе откровение :
« Литература высвечивает бездны внутри человеческой личности , в то время как откровение , а затем и теология берут на себя задачу показать , как Христос входит в эти глубины и освещает их . « .
М . Серано продолжает в « Герметическом круге « :
« Друг детства Гессе , духовник Вёльтер , проводил отпуск в долине Энгадин , когда умер Гессе .
Они , бывало , подолгу спорили о Лютере - к нему Герман не питал особой любви .Вёльтер прибыл в Монтаньолу на похороны Германа Гессе , и читал проповедь на его могиле . Это было впечатляющее зрелище - его высокая тонкая фигура ; он проводил ритуал , который , казалось , был предначертан ему - ведь они так долго были в дружбе с Германом Гессе . На день рождения Гессе , всего за несколько недель до смерти , ему прислали рисунок , понравившийся ему . Цветной рисунок , изображающий летящую к небесам птицу . Гессе подолгу рассматривал этот рисунок , как будто он и вправду сам был птицей .
Герман Гессе был немцем до глубины души - последним в романтической династии Гёльдерлина .
Работа Юнга была слишком упрямой и драматичной , чтобы не продлиться в будущее . Как человек , ОЖИВИВШИЙ труды гностиков и алхимиков , ОН САМ ДОЛЖЕН БЫЛ СТАТЬ ЧАСТЬЮ ИХ МИСТЕРИЙ , даже если изначально хотел отмежеваться от них . Потому что ни гностики , ни алхимики НЕ ТВОРИЛИ СИМВОЛЫ ради психологического анализа , но лишь РАДИ МАГИИ . А потому , даже сражаясь с этим , Юнг неизбежно должен был СТАТЬ МАГОМ , желающим проникнуть за пределы официальной науки своего времени … он осознавал это , когда говорил , что только ПОЭТЫ могли бы его понять . В ФИЛОСОФИИ АЛХИМИИ существует идея Soror Mystica , Мистической Сестры , которая работает вместе с алхимиком , когда он смешивает в ретортах ВЕЩЕСТВА . ОНА находилась при нём всё время , на протяжении ВСЕГО ДЛИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СЛИЯНИЯ , и в конце концов происходит МИСТИЧЕСКАЯ СВАДЬБА , включающая СОТВОРЕНИЕ АНДРОГИНА . СВАДЬБА не может произойти без присутствия женщины , то есть без психической встречи СЕСТРЫ и АЛХИМИКА .
В процессах индивидуации , выработанных в ЛАБОРАТОРИЯХ ЮНГИАНСТВА МЕЖДУ ПАЦИЕНТОМ И АНАЛИТИКОМ ПРОИСХОДИЛО ТО ЖЕ СЛИЯНИЕ .
Между ними появлялись ОБРАЗЫ И СНЫ , СТАНОВЯСЬ ОБЩИМИ ДЛЯ ОБОИХ - потом нельзя было вспомнить , кто из них первым СОЗДАЛ тот или иной ОБРАЗ .
Такой ПСИХИЧЕСКИЙ СОЮЗ недостижим в обычной любви , даже если оба любовника жаждут полного сияния :
они никогда не смогут видеть общий сон , всегда будет что - то , разделяющее их . Только МИСТИЧЕСКАЯ СВАДЬБА способна закрыть эту брешь . Юнг сказал , что ПСИХИЧЕСКИЙ СОЮЗ может пройти только в духе любви , потому что лишь тогда можно без страха идти на риск .
Тем не менее ЛЮБОВЬ В ПСИХИЧЕСКОМ СОЮЗЕ СЛОЖНА И ОПАСНА ; это любовь без любви , противоречащая законам физического творения и истории . ЭТО ЛЮБОВЬ ЗАПРЕТНАЯ , достижимая лишь вне брачных отношений , приводит к рождению дитя не плоти , но духа или воображения . Это слияние противоположных факторов психе обоих любовников ; это процесс МАГИЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЦИИ . Такая ЛЮБОВЬ , не исключает физической любви , но физическое превращается в РИТУАЛ .
Исключается именно обоюдное сексуальное наслаждение .
Лучше всего объяснить эту непростую идею через рассмотрение ТАНТРИЧЕСКИХ практик Индии , посредством которой МАГИ СИДДХОВ старались достичь ПСИХИЧЕСКОГО СОЮЗА . РИТУАЛЫ ТАНТРЫ сложны и таинственны .
Посвящаемый должен быть девственником , а женщина обычно была одной из священных ХРАМОВЫХ ПРОСТИТУТОК .
Что на самом деле обозначает НЕВИННОСТЬ .
Требовался период долгой подготовки перед КУЛЬМИНАЦИЕЙ РИТУАЛА . Мужчина и женщина уходили вместе в лес , жили как брат с сестрой , как АЛХИМИК И ЕГО СЕСТРА .
Обмениваясь идеями , образами и словами . Они спали на одной постели , но не касались друг друга . Только после месяцев подготовки совершалась последняя ТАНТРИЧЕСКАЯ МЕССА , во время которой пили вино , ели мясо и зерно , и , наконец , совершали Майтхуну , или МИСТИЧЕСКИЙ КОИТУС .
Это действо было кульминацией долгого процесса СУБЛИМАЦИИ , в котором ПЛОТЬ менялась и преображалась , подобно тому как алхимический свинец обращают в золото , а ПОЛОВОЙ АКТ на деле был нужен , чтобы РАЗЖЕЧЬ МИСТИЧЕСКИЙ ОГОНЬ в основании СПИННОГО ХРЕБТА .
Это НЕУГАСИМЫЙ ОГОНЬ - ПРОДУКТ НАИВЫСШЕЙ ЛЮБВИ , но он совершенно ничего общего не имеет с обычным половым актом , в котором НЕЧТО УМИРАЕТ , чтобы РОДИТЬ НОВУЮ ЖИЗНЬ ВО ПЛОТИ . В ЭТОЙ ЛЮБВИ ДЕЙСТВУЕТ ДУХ СМЕРТИ , И РОЖДАЕТ ЖИЗНЬ ДУХА .
Женщина является ЖРИЦЕЙ МАГИЧЕСКОЙ ЛЮБВИ , ЕЁ ЗАДАЧА - ПРИКОСНОВЕНИЕМ ПРОБУДИТЬ ЧАКРЫ ТАНТРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ , который , таким образом , окажется способным дотянуться до новых уровней сознания , пока не будет достигнута ТОТАЛЬНОСТЬ .КОНЕЧНОЕ НАСЛАЖДЕНИЕ , получаемое им - это не строго воспрещённое здесь извержение семени , но НАСЛАЖДЕНИЕ ВИДЕНИЯ , ОТКРЫТИЕ ТРЕТЬЕГО ГЛАЗА , который СИМВОЛИЗИРУЕТ СЛИЯНИЕ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ .
Мужчина не извергает семя , но ОПЛОДОТВОРЯЕТ СЕБЯ , и таким образом СОХРАНЯЕТСЯ ПРОЦЕСС ТВОРЕНИЯ И ОСТАНАВЛИВАЕТСЯ ВРЕМЯ . ПЛОДОМ ТАКОЙ ЗАПРЕТНОЙ ЛЮБВИ СТАНЕТ АНДРОГИН , ТОТАЛЬНЫЙ МУЖЧИНА , все ЧАКРЫ которого , или ЦЕНТРЫ СОЗНАНИЯ ПРОБУЖДЕНЫ .
Это встреча с САМОСТЬЮ . Последний ЦВЕТОК ДУШИ НА ОСТРОВЕ 5000 лет назад … Когда этот ОБРЯД ЛЮБВИ БЕЗ ЛЮБВИ СОВЕРШЁН , мужчина и женщина разделены .
Теперь они завершены и индивидуализированы .
В этой ТАНТРИЧЕСКОЙ МЕССЕ мужчина вступает в брак со своей Anima , а она с Animus . Смотря на длинный шрам , оставленный НЕБЕСНЫМ ОГНЁМ , можно понять его как знак того , что Юнг достиг ЦЕНТРА ВСЕЛЕНСКИХ СИЛ .
ПРИРОДА ОТВЕТИЛА , ОНА БЫЛА ВЗВОЛОВАНА .
ЭТО БЫЛ СИНХРОНИЗМ … «
( Вот и предшественник Гарри Поттера ! )
А вот что говорит сам Юнг о книгах таких авторов как Герман Гессе и Томас Манн , как
«… уже завершёнными для появления в мире , как Афина Паллада , вышедшая из головы Зевса . Эти произведения , очевидно , овладели автором : ЕГО РУКОЙ ВОДЯТ , А ПЕРО ПИШЕТ НЕЧТО , НА ЧТО ОН СМОТРИТ С НЕСКРЫВАЕМЫМ УДИВЛЕНИЕМ . Тут автор уже не идентичен процессу ТВОРЕНИЯ : он осознаёт , что подчинён работе и является не её руководителем , а как бы ВТОРЫМ АВТОРОМ ; или как будто ДРУГАЯ ЛИЧНОСТЬ попала вместе с ним в МАГИЧЕСКИЙ КРУГ ЧУЖОЙ ВОЛИ … поразительным примером является
« Заратустра « Ницше , где автор сам наблюдает , как « один становится двумя « . ( раздвоение личности , именуемое ещё шизофренией ! )
… Бездна , разделяющая первую и вторую части « Фауста « демонстрирует различие между психологическим и провидческим видами художественного творчества . Во второй части всё перевернуто .
Опыт , лёгший в основу художественного выражения , более не узнаваем . Есть нечто странное во всём этом , берущем начало на задворках человеческой мысли , происходящем , кажется , из глубин доисторической эпохи или из СВЕРХЧЕЛОВЕЧЕСКОГО МИРА , где противопоставлены СВЕТ И ТЬМА .
Это первичный опыт , который не поддаётся человеческому пониманию . И жертвой которого оно из - за своей слабости может легко стать .
Сама колоссальность опыта придаёт ему ценность и силу воздействия . Концентрированный , полный значения и леденящий кровь своей чужеродностью , он поднимается из глубин безвременья , захватывающий , ДЕМОНИЧЕСКИЙ и гротескный , он подрывает человеческие ценности и эстетические нормы , запутанный клубок первобытного хаоса ,
сriтеп lаesae majestatis humanae **
Обвиняемый в оскорблении человеческого величия ( лат . ) .
Итак , очередная глава « Игры в бисер « Гессе , о дихотомии , означенной как « Два полюса « :
( и он честен ,этот Герман Гессе , или тот , кто водит его рукой , так что стоит почитать о том , о чём размышляют в адских безднах , не как истину , а как заменитель истины - « правду « , которая у всех своя . ) :
« … Годичная Игра , поныне известная под названием
« Китайский дом « и нередко цитируемая , вознаградила Кнехта и его друга ( Тегуляриуса ) за их труды , а Касталии и её администрации подтвердила правильность признания Кнехта на высшую должность . Снова довелось Вальдцелю , деревне игроков и элите испытать радость блестящего и волнующего празднества , давно уже не была годичная Игра таким событием , как на сей раз , когда самый молодой и вызывавший больше всего толков магистр должен был впервые публично показаться и показать , на что он способен , а Вальдцель - возместить прошлогодний урон и провал . На этот раз никто не был болен , и великой церемонией руководил … безмолвно , неприступно , как настоящий ПЕРВОСВЯЩЕННИК , в бело - золотом облачении главной фигуры на праздничной шахматной доске символов чествовал магистр ( Кнехт ) своё - и своего друга - ( Тегуляриуса ) творение ; излучая спокойствие , силу и достоинтство , отрешённый от мирской суеты , появился он в актовом зале среди многочисленных причетников , ритуальными жестами открывал акт за актом своего действа , светящимся золотым грифелем изящно наносил знак за знаком на маленькую доску , перед которым стоял , и тотчас же эти же знаки шифра Игры , во сто раз увеличенные , появлялись на исполинском щите задней стены зала , шёпотом повторялись по складам тысячами голосов , громко выкликались дикторами , рассылались телеграфистами по стране и по всему миру ; и когда он в конце первого акта , начертав на доске итоговую его формулу , внушительно и величаво дал указание для медитации , положил грифель и сел , приняв образцовую для самопогружения позу , - тогда не только в этом зале , в посёлке игроков и в Касталии , но и в разных краях земли приверженцы Игры БЛАГОГОВЕЙНО присели для этой же медитации и пробыли в ней до той минуты , когда в зале поднялся со своего сиденья магистр .
Всё было так , как бывало множество раз , и , однако , всё было трогательно и ново . Отвлечённый и с виду вневременной мир Игры был достаточно гибок , чтобы реагировать на ум , голос , темперамент и почерк определённого человека , личности сотнями оттенков , а личность достаточно крупна и развита , чтобы не считать свои идеи важнее , чем неприкосновенная автономия Игры ; помощники и партнёры , элита , ПОВИНОВАЛИСЬ КАК ХОРОШО ВЫМУШТРОВАННЫЕ СОЛДАТЫ , и всё - таки каждый из них в отдельности , даже если он только отвешивал с другими поклоны или помогал управляться с занавесом вокруг погруженного в медитацию мастера , вёл , казалось , творимую своим собственным вдохновением Игру . А толпа огромная , переполнявшая зал и весь Вальдцель масса людей , тысячи душ , совершавшие вслед за мастером фантастическое ритуальное шествие по бесконечным и многомерным воображаемым пространствам Игры , давала празднику тот основной аккорд , тот глубокий , вибрирующий бас , который для простодушной части собравшихся составляет самое лучшее и едва ли не единственное событие ПРАЗДНИКА , но и искушённым виртуозам Игры , критикам из элиты , причетникам и служащим , вплоть до руководителя и магистра , тоже внушает БЛАГОГОВЕЙНЫЙ ТРЕПЕТ …
То было величавое ВЕЛИЧАВОЕ ТОРЖЕСТВО , ( ЭТА ГРАНДИОЗНАЯ МИСТЕРИЯ , подобная древней Элевсинской , хотя имеет название : Китайский дом « , но все части этой мистерии скрыты , Игра в Бисер - меняет участников , могу предположить ) это чувствовали и признавали даже посланцы внешнего мира , и немало новых последователей было навсегда завоёвано для Игры в эти дни . Странно , однако , звучат слова , в которых Йозеф Кнехт по окончании десятидневного праздника выразил своё впечатление от него своему другу Тегуляриусу .
- Мы можем быть довольны , - сказал он . - Да , Касталия и Игра в Бисер чудесные вещи . Они чуть ли не само совершенство . Только они , может быть , слишком хороши , слишком прекрасны . Они так прекрасны , что , пожалуй , нельзя глядеть на них без страха за них .
Не хочется думать о том , что их , как всего , не станет когда - нибудь . И всё - таки думать об этом надо .
Это дошедшее до нас высказывание вынуждает биографа ( биограф - это сам Гессе ,и он утверждает это в книге
« Путешествие в Страну Востока « ) подойти к той щекотливейшей и таинственнейшей части своей задачи , которой он предпочёл бы ещё некоторое время не касаться , чтобы сперва спокойно и со вкусом , как то можно позволить себе , повествуя о ясных и однозначных обстоятельствах , довести до конца свой отчёт об успехах Кнехта , об его образцовом правлении и блистательном апогее . Однако нам кажется неправильным и неподобающим нашему предмету не признать и не выявить ДВОЙСТВЕННОСТИ ИЛИ ПОЛЯРНОСТИ в натуре и жизни ДОСТОЧТИМОГО ( подобно досточтимости патера Иакова из ордена бенедиктинцев , но подобие это внешнее , внутреннее же содержание этого термина загадочно !!! ) мастера уже в тот момент , когда она ещё никому , кроме Тегуляриуса , видна не была . Нет , теперь нашей ЗАДАЧЕЙ будет , наоборот , отмечать и подчёркивать эту раздвоенность , или , лучше сказать , эту непрестанно пульсирующую полярность в душе Кнехта , как нечто органичное и характерное для нашего досточтимого . Автору , который счёл бы позволительным написать биографию касталийского магистра совсем как житие святого ad majorem gloriam Castaliae ( для вящей славы Касталии - лат . ) было бы весьма нетрудно построить рассказ о магистерских годах Кнехта целиком , за исключением только их последних минут , как хвалебный перчень заслуг , доблестей и успехов . Нет такого мастера Игры , считая даже магистра Людвига Вассермалера , жившего в самую светлую для Игры эпоху , чьи жизнь и правление показались бы историку , который придерживается только документированных фактов , более безупречными и похвальными , чем жизнь и правление магистра Кнехта . Однако это правление закончилось совершенно необычным , сенсационным , а на взгляд многих , даже скандальным образом , и конец этот не был ни случайностью , ни несчастным случаем , а был совершенно закономерен , и в нашу задачу входит показать , что он отнюдь не противоречит блестящим и славным делам и успехам нашего досточтимого . Кнехт был великим и образцовым исполнителем и представителем своей высокой должности , мастером Игры без упрёка .
Но он видел и ощущал блеск Касталии , которому служил , как нечто подверженное опасности и убывающее , он не жил в нём , в отличие от большинства своих сограждан , наивно и беспечно , а , зная его происхождение и его историю , смотрел на него как на историческое образование , подвластное времени , захлёстываемое и потрясаемое его безжалостной мощью . Эта пробуждённость к живому чувству хода истории и это ощущение собственной личности и собственной деятельности как влекомой и содеятельной частицы в общем потоке становлений и перемен созрели в нём и были осознаны им благодаря его занятиям историей и под влиянием великого отца Иакова ; но задатки и предпосылки для этого существовали гораздо раньше , и тот , для кого личность Йозефа Кнехта действительно ожила , кто действительно постиг своеобразие и смысл этой жизни , тот легко обнаружит эти задатки и предпосылки . Человек , который в один из самых лучезарных дней своей жизни , в конце своей первой торжественной Игры после необыкновенно удачной и внушительной демонстрации касталийского духа сказал :
« Не хочется думать о том , что Касталии и нашей Игры не станет когда - нибудь , и всё - таки думать об этом надо « , - этот человек сызмала и в ту пору , когда он ещё отнюдь не был посвящён в науку истории , носил в себе мироощущение , которому были знакомы бренность всего возникающего и проблематичность всего сотворённого человеческого духом . Возвращаясь к его детским и школьным годам , мы обращаем внимание на сведения , что всякий раз , когда из Эшгольца исчезал какой - нибудь однокашник , разочаровавший учителей и отосланный из элиты в обычную школу , он испытывал глубокую подавленность и тревогу .
Ни об одном из этих выбывших нет сведений , что тот был в личной дружбе с юным Кнехтом ; волновали и угнетали Кнехта тревожной болью не уход , не исчезновение определённых лиц . Причиняло ему эту боль некое потрясение его детской веры в незыблемость касталийского уклада и касталийского совершенства .
В том , что существовали мальчики и юноши , которые , сподобившись счастья и БЛАГОДАТИ быть принятыми в элитные школы Провинции , упускали и проматывали эту БЛАГОДАТЬ , - для него , ОТНОСИВШЕГОСЯ К СВОЕМУ ПРИЗВАНИЮ С ТАКОЙ СВЯЩЕННОЙ СЕРЬЁЗНОСТЬЮ , таилось в этом что - то потрясающее , свидетельство могущества некасталийского мира . Возможно также - доказать это нельзя , - что подобные случаи пробудили в мальчике первые сомнения в непогрешимости Педагогического ведомства .
Поскольку оно то и дело принимало в Касталию таких учеников , от которых вскоре должно было избавляться .
Так или иначе , играла ли какую - то роль и эта мысль , то есть первая попытка критического отношения к авторитету , каждое посрамление и отчисление элитного ученика воспринималось мальчиком не только как несчастье , но и как неприличие , как бросающиеся в глаза уродливое пятно , наличие которого уже само по себе было упрёком и возлагало ответственность на всю Касталию . Тут - то , нам кажется , и коренится это чувство потрясения и растерянности , овладевавшее в таких случаях школьником Кнехтом . За пределами Провинции существовали мир и жизнь , которые противоречили Касталии и её законам , не укладывались в здешние понятия и нравы и не могли быть ими обузданы и утончены . И конечно , он знал , что этот мир есть и в его собственном сердце . У него тоже были порывы , фантазии и влечения , противоречившие законам , которым он подчинялся , порывы , поддававшиеся укрощению лишь постепенно и с великим трудом . У иных школьников эти порывы приобретали , значит , такую силу , что одерживали верх над любыми увещеваниями и наказаниями и возвращали охваченных ими из элитного мира Касталии в тот , другой мир , где царили не ДИСЦИПЛИНА и ДУХОВНОСТЬ , а ИНСТИНКТЫ , и который представлялся РАДЕВШИМ О КАСТАЛИЙСКОЙ ДОБРОДЕТЕЛИ то страшной преисподней , то соблазнительной площадкой для игр и гулянья . В ходе поколений МНОЖЕСТВО СОВЕСТЛИВЫХ ЮНОШЕЙ УЗНАЛО ПОНЯТИЕ ГРЕХА В ЭТОЙ КАСТАЛИЙСКОЙ ФОРМЕ А много лет спустя , уже взрослым человеком и любителем истории , ему довелось ведь узнать и подробнее , что ИСТОРИЯ НЕ ВОЗНИКАЕТ БЕЗ МАТЕРИАЛА И ДИНАМИКИ ЭТОГО ГРЕХОВНОГО МИРА ЭГОИЗМА И СТРАСТЕЙ , И ЧТО ДАЖЕ ТАКАЯ ТОНЧАЙШАЯ СТРУКТУРА , КАК ОРДЕН , РОЖДЕНА ЭТИМ МУТНЫМ ПОТОКОМ И БУДЕТ ИМ КОГДА - НИБУДЬ СНОВА ПОГЛОЩЕНА .
В основе , стало быть , всех треволнений , стремлений , потрясений кнехтовской жизни лежала проблема Касталии , причём проблема эта никогда не была для него лишь умственной , а всегда задевала его за живое , как ни одна другая , и он всегда сознавал свою ответственность за неё . ОН ( КНЕХТ ) ПРИНАДЛЕЖАЛ К ТЕМ НАТУРАМ , КОТОРЫЕ МОГУТ ЗАХВОРАТЬ , ЗАЧАХНУТЬ И УМЕРЕТЬ ОТ ТОГО , ЧТО ВИДЯТ КАК ЗАБОЛЕВАЕТ И СТРАДАЕТ ВНУШАЮЩАЯ ИМ ЛЮБОВЬ И ВЕРУ ИДЕЯ , ЛЮБИМОЕ ИМ ОБЩЕСТВО И ОТЕЧЕСТВО «
Здесь можно увидеть генезис Ордена , конец этого Ордена …
По существу можно интерпретировать жизнь Йозефа Кнехта как антихристологию , а его именно как антихриста .
Взяты символы и язык христианства , которые так хорошо были знакомы самому Герману Гессе .
Антихрист , который умирает за одного мальчика .
А В КОНЕЧНОМ ИТОГЕ - ЗА ИДЕЮ .
Идея жертвы , доведённая до минимума .
РОЛЬ Христа … Роль бога , ставшего человеком …
Роль сверхчеловека …
« … ПРОСЛЕЖИВАЯ ЭТУ НИТЬ дальше , мы обращаем внимание на начало вальдцельской жизни Кнехта , на его последние школьные годы и его знаменательное знакомство с учеником - вольнослушателем Дезиньори … Эта встреча пламенного приверженца касталийского идеала с жизнелюбом Плинио была не только пылкой и памятной , она была также очень важным и символическим событием для школьника Кнехта . Ведь тогда ему была навязана та столь же значительная , сколь и трудная роль , которая , хотя её как бы подкинул ему случай , до того соответствовала всему его складу , что впору сказать , что дальнейшая его жизнь была не чем иным , как продолжением этой роли и всё более ПОЛНЫМ ВРАСТАНИЕМ в неё , в ту РОЛЬ защитника и представителя Касталии , которую он лет десять спустя снова сыграл перед отцом Иаковом и как магистр Игры играл до конца , - защитника и представителя Ордена и его законов , но защитника , всегда искренне готового и старавшегося поучиться у противника и заинтересованного не в замкнутости , не в косной изоляции Касталии , а в её живом взаимодействии , в её диалоге с внешним миром .
То , что в духовном и ораторском соревновании с Дезиньори было ещё отчасти ИГРОЙ , стало позднее , с таким серёзным противником и другом , как Иаков , делом нешуточным , и перед обоими партнёрами Кнехт был на высоте , он РОС БЛАГОДАРЯ ИМ , УЧИЛСЯ У НИХ ( своего рода « Русалочка « , желающая пройти страдания , чтобы стать человеком !!! ) он В БОРЬБЕ И ОБЩЕНИИ с ними не меньше давал , чем брал , и в обоих случаях хоть и не побеждал противника - да это ведь и с самого начала не было целью борьбы , - но ДОБИВАЛСЯ ОТ НЕГО ПОЧЁТНОГО ПРИЗНАНИЯ СВОЕЙ ПЕРСОНЫ , А ТАКЖЕ ПРЕДСТАВЛЯЕМОГО В СВОЁМ ЛИЦЕ ИДЕАЛА И ПРИНЦИПА .( желание , чтобы его принцип и идеал были бы приняты не просто людьми , а именно представителями христианства и земной элиты )
Даже если бы диалог с учёным бенедиктинцем не привёл непосредственно к практическому результату - учреждению полуофициального представительства Касталии при ПАПСКОМ ПРЕСТОЛЕ , - он стоил бы большего , чем о том подозревало большинство касталийцев .
И благодаря исполненной духа соревнования дружбе с Дезиньори , и благодаря дружбе с мудрым старым патером Кнехт , вообще - то в близкие отношения с внекасталийским миром никогда не вступавший , ПРИОБРЁЛ ТАКОЕ ЗНАНИЕ ЭТОГО МИРА , , или , вернее , ТАКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О НЁМ , каким в Касталии ( читай : на Олимпе ) , конечно , мало кто обладал .
Если не считать пребывания в Мариафельсе
( бенедиктинском монастыре ) , которое с настоящей мирской жизнью тоже ведь не могло его познакомить , он никогда этой жизни не видел и никогда ею не жил , кроме как и раннем детстве , но благодаря Дезиньори , благодаря Иакову и занятиям историей он получил яркое представление о действительности , представление , сложившееся в основном интуитивно и почти не подкреплённое опытом , но сделавшее его более сведущим и более открытым миру , чем большинство его касталийских сограждан , не исключая и начальства . Он всегда был и оставался истинным , правоверным касталийцем , но никогда не забывал , что Касталия - это всего лишь часть , маленькая часть мира , пусть даже самая ценная и любимая . А как обстояло дело с его дружбой с Фрицем Тегуляриусом , человеком тяжёлого и сложного характера , утончённым артистом Игры , избалованным и боязливым только - касталийцем , которому тогда , во время его краткого визита в Мариафельс , стало так не по себе , так томительно среди грубых бенедиктинцев , что он , по его уверению , не смог бы прожить там и недели и бесконечно восхищался своим другом , преспокойно прожившим там два года …
В чём корень этой многолетней дружбы и что она означает ? ни в одном дружеском союзе Кнехта , за исключением разве что с бенедиктинцем , он не был ищущей , домогающейся и нуждающейся стороной . Он привлекал к себе , вызывал восхищение , зависть и любовь просто своим внутренним благородством , и , начиная с определённой ступени своего « пробуждения « , он знал за собой этот дар .
И в первые же студенческие годы им восхитился и стал добиваться его расположения Тегуляриус , но Кнехт всегда держал его на некотором расстоянии от себя …
Он был всегда искренне привязан к своему другу … привлекательна для Кнехта была не только необыкновенная одарённость Тегуляриуса , не только его неутомимая гениальность , открытая в свою очередь всем проблемам Игры . Глубокий и постоянный интерес Кнехта относился не только к большому дарованию друга , в такой же мере он относился к его недостаткам , к его болезненности , как раз ко всему тому , чем отпугивал и часто раздражал Тегуляриус других вальдцельцев . Странный этот человек был до такой степени касталийцем , всё его существование было бы вне Касталии настолько немыслимо и в такой мере обуславливалось её атмосферой и образованностью , что , если бы не эта его нескладность и странность , его можно было бы назвать прямо таки типичнейшим касталийцем .
И всё же этот типичнейший касталиец плохо ладил со своими товарищами , не был любим ни ими , ни начальниками , ни служащими , постоянно мешал всем , то и дело вызывал нарекания и , наверно , без заступничества и руководства своего храброго и умного друга рано погиб бы . То , что называли его болезнью , было , в общем - то , пороком , строптивостью , недостатком характера , глубоко иерархическим , совершенно индивидуалистическим умонастроением и поведением ; он подчинялся существующему порядку как раз в той мере - не больше , в какой это требовалось , чтобы его вообще терпели в Ордене . Хорошим , даже блестящим касталийцем он был постольку , поскольку обладал разносторонним умом , был неутомимо и ненасытно прилежен в науках и в искусстве Игры ; но очень посредственным , даже плохим касталийцем был он по характеру , по своему отношению к иерархии и орденской морали . Величайшим его пороком было всегдашнее легкомысленное манкирование медитацией ; ведь цель её - указать индивидууму его место , и добросовестные занятия ею вполне могли бы вылечить Тегуляриуса от его нервной болезни , ибо в малом обёме и в частных случаях она бывала целительна всякий раз , когда после какого - нибудь очередного периода скверного поведения , возбуждённости или мелахолии начальство наказывало его принудительными и строгими медитационными упражнениями по надзором - средство , к которому часто приходилось прибегать и доброжелательному , щадившему друга Кнехту .
Нет , Тегуляриус был человек своенравный , капризный , не способный подчиняться чему - либо по - настоящему , то и дело , правда , блиставший умом , обворожительный в те вдохновенные часы , когда сверкало его пессимистическое остроумие и никто не мог устоять перед смелостью и мрачноватым порой великолепием его идей , но по сути неизлечимый , ибо совсем не хотел исцеления , ни во что не ставил гармонию и упорядоченность , ничего так не любил , как свою свободу , своё вечное студенчество , и предпочитал всю жизнь быть страдальцем , не признающим законов , неуживчивым обиночкой , гениальным чудаком и нигилистом , вместо того чтобы приспособиться к иерархии и обрести покой . Он не ценил покоя , ни во что не ставил иерархию , ему наплевать было на осуждение и изоляцию . В общем , он был весьма неприятным и даже несносным существом для общества , идеал которого – гармония и порядок ! Но именно благодаря этой нескладности и несностности он был в столь светлом и упорядоченном мирке постоянным , живым источником беспокойства , упрёком , возбудителем новых , смелых , запретных мыслей , бодливой , непослушной овцой в стаде .
И несмотря ни на что , приобрёл такого друга , как Кнехт .
Слов нет , в отношении Кнехта к нему всегда играли какую - то роль и сочувствие и рыцарское отношение к находящемуся в опасности и несчастному другу .
Но этого не хватило бы , чтобы и после возведения Кнехта в чин мастера , при его перегруженности работой , обязанностями и ответственностью , поддерживать эту дружбу … в жизни Кнехта Тегуляриус был не менее необходим и важен , чем Дезиньори и патер в Мариафельсе , а необходим и важен был он , подобно тем двум , как ВОЗБУЖДАЮЩЕЕ НАЧАЛО , КАК ОКОШКО , ОТКРЫВАЮЩЕЕ НОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ . В этом странном друге Кнехт , как нам кажется , почуял , а со временем и распознал представителя некоего типа , типа , ещё не существовавшего на свете , кроме как в виде этого предвестника , - такими касталийцы когда - нибудь стали бы , если бы никакие новые столкновения и импульсы не обновили и не укрепили касталийскую жизнь .
Тегуляриус был , как большинство одиноких гениев , предвестником . Он воистину жил в Касталии , которой ещё не было , но которая могла появиться завтра , в Касталии , ещё более отгороженной от мира , разложившейся , оттого что одряхлела и ослабела МЕДИТАТИВНАЯ МОРАЛЬ Ордена , в мире , где всё ещё были возможны высочайшие взлёты духа и самозабвеннейшая преданность высшим ценностям , но где у высокоразвитой и вольной духовности не было уже других целей , кроме любования собственной изощрённостью . Тегуляриус был для Кнехта одновременно воплощением высочайших касталийских способностей и предостерегающим предзнаменованием их деморализации и гибели … вырождение Касталии в сказочной царство , населённое сплошь Тегуляриусами , надо было предотвратить … Стоило лишь Касталии , насколько знал её Кнехт , чуть выше поднять стены своей аристократической изолированности , стоило ослабеть орденской дисциплине , упасть иерархической морали , как Тегуляриус перестал бы быть чудаком - одиночкой , а стал бы представителем вырождающейся и гибнущей Касталии … этот касталиец будущего ; он был для чуткого Кнехта таким же симтомом и предостережением , каким была бы для умного врача первая жертва ещё неизвестной болезни . А ведь Фриц не был человеком заурядным , он был аристократом , талантом высокой пробы . Если бы эта ещё неизвестная болезнь когда - нибудь распространилась и изменила облик гражданина Касталии , если бы Провинция и Орден склонились бы когда - нибудь к вырождению и упадку , то эти касталийцы будущего не были бы сплошь Тегуляриусами , они не обладали бы его дивными дарованиями , его меланхолической гениальностью , его сверкающим артистизмом , - нет , большинство из них отличалось бы только его ненадёжностью , его готовностью отдаться Игре , его дисциплинированностью и неуживчивостью .
В тревожные часы у Кнехта бывали , наверно , такие мрачные видения и предчувствия , преодолевать которые то раздумьем , то повышенной деятельнсотью стоило ему , конечно , немалых сил . Как раз случай Тегуляриуса и даёт особенно хороший и поучительный пример того , как старался Кнехт преодолеть , не уклоняясь , всё сложное , трудное и болезненное , встречавшееся на его пути . Без его бдительности , заботливости и воспитующего руководства не только , наверно , рано погиб бы его находившийся в опасности друг , но из - за Фрица ещё и конца не было бы , несомненно , вским неладам и предрягам в деревне Игры , которых и так - то хватало с тех пор , как тот вошёл в тамошнюю элиту . Искусством , с каким магистр ухитрялся не только как - то держать в руках своего друга , но и ставить его таланты на службу Игре в Бисер , и добиваться от них свершений , бережностью и терпением , с какими он сносил и преодолевал капризы и чудачества Фрица , неутомимо взывая к самому драгоценному в нём , - всем этим мы не можем не восхищаться как образом обхождения с людьми … ( Тегуляриус - соавтор « Китайского дома « ) . Кнехт , сумев при всей безалаберности своего друга Фрица найти для него поприще , обогатил духовное достояние и историю Вальдцеля несомненными ценностями восхищенную , восторженную любовь к сильной игармоничной личности магистра , к его величавости . Кнехт хорошо знал не только за Фрицем , но и за многими своими соперниками и учениками и всегда больше на ней , чем на своём высоком чине , строил авторитет и власть , которыми он , несмотря на свою доброту и уступчивость , оказывал на весьма многих давление . Он отлично чувствовал , чего можно добиться ласковой речью или словом одобрения и отстранённостью , невниманием .
( может быть это и была Муштра , желание и Тегуляриуса сделать солдатом )
Теперь ещё раз о ДВУХ ПОЛЮСАХ :
« Двумя главными тенденциями , или полюсами , этой жизни , её Инь и Ян , были тенденция охранять , хранить верность , самоотверженно служить иерархии и , с другой стороны , тенденция « пробудиться « , продвинуться , схватить и понять действительность .
Для правоверного и готового к служению Йозефа Кнехта Орден , Касталия и Игра в Бисер были чем - то священным и абсолютно ценным ; для пробуждающегося , прозорливого , устремлённого вперёд они были несмотря на их ценность , возникшими завоёванными , изменчивыми в своём укладе , подверженными опасности старения , бесплодия и гибели образованиями , идея которых всегда оставалась для него неприкосновенно - священной . Он служил духовному содружеству , восхищаясь его силой и смыслом , но видя , как опасна его склонность смотреть на себя как на самоцель , забыть о задаче сотрудничества со всей страной и всем миром и в конце концов погрязнуть в своей блестящей , но обречённой на всё большее бесплодие оторванности от всей совокупности жизни . Опасность эту он предчувствовал в те ранние годы , когда не решался и побаивался целиком отдаться Игре , опасность эта становилась ему всё яснее в дискуссиях с монахами и особенно с отцом Иаковом , сколь храбро ни защищал он от них Касталию ; а вернувшись в Вальдцель и став магистром , он то и дело замечал симптомы этой опасности в добросовестной , но отрешённой от мира и чисто формальной работе многих учреждений и своих собственных служащих , в талантливом , но надменном мастерстве своих репетиторов и не в последнюю очередь в столь же трогательной , столь и страшноватой фигуре своего Тегуляриуса …
впервые вглядевшись в историю Касталии пристально , пришёл к убеждению , что дело с Касталией обстоит вовсе не так , как то рисует себе самонадеянность Провинции , что её связи с внешним миром , что взаимодействие между нею и жизнью , политикой , просвещением страны уже десятки лет идут на убыль . Правда , Провинция всё ещё поставляла стране хороших учителей и пользовалась авторитетом по части учёности ; но всё это приобрело привычный , механический характер , тем больше склонен был мир оставлять Провинцию провинцией и смотреть на неё не как на необходимость , не как на хлеб насущный , а как на нечто инородное , чем , правда , немного гордишься , как старинной драгоценностью , с чем пока вовсе не хочешь расстаться , но от чего предпочитаешь держаться подальше и чему , ничего толком не зная об этом , приписываешь образ мыслей , мораль и самомнение , неприемлемые для реальной и деятельной жизни . Он часто испытывал жгучую тягу к миру , к людям , к наивной жизни - если таковая ещё существовала где - то там , в незнакомых краях , Кнехта , задолго до нас разглядевшего в сложном и тщательно разработанном аппарате нашей республики стареющий организм , нуждающийся во всяческом обновлении .
Мировая история - это гонка во времени , бег взапуски ради наживы , власти , сокровищ , тут весь вопрос в том , у кого хватит силы , везенья или подлости не упустить нужный момент . А свершение в области духа , культуры , искусства - это нечто прямо противоположное , это кадждый раз бегство из плена времени , выход человека из ничтожества своих инстинктов и своей косности в совсем другую плоскость , в сферу вневременную , освобождённую от времени , божественную , совершенно неисторическую и антиисторическую . Кнехт слушал Тегуляриуса с удовольствием , заключил разговор такими словами :
« Честь и хвала твоей любви к духу и его творениям !
Только участвовать в духовном творчестве не так то просто , как многие думают . Диалог Платона или пассаж из хора Генриха Исаака и всё , что мы называем творением духа , или произведением искусства , или объективизацией духа , - это итоги , конечные результаты борьбы за очищение и освобождение , это , пожалуй , как ты выражаешься , выходы из времени в безвременность , и в большинстве случаев произведения эти совершеннее всего тогда , когда по ним нельзя догадаться о предшествовавших им бореньях и муках . Великое счастье , что у нас есть эти произведения , и мы , касталийцы , живём почти целиком на их счёт , ведь наше творческое начало уже ни на чём , кроме воспроизведения , не проявляется , мы постоянно живём в той потусторонней , не знающей ни борьбы , ни времени сфере , которая как раз и состоит из этих произведений и не была бы нам известна , если бы не они . И по пути одухотворения или , если тебе угодно , абстрагирования мы зашли ещё дальше : в своей Игре мы разбираем эти произведения мудрецов и художников на составные части , извлекаем из них стилистические правила , формальные схемы , высший смысл , оперируя этими отвлечённостями так , словно они - строительне кубики . Что ж , всё это прекрасно , никто не спорит .
Но не каждый способен всю жизнь дышать и питаться сплошными абстракциями . Перед тем , что считает достойным своего интереса вальдцельский репетитор , у истории есть одно преимущество : она имеет дело с действительностью . Абстракции восхитительны , но дышать воздухом и есть хлеб тоже , по моему , надо .
Кнехту , Ферромонте … - было дано как - то приобщиться к этому вечернему сиянию , к этому угасанию чистой и самоотверженной жизни . Этим немногим , когда они , подготовившись и сосредоточившись , входили в комнатку , где сидел в своём кресле бывший магистр , удавалось проникнуть в этот мягкий блеск перехода в небытие сопережить эту ставшую безмолвной завершённость : словно в пучке невидимых лучей , проводили они отрадные мгновения в хрустальной сфере этой души , приобщаясь к неземной музыке , и возвращались потом с просветлённой и окрепшей душой в свои будни , как с высокой гороной вершины . Настал день , когда Кнехт получил известие об его смерти ; он поспешил в путь и застал тихо почившего старца на его ложе , маленькое лицо покойного заострилось , стало каким - то тихим руническим знаком , арабеской , магической фигурой , уже не поддающейся прочтению и всё - таки словно бы повествующей об улыбке и совершенном счастье .
У могилы после мастера музыки гвоорил он только о благодати его старости и смерти , о бессмертной красоте духа , открывшейся в нём спутникам его последних дней …
Когда надо было составить мнение о человеке тяжёлого нрава и найти способ обращения с ним , с Кнехтом обычно советовались . Такой натурой был , например , студент Пётр , последний любимый ученик бывшего мастера музыки . Этот молодой человек , принадлежавший к породе тихих фанатиков , был в своей своеобразной роли компаньона , санитара и благоговейного ученика всё время на высоте … по трудам отца Иакова о бенедиктинском ордене ему было хорошо знакомо представление об ордене как БОЕВОМ СОДРУЖЕСТВЕ , а о благочестии - как о винственности .( Благочестие рыцарей - воинтсвенность , то есть бенедиктинцы сохраняют память о первых годах своего Ордена )
« НЕ БЫВАЕТ , - сказал он однажды , - БЛАГОРОДНОЙ ЖИЗНИ БЕЗ ЗНАНИЯ О БЕСАХ И ДЕМОНАХ И БЕЗ ПОСТОЯННОЙ БОРЬБЫ С НИМИ , « … искусство говорить комплименты , пожалуй , не лишено смысла . Особенно блистательным мастером этого искусства был до Кнехта его предшественник магистр Томас фон дер Траве .
Кнехта нельзя , собственно , назвать ни его последователем , ни подавно его подражателем в этом пункте , он был , скорее учеником китайцев , его куртуазность была не так остра , не так иронична . Но и он слыл среди своих коллег человеком , которого невозможно превзойти вежливостью .»
Несомненно , что эта глава очень насыщена смыслами , за которыми трудно уследить , но необходимо .
Ибо за обыденными словами видны часто всполохи адского пламени несмотря на то , что повествование полно христианскими символами , скрывающими истинный смысл написанного . А сама Игра в Бисер скрыта , как скрыто до сих пор происходящее в Элевсинских мистериях .
Но , допустим , слова о страшном Тегуляриусе - гении можно рассматривать как слегка открытое то , что на самом деле происходит в мистериальных действах .
Он - соавтор Игры в Бисер , то есть очередного сценария Игры в бисер как мистерии , преображающей участников - мистов . В мистериях главное - это обещание спасения в посмертии , и дарующее уверенность в этом спасении .
Но как это актуализируется , скрыто .
Нам известно об Элевсинских мистериях то , что предшествует самому « таинству « , но само « таинство « , обладающее преображающей силой , скрыто .
Магия процесса скрыта . Как скрыто и то , что происходило на « мистериях « Карла Юнга , которые была для немцев только , которые стали называться сеансами психоанализа , а древний мистагог - психоаналитиком . И которые обладали преображающей силой несомненно .
Свидетельство о публикации №224122200277