Нефритовая змейка

- Теперь, когда я знаю, что эта вещица находится рядом с вами, что она касается вас, я буду думать о том, что это я всегда рядом с вами, что это я касаюсь вас, чувствуя ваше тепло даже на расстоянии. Я словно вручаю вам частицу моей души…

Возможно, именно так она и говорила, маленькая танцовщица, привлекшая внимание важного господина во время выступления на новогоднем празднестве (тогда как раз встречали год Змеи). Кто сможет сказать точно. Пусть случилось это не совсем уж в запредельно-далекую старину, но все же много веков назад, то есть достаточно давно для того, чтобы детали забылись и перепутались.

Однако главное-то все же сохранилось, в связи с чем в хронике периода сёгуната Токугава можно прочитать описание выезда одного вельможи на соколиную охоту: «Он был одет в бледно-желтое косодэ и узорчатое хаори… инро черного лака, нэцкэ в виде свернувшейся змейки из темно-зеленого нефрита»… И так далее. Вот так и видишь эту блистательную фигуру, благодаря скрупулезности описания - вплоть до мелочей.

Соколиная охота состоялась уже после того, как вельможа и думать забыл о своем мимолетном увлечении: добродетелью легендарного принца Гэндзи, не оставлявшего своей заботой ни одну из тех женщин, чей рукав служил ему изголовьем, он не отличался.  Что же до нэцкэ-змейки, удобной и вполне презентабельной (нефрит все-таки, не кость и дерево, как обычно в таких изделиях), то он продолжал пользоваться ею по привычке.

Но вот однажды (прошло 12 лет, снова наступал год Змеи) к нему в усадьбу постучался буддийский монах и поведал, что та, кто некогда услаждала взгляд своими танцами,  давно приняла обет в дальней обители, а теперь и вовсе отошла в мир иной, попросив передать последний привет ее возлюбленному.
- Она выразила надежду, что ее подарок все еще при вас…

Подобная весть могла бы растрогать, однако момент выпал неудачным: гости вельможи (все из высшей знати-кугэ, как и он сам, и все под хмельком по случаю праздника), при которых (так уж оно вышло) он принял монаха, взялись подшучивать над его верностью старой любви.
- Подумать только, всего лишь… а как запала вам в сердце…

Вельможа пытался отшутиться, а затем, когда гости ушли, раздосадованный, думая что-то вроде: «Какая неловкость, вот глупая девка, не могла умереть тихо», схватил нефритовую змейку, выдернул шнурок, соединявший ее с коробочкой-инро, и отбросил змейку прочь: «В руки больше не возьму».

После чего ему полегчало, и он улегся спать, однако вскоре проснулся. 

Стояла глубокая ночь, луна сияла ярко и могла бы побеспокоить спящего, но его разбудил не лунный свет, а тихий вкрадчивый шепот:
- Наши дороги разошлись, но я даже в мыслях не обращалась к вам с упреками. И вот теперь вы так пренебрежительно говорите обо мне с чужими людьми, отрекаетесь от меня… Как же мне это перенести…

Что-то легкое, скользящее, подобное шелку, но в то же время упругое, словно струна, обвивало в это время его шею, стягивая петлю, а тихий голосок все шептал ему на ухо свои печали…

Утром хозяина усадьбы нашли мертвым, с широко открытыми глазами и ртом, словно ему не хватило воздуха. Рядом с его головой лежала нэцкэ в виде змейки.
- Не иначе, это дух той несчастной женщины явился за своим возлюбленным, - судачили люди.

В самом деле, в его внезапной смерти было что-то странное, пугающее. Не удивительно, что повесть об этом происшествии вошла в анналы историй о сверхъестественном. Занимательности эти истории со временем не утратили, хотя веры им, конечно, совсем не стало. 

Что же касается той самой нэцкэ в виде свернувшейся змейки из темно-зеленого нефрита, то, поскольку она существовала на самом деле, чему есть подтверждения, именно она, возможно, значилась в описи диковинок, собранных одним европейским коллекционером. Новый владелец был очень ею увлечен, как своим лучшим приобретением, и держал ее на столике возле своей постели. В которой однажды утром его и нашли уже окоченевшим, с широко открытыми глазами и ртом, словно ему не хватило воздуха.

28.11.2024      


Рецензии