Кастанеда и Готорн - коменты к цитатам
"Бесполезно тратить всю свою жизнь на один единственный путь, особенно, если этот путь не имеет сердца." - все "профессии" бесполезны! Все "профессионалы" явно не имеют сердца и гордятся этим, именно отсутствие "нервов", чувств и эмоций считают главным признаком профессионализма... Типа, надо быть как машина...
"– Ты слишком серьезно себя принимаешь, – сказал он медленно. – ты слишком чертовски важен в своих собственных глазах. Это должно быть изменено! Ты так чертовски важен, что ты чувствуешь себя вправе раздражаться всем. Ты так чертовски важен, что ты можешь себе позволить уйти, если вещи не складываются так, как тебе бы хотелось. Я полагаю, ты думаешь, все это показывает, что ты имеешь характер. Это чепуха! Ты слаб и мнителен!
Я попытался изобразить протест, но он не поддался. Он указал, что за всю мою жизнь я никогда ничего не закончил из-за чувства неуместной важности, которую я связал с самим собой." - это европейский менталитет, его отличие от азиатского... Кажется, есть свои плюсы и минусы у обоих. И в Евангелиях есть призывы и к тому, и к другому. Призыв к смирению - это призыв к самоумалению, но с другой стороны, Евангелия - это предельно дерзкие и серьезные книги, вы - боги... Видимо, человек должен сохранять равновесие, иметь поровну и того, и другого, причем, как можно больше и того и другого - чтобы плыть тяжело груженым, мощным кораблем... Раздражения, "чертовская" важность, неспособность быть терпеливым в делах - это признаки перекоса в сторону самомнения...
"Путь без сердца никогда не бывает радостным. Уже для того, чтобы на него выйти приходится тяжело работать. Напротив, путь, у которого есть сердце, всегда легкий; чтобы его полюбить, не нужно особых усилий." - да, "профессионализм" неестественен, противоречит человеческой природе, он лишён души (как и вся цивилизация). Но почему он не употребляет это слово? "Нет сердца" - это звучит слишком сентиментально и поэтически - я раньше не видел в нем смысла! Только недавно назвал "жуткой мурой"!
"Каждый идет своим путем. Но все дороги всё равно идут в никуда. Значит, весь смысл в самой дороге, как по ней идти… Если идешь с удовольствием, значит, это твоя дорога. Если тебе плохо – в любой момент можешь сойти с нее, как бы далеко ни зашел. И это будет правильно" - если дорога идёт в никуда, и речи об удовольствии быть не должно! Тогда на всех дорогах будет плохо... Дорога имеет смысл, если только она куда-то ведёт! Тогда уже надо проклясть все дороги и никуда не идти... Ни к чему не стремиться... Хорошо, конечно, быть безмятежным, но это опять только одна сторона...
"Люди, как правило, не отдают себе отчета в том, что в любой момент могут выбросить из своей жизни все что угодно." - смотря какие люди! Кто-то забарахлился на 90 процентов, а кто-то только на 40...
"Ты каждый раз чувствуешь себя обязанным объяснить свои поступки, как будто ты - единственный на всей земле, кто живет неправильно." - ничего не объясняй, живи себе неправильно?! В общем, индеец не всю истину знает, а только свою простую, непритязательную, невозмутимую жизню... - оказывается, и индейцы как азиаты... (Дело не в Азии, а в крестьянском образе жизни. Наши крестьяне так же жили - и так же разглагольствовали, если была охота и способность говорить...)
"Принять на себя ответственность за свои решения - это значит быть готовым умереть за них." - а это уже не индеец, это его трескучая отсебятина. И такого треска у него тоже полно...
"Человек идет к знанию так же, как он идет на войну — полностью пробужденный, полный страха, благоговения и безусловной решимости." - вот из-за подобной трескучей муры я его и отвергал с порога... Любой самый простой индеец, крестьянин, разумеется, на порядок умнее выглядит...
Готорн
"Ни один человек не может так долго быть двуликим: иметь одно лицо для себя, а другое — для толпы; в конце концов он сам перестанет понимать, какое из них подлинное." - с одной стороны, это логично и правильно, а с другой, причем, основной стороны очевидно же, что все мы именно так и раздвоены. И да - не понимаем, какие же мы на самом деле... И да - слишком тягостно длится эта раздвоенность до самой смерти (а без неё, может, и не умирали бы! Слишком бы нравилось жить! Но тогда нас бы убивали эти самые толпы, которым мы не потрафили...)
"Горе мужчине, который овладевает рукой женщины, не завоевав также и весь пыл ее сердца!" - для начала должен быть этот пыл... Но вообще да - в эпоху матриархата придется жить под каблуком...
"К счастью, в нашей природе заложено чудесное и в то же время спасительное свойство не сознавать всей глубины переживаемых нами мучений; острая боль приходит к страдальцу лишь впоследствии." - ничего не "к счастью": будь сознание сильно, не были бы и страдальцами - страдаем по причине собственного идиотизма, а потом ещё и страдания нас, идиотов, ничему не учат, потому что мы их плохо осознаем! Всё доходит с опозданием, всё понимаем смутно, искаженно, фрагментами...
"Одно из тягчайших следствий греха – утрата веры." - одно из тягчайших следствий утраты веры - грех... Кто раньше, курица или яйцо?!
Вообще, мы всё же двуногие, а не крылатые - и вера у нас соответствующая... Поднял ногу - вера! Опустил ногу - грех! Так и шагаем... Без веры нельзя ходить, без греха нельзя оставаться на земле...
"Не только картофель, но и человек мельчает, если в продолжение многих поколений сажать и пересаживать его в одну и ту же истощенную почву" - если удобрять почву одними и теми же малопитательными, полудохлыми, а то и просто ядовитыми "классиками"...
"Добродетельные люди всегда дурно думают о себе!" - опять подумал об американском баптисте Алексее Савченко - всем хорош, но слишком хорошо думает о себе, рожа аж лоснится... Но хоть я и не думаю о себе хорошо - не далее, как вчера сказал про себя в сердцах "тварь позорная!" - всё же добродетельным я и по извращённой логике, конечно, не являюсь. Таковых вообще нет, наверное... Я ни одного не знаю - даже кандидатов...
"Какая тюрьма может быть темнее собственного сердца? Какой тюремщик неумолимее к нам, чем мы сами?" - ну, чувак, ты что, людей более злых к нам, чем мы сами, навалом...
"Примечательно, что люди, особенно дерзкие в своих помыслах, часто с полнейшим спокойствием подчиняются внешним законам общества. Их удовлетворяет сама мысль, даже не воплощенная в плоть и кровь осуществления." - какое ещё "полнейшее спокойствие"... Наверное, конкретного собрата-писателя имеет в виду. Кто сублимирует, тот ещё кое-как перемогается... Хотя, кто его знает, может, и есть любители "дерзких помыслов", никуда не выходящих?! Такого типа онанисты...
"Тонкое и кропотливое рукоделие доставляет женщинам удовольствие, которого мужчинам не понять." - вот как женщинам не работать на патриархальный манер, если в современном мире море работ именно на их способности рассчитаны?
"... надо отдать должное человеческой природе: если на сцену не выступает эгоизм, она охотнее любит, чем ненавидит. Даже сама ненависть постепенно и неприметно может перейти в любовь, если только этому не будет препятствовать непрестанное новое возбуждение первоначального враждебного чувства." - да, полюса где-то и дружат, сходятся, их сближает их полюсность, их интерес друг ко другу. И да, человек, если его не озлоблять, будет скорее добр - но земля смерти так трудна, что все, так или иначе, озлобляются...
"Неискреннему человеку вся вселенная кажется лживой, - она не осязаема, она превращается под его руками в ничто. И сам он, - в той мере, в какой показывает себя в ложном свете, - становится тенью или вовсе перестает существовать." - у него рассуждения с религиозным, протестантским оттенком - мог бы быть проповедником. Да, мы во многом смотримся в мир как в зеркало... Во многом, но далеко не во всем - а иначе правы были бы только лучезарные оптимисты! Иисус таким не был, и к миру - в который смотрелся как в зеркало - тем не менее, относился не очень хорошо. Лучезарны только детство с полной глупостью и полное совершенство, с другой стороны... Т.е. мир - это не чистое зеркало и мы не на сто процентов субъективны... Все бабы неискренни, и все обожают фальшивые идиллии - но слово "ложь" им почему-то на ум почти не приходит... (И все они послушно почти не существуют)
"Люди, которым нелюдимость или неловкость мешают принять надлежащее участие в шумной деятельности общества, смотрят с неподдельным удивлением на людей, которые являются настоящими действующими лицами на сцене мира; и до такой степени непонятны им эта решимость и энергичность, что они готовы в угоду своему самолюбию уверять себя, что эти качества несовместимы с другими способностями, которые, по их мнению, гораздо выше и важнее." - призывает к позитиву и общительности - к блевотной "широкой американской улыбке". (Нет, кто же не любит позитива и общительности, но важно их содержание, понимаешь...)
"Но ведь какие груды других рукописей, содержащих не скучные казенные формальности, а мысли изобретательных умов и горячие излияния глубоко чувствующих сердец, также погрузились в забвение... не принеся тем, кто их писал, средств к безбедному существованию, которые добыли себе таможенные чиновники своими бесполезными бумажками!" - эх, были бы объективные критерии изобретательности и искренности, ума и чувства! А то ведь большинство "формалистов" тоже претендует на искренность, а большинство "чиновников" - на изобретательность...
В общем, на безрыбье рак, спасибо и на том...
Свидетельство о публикации №224122200977