Модель школы будущего

Некоторое время назад в статье « Школа будущего , какая она?» я обозначил целый ряд проблем, стоящих перед современной системой образования.
 В этом очерке я предложу пути решения названных ранее задач. Главная из них, по моему мнению, это мотивирование детей на достижение личного успеха в учебе и труде. Именно эта задача стоит, в первую очередь, перед дошкольным и начальным образованием . Определив на раннем этапе развития ребенка его образовательный потенциал ,все те проблемы, которые мешают детям
 сейчас или помешают в последствии, педагоги и психологи совместно с родителями ставят перед мальчиком или девочкой посильные для его развития учебные задачи, отслеживая при этом и постепенно выстраивают для каждого индивидуальную траекторию развития его личности.
 Именно на этом начальном этапе обучения у каждого обучаемого должен быть индивидуальный тьютор, педагог-психолог, сопровождающий учебный процесс школьника до тех пор, пока тот не научится самостоятельно ставить перед собой учебные цели и успешно решать их. Такие специалисты уже появляются в нашем образовании, но их пока крайне мало.
 На следующем этапе взросления школьник обучается работе на компьютере, как индивидуальном инструменте добывания знаний. У КАЖДОГО обучаемого должен быть собственный учебный компьютер на каждом занятии.
Теперь главное! Современная классно-урочная должна перестать существовать! Это не значит, что надо ломать школьные здания. Просто в кабинетах-классах  надо создавать условия для индивидуально-групповой работы обучаемых. При этом в обучении теперь не играет роль возраст школьника. На первое место в его образовании выходит уровень его учебной мотивации и степень готовности перейти с одного на последующий уровень обучения. Скорость и глубину погружения в тот или иной предмет определяет сам школьник по согласованию с его родителями, тьютором и на основе его успехов или неудач в конкретном учебном предмете. Роль педагога меняется. От прежней роли урокодателя он отходит и становится консультантом обучаемых школьников. При этом учебные проблемы и время, необходимое для этого, перед ним ставит сам ученик, в зависимости от степени погружения в данный учебный предмет. Сегодня именно так работают репетиторы-консультанты выпускников школ, готовящие последних к сдаче ОГЭ или ЕГЭ . Школа делает тоже самое, но в условиях массовой школы учитывать индивидуальные возможности каждого ученика почти невозможно. Отсюда и все беды нашего образования.
 То, о чем я рассказал, потребует, в первую очередь, перестройки сознания нашего общества в отношения роли образования в становлении личностного роста каждого человека. Сегодня, несмотря на полувековую систему среднего образования ,существующую в нашей стране с 70-х годов прошлого века, общий уровень, как образованности, так и культуры наших людей еще очень невысок. Это и понятно почему. Большинство людей учились и учатся в школе только потому, что НАДО! А зачем это каждому из них, и что это даст ему в будущей жизни , понимают и понимали ранее очень немногие люди.
 Для перестройки сознания каждого человека и общества в целом к образованию, самообразованию и роли школы в этом нужно время. И, наверное, немалое. Но, если мы не уйдем от сегодняшней модели современной школы к школе самопознания и саморазвития, нас не ждет ничего хорошего!


Рецензии