Александр Грин и Паустовский - коменты к цитатам

Александр Грин

"Теперь дети не играют, а учатся. Они все учатся, учатся и никогда не начнут жить." - начнут, член заставит и прочие страстишки и насущные потребности, жизнь даже асфальтом трудно закатать, но уж, конечно, зубрение и протирание штанов с жизнью враждуют, а не дружат...

"В течение дня человек внимает такому множеству мыслей, впечатлений, речей и слов, что все это составило бы не одну толстую книгу." - кажется, Джойс это проиллюстрировал (хотя я не читал! Нескольких страниц хватило...) Но при этом у всех у нас сплошь пустые "дни сурка" (но и это кино я не смотрел! Не понравилось...)

"Море и любовь не терпят педантов" - все романтики не терпят бедных педантов, все технари их просто обожают... В море, кстати, немало технарей, ведь корабли - это техника... Да и бабы технарей и педантов сплошь и рядом обожают - надёжные и спокойные мужья в цене, знаете ли...

"Счастье сидело в ней пушистым котёнком." - и зайка сидел... и будущие детки...

"Но есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение, и - вовремя сказанное, нужное слово. Владеть этим - значит владеть всем." - это не только романтика, но и вполне реальная практика - даже моя... Дар общения, дар хорошего настроения - великие дары...

"благодаря ей я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками. Когда для человека главное – получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но, когда душа таит зерно пламенного растения – чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и новая у тебя." - это христианская романтика, и она мне понятна. Если можешь быть щедрым - будь щедрым, и это будет маленьким чудом. Можешь помочь - помоги даже и просто так, по причине своих теплых чувств и щедрой души. Это истинное чудотворство...

"Пусть кривляются паяцы искусства - я знаю, что в скрипке и виолончели всегда отдыхают феи." - кажись, "искусство"_ и его губило. Перефразируя то, что было им сказано в предыдущий раз: "так называемые феи"... Опять-таки, слишком мало в те времена было городских  развлечений... (В телевизоре, когда он ещё казался чудом, тоже "отдыхали феи"?! А сейчас в смартфонах отдыхают...) А "паяцы искусства" - это какие-нибудь  модернисты и декаденты, они "искусством" уже наелись, потому как богатенькие и сытенькие... - Грин-то у нас провинциал... (Чуть ли не с Вятки?!)

"Много ведь придется в будущем увидеть тебе не алых, а грязных и хищных парусов; издали - нарядных и белых, вблизи - рваных и наглых." - в таких цитатах видно, что это писатель для подростков...

"Пью за ожидание смерти, называемое жизнью!" - так и он не воюет со смертью?! Алые паруса - это только спектакль, чтобы не скучно было ждать?!

"Он любил картины без объяснений и подписей. Впечатление от такой картины несравненно сильнее; его содержание, не связанное словами, становится безграничным, утверждая все загадки и мысли." - безграничность - это хорошо, но внятность и осмысленность не отменяются. Иначе "безграничность" - иллюзия... Сильные впечатления, так или иначе, должны осмысляться и выражаться -  в том числе, и в словах...

"Есть вещи, сила которых в их содержании. Шепот на ухо может иногда потрясти, как гром, а гром — вызвать взрыв смеха" - он был бы хорошим учителем для подростков...

"В этом отношении Ассоль была все еще той маленькой девочкой, которая молилась по-своему, дружелюбно лепеча утром: – «Здравствуй, бог!», а вечером: – «Прощай, бог!».
По ее мнению, такого короткого знакомства с богом было совершенно достаточно для того, чтобы он отстранил несчастье. Она входила и в его положение: бог был вечно занят делами миллионов людей, поэтому к обыденным теням жизни следовало, по ее мнению, относиться с деликатным терпением гостя, который, застав дом полным народа, ждет захлопотавшегося хозяина, ютясь и питаясь по обстоятельствам." - не похоже, что бы жизнь к нему благоволила, он сам, видимо, "ютился и питался по обстоятельствам" - в такой ситуации сохранить дружелюбие, простоту и какую-то веру в бога уже очень много... Хотя его бог не всемогущ... - может, его и нет всё же для него?! Так, фигура речи, на удачу; может, хоть в чем-то поможет в постановке спектакля "алых парусов" (Грин - это просто пионерский галстук?! Тоже ведь в свое время помогал дурачкам-подросткам жить и верить...)

"Рано или поздно, под старость или в расцвете лет, Несбывшееся зовет нас, и мы оглядываемся, стараясь понять, откуда прилетел зов. Тогда, очнувшись среди своего мира, тягостно спохватясь и дорожа каждым днем, всматриваемся мы в жизнь, всем существом стараясь разглядеть, не начинает ли сбываться Несбывшееся? Не ясен ли его образ? Не нужно ли теперь только протянуть руку, чтобы схватить и удержать его слабо мелькающие черты?" - тоже тоскует, тоже мечтает о начале новой жизни, в которой всё сбудется (я всю свою жизнь без конца тужусь "начать жизнь с чистого листа, по новому" и прочее. И, видимо, буду находиться в этих попытках до последнего дня. Они выглядят как проклятие, но может быть это ещё лучшая участь для нас, проклятых...)

"Полный тревожного внимания к тоскливости дня, он прожил его раздражительно и печально: его как бы позвал кто-то, но он забыл, кто и куда." - учитель-то он учитель, но всё равно весьма относительный. Даже "хорошие" учителя в этой жизни могут совсем немного...


Паустовский

"...хороший вкус - это прежде всего чувство меры." - а чувство меры - это хороший вкус?

"...как мало в конце концов нужно человеку для счастья, когда счастья нет, и как много нужно, как только оно появляется." - опять всё перепутал; как гнусавый граммофон работает, ей богу.  Мало для счастья надо свежему, чистому, бедному, молодому человеку, не загруженному и пресыщенному, не обросшему комплексами и привычками...

"Лучше одиночество, чем жизнь в клубке взаимных обид, утомительных и непонятных." - лучше ноль, чем минус? Ноль тоже коварная вещь - а минусы можно переворачивать...

"Что такое талант? Трижды и четырежды труд" - да бог с тобой! Просто талант у него всё искажать и путать... И ведь он юношам десятки лет мозги путал, я сам, помнится, ковырялся в таких паустовских...

"Тот не писатель, кто не прибавил к зрению человека хотя бы немного зоркости." - писатель Зоркий Сокол и художник Чингачгук Большой Змей...

"...запомните, что каждому человеку надо понимать штормовые сигналы. И на море, и в собственной жизни. Во избежание непоправимых несчастий." - изучал советские газеты, чтобы заранее быть готовым к поворотам политики партии...

"Люблю рассвет. Он прополаскивает душу." - сон стирает, а рассвет прополаскивает?  На рассвете ты ещё чистеньким бултыхаешься...

"Я заметил, что охотнее всего русский человек разговаривает в поездах и трактирах." - в поездах возбуждён поездкой, как алкоголем, а делать нечего...

"Бессильное сожаление о том, что мы могли бы сделать и чего мы не сделали по лености, по нашему удивительному умению убивать время на малые житейские необходимости и заботы, приходит к нам, как правило, слишком поздно.
Сколько мы могли бы написать интересных вещей, если бы не тратили время на пустяки!" - казалось бы, я целые моря наплодил и натворил, но не самом деле не менее 80 процентов времени профукано...

"Любить лучше издали, но любить необходимо, иначе – крышка. Вот так скитаться и всюду – в поездах, на пароходах, улицах, в полудни и на рассветах – думать о прекрасных вещах, ненаписанных книгах, бороться, погибать, растрачивать себя." - бороться издали?! Я не иронизирую, потому как и сам такой. Бороться за любовь хотя бы издали и хотя бы за книжную жизнь... Если ничего не будет даже издали, то, конечно, крышка...

"Люди обычно уходят в природу, как в отдых. Я же думал, что жизнь в природе должна быть постоянным состоянием человека." - не так-то он и плох?

"Умирают не только люди, но и народы и все человечество. Это – биологический закон. Человечество может дряхлеть, терять молодость, впадать в младенчество, у него перестанет свертываться кровь. Я не могу себе сейчас представить те чудовищные формы, в которые выльется это умирание, но мне кажется, что скоро человечество свихнется." - в его время оно уже свихнулось... Хотя и раньше, во все века, отнюдь не блистало здравым смыслом... Но умрет не человечество, а очередная цивилизация...

"...вещи, созданные писателями, в значительной степени автобиографичны";- такого признания мало, эта тема достойна на порядки большего развития и освещения...

Много романтических, мечтательных цитат и благородства "старой интеллигенции". Явно несоветский человек, чеховский, уныло-печальный - советская власть его психологически угнетала не меньше, чем Чехова его чахотка...


Рецензии