Нации и этносы

Философ идей КАРЛТОН ХЕЙЗ изучал также феномен НАЦИОНАЛИЗМА, возникший не так давно. Он появился вместе с распространением капитализма и началом разделения труда, когда в города хлынули многочисленные сельскохозяйственные общины вместе со своими богами и традициями. Они переселялись в города, дабы стать наемными рабочими.

Из этого разрозненного и пестрого населения впоследствии создавались государственные нации, объединенные одним языком, единой государственной культурой, традициями и устоями. Таким образом, на историческую и политическую арену явился не просто человек массы, а человек, организованный в большие рабочие коллективы в рамках национального государства с его четко очерченной территорией, языком, культурой и народом.

КАРЛТОН ХЕЙЗ сделал предположение, что когда у народа появилась НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ - то есть, чувство принадлежности к определенному государству и его народу, сформировавшему в нацию - тогда верования в Бога начали отходить на второй план. Вера стала формальным и дополнительным к государственному организующим принципом власти.

Народ, который обычно не оставлял после себя в историческом прошлом никаких свидетельств и назывался исследователями "молчаливым большинством", вдруг обрел голос, идентичность и ощутил себя человеком государственным - то есть, ГРАЖДАНИНОМ.

С явлением демократии, когда все граждане национальных государств получили всеобщее право на голосование, процесс формирования наций был завершен. Это случилось ровно тогда, когда НАРОД НАЧАЛ ОЩУЩАТЬ СЕБЯ СУБЪЕКТОМ ИСТОРИИ, А НЕ ПРОСТО МАССОЙ.

ХЕЙЗ утверждает, что когда это произошло - "Бог умер". Потому, что народился "новый Бог". Это была НАЦИЯ - по сути, НОВЫЙ ОРГАНИЗМ - граждане национальной страны, которые уверовали в свою идентичность и мощь гораздо сильнее, чем в Бога.

"ХЕЙЗ, - писал о нем Шломо Занд, - подчеркивал конструктивный и новаторский аспекты современного национального сознания, а также проводил ТОТАЛЬНУЮ ПАРАЛЛЕЛЬ МЕЖДУ ВЕРОЙ В ВЕРХОВНОГО БОГА И УБЕЖДЕННОСТЬЮ В ВЕРХОВЕНСТВЕ НАЦИИ". *
________
* Именно в это время открылось "окно возможностей" революционных преобразований для наций и для проведения мировой революции. Это был тот краткий миг, когда одновременно с возможностями явилось и методология Маркса - орудие революций. Окно возможностей было очень узкое и надо было успеть преобразовать мир быстро. Однако промедление революционных сил и убеждение социал-демократов в том, что первична "эволюция, а не революция", сыграло свою роковую роль и шансы на изменение мира в пользу народов были упущены. "Окно" захлопнулось. Именно этого и боялся Ленин. Поэтому и твердил о необходимости скорейшей мировой революции или хотя бы революции в Германии, потому что в ином случае СССР просуществует очень короткий срок (он говорил о 50-60 годах жизни СССР после 1918 года и оказался прав). Но Сталину мировая революция была не нужна, так как он добился того, чего хотел. Он не был прозорлив.
________

Однако западная элита осознала, насколько такое положение дел может быть опасно лично для нее, ибо организованный и осознающий себя единым целым государственный народ - это огромная сила. Поэтому она решила разрушить государства, разрушить промышленный капитализм, объединяющий людей в огромные коллективы и направить историю в посткапиталистическое будущее прямиком к постчеловеку.

"ХЕЙЗ, - пишет Занд, - выдвинул предположение, что НАЦИОНАЛИЗМ - не просто еще одна политическая философия, являющаяся выражением определенных исторических и социо-экономических процессов, но нечто гораздо большее, ибо ТАЯЩИЙСЯ В НЕМ РАЗРУШИТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРОСТО КОЛОССАЛЕН". *
________
* Обращаю внимание, что Хейз имеет в виду не узкий национализм, подобный еврейскому, а конгломерат разных этносов, организованных в рамках одного государства в одну нацию.
________

Поскольку положение с осознавшим себя как единое целое народом стало опасным для элит, они начали это чувство исподволь разрушать введением в разных государствах унифицированной массовой культуры, общего для всей планеты законодательства, общей религии, общих традиций и праздников, общих налогов, общего образования, общей ментальности и так далее.

В результате всё это должно будет привести граждан национальных государств в пучину неопределенности, в которой в силу вступит снова узкий национализм меньшинств, которые начнут толкаться, пускать друг другу кровь и провоцировать друг друга на бойню, науськиваемые элитами. Время государственных тотальных войн наций уйдет в прошлое, а им на смену придут постоянные, непрекращающиеся будничные стычки и локальные войны этнических меньшинств.

Народы, только что начавшие ощущать свое единство и идентичность в рамках своих государств, раздробят на враждующие этнические группы и столкнут в древней расовой ненависти, внушив им мысль, что не классовая борьба организованных масс первична, а расовая война узких этносов.

ПОДДЕРЖИТЕ АВТОРА:
СБЕР: 2202 2063 6053 7786


Рецензии
«Нации не думают, они только чувствуют… каждая нация знает, что только у нее самая истинная религия, самая разумная система управления, каждая из них презирает других, каждая ведет себя по-свински и не подозревает об этом, каждая гордится своим предположительным превосходством, каждая абсолютно уверена в том, что она – любимица Бога, каждая с непоколебимой уверенностью призывает Его взять на себя командование в военное время, каждая удивляется, когда Он принимает сторону врага, но по привычке прощает Его и возвращается к лести – одним словом, весь человеческий род доволен, всегда доволен, настойчиво доволен, несокрушимо доволен, счастлив, благодарен, горд, какая бы это ни была религия и кем бы ни был правитель – тигром или домашней кошкой». М.Твен.
Все гораздо серьезнее, чем кажется на первый взгляд.
Вот вы к примеру убеждены, что "классовая борьба организованных масс первична". Ключевое слово в этой фразе - борьба. Кто-то нам всем внушил на уровне импринтинга, что "жизнь - это борьба". Этой абстракцией наше сознание пытается объяснить все сущее. Пока что получается не очень...

Игорь Колобов   22.12.2024 13:13     Заявить о нарушении