Немного о европейском кино 1940-х - 1960-х гг

Немного о европейском кино 1940-х - 1960-х гг

В который раз смотрю фильмы Антониони. Наконец-то лучше стал понимать мотивацию героев из его трилогии "отчуждение". Еще раз убеждаюсь, что многие произведения искусства, будь то кино или литература больше понятны с возрастом, потому что их творили люди не очень юные, достаточно уже зрелые, когда появляются несколько другие интересы, нежели в молодости...когда имеется некий жизненный опыт, меняется психология, мир осмысливается по-другому...

Вообще, я фанатею от европейского кино 1940-х - нач. 1960-х гг. (и от советского 1950-х - 1980-х), особенно от французских и итальянских фильмов, даже думаю купить себе шляпу, подтяжки и плащ по моде 50--х... Но я не понимаю про что фильм "В прошлом году в Мариенбаде" (1961) Алена Рене. Какая-то несусветная хрень. Полностью высмотреть его не смог, уже стал проматывать, в надежде на понятную развязку. Угу, черта с два. Фильм по своему сюрреализму напоминает другой фильм Рене "Хиросима, любовь моя", но там все не до такой степени абсурдно, да и сама эстетика работает на самое себя. Тут же - полный ссюррр, и он выше моего понимания. После этих фильмов, со знакомством творчества Алена Рене я решил повременить (что длится уже лет так 5-6). Так же не поклонник фильмов Федерико Феллини, хоть большинство из них посмотрел. Особо выделил бы "Сладкую жизнь" (1960), но концовка какая-то смазанная. Почему-то этот фильм у меня сопоставляется с "Рокко и его братьями" (1960) Лукино Висконти. И предпочтение идет в пользу последнего. Фильмы Годара вообще не рекомендую к просмотру. Фильмы ни о чем. Любопытно творчество Франсуа Трюффо, правда, со своей заковыкой.

Принято говорить о французской "Новой волне" как расцвете кинематографа. Я так не считаю. Или здесь даже нужно разграничить "новую волну" как поколение новых режиссеров, которых объединяла просто молодость, и которые снимали вне стен павильонов, и на некую "новую волну" которую потом стали понимать больше как "авторское" и  "фестивальное", якобы интеллектуальное кино. С "Новой волной" в кино вошли дилетанты, у которых не было мастерства написания нормальных сценариев, нормального монтажа, в целом профессионализма, как у Годара (его "На последнем дыхании" - ни элементарного сценария, ни внятного сюжета, ни нормальной операторской работы, намешан какой-то винегрет, а если вы не понимаете, вы ничего не понимаете в кино).

Да, "новая волна" показала, что кино самоценный вид искусства, но оно показало ущербность этого направления: кино без литературной основы мертво. Поэтому "Новая волна" быстро выродилась в фестивальное кино (за каких-то 10-15 лет). То есть в "кино не для всех". То, что было неким общим собирательным названием, экспериментом стало превращаться в "элитное кино". Собственно, "новая волна" во многом повторяла итальянский неореализм, к сожалению, тоже не очень долгое время задержавшийся в кинематографе и полностью похороненный американским капиталом, ибо такое кино поднимало социальные темы и тяготело к марксистским и социалистическим идеям. А американскому капиталу чуждо самобытное европейское кино и искусство. В действительности, то что потом стало превращаться в "авторское кино", как дальнейшее развитие "новой волны", становилось безыдейным, бессодержательным, режиссерам по-большому счету сказать нечего было, но надо было "творить", рекламировать себя, зарабатывать. И это очень похоже на безыдейность и бессодержательность изобразительного искусства того времени. У А.В. Кукаркина в очень насыщенной книге "По ту сторону расцвета" (в дополненном издании 1981 г.) приводится много цитат и мнений зарубежных критиков и исследователей подобного "искусства" (с. 88 - 116). Конечно, здесь свою роль сыграли и вторжение американского капитала в европейские киностудии, и вторжение телевидения, но идея отрыва кино от литосновы сама по себе ущербна и бесперспективна, либо она вырождается, либо превращается в псевдоинтеллектуальное фестивальное кино, начиная с 1970-х годов.

Далее рекомендую посмотреть все полнометражные работы Рене Клемана. Заслуживают внимания работы Рене Клера и Робера Брессона (его фильм "Ангелы греха" 1943 г. я не стал вносить в список, своеобразное кино, несколько затянутое). В список не стал вносить и работы Андре Юнебеля (снимал про Фантомаса и на исторические темы).

Приведу годные к просмотру фильмы (здесь есть некоторые из США). Если многое из всего перечисленного не видели, считайте, что вы не знаете европейское кино, как оно входило в свой расцвет, что нового привносилось. Фильмы, доставляющие наслаждение и огромнейшее эстетическое удовольствие.

Одержимость (1943) Лукино Висконти
Рим - открытый город (1945), Роберто Росселлини.
Потерянный уикэнд (1945), Билли Уэйлдер.
Дамы Булонского леса (1945), Робер Брессон.
Пасторальная симфония (1946), Жанн Деланнуа.
Призрак (1946), Кристиан-Жак
Корабль идет в Индию (1947), Бергман
Набережная Орфевр (1947), Анри-Жорж Клузо
Антуан и Антуанетта (1947), Жак Беккер
Молчание - золото (1947), Рене Клер
Земля дрожит (1948) Лукино Висконти
Пармская обитель (1948), Кристиан-Жак
Свидание в июле (1949), Жак Беккер
Третий человек (1949), Кэрол Рид
У стен Малапаги (1949) Рене Клеман
Дневник сельского священника (1950), Робер Брессон
Орфей (1950), Жан Кокто
Карусель (La Ronde) (1950), Макс Офюльс
Стеклянный замок (1950), Рене Клеман
Мария из порта (1950), Марсель Карне
Хроника одной любви (1950), Микеланджело Антониони
Бонифаций - сомнамбула (1951), Морис Лабро
Алая роза (1951) Марчелло Пальери
Дон Камило (1952), (фр. "Маленький мир дона Камило), Жульен Дювивье
Семь смертных грехов (1952), (киноальманах)
Нормандская дыра (1952), Жан Буайе
Запрещенные (тайные) игры (1952), Рене Клеман
Дама без камелий (1953), М. Антониони
Побежденные (1953) М.Антониони
Чувство (1954) Лукино Висконти
Месье Рипуа (1954), Рене Клеман
Марти (1955), Делберт Манн
Большие маневры (1955), Рене Клер
Невеста слишком хороша (1956), Пьер Гаспар-Юи
Белые ночи (1957) Лукино Висконти
Парижанка (1957), Мишель Буарон
Ночи Кабирии (1957), Федериго Феллини
Обманщики (1958) Марсель Карне
Карманник (1959) Робер Брессон
Улица Прэри (Луговая улица) (1959)Дени де Ла Пательер
Дорога школяров (1959), Мишель Буарон
Француженка и любовь (1960), киноальманах
Приключение (1960), М. Антониони
Чочара (1960), Витторио де Сика
Рокко и его братья (1960) Лукино Висконти
Сладкая жизнь (1960) Ф.Феллини
Знаменитые любовные истории (1961), Мишель Буарон
Ночь (1961), М. Антониони
Затмение (1962), М. Антониони
Красная пустыня (1964), М. Антониони
Мушет (1967) Робер Брессон


Своеобразные фильмы:

Адрес неизвестен (1951), Жан-Поль ле Шануа
Самая красивая (1951), Лукино Висконти
Огни варьете (1951) Федерико Феллини
Подруги (1955), М., Антониони
Жервеза (1956) Рене Клеман
Крик (1957), М. Антониони
Красавчик Серж (1959) Клод Шаброль
Кузены (1959) Клод Шаброль
Двойной поворот ключа (1960) Клод Шаброль


Рецензии