Медитативное чтение главы Два полюса книги Гессе И

22. 12  .  2024 
Медитативное  чтение  главы  Два полюса
книги  Гессе   «  Игра в  бисер  «  .
Пятигорский  и  Мамардашвили  говорили  :
«  …  образуются  места  , которые  не укладываются  в  структуру  проблемы  . Аналогично  тому  ,  как  композиторы  , пишущие  музыку  для  органа  , хорошо темперированные  клавиры  , когда  слишком  последовательное  воспроизведение  гармонии  вдруг приводит  в  определённых местах  к  дисгармонии  ,  к  якобы  дисгармонии  .  Это  явление называется  «  волчьи  ямы  « -    и  когда  рушится  разом  и вся  достигнутая  ясность   и  рациональность  сознания  читателя  …  «  .
«Волчьи  ямы  «  произведений  Германа  Гессе  , вызывающие  ощущение  дисгармонии  .
Хотя  он  сам  часто  подразумевает  свои  книги    наподобие   фуг  , в  которых  берётся  одна  тема    и  обыгрывается  в  разных  тональностях  ,  и  как  будто  бы  воспроизводит  фуги  Иоганна  Себастьяна  Баха  , которые  Гессе    высоко  ценит  . И  язык  его произведений  -                язык  христианства  , особенно  в  «  Путешествии  в  страну  Востока  «  и  «  Игре  в  бисер  «  , где  используются  такие  христианские  символы  как  благочестие  и  орден  .
Но  в  них вкладывается  другое  содержание  .
Но  язык  то  знакомый  , вызывающий  ассоциации                с  чем  -  то высоким ,  как  и  у  Томаса  Манна  в  его  книге               
      «  Волшебная  гора  «  .  Путешествие в  страну  Востока                как  на  высокую  гору  с  её  ослепительной небесной  чистотой  .  Но  стоп  .  Никакой  чистоты  ,   а  только  подобие  чистоты  , никакого  благочестия  ,  а  только  его подобие  .  Никакой  цели  ,  а  только  путь как  у  самурая  .
Два  полюса  перед нами  с  ослепительными  снеговыми  вершинами  , но  , как  говорил  об  этом  своего  рода  самурай  - Киплинг  ,  «  восток  и  запад   не  встретятся  никак  «  .
Условное  путешествие  в  страну  Востока  не  достигнет  Востока  ,  весь путь  замкнут  в  пределах  Запада  .
В  пределах  земных  и  поднебесных реалий  , которые только   смог  узреть   в  своём  путешествии  Герман  Гессе  .
Узреть  кризис  западной  цивилизации  и  попытаться  исцелить  её  путешествием  на  Восток  .
И  как  наблюдатель  смог  воздействовать  только  на  эти самые  земные  и  поднебесные  реалии  . Как  и  Томас  Манн .
У  Томаса  Манна  - мир  «  Волшебной  горы  «.
И  кстати  Манн -    магистр  Игры в бисер  , предшественник    Йозефа  Кнехта  ,  хотя  и не  смог  передать ему  свои  полномочия  ввиду  того  ,  что так                и  умер  магистром , не  узрев  следующего  магистра   .
Магистром  Педагогической  Провинции  .
Йозеф  же  Кнехт  спускается  с  Волшебной  горы , именуемой  Касталией  ,  как  подражание  древним  Дельфам  .                В  книге  часто  употребляется  слово  «  мир  «  ,                взятый          из  христианства  ,  но  не  как  противоположность  этому  христианству  , а   как  противоположность  олимпийскому  миру  Касталии  .                Но  недаром  Гессе  в  предыдущей  главе  упомянул  Горация  ,   который  сам  себя  называл        « поросёнком  эпикурова        стада  «  и  выразил  положение  вещей  ,  упоминая  прибежище  олимпийских  богов    и  мир   :                Мир  ,           где силы преисподней мощней, чем олимпийские боги…. 
  Вот  что увидел  и  Гораций  ,   и  Гессе  за  ним 
из  той  «  волчьей  ямы  «  , в  которой  они  пребывали  .
Гессе  показал  ,  чем  может  быть в идеале    постмодернистская  Игра  :  ГРАНДИОЗНОЙ  МИСТЕРИЕЙ  .
 «  Знание  , говорю  я  вам  ,  -  самая  страшная  мука  на  свете  , но  она есть  чистилище  , без просвещающей  кары  которого  не  спасётся  ни  одна  человеческая  душа  «  ,   развивает  свою сотериологию  Томас  Манн  .

Так  говорит  Гессе  через свои  литературные  воплощения  :
 «   Вот почему всё    , что есть   , и    кажется мне прекрасным   , в смерти я вижу жизнь   ,                в грехе —   святость   , в безумстве — ум    , всё и должно быть таким   , всё нуждается                лишь в моём одобрении    , лишь в моей готовности   , моём   любовном согласии   ,                и тогда оно не может мне повредить   , а    стало быть, есть благо  »  .

М  . Серано  пишет  в  своей  книге  «  Герметический  круг  « :
 «   Гессе  не  назвал  бы  Абраксас  своим  божеством                и  не  вошёл  бы  в  Герматический  круг  , если  бы  не  владел  искусством  единения  противоположностей  .
(  А  он  вошёл      в  Герметический  круг  несомненно  , как  и  Карл  Юнг  до  него  ,  и  Ницше  тоже  . )
Роль  Юнга  в  Герметическом  круге  иная  :  учёный  до мозга  костей  , ничего  не  желающий  принимать  на  веру  , НЕСКРОМНО   и  БЕССТРАШНО  сомневающийся  во  всём  .
Только  бескопромиссной  строгостью  ума  желает отыскать  Правду  для  современного  человека  :  действенную  ,  объективную  опору  в  мире  , где  всякое  слово  утеряло                смысл  и  значимость  … « путь святых  «  и  « путь магов  «  …
Человек  Юнга  не растворяется  в  божественном  ,                но  НАХОДИТ  ЕГО  ВНУТРИ   , становясь  действенным  инструментом  в  «  экспериментальной  ,  полной  сомнений                и  замешательства  , работе  его  бога  «  .
Отсюда  и  совершенно  иное  отношение  к  смерти  ,                и  неприятие нечёткости  и  двусмысленности  . Его  путь  должен  быть  твёрд  и  надёжен  ,  его наука  -  подтверждаться  фактически  .  Этот   путь   назван  ПУТЁМ  МАГОВ  ,                потому  как     МАГИЯ   И  ПРЕДСТАВЛЯЕТ  СОБОЙ   НАУКУ                О  СПОСОБАХ   ПРЕОБРАЗОВАНИЯ  РЕАЛЬНОСТИ  СОГЛАСНО  СОБСТВЕННОЙ  ВОЛЕ   . Для  того  , чтобы  избежать  известного  отторжения  , следует  сразу  же  обозначить  разницу  между  двумя  «  ОТЦАМИ  ПСИХОАНАЛИЗА  «  , особенно  ввиду  того  , что выкладки  Фрейда  были  восприняты  обществом  совершенно  некритично  ,  и  , не  встречая  сопротивления  , вошли  и   закрепились  в  общественном  сознании  .  Верно  то  , что  Юнг  и  Фрейд  схожи  в  том  ,                что  признают  сексуальность  , принадлежность  к  полу  -                сущностным  , определяющим  свойством  личности  …
Фрейд совершенно  не  заботится  о поиске  смысла  , занимаясь  скорее  избавлением  человека  от  ответственности  перед животной  основной  , рассматривая  лишённый  МЕТАФИЗИЧЕСКОГО  СМЫСЛА  «  секс  ради  удовольствия  « ,                как  вектор  любого  человеческого стремления  ,                его  « бытовой  «  секс  не  предусматривает    ни  обретения  , ни  сотворения  ,  ни  даже  насыщения  .
Напротив  же  Юнг  , следуя  представлениям  Традиции  , рассматривает акт  любви  между  мужчиной  и  женщиной  как  ритуал  , магическое  средство  изменить себя  (  и  друг  друга  )  , преобразовать  окружающий  мир  . В  простейшем  случае  -  СПОСОБ  ПЕРЕДАТЬ  СУДЬБУ  И  ЗАДАЧУ  ПОТОМКАМ  .                Он  не  желает  оправдывать  беды  мира  мнимой  безальтернативностью  , напротив  -  он  желает  понять причины  страдания  и  ОСВОБОДИТЬ  ПРИРОДУ  ОТ  НИХ  .
« Человек  должен  закончить работу  , которую  ПРИРОДА  ОСТАВИЛА  НЕЗАВЕРШЁННОЙ  «  .  Поэтому  друзья  и  называли  Юнга  « СКАЛОЙ  «  -  он  в  одиночку  открыл нам  , современным ,  ПУТЬ  К  ОБРЕТЕНИЮ  ЦЕЛОСТНОСТИ  , ЕДИНСТВА  С  БОГОМ  .
И    в  то  же  самое время  -  просто АКТУАЛИЗИРОВАЛ  ИЗНАЧАЛЬНЫЕ  ИСТИНЫ  ,  ДАЛ  НАЗВАНИЯ  ВЕЧНЫМ  ИДЕЯМ .
На  пороге  смерти  Карл  Густав  сказал  об  этом  так  :
«  Теперь  я знаю  ПРАВДУ  , но  есть  ещё  один  маленький  пробел  ,  а  когда  я  заполню  его  ,  я  буду  мёртв  . « 
Важнейшим  его  достижением  стало  то  ,  что  он  сумел  заметить влияние  ИНОГО  , НЕРАЦИОНАЛЬНОГО  МИРА                на  человеческое  сознание  ,  что  и  было выражено 
в  понятиях  об  АРХЕТИПАХ  -  своеобразных  НЕИЗМЕННЫХ                «  СУЩНОСТЯХ  «  , присутствующих  вне пределов  постижения  ,  но  совершенно   РЕАЛЬНО   , ОБЪЕКТИВНО  И НЕОТВРАТИМО  ПРОЯВЛЯЮЩИХСЯ  СЕБЯ  НА  ПРОТЯЖЕНИИ  всей  человеческой  истории  , как  в  сознании  отдельных  индивидов ,  так  и  народов  , государств  и  цивилизаций  , раз  за разом  АКТУАЛИЗИРУЯСЬ  В  ИЗМЕНЯЮЩИХСЯ  СИМВОЛАХ  ЭПОХИ  ,  поспевая  за  течением  времени  . В  наше  время  многие  способны  заметить  БЕЗДНУ  ,  сквозящую  за   всем  человеческим  существованием . Герои  «  Герметического                круга «   однозначно  оценивают  состояние  «  ЗАПАДНОЙ  ЦИВИЛИЗАЦИИ  « как  кризисное  и  , что  особенно  важно  ,  характеризуют  этот  кризис  (  при  акцентировании  внимания  на  его разных  аспектах  ) схожими  аллегориями  -  аппеляциями  к  СИМВОЛИКЕ  РАЗДЕЛЕНИЯ  ЦЕЛОГО  .
Специфика  СИМВОЛИЧЕСКОГО  МЫШЛЕНИЯ  состоит                в  СИНТЕТИЧНОСТИ  ТРАНСЛИРУЕМОГО  ЗНАНИЯ  ,  тогда                как  КОНКРЕТНЫЙ  ТЕКСТ  -  по своей  природе  АНАЛИТИЧЕН                и  уместен  скорее  не  для  трансляции  общих принципов  ,                но  для  ФИКСАЦИИ «  ПРАКТИЧЕСКОГО  ЗНАНИЯ    . 
 

Нарцисс  ,  Златоуст и   Сиддхартха  -  эти  персонажи  схожи  между  собой  , поскольку  в  книгах  Гессе  присутствует  НЕИЗМЕННЫЙ  ЛЕЙТМОТИВ  .  Так  же  ,  как  и  Синклер  ,                и  Дамиан  составляют  цельную  личность  , так  же  и  Нарцисс              со  Златоустом  представляют  две  сущностные  склонности  человека  -  волю  к  созерцанию  и  к  действию  .
Подобным  образом  Сиддрахта  и  Говинда  представляют пару  противоположностей  :  ЛОЯЛЬНОСТЬ  И  БУНТ  .   


«Magister Ludi»  повествует  о  любви  , жалости  и  понимании  , развивая  эти  темы  в  фугах  и  арабесках  -  формах  ,  столь  близких  музыкальной  душе  немцев  .  Концепции  , с  которыми  работает  Гессе  , испытывают влияние  индуизма  ,  китайского  даосизма  , дзен  - буддизма  и  даже  математики  , но  все  они  собраны  Гессе   как  ваятелем  в  чистейшую  форму  , подобную  фугам  Баха  или  картинам  Леонардо  де  Винчи  .
«  Паломничество  в страну  Востока  «   заканчивается  странным  СИМВОЛОМ  :   автор находит  в  архивах  Братства  статуэтку  .  Оказывается  ,  что  эта  маленькая  фигурка  имеет  природу  гермафродита  или  андрогина  ,  но  , прежде  чем  узнать  об  этом  , Гессе  приходится  пройти  через множество  испытаний  .  Одно  из них  связано с  собакой  , овчаркой  по имени  Неккер  , а  второе  состоит  во   встрече  со  слугой  Лео  .  Из всех работ  Гессе  «  Паломничество  в  страну  Востока   «  -  наиболее  насыщенная  ГЕРМЕТИЗМОМ  .
 Гессе  высказал  предположение  ,  что  КУНДАЛИНИ  на  самом  деле  олицетворяет  знание  .  И  добавил  ,  что  в сущности  ,  ЙОГА  является  СРЕДСТВОМ  ,  при  помощи  которого  животное  (  ?  !  ) может подняться  на  более высокий  план  ,                не  сознательно  ,   но  в  ПРОЦЕССЕ  ,  подобном  АЛХИМИЧЕСКОМУ  .   Практиковал  ли  он  ЙОГУ  ? 
-  Только  дыхательную  …  я  следовал скорее  китайским  , нежели  индийским  методам  .  На  Западе  , как  я  думаю  ,                не  только  сложно  , но  и опасно  ПРАКТИКОВАТЬ  ЙОГУ  ,     потому  что  атмосфера  здесь не  способствует  упражнениям , требующим  полного  уединения  .  Настоящую  Йогу  можно практиковать  только в  Индии  .
Гессе  умер  очень неожиданно  . Он  был очень  болен  .
Шесть  лет  он страдал  от  лейкемии  , но не  знал  об  этом  .
Хотя  временами  , когда  он  был очарован  природой  ,  стоя                в  сумерках  или  под  светом  луны  , он  понимал  ,  что прощается  с  жизнью  .  Он  чувствовал  ,  что конец  близок  .
Несколько  дней  он  работал  над стихотворением  и  закончил  его  лишь в  вечер  перед смертью  .  Он  умер  во сне  .
Стихотворение  было  о старом  дереве  , он  гадал  , сможет                ли  повидать  его в  следующем  году  .
Последнее  стихотворение  Гессе  : 
Скрип сломанной ветви
Расколотая сломанная ветвь  ,
Свисает год за годом   ,
Сухо скрипит на ветру свою песнь   ;
Без листьев   , без коры   ,
Голая   , блеклая   , уставшая
От долгой жизни
И затянувшейся смерти.
Ведёт настойчиво глухой напев   ,
Скрипит упрямо   , скрывая страх  .
И снова лето   .
И снова долгая зима  .   »


Гессе изобразил в  этом  стихотворении  себя  самого  .
В  конечном  счёте  поэт  также  как  и  писатель  описывает  мир  , который  он  усматривает  внутри  себя  .
Когда  происходят  озарения  , он  видит  всё  яснее  , используя  при  этом  не  только  свой  словарный  запас  ,  но  и  те представления  о мире  ,  которые  он усвоил  .
Больше  негде  ему  черпать  сведения  о себе  .
Он описывает  только  те  части  бездны  ,  которые  смог разглядеть  в  своём  предельном  напряжении  .
«  Бездны  внутри  человеческой  личности  «  ,  которые 
«  литература  высвечивает  «  ,  о  чём  сказал 
Папа  Римский  Франциск  на  двенадцатом  году  своего понтификата  ,  17 июля  2024  ,  в  Риме  , в  Латеранской  базилике  , противопоставляя  литературе  откровение  :
«  Литература  высвечивает  бездны  внутри человеческой  личности  , в  то время  как  откровение  ,  а  затем                и  теология  берут  на  себя  задачу  показать  , как  Христос  входит  в  эти  глубины  и  освещает  их  . «  .
М  . Серано  продолжает  в  «  Герметическом  круге  « :
 «   Друг  детства  Гессе  , духовник  Вёльтер  ,  проводил отпуск          в  долине  Энгадин  , когда  умер  Гессе  .
Они  ,  бывало  , подолгу  спорили  о  Лютере  -  к нему  Герман                не  питал  особой  любви  .Вёльтер  прибыл  в  Монтаньолу                на  похороны  Германа  Гессе  ,  и  читал проповедь на  его могиле . Это  было впечатляющее  зрелище  -  его  высокая  тонкая  фигура   ;  он  проводил  ритуал  , который  ,  казалось  ,                был предначертан  ему  -  ведь они  так  долго  были  в  дружбе                с  Германом  Гессе  . На  день рождения  Гессе  , всего                за  несколько  недель  до смерти  , ему  прислали  рисунок  , понравившийся  ему  .  Цветной  рисунок  , изображающий  летящую к  небесам  птицу  .  Гессе  подолгу  рассматривал  этот рисунок  , как  будто он и  вправду  сам  был птицей  .
Герман  Гессе  был немцем  до глубины  души  -  последним                в  романтической  династии  Гёльдерлина  .
Работа  Юнга  была  слишком  упрямой  и  драматичной  ,  чтобы  не  продлиться  в  будущее  . Как  человек  , ОЖИВИВШИЙ  труды  гностиков  и  алхимиков  ,  ОН  САМ  ДОЛЖЕН  БЫЛ СТАТЬ  ЧАСТЬЮ  ИХ МИСТЕРИЙ  , даже если  изначально  хотел  отмежеваться  от них  .  Потому  что  ни  гностики  ,                ни алхимики     НЕ ТВОРИЛИ  СИМВОЛЫ  ради  психологического анализа  , но  лишь  РАДИ МАГИИ  .  А  потому  ,  даже  сражаясь       с  этим  , Юнг  неизбежно  должен  был   СТАТЬ  МАГОМ  ,  желающим  проникнуть  за  пределы  официальной  науки своего времени  …  он  осознавал  это  , когда  говорил  , что только  ПОЭТЫ  могли  бы  его  понять  .  В  ФИЛОСОФИИ  АЛХИМИИ      существует  идея Soror Mystica , Мистической  Сестры  , которая  работает  вместе  с  алхимиком  , когда  он смешивает                в  ретортах  ВЕЩЕСТВА  .  ОНА  находилась  при  нём  всё  время  ,  на  протяжении  ВСЕГО  ДЛИТЕЛЬНОГО  ПРОЦЕССА  СЛИЯНИЯ  ,  и в  конце  концов  происходит  МИСТИЧЕСКАЯ  СВАДЬБА  , включающая   СОТВОРЕНИЕ  АНДРОГИНА  .  СВАДЬБА                не  может произойти  без присутствия  женщины  ,                то есть  без  психической  встречи  СЕСТРЫ  и  АЛХИМИКА  .
В  процессах индивидуации  , выработанных  в  ЛАБОРАТОРИЯХ   ЮНГИАНСТВА  МЕЖДУ  ПАЦИЕНТОМ  И  АНАЛИТИКОМ  ПРОИСХОДИЛО   ТО  ЖЕ  СЛИЯНИЕ  .
Между  ними  появлялись  ОБРАЗЫ  И  СНЫ  ,  СТАНОВЯСЬ  ОБЩИМИ  ДЛЯ  ОБОИХ  -  потом  нельзя  было вспомнить  ,                кто  из них  первым  СОЗДАЛ  тот  или  иной  ОБРАЗ  .
Такой  ПСИХИЧЕСКИЙ  СОЮЗ  недостижим  в  обычной  любви  , даже  если  оба  любовника  жаждут   полного  сияния  :
они  никогда  не  смогут  видеть  общий  сон  ,  всегда  будет  что  - то  ,  разделяющее  их  .    Только  МИСТИЧЕСКАЯ  СВАДЬБА  способна  закрыть  эту  брешь  . Юнг  сказал  ,  что  ПСИХИЧЕСКИЙ   СОЮЗ  может  пройти  только  в  духе  любви  ,   потому  что  лишь  тогда  можно  без страха  идти  на  риск  .
Тем  не  менее  ЛЮБОВЬ   В  ПСИХИЧЕСКОМ  СОЮЗЕ   СЛОЖНА  И  ОПАСНА  ;  это  любовь  без  любви  , противоречащая  законам  физического  творения  и  истории  .  ЭТО  ЛЮБОВЬ  ЗАПРЕТНАЯ  , достижимая  лишь вне  брачных отношений  ,  приводит  к  рождению  дитя  не  плоти  , но  духа                или  воображения  .  Это слияние  противоположных  факторов        психе   обоих  любовников  ;  это  процесс  МАГИЧЕСКОЙ   ИНДИВИДУАЦИИ  .  Такая  ЛЮБОВЬ  , не  исключает  физической  любви  , но физическое  превращается  в  РИТУАЛ  .
Исключается  именно  обоюдное  сексуальное  наслаждение  .
Лучше  всего  объяснить  эту  непростую  идею  через   рассмотрение  ТАНТРИЧЕСКИХ  практик  Индии  , посредством  которой  МАГИ  СИДДХОВ  старались  достичь  ПСИХИЧЕСКОГО  СОЮЗА  .  РИТУАЛЫ  ТАНТРЫ  сложны  и таинственны  .
Посвящаемый  должен  быть  девственником  ,  а  женщина  обычно  была  одной  из  священных  ХРАМОВЫХ  ПРОСТИТУТОК .
 Что  на  самом  деле  обозначает  НЕВИННОСТЬ  .
Требовался  период  долгой  подготовки  перед  КУЛЬМИНАЦИЕЙ  РИТУАЛА  .  Мужчина  и  женщина  уходили  вместе  в  лес  ,   жили  как  брат  с  сестрой  ,  как  АЛХИМИК  И  ЕГО  СЕСТРА  .
Обмениваясь  идеями   , образами  и  словами  .  Они спали  на  одной  постели  ,  но  не  касались  друг  друга  .  Только после  месяцев  подготовки  совершалась  последняя  ТАНТРИЧЕСКАЯ  МЕССА  ,  во время  которой  пили  вино  , ели  мясо  и зерно  ,                и  , наконец  ,  совершали  Майтхуну  , или  МИСТИЧЕСКИЙ  КОИТУС  .
Это  действо  было  кульминацией  долгого процесса  СУБЛИМАЦИИ  ,  в  котором  ПЛОТЬ  менялась  и преображалась , подобно  тому  как  алхимический  свинец  обращают  в  золото  , а  ПОЛОВОЙ  АКТ  на  деле  был  нужен  , чтобы  РАЗЖЕЧЬ   МИСТИЧЕСКИЙ  ОГОНЬ  в  основании  СПИННОГО  ХРЕБТА .
Это  НЕУГАСИМЫЙ  ОГОНЬ  -  ПРОДУКТ  НАИВЫСШЕЙ  ЛЮБВИ  , но  он совершенно  ничего  общего  не  имеет  с  обычным  половым  актом  , в  котором  НЕЧТО  УМИРАЕТ  ,  чтобы  РОДИТЬ  НОВУЮ  ЖИЗНЬ  ВО  ПЛОТИ  .  В  ЭТОЙ  ЛЮБВИ  ДЕЙСТВУЕТ  ДУХ  СМЕРТИ  ,  И  РОЖДАЕТ  ЖИЗНЬ  ДУХА  .
Женщина  является  ЖРИЦЕЙ  МАГИЧЕСКОЙ  ЛЮБВИ  ,                ЕЁ  ЗАДАЧА  -  ПРИКОСНОВЕНИЕМ  ПРОБУДИТЬ  ЧАКРЫ   ТАНТРИЧЕСКОГО  ГЕРОЯ  ,  который  , таким  образом  , окажется  способным  дотянуться  до  новых  уровней  сознания  ,  пока  не  будет  достигнута  ТОТАЛЬНОСТЬ  .КОНЕЧНОЕ  НАСЛАЖДЕНИЕ  , получаемое  им  -  это не  строго воспрещённое  здесь извержение  семени  , но  НАСЛАЖДЕНИЕ  ВИДЕНИЯ  ,  ОТКРЫТИЕ  ТРЕТЬЕГО  ГЛАЗА  ,  который  СИМВОЛИЗИРУЕТ  СЛИЯНИЕ  ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ  .
Мужчина  не  извергает  семя  , но  ОПЛОДОТВОРЯЕТ  СЕБЯ  ,                и таким  образом  СОХРАНЯЕТСЯ  ПРОЦЕСС  ТВОРЕНИЯ  И  ОСТАНАВЛИВАЕТСЯ  ВРЕМЯ  .  ПЛОДОМ  ТАКОЙ  ЗАПРЕТНОЙ  ЛЮБВИ  СТАНЕТ  АНДРОГИН  ,  ТОТАЛЬНЫЙ  МУЖЧИНА  , все   ЧАКРЫ  которого  ,  или  ЦЕНТРЫ  СОЗНАНИЯ  ПРОБУЖДЕНЫ .
Это встреча  с  САМОСТЬЮ  .  Последний  ЦВЕТОК  ДУШИ НА  ОСТРОВЕ  5000  лет назад  …  Когда  этот  ОБРЯД  ЛЮБВИ  БЕЗ  ЛЮБВИ  СОВЕРШЁН  , мужчина  и женщина  разделены  .
Теперь  они  завершены  и  индивидуализированы  .
В  этой  ТАНТРИЧЕСКОЙ  МЕССЕ  мужчина  вступает в  брак                со своей Anima , а  она  с Animus .  Смотря  на  длинный  шрам  ,  оставленный  НЕБЕСНЫМ  ОГНЁМ  , можно понять  его  как  знак  того  , что  Юнг  достиг  ЦЕНТРА  ВСЕЛЕНСКИХ  СИЛ  .
ПРИРОДА  ОТВЕТИЛА  ,  ОНА  БЫЛА  ВЗВОЛОВАНА  .
ЭТО  БЫЛ  СИНХРОНИЗМ  …  «
(  Вот  и  предшественник  Гарри  Поттера  !  )
А  вот что говорит сам  Юнг  о  книгах  таких авторов    как  Герман  Гессе   и  Томас  Манн   ,  как 
«…  уже  завершёнными  для  появления  в  мире  , как  Афина  Паллада  , вышедшая  из головы  Зевса  .  Эти  произведения  , очевидно  ,   овладели  автором  :  ЕГО  РУКОЙ  ВОДЯТ  ,                А  ПЕРО  ПИШЕТ  НЕЧТО  ,  НА  ЧТО  ОН  СМОТРИТ                С  НЕСКРЫВАЕМЫМ  УДИВЛЕНИЕМ  .  Тут автор                уже  не  идентичен  процессу  ТВОРЕНИЯ  :  он  осознаёт  , что подчинён  работе  и  является  не  её  руководителем  ,       а  как  бы  ВТОРЫМ  АВТОРОМ  ;  или  как  будто  ДРУГАЯ  ЛИЧНОСТЬ    попала  вместе  с  ним  в  МАГИЧЕСКИЙ  КРУГ  ЧУЖОЙ  ВОЛИ  …  поразительным  примером  является 
«  Заратустра  «  Ницше  , где  автор  сам  наблюдает  ,                как  «  один  становится  двумя  «  .  ( раздвоение  личности  , именуемое   ещё  шизофренией  !  ) 
…    Бездна  , разделяющая  первую и  вторую части                «  Фауста  «  демонстрирует  различие  между  психологическим  и  провидческим  видами  художественного  творчества  .  Во  второй  части  всё  перевернуто  .
Опыт  ,  лёгший  в  основу  художественного  выражения  ,     более  не  узнаваем  . Есть   нечто странное  во всём  этом  , берущем  начало  на  задворках  человеческой  мысли  ,  происходящем  ,  кажется  ,  из  глубин   доисторической  эпохи  или  из  СВЕРХЧЕЛОВЕЧЕСКОГО  МИРА  ,                где  противопоставлены  СВЕТ  И  ТЬМА  .
Это  первичный  опыт  ,  который  не  поддаётся  человеческому  пониманию  .  И  жертвой  которого                оно      из  -  за  своей  слабости  может  легко  стать  .
Сама  колоссальность  опыта  придаёт  ему  ценность                и  силу  воздействия  .  Концентрированный  ,   полный  значения  и  леденящий  кровь  своей  чужеродностью  ,                он  поднимается  из  глубин  безвременья  , захватывающий  ,  ДЕМОНИЧЕСКИЙ   и  гротескный  , он  подрывает  человеческие  ценности  и  эстетические  нормы  , запутанный  клубок  первобытного  хаоса  , 
сriтеп   lаesae    majestatis humanae  **
Обвиняемый в оскорблении человеческого величия  (  лат  .  )  .


Итак   ,   очередная  глава   «  Игры  в  бисер  «   Гессе  ,                о  дихотомии   ,  означенной  как  « Два  полюса  «  :
(  и  он  честен  ,этот  Герман  Гессе  , или  тот  , кто водит  его  рукой  , так  что стоит почитать  о  том  , о  чём  размышляют  в адских  безднах  ,  не  как  истину  ,   а  как  заменитель  истины  -  «  правду  «  , которая  у  всех  своя  . )  : 



«  … Годичная  Игра  , поныне  известная  под названием 
«  Китайский  дом  «  и  нередко  цитируемая  , вознаградила    Кнехта  и  его  друга (  Тегуляриуса  )   за  их  труды  ,  а  Касталии  и  её  администрации  подтвердила  правильность  признания  Кнехта      на  высшую  должность  . Снова  довелось  Вальдцелю  , деревне  игроков  и элите  испытать  радость  блестящего  и  волнующего    празднества  , давно  уже  не  была  годичная  Игра  таким  событием  , как  на  сей  раз  ,  когда  самый  молодой       и  вызывавший  больше  всего  толков  магистр  должен  был впервые   публично   показаться  и  показать  , на  что  он    способен  ,  а  Вальдцель  -  возместить  прошлогодний  урон    и   провал  .  На  этот  раз  никто  не  был  болен  ,  и великой  церемонией  руководил  …  безмолвно  , неприступно  , как   настоящий  ПЕРВОСВЯЩЕННИК  ,  в  бело  -  золотом  облачении  главной  фигуры  на  праздничной  шахматной  доске  символов    чествовал  магистр  (  Кнехт  )  своё  -  и  своего  друга  -       (  Тегуляриуса  )  творение  ;  излучая  спокойствие  , силу      и  достоинтство  , отрешённый                от мирской  суеты  ,  появился  он  в актовом  зале  среди  многочисленных  причетников  , ритуальными  жестами  открывал  акт  за  актом  своего  действа  , светящимся  золотым  грифелем  изящно наносил  знак  за  знаком                на  маленькую  доску  , перед  которым        стоял  , и  тотчас                же  эти  же  знаки  шифра  Игры  , во сто  раз  увеличенные  , появлялись      на  исполинском  щите  задней  стены  зала  , шёпотом  повторялись  по  складам  тысячами  голосов  ,                громко  выкликались  дикторами  , рассылались  телеграфистами  по стране  и  по всему  миру  ;  и  когда      он  в конце  первого  акта  , начертав  на  доске  итоговую его  формулу  , внушительно      и  величаво  дал  указание  для  медитации  ,  положил  грифель       и  сел  , приняв  образцовую  для  самопогружения  позу  ,  -  тогда  не  только  в  этом  зале  ,                в посёлке  игроков  и  в  Касталии  ,     но  и  в  разных  краях  земли  приверженцы   Игры  БЛАГОГОВЕЙНО    присели                для  этой  же  медитации  и  пробыли  в ней  до  той  минуты  , когда  в  зале  поднялся  со своего сиденья  магистр  .
Всё  было  так  , как  бывало  множество  раз  , и  , однако  ,                всё  было  трогательно  и ново  .  Отвлечённый  и   с  виду  вневременной  мир  Игры  был  достаточно  гибок  ,  чтобы  реагировать  на  ум  , голос  , темперамент  и  почерк  определённого  человека  , личности  сотнями  оттенков  ,                а  личность  достаточно  крупна  и  развита  ,  чтобы                не  считать  свои  идеи  важнее  , чем  неприкосновенная  автономия  Игры  ;  помощники  и  партнёры  , элита  , ПОВИНОВАЛИСЬ   КАК  ХОРОШО  ВЫМУШТРОВАННЫЕ   СОЛДАТЫ  ,   и  всё  - таки  каждый  из  них  в  отдельности  , даже        если  он  только  отвешивал  с  другими  поклоны                или  помогал  управляться  с  занавесом  вокруг  погруженного                в  медитацию   мастера  , вёл  , казалось  , творимую  своим  собственным  вдохновением  Игру  .  А  толпа  огромная  , переполнявшая  зал    и  весь  Вальдцель  масса  людей  , тысячи  душ  , совершавшие  вслед  за  мастером  фантастическое  ритуальное  шествие      по  бесконечным  и  многомерным  воображаемым  пространствам  Игры  , давала  празднику  тот основной    аккорд  ,  тот  глубокий  ,  вибрирующий  бас  , который     для  простодушной  части  собравшихся  составляет  самое  лучшее  и  едва  ли  не  единственное  событие  ПРАЗДНИКА  , но  и  искушённым  виртуозам  Игры  ,                критикам     из  элиты  , причетникам  и  служащим  , вплоть                до  руководителя      и  магистра  ,  тоже  внушает  БЛАГОГОВЕЙНЫЙ  ТРЕПЕТ  …
То  было  величавое    ВЕЛИЧАВОЕ  ТОРЖЕСТВО    ,                ( ЭТА  ГРАНДИОЗНАЯ  МИСТЕРИЯ  , подобная  древней  Элевсинской  , хотя  имеет название  :  Китайский  дом  «  ,                но  все  части  этой  мистерии  скрыты  , Игра в  Бисер  -  меняет  участников  , могу  предположить  )                это  чувствовали    и  признавали  даже  посланцы  внешнего  мира  , и  немало  новых    последователей  было навсегда  завоёвано  для  Игры  в  эти  дни  .  Странно  , однако  ,                звучат  слова  , в  которых  Йозеф  Кнехт   по  окончании  десятидневного  праздника  выразил  своё  впечатление                от  него  своему  другу  Тегуляриусу  .
-  Мы  можем  быть  довольны  ,  - сказал  он  .                -  Да  , Касталия  и  Игра в  Бисер  чудесные  вещи  .  Они  чуть                ли  не  само совершенство  .  Только  они  , может  быть  , слишком  хороши  , слишком  прекрасны  .  Они  так  прекрасны  ,  что  , пожалуй   , нельзя  глядеть  на  них  без страха  за  них  .
Не  хочется  думать  о  том  ,  что  их  , как  всего  , не  станет  когда  - нибудь  .  И  всё  - таки  думать  об  этом  надо  .

Это  дошедшее  до  нас  высказывание  вынуждает  биографа                ( биограф  -  это сам  Гессе  ,и  он  утверждает  это  в  книге 
«  Путешествие  в  Страну  Востока  «  )                подойти  к  той  щекотливейшей  и  таинственнейшей  части  своей  задачи  , которой  он  предпочёл  бы  ещё  некоторое  время  не  касаться  ,  чтобы  сперва  спокойно  и  со вкусом  ,          как  то  можно  позволить  себе  , повествуя  о  ясных                и  однозначных  обстоятельствах  , довести  до  конца  свой  отчёт  об  успехах  Кнехта  , об его  образцовом  правлении                и  блистательном  апогее  . Однако  нам  кажется  неправильным  и  неподобающим  нашему  предмету  не  признать                и  не  выявить  ДВОЙСТВЕННОСТИ   ИЛИ  ПОЛЯРНОСТИ                в  натуре    и  жизни  ДОСТОЧТИМОГО  (  подобно  досточтимости  патера  Иакова   из ордена  бенедиктинцев ,        но  подобие  это внешнее  , внутреннее  же  содержание  этого термина   загадочно   !!!  )   мастера  уже  в  тот  момент  ,          когда    она  ещё  никому  ,         кроме  Тегуляриуса  , видна  не  была  . Нет  , теперь  нашей  ЗАДАЧЕЙ    будет  ,  наоборот  , отмечать      и  подчёркивать  эту  раздвоенность  , или  , лучше  сказать  , эту  непрестанно  пульсирующую  полярность  в  душе     Кнехта  , как  нечто  органичное  и  характерное  для  нашего  досточтимого  .  Автору  , который  счёл  бы  позволительным  написать  биографию  касталийского  магистра  совсем      как  житие  святого    ad majorem gloriam Castaliae (  для  вящей  славы  Касталии  - лат  .  )    было  бы  весьма  нетрудно  построить  рассказ  о магистерских  годах   Кнехта  целиком  ,                за  исключением  только  их  последних  минут  , как  хвалебный  перчень  заслуг  ,  доблестей  и  успехов  .  Нет такого мастера  Игры  , считая  даже  магистра  Людвига  Вассермалера  , жившего  в  самую  светлую  для  Игры   эпоху  ,  чьи  жизнь                и  правление  показались  бы  историку  ,  который  придерживается  только  документированных  фактов  , более  безупречными  и  похвальными  , чем  жизнь и правление    магистра  Кнехта  . Однако  это  правление  закончилось                совершенно  необычным  ,  сенсационным  , а  на  взгляд  многих  ,    даже  скандальным  образом  , и  конец  этот  не  был  ни  случайностью  ,  ни  несчастным  случаем  , а  был  совершенно  закономерен  ,  и  в  нашу  задачу  входит  показать  ,  что  он   отнюдь  не  противоречит  блестящим  и  славным  делам                и   успехам  нашего  досточтимого  . Кнехт  был великим                и  образцовым  исполнителем    и  представителем  своей  высокой   должности  , мастером  Игры  без упрёка  .
Но  он  видел  и  ощущал  блеск  Касталии  , которому  служил  , как  нечто  подверженное  опасности  и убывающее  ,  он не  жил                в  нём  , в  отличие  от  большинства  своих  сограждан  , наивно      и  беспечно  , а  , зная  его  происхождение  и  его  историю  ,  смотрел  на  него как  на  историческое  образование  ,    подвластное  времени  ,  захлёстываемое  и  потрясаемое                его  безжалостной  мощью  .  Эта  пробуждённость  к  живому  чувству  хода  истории  и  это  ощущение  собственной  личности  и   собственной  деятельности  как  влекомой                и  содеятельной  частицы  в  общем  потоке  становлений                и  перемен  созрели  в  нём  и  были  осознаны  им  благодаря                его  занятиям  историей  и  под влиянием  великого  отца  Иакова  ;  но  задатки  и  предпосылки  для  этого  существовали  гораздо  раньше  , и  тот  , для  кого  личность  Йозефа  Кнехта  действительно  ожила  ,  кто  действительно  постиг  своеобразие  и  смысл  этой  жизни  , тот  легко  обнаружит   эти  задатки  и  предпосылки   .  Человек  ,  который  в  один  из самых  лучезарных  дней  своей  жизни  ,  в  конце  своей  первой  торжественной  Игры  после  необыкновенно  удачной                и  внушительной  демонстрации  касталийского  духа  сказал  : 
«  Не  хочется  думать  о  том  ,  что Касталии  и  нашей  Игры         не  станет  когда  - нибудь  , и  всё  -  таки  думать  об  этом  надо  «  , -  этот  человек  сызмала  и  в  ту  пору  ,  когда  он  ещё  отнюдь  не  был  посвящён  в  науку  истории  , носил в  себе  мироощущение  , которому  были  знакомы  бренность  всего  возникающего  и  проблематичность  всего  сотворённого  человеческого  духом  .  Возвращаясь  к его  детским  и  школьным  годам  ,  мы  обращаем  внимание  на  сведения  ,  что  всякий  раз  ,  когда  из  Эшгольца  исчезал  какой  - нибудь  однокашник  ,   разочаровавший  учителей  и  отосланный  из  элиты  в  обычную  школу  , он  испытывал  глубокую  подавленность  и  тревогу  .
Ни  об  одном  из  этих  выбывших  нет  сведений  ,  что  тот  был    в  личной  дружбе  с  юным  Кнехтом  ;  волновали                и  угнетали  Кнехта  тревожной  болью  не  уход  , не  исчезновение  определённых  лиц  . Причиняло  ему  эту  боль  некое  потрясение    его  детской  веры  в  незыблемость  касталийского  уклада  и  касталийского совершенства  .
В  том  , что  существовали  мальчики  и  юноши  , которые  , сподобившись  счастья  и  БЛАГОДАТИ    быть принятыми                в  элитные  школы   Провинции  ,  упускали  и  проматывали                эту БЛАГОДАТЬ    , -  для  него  , ОТНОСИВШЕГОСЯ   К   СВОЕМУ  ПРИЗВАНИЮ  С  ТАКОЙ  СВЯЩЕННОЙ   СЕРЬЁЗНОСТЬЮ   , таилось        в  этом  что  - то  потрясающее  , свидетельство  могущества  некасталийского  мира  . Возможно  также  - доказать  это  нельзя  , - что подобные  случаи  пробудили                в  мальчике  первые  сомнения  в  непогрешимости  Педагогического  ведомства  .
Поскольку   оно  то  и  дело  принимало  в  Касталию  таких  учеников  , от  которых  вскоре  должно  было избавляться  .
Так  или  иначе  , играла  ли  какую  - то  роль  и  эта  мысль  ,                то есть  первая  попытка  критического  отношения                к  авторитету  , каждое  посрамление  и  отчисление  элитного  ученика  воспринималось  мальчиком  не  только  как несчастье ,   но  и  как  неприличие  , как  бросающиеся  в  глаза  уродливое  пятно  , наличие   которого  уже  само  по  себе  было  упрёком      и  возлагало  ответственность  на  всю  Касталию  . Тут -  то  , нам  кажется  ,  и  коренится  это  чувство  потрясения                и  растерянности  , овладевавшее  в  таких  случаях  школьником  Кнехтом  .  За  пределами  Провинции  существовали  мир                и  жизнь  ,  которые  противоречили  Касталии  и  её  законам  ,   не  укладывались  в  здешние  понятия  и  нравы  и не  могли  быть  ими  обузданы  и  утончены  .  И  конечно  , он  знал  ,  что  этот мир  есть  и  в  его  собственном  сердце  . У  него  тоже  были  порывы  , фантазии  и  влечения  ,  противоречившие  законам  ,  которым  он  подчинялся  , порывы  , поддававшиеся  укрощению     лишь постепенно  и  с  великим  трудом  . У  иных  школьников  эти  порывы  приобретали  , значит  , такую  силу  , что  одерживали  верх  над  любыми  увещеваниями                и  наказаниями     и  возвращали  охваченных ими  из  элитного мира  Касталии   в  тот  , другой  мир  , где  царили                не  ДИСЦИПЛИНА     и  ДУХОВНОСТЬ  , а  ИНСТИНКТЫ  ,                и  который  представлялся    РАДЕВШИМ  О  КАСТАЛИЙСКОЙ   ДОБРОДЕТЕЛИ  то  страшной  преисподней  ,                то соблазнительной  площадкой  для  игр       и  гулянья  .                В  ходе  поколений  МНОЖЕСТВО  СОВЕСТЛИВЫХ   ЮНОШЕЙ  УЗНАЛО  ПОНЯТИЕ  ГРЕХА    В  ЭТОЙ  КАСТАЛИЙСКОЙ  ФОРМЕ   А  много  лет  спустя  , уже  взрослым  человеком  и  любителем истории  , ему  довелось  ведь  узнать  и  подробнее  ,  что   ИСТОРИЯ  НЕ  ВОЗНИКАЕТ  БЕЗ  МАТЕРИАЛА  И  ДИНАМИКИ  ЭТОГО  ГРЕХОВНОГО  МИРА  ЭГОИЗМА  И  СТРАСТЕЙ   ,                И  ЧТО  ДАЖЕ  ТАКАЯ  ТОНЧАЙШАЯ  СТРУКТУРА  ,  КАК  ОРДЕН  ,  РОЖДЕНА  ЭТИМ  МУТНЫМ  ПОТОКОМ  И  БУДЕТ  ИМ  КОГДА  - НИБУДЬ  СНОВА  ПОГЛОЩЕНА  .
В  основе  , стало  быть  , всех  треволнений  , стремлений  ,  потрясений  кнехтовской  жизни  лежала  проблема  Касталии  ,  причём  проблема  эта  никогда  не  была  для  него  лишь       умственной  ,  а  всегда  задевала  его  за  живое  ,                как     ни  одна  другая  , и  он  всегда  сознавал  свою  ответственность   за  неё  . ОН  (  КНЕХТ  )  ПРИНАДЛЕЖАЛ        К  ТЕМ  НАТУРАМ   , КОТОРЫЕ  МОГУТ  ЗАХВОРАТЬ  ,   ЗАЧАХНУТЬ   И  УМЕРЕТЬ  ОТ  ТОГО  ,  ЧТО  ВИДЯТ  КАК  ЗАБОЛЕВАЕТ  И  СТРАДАЕТ  ВНУШАЮЩАЯ   ИМ  ЛЮБОВЬ                И  ВЕРУ  ИДЕЯ  ,  ЛЮБИМОЕ  ИМ  ОБЩЕСТВО  И  ОТЕЧЕСТВО «

Здесь  можно увидеть  генезис  Ордена  ,  конец  этого  Ордена  …
По  существу  можно интерпретировать  жизнь  Йозефа  Кнехта  как  антихристологию  , а  его  именно как  антихриста  .
Взяты  символы  и  язык  христианства  , которые  так  хорошо  были  знакомы  самому  Герману  Гессе  .
Антихрист  , который  умирает  за  одного  мальчика  .
А  В  КОНЕЧНОМ  ИТОГЕ  - ЗА  ИДЕЮ  .
Идея  жертвы  , доведённая  до минимума  .
РОЛЬ  Христа  …  Роль  бога  , ставшего  человеком  …
Роль  сверхчеловека   …


«  … ПРОСЛЕЖИВАЯ  ЭТУ  НИТЬ  дальше  ,  мы  обращаем  внимание     на  начало  вальдцельской  жизни  Кнехта  ,                на  его последние  школьные  годы  и  его  знаменательное  знакомство      с  учеником  - вольнослушателем  Дезиньори  …  Эта  встреча    пламенного  приверженца  касталийского  идеала                с   жизнелюбом  Плинио  была  не  только   пылкой  и  памятной  ,                она  была  также  очень важным  и  символическим  событием                для  школьника  Кнехта  .  Ведь  тогда  ему  была  навязана                та  столь   же    значительная  , сколь  и  трудная  роль  , которая , хотя  её  как  бы  подкинул  ему  случай  ,  до  того  соответствовала  всему  его  складу  ,  что   впору  сказать  ,                что  дальнейшая  его  жизнь  была  не  чем  иным  , как  продолжением  этой  роли  и  всё  более  ПОЛНЫМ  ВРАСТАНИЕМ                в  неё  ,  в  ту  РОЛЬ    защитника  и  представителя   Касталии  ,   которую  он  лет  десять спустя  снова  сыграл  перед   отцом  Иаковом  и  как  магистр  Игры  играл  до  конца  ,  -  защитника        и   представителя  Ордена  и  его  законов  , но  защитника  , всегда  искренне  готового  и  старавшегося  поучиться                у  противника  и  заинтересованного  не  в  замкнутости  ,                не  в  косной  изоляции  Касталии  , а  в  её  живом  взаимодействии  , в  её  диалоге  с  внешним  миром  .
То  , что  в  духовном  и  ораторском  соревновании                с  Дезиньори  было    ещё   отчасти  ИГРОЙ  , стало позднее    ,               с  таким  серёзным  противником  и  другом  , как  Иаков  ,                делом нешуточным  , и  перед  обоими  партнёрами  Кнехт                был     на  высоте  , он  РОС  БЛАГОДАРЯ  ИМ  ,  УЧИЛСЯ  У  НИХ   (  своего  рода  «  Русалочка  «  , желающая  пройти страдания  ,  чтобы  стать человеком    !!!  )  он  В  БОРЬБЕ  И  ОБЩЕНИИ                с  ними  не  меньше  давал  , чем  брал  ,  и  в  обоих  случаях                хоть  и  не побеждал  противника  -  да  это  ведь                и  с  самого начала  не  было  целью  борьбы  , -  но  ДОБИВАЛСЯ  ОТ НЕГО  ПОЧЁТНОГО  ПРИЗНАНИЯ  СВОЕЙ  ПЕРСОНЫ  ,                А  ТАКЖЕ  ПРЕДСТАВЛЯЕМОГО  В  СВОЁМ  ЛИЦЕ  ИДЕАЛА                И  ПРИНЦИПА  .(  желание  , чтобы  его принцип и  идеал  были  бы  приняты  не  просто  людьми  , а  именно представителями  христианства  и  земной  элиты  ) 
Даже  если  бы  диалог  с  учёным  бенедиктинцем  не  привёл  непосредственно  к  практическому  результату  -  учреждению         полуофициального  представительства  Касталии  при  ПАПСКОМ  ПРЕСТОЛЕ  , -  он стоил  бы  большего  , чем                о  том  подозревало  большинство  касталийцев  .
И  благодаря  исполненной  духа  соревнования  дружбе                с   Дезиньори   , и  благодаря  дружбе  с  мудрым  старым  патером  Кнехт  , вообще  - то  в  близкие  отношения                с   внекасталийским  миром  никогда  не  вступавший  ,                ПРИОБРЁЛ ТАКОЕ  ЗНАНИЕ  ЭТОГО  МИРА  ,  , или  ,  вернее  ,                ТАКОЕ  ПРЕДСТАВЛЕНИЕ  О  НЁМ  , каким  в Касталии (  читай :   на  Олимпе  )   , конечно  ,  мало кто  обладал  .
Если  не  считать  пребывания  в  Мариафельсе
(  бенедиктинском  монастыре  )   , которое      с  настоящей  мирской  жизнью  тоже  ведь  не  могло  его познакомить  ,                он никогда  этой  жизни      не  видел  и никогда     ею  не  жил  , кроме  как  и  раннем  детстве ,  но  благодаря  Дезиньори  , благодаря  Иакову  и  занятиям  историей       он  получил  яркое  представление        о  действительности  , представление  , сложившееся        в  основном  интуитивно       и  почти                не  подкреплённое  опытом  ,    но сделавшее  его        более сведущим  и  более открытым  миру , чем  большинство                его  касталийских  сограждан  , не  исключая      и  начальства  . Он всегда  был  и  оставался  истинным  ,  правоверным  касталийцем  , но  никогда  не  забывал  , что  Касталия  -                это  всего  лишь  часть  , маленькая  часть     мира  , пусть                даже  самая  ценная  и  любимая  .  А  как  обстояло  дело                с  его  дружбой  с  Фрицем  Тегуляриусом  ,  человеком  тяжёлого      и  сложного  характера  , утончённым  артистом  Игры  ,  избалованным  и  боязливым  только  - касталийцем  , которому  тогда  , во время  его  краткого  визита  в  Мариафельс  ,     стало    так  не  по себе  , так  томительно  среди  грубых  бенедиктинцев  , что  он  , по его  уверению  , не  смог  бы  прожить  там  и недели  и  бесконечно восхищался  своим                другом  ,  преспокойно  прожившим  там  два  года  …
В  чём  корень  этой  многолетней  дружбы  и  что  она                означает ?  ни  в  одном  дружеском  союзе  Кнехта  ,                за  исключением    разве   что  с   бенедиктинцем  ,                он  не  был  ищущей  , домогающейся  и  нуждающейся  стороной  . Он  привлекал       к  себе  , вызывал восхищение  , зависть                и  любовь  просто  своим  внутренним  благородством  ,                и  , начиная     с  определённой  ступени  своего  «  пробуждения  «  , он  знал      за  собой  этот  дар .
И  в первые  же  студенческие  годы  им  восхитился  и  стал  добиваться  его  расположения  Тегуляриус  ,  но  Кнехт  всегда  держал  его  на  некотором  расстоянии  от  себя  …
Он  был  всегда  искренне  привязан  к  своему  другу  …    привлекательна  для  Кнехта  была  не  только  необыкновенная  одарённость  Тегуляриуса  , не  только  его  неутомимая  гениальность  , открытая  в  свою очередь  всем  проблемам  Игры  . Глубокий  и  постоянный  интерес  Кнехта  относился                не  только  к  большому  дарованию друга  ,  в  такой  же  мере                он   относился  к  его недостаткам  , к  его  болезненности  ,                как  раз ко всему  тому  ,  чем  отпугивал  и  часто  раздражал  Тегуляриус  других  вальдцельцев  .  Странный  этот  человек  был  до такой  степени  касталийцем  , всё    его  существование  было  бы  вне  Касталии  настолько  немыслимо  и в  такой  мере  обуславливалось  её  атмосферой  и  образованностью  ,  что  ,      если  бы  не  эта  его  нескладность  и  странность  , его  можно  было  бы  назвать  прямо таки  типичнейшим  касталийцем  .
И  всё  же  этот  типичнейший  касталиец  плохо  ладил                со   своими  товарищами  ,  не  был  любим  ни  ими  ,                ни   начальниками  , ни  служащими  , постоянно  мешал                всем  ,     то  и  дело вызывал  нарекания  и  ,  наверно  ,                без  заступничества  и  руководства  своего  храброго                и  умного  друга  рано  погиб  бы  . То  , что  называли    его  болезнью  , было  , в  общем  - то  , пороком  , строптивостью  , недостатком  характера  , глубоко  иерархическим  , совершенно  индивидуалистическим  умонастроением  и  поведением  ;                он  подчинялся  существующему  порядку  как  раз  в  той  мере  -  не  больше  ,    в   какой  это  требовалось  , чтобы  его  вообще  терпели  в  Ордене  .  Хорошим  , даже  блестящим  касталийцем  он  был  постольку  , поскольку  обладал  разносторонним  умом  ,  был  неутомимо  и  ненасытно  прилежен  в  науках                и  в  искусстве   Игры  ;  но  очень  посредственным  , даже  плохим  касталийцем  был  он  по  характеру  ,  по  своему  отношению  к  иерархии  и  орденской  морали  . Величайшим                его  пороком  было всегдашнее  легкомысленное  манкирование  медитацией  ;  ведь  цель  её  -  указать  индивидууму  его место  , и  добросовестные  занятия  ею  вполне  могли  бы  вылечить  Тегуляриуса  от  его  нервной  болезни  ,  ибо  в  малом  обёме                и  в  частных  случаях  она  бывала  целительна  всякий  раз  , когда  после  какого  - нибудь  очередного  периода  скверного   поведения  ,  возбуждённости  или  мелахолии  начальство  наказывало  его принудительными  и  строгими  медитационными  упражнениями  по  надзором  -  средство  ,                к  которому  часто  приходилось  прибегать                и  доброжелательному  ,  щадившему  друга  Кнехту  .
Нет  , Тегуляриус  был  человек  своенравный  , капризный  ,                не  способный  подчиняться  чему  -  либо  по  - настоящему  ,                то  и дело  , правда  ,  блиставший  умом  , обворожительный                в  те  вдохновенные  часы  , когда  сверкало  его  пессимистическое  остроумие  и  никто  не  мог  устоять    перед  смелостью  и  мрачноватым  порой  великолепием  его  идей  ,                но  по  сути  неизлечимый  , ибо  совсем  не  хотел исцеления  ,                ни  во что  не  ставил  гармонию  и  упорядоченность  , ничего  так  не  любил  ,  как  свою  свободу  , своё  вечное  студенчество  ,   и  предпочитал  всю  жизнь  быть страдальцем  ,                не  признающим  законов  , неуживчивым  обиночкой  , гениальным  чудаком  и  нигилистом  , вместо  того  чтобы  приспособиться              к  иерархии  и  обрести  покой  .  Он  не  ценил  покоя  , ни  во  что  не  ставил  иерархию  , ему  наплевать  было  на  осуждение              и  изоляцию  . В  общем  , он  был весьма  неприятным  и  даже  несносным  существом  для  общества  , идеал которого – гармония  и  порядок  !  Но  именно  благодаря  этой  нескладности   и  несностности  он  был  в  столь  светлом                и  упорядоченном  мирке  постоянным  , живым  источником  беспокойства  , упрёком  , возбудителем  новых  , смелых  , запретных  мыслей  , бодливой  ,  непослушной  овцой  в  стаде  .
И несмотря  ни  на  что  , приобрёл  такого друга  , как  Кнехт  .
Слов  нет  , в  отношении  Кнехта  к  нему  всегда  играли  какую  -  то  роль  и  сочувствие  и   рыцарское  отношение                к  находящемуся  в  опасности  и  несчастному  другу  .
Но  этого  не  хватило  бы  , чтобы  и  после  возведения  Кнехта  в  чин  мастера  , при  его перегруженности  работой  , обязанностями  и  ответственностью  ,  поддерживать  эту  дружбу  …  в  жизни  Кнехта  Тегуляриус  был  не  менее  необходим  и  важен  , чем  Дезиньори  и   патер  в Мариафельсе  ,   а  необходим  и  важен  был  он  , подобно  тем  двум  ,  как  ВОЗБУЖДАЮЩЕЕ   НАЧАЛО ,   КАК  ОКОШКО   ,  ОТКРЫВАЮЩЕЕ  НОВЫЕ  ПЕРСПЕКТИВЫ   . В  этом  странном  друге  Кнехт  ,                как  нам  кажется  , почуял  , а  со временем  и  распознал  представителя  некоего  типа  , типа  , ещё  не  существовавшего  на  свете  ,   кроме  как  в  виде  этого  предвестника  , -  такими  касталийцы  когда  - нибудь  стали                бы  , если  бы  никакие  новые  столкновения  и  импульсы  не  обновили  и  не  укрепили  касталийскую  жизнь  .
Тегуляриус  был  , как  большинство  одиноких  гениев  , предвестником  .  Он воистину  жил       в   Касталии  , которой  ещё  не  было  , но  которая  могла  появиться  завтра  ,                в  Касталии  , ещё  более  отгороженной         от мира  , разложившейся  , оттого  что  одряхлела  и  ослабела   МЕДИТАТИВНАЯ  МОРАЛЬ  Ордена  , в  мире  , где  всё  ещё  были  возможны  высочайшие  взлёты  духа  и  самозабвеннейшая  преданность  высшим  ценностям  , но  где  у  высокоразвитой                и  вольной  духовности  не  было  уже  других  целей  ,  кроме  любования  собственной  изощрённостью  . Тегуляриус  был  для  Кнехта  одновременно  воплощением  высочайших  касталийских  способностей  и  предостерегающим  предзнаменованием                их  деморализации  и  гибели  …  вырождение  Касталии                в   сказочной  царство  , населённое  сплошь  Тегуляриусами  ,  надо  было предотвратить  … Стоило  лишь  Касталии  , насколько  знал  её  Кнехт  , чуть выше  поднять  стены  своей  аристократической  изолированности  , стоило  ослабеть  орденской  дисциплине  , упасть  иерархической  морали  ,                как    Тегуляриус  перестал  бы  быть  чудаком  -  одиночкой  ,                а  стал  бы  представителем  вырождающейся  и  гибнущей  Касталии  …  этот  касталиец  будущего  ;  он  был  для  чуткого  Кнехта  таким  же  симтомом  и  предостережением  , каким  была  бы  для  умного      врача  первая  жертва  ещё  неизвестной  болезни  .  А  ведь  Фриц  не  был  человеком  заурядным  ,  он  был аристократом  , талантом  высокой  пробы  .  Если  бы  эта     ещё  неизвестная  болезнь  когда  - нибудь  распространилась         и  изменила  облик  гражданина  Касталии  ,  если  бы  Провинция       и  Орден  склонились  бы  когда  - нибудь  к  вырождению  и  упадку  ,  то  эти  касталийцы  будущего  не  были  бы  сплошь  Тегуляриусами  , они  не  обладали  бы  его  дивными  дарованиями  , его  меланхолической  гениальностью  , его сверкающим  артистизмом  ,  -  нет  , большинство  из  них  отличалось                бы  только  его  ненадёжностью  , его  готовностью  отдаться  Игре  , его  дисциплинированностью  и неуживчивостью  .
В  тревожные  часы   у  Кнехта  бывали  , наверно  ,  такие  мрачные  видения  и  предчувствия  , преодолевать  которые              то  раздумьем  ,  то  повышенной  деятельнсотью  стоило  ему  , конечно  , немалых сил  .  Как  раз  случай  Тегуляриуса  и  даёт  особенно  хороший  и  поучительный  пример  того  ,  как  старался  Кнехт  преодолеть  , не  уклоняясь  ,  всё  сложное  , трудное  и  болезненное  , встречавшееся  на  его пути  .                Без  его  бдительности  , заботливости  и   воспитующего  руководства         не  только  , наверно  ,  рано  погиб                бы  его  находившийся   в  опасности  друг  , но  из  -  за  Фрица  ещё  и  конца  не  было  бы  ,  несомненно  , вским  неладам                и  предрягам  в  деревне  Игры  , которых и так  - то  хватало                с  тех пор  , как  тот  вошёл  в  тамошнюю   элиту  . Искусством  , с  каким  магистр  ухитрялся  не  только  как  - то  держать                в  руках  своего  друга  , но  и   ставить  его  таланты  на  службу  Игре  в  Бисер  , и  добиваться  от них свершений  , бережностью  и терпением  , с  какими  он   сносил  и  преодолевал  капризы                и  чудачества  Фрица  , неутомимо  взывая  к  самому  драгоценному  в  нём  , -  всем  этим  мы  не  можем                не  восхищаться  как  образом  обхождения  с  людьми  …                ( Тегуляриус   -  соавтор   «  Китайского  дома  «  )  .  Кнехт  , сумев   при  всей  безалаберности  своего  друга  Фрица  найти  для  него  поприще  , обогатил  духовное  достояние  и  историю  Вальдцеля  несомненными  ценностями     восхищенную  , восторженную  любовь  к  сильной   игармоничной  личности   магистра  ,     к  его величавости  . Кнехт  хорошо  знал                не  только       за  Фрицем  , но  и  за  многими  своими  соперниками  и  учениками  и всегда  больше  на  ней  , чем  на  своём  высоком  чине  , строил  авторитет  и  власть  ,  которыми  он  , несмотря  на  свою  доброту  и  уступчивость  , оказывал    на  весьма  многих  давление  .  Он  отлично  чувствовал  ,   чего можно  добиться  ласковой  речью  или  словом  одобрения     и  отстранённостью  , невниманием  . 
(  может  быть  это и была  Муштра  ,  желание  и  Тегуляриуса  сделать солдатом  ) 
Теперь   ещё  раз  о  ДВУХ  ПОЛЮСАХ  :
«   Двумя  главными  тенденциями  , или  полюсами  , этой  жизни  , её  Инь  и  Ян  , были  тенденция  охранять  , хранить верность  ,  самоотверженно  служить  иерархии  и  ,   с  другой  стороны  , тенденция  «  пробудиться  «  ,   продвинуться  , схватить                и  понять  действительность  .      

Для  правоверного       и  готового       к  служению  Йозефа  Кнехта  Орден  ,  Касталия           и  Игра  в  Бисер  были  чем  - то  священным  и  абсолютно  ценным  ;       для  пробуждающегося  , прозорливого  , устремлённого    вперёд  они  были  несмотря                на  их  ценность  ,  возникшими   завоёванными  , изменчивыми                в  своём  укладе  ,  подверженными  опасности  старения  ,  бесплодия       и  гибели  образованиями  , идея  которых  всегда  оставалась  для  него  неприкосновенно  - священной  . Он  служил  духовному  содружеству  ,  восхищаясь  его   силой  и  смыслом  , но видя  , как  опасна  его  склонность  смотреть  на  себя  как    на  самоцель  , забыть  о  задаче  сотрудничества  со всей  страной  и  всем  миром  и в  конце  концов  погрязнуть  в  своей  блестящей  , но  обречённой    на  всё  большее  бесплодие  оторванности  от всей  совокупности  жизни  .  Опасность  эту  он  предчувствовал       в  те  ранние  годы  , когда  не  решался                и  побаивался  целиком  отдаться  Игре  , опасность  эта  становилась  ему  всё  яснее   в  дискуссиях   с  монахами                и  особенно  с  отцом  Иаковом  , сколь  храбро  ни  защищал                он  от них  Касталию  ;  а  вернувшись      в  Вальдцель  и  став  магистром  , он  то  и  дело  замечал  симптомы  этой  опасности  в  добросовестной  , но  отрешённой     от  мира                и  чисто  формальной  работе  многих  учреждений                и  своих  собственных  служащих  , в  талантливом  , но  надменном  мастерстве  своих репетиторов  и не  в  последнюю  очередь  в  столь  же  трогательной  ,  столь  и страшноватой  фигуре  своего  Тегуляриуса  … 

впервые  вглядевшись      в  историю  Касталии  пристально  , пришёл  к  убеждению   ,  что  дело  с  Касталией  обстоит  вовсе  не  так  , как  то  рисует  себе  самонадеянность  Провинции  ,  что  её  связи     с  внешним  миром  ,  что  взаимодействие  между  нею      и  жизнью  , политикой  , просвещением  страны  уже  десятки     лет  идут на  убыль  . Правда  ,  Провинция  всё  ещё  поставляла  стране  хороших  учителей  и  пользовалась  авторитетом     по  части  учёности  ;  но  всё  это  приобрело  привычный  ,   механический  характер  , тем  больше  склонен  был  мир оставлять  Провинцию  провинцией  и  смотреть  на  неё       не  как  на  необходимость  , не  как  на  хлеб насущный  ,                а  как  на  нечто  инородное  , чем  , правда  , немного  гордишься  , как  старинной  драгоценностью  , с  чем  пока  вовсе  не  хочешь  расстаться  , но  от  чего  предпочитаешь  держаться  подальше  и  чему  , ничего  толком  не  зная  об  этом  , приписываешь  образ  мыслей  , мораль  и  самомнение  , неприемлемые  для  реальной  и  деятельной  жизни  .  Он  часто испытывал  жгучую  тягу  к  миру  , к  людям  , к  наивной  жизни  - если  таковая  ещё  существовала  где  - то  там  , в  незнакомых  краях  ,  Кнехта  , задолго  до нас  разглядевшего  в  сложном  и  тщательно  разработанном  аппарате  нашей  республики  стареющий  организм  , нуждающийся  во  всяческом  обновлении  .
Мировая  история  -  это  гонка  во времени  , бег  взапуски  ради  наживы  , власти  , сокровищ  , тут  весь  вопрос  в  том  ,  у  кого  хватит  силы  , везенья  или  подлости   не  упустить  нужный  момент  . А  свершение  в  области  духа  , культуры  , искусства  -  это нечто  прямо  противоположное  , это  кадждый  раз бегство  из плена времени  , выход  человека  из ничтожества  своих инстинктов  и  своей  косности  в  совсем  другую  плоскость    ,   в  сферу  вневременную  , освобождённую                от времени  , божественную  ,  совершенно  неисторическую                и  антиисторическую  .  Кнехт  слушал  Тегуляриуса                с  удовольствием  , заключил  разговор  такими  словами  : 
«  Честь  и  хвала  твоей  любви  к  духу  и  его творениям  !
Только  участвовать  в  духовном  творчестве  не  так  то просто   , как  многие  думают  .  Диалог  Платона  или  пассаж             из  хора  Генриха  Исаака  и  всё  , что  мы  называем  творением  духа  ,  или произведением  искусства  ,  или  объективизацией   духа  ,  -  это  итоги  ,  конечные  результаты  борьбы  за  очищение  и  освобождение  , это  , пожалуй  ,        как  ты  выражаешься  ,  выходы  из времени  в  безвременность  ,                и  в  большинстве  случаев  произведения  эти  совершеннее  всего  тогда  , когда  по ним  нельзя  догадаться                о  предшествовавших  им  бореньях  и  муках  . Великое  счастье  ,  что  у нас  есть  эти произведения  , и  мы  ,  касталийцы  ,                живём  почти  целиком  на  их  счёт  , ведь наше  творческое  начало  уже  ни  на  чём  , кроме  воспроизведения  ,  не  проявляется  , мы  постоянно  живём  в  той  потусторонней  ,               не  знающей  ни  борьбы  , ни  времени  сфере  , которая  как  раз  и  состоит  из  этих  произведений  и  не  была  бы  нам  известна  , если  бы  не  они  . И  по пути  одухотворения  или  , если  тебе  угодно  , абстрагирования  мы  зашли  ещё  дальше  :                в  своей  Игре  мы  разбираем  эти  произведения  мудрецов                и  художников   на  составные  части  , извлекаем  из них  стилистические  правила  , формальные  схемы  , высший  смысл  , оперируя  этими отвлечённостями  так  , словно  они  - строительне  кубики  . Что  ж  , всё  это  прекрасно  , никто                не  спорит  .
Но не  каждый  способен  всю  жизнь  дышать  и  питаться  сплошными  абстракциями  . Перед  тем  ,  что считает  достойным  своего  интереса  вальдцельский  репетитор  ,                у  истории  есть  одно  преимущество  :  она  имеет  дело                с  действительностью  .  Абстракции  восхитительны  ,                но  дышать  воздухом  и  есть  хлеб  тоже  , по моему  , надо  .
Кнехту  , Ферромонте  …  -  было  дано  как  - то  приобщиться               к  этому  вечернему  сиянию  ,   к  этому  угасанию  чистой                и  самоотверженной  жизни  .  Этим  немногим  , когда  они  , подготовившись  и  сосредоточившись  , входили                в  комнатку  , где  сидел  в   своём  кресле  бывший  магистр  , удавалось  проникнуть в  этот  мягкий  блеск  перехода                в  небытие  сопережить  эту  ставшую  безмолвной  завершённость  :  словно  в  пучке  невидимых  лучей  , проводили  они  отрадные  мгновения  в хрустальной  сфере  этой  души  , приобщаясь  к  неземной  музыке  , и  возвращались  потом                с  просветлённой  и  окрепшей  душой  в  свои  будни  ,                как  с  высокой  гороной  вершины  . Настал  день  , когда  Кнехт  получил  известие  об  его смерти  ;  он  поспешил  в  путь                и  застал  тихо  почившего  старца  на  его  ложе  ,  маленькое  лицо покойного  заострилось  , стало каким  - то  тихим  руническим  знаком  ,  арабеской  , магической  фигурой  ,                уже  не  поддающейся  прочтению  и  всё  - таки  словно                бы  повествующей  об  улыбке  и  совершенном  счастье  .
У  могилы  после  мастера  музыки  гвоорил  он  только                о  благодати  его   старости  и  смерти  ,  о  бессмертной   красоте  духа  , открывшейся  в  нём  спутникам                его последних  дней  …
Когда  надо  было составить  мнение  о  человеке  тяжёлого  нрава       и  найти  способ  обращения  с  ним  ,  с  Кнехтом  обычно советовались  . Такой  натурой  был  , например  , студент      Пётр  , последний  любимый  ученик  бывшего  мастера  музыки  .  Этот  молодой  человек  , принадлежавший                к  породе тихих  фанатиков  , был в  своей  своеобразной  роли  компаньона  ,  санитара  и  благоговейного  ученика  всё  время  на  высоте  …   по   трудам  отца  Иакова  о  бенедиктинском  ордене  ему  было  хорошо знакомо  представление  об  ордене  как  БОЕВОМ  СОДРУЖЕСТВЕ  ,  а  о  благочестии  -                как  о винственности  .(  Благочестие  рыцарей  -  воинтсвенность  , то есть  бенедиктинцы  сохраняют память  о первых  годах своего  Ордена  )
«  НЕ  БЫВАЕТ    , - сказал  он  однажды  , -  БЛАГОРОДНОЙ  ЖИЗНИ  БЕЗ  ЗНАНИЯ   О  БЕСАХ  И  ДЕМОНАХ   И  БЕЗ  ПОСТОЯННОЙ  БОРЬБЫ  С  НИМИ  , « …  искусство  говорить  комплименты  , пожалуй  , не  лишено  смысла  . Особенно  блистательным  мастером  этого  искусства  был  до  Кнехта     его  предшественник  магистр  Томас  фон  дер  Траве  .
Кнехта  нельзя  , собственно  , назвать  ни  его последователем  , ни  подавно  его  подражателем  в  этом  пункте  , он  был  , скорее  учеником  китайцев  , его  куртуазность  была  не  так  остра  , не  так  иронична  .  Но  и  он  слыл  среди  своих коллег  человеком  ,  которого  невозможно  превзойти  вежливостью  .»

Несомненно  , что  эта  глава  очень насыщена  смыслами  ,                за  которыми  трудно  уследить  , но необходимо  .
Ибо  за  обыденными  словами  видны  часто  всполохи  адского пламени  несмотря  на  то  ,  что  повествование  полно  христианскими  символами  , скрывающими  истинный  смысл  написанного  .  А  сама  Игра в  Бисер  скрыта ,   как  скрыто                до   сих пор  происходящее  в  Элевсинских    мистериях  .
Но  , допустим  , слова  о страшном  Тегуляриусе  - гении  можно рассматривать  как    слегка  открытое  то  , что на  самом  деле  происходит  в  мистериальных  действах  .
Он  - соавтор  Игры  в  Бисер  , то есть очередного  сценария   Игры в  бисер  как  мистерии  , преображающей  участников  -  мистов  .  В  мистериях  главное  -  это  обещание  спасения                в  посмертии  ,  и  дарующее  уверенность  в этом  спасении  .
Но  как  это актуализируется  , скрыто  .
Нам  известно  об Элевсинских мистериях  то  ,  что  предшествует  самому  « таинству  «  , но  само  « таинство  « , обладающее  преображающей  силой  ,  скрыто  .
Магия  процесса  скрыта  . Как  скрыто и то  ,  что происходило     на  «  мистериях  «  Карла  Юнга  ,  которые  была  для  немцев  только  ,    которые   стали  называться  сеансами  психоанализа  ,   а  древний  мистагог  - психоаналитиком  .  И  которые  обладали  преображающей  силой  несомненно  .


Рецензии