Glitzer, Glimmer, Weihnachtsschimmer...
Блеск, мерцание, рождественское сияние...
-А теперь следующий экспонат.
Экскурсовод поднимает ладонь, призывно шевелит тонкими пальчиками в воздухе, второй рукой между делом поправляет сумку на плече. Пока группа осматривается, (ищет пути к побегу?), отряхивает невидимую пыль с лацканов, одергивает юбку и плавно перетекает к следующей картинке.
Два метра занимают пару минут. Скорости галерейные.
-Посмотрите, пожалуйста, сюда. - тонкий стан, восторженные брови, глаза, сияющие вдохновением. Кажется, вот-вот захлопает прозрачными крылышками за спиной и немного приподнимется над паркетом.
-Организаторы выставили очень правильный свет.- продолжает она вкрадчиво, когда большинство глаз, пометавшись по стенам, замирают, наконец на ней. - Он помогает нам увидеть все достоинства этого произведения, мельчайшие нюансы, пойманные камерой. Это не картина, это фотография. Но с какой любовью сделанный кадр! С каким чувством прекрасного выбранный ракурс!
Публика внимает, впитывая слова, периодически косясь в сторону шедевра.
-Фотография , сделанная истинным художником, правда? Иначе как объяснишь множество крошечных деталей, которые все вместе складываются для нас в очень гармоничную, целостную картину.
Взгляды зрителей бегут в направлении красивой, элегантной ладони гида, указывающей направление движения. Проскользив вдоль этой воображаемой линии, упираются в большую красивую фотографию на стене.
Народ замер, слышатся только всхлопывания ресниц, удивленные, пораженные необычной картинкой. Как в театре, после нескольких секунд изумленного молчания, вдруг прошелестело по рядам :
-Восхитительно!
-Изумительно!
-Впечатляюще!
-Боже мой, как песня!
- I `am dancing on a moon shadow, moon shadow, moon shadow... - запружинил молодой веснушчатый пацан в заднем ряду.
-Абсолютно сногсшибательное фото! Прекрасное и восхитительное в контрасте света и теней! - экскурсовод переводила взгляд от картинки к зрителям.
-Мне кажется я даже чувствую , как пахнет снег — всхлипнула дама в первом ряду, утирая непрошенную слезу.
-Снег выглядит абсолютно свежим и рассыпчатым, - продолжала рассказчица — рыхловатым, холодным, словно настоящим, насыпанном прямо здесь. Мы совершенно четко ощущаем его пористую структуру, так, словно находимся внутри картины, словно мы не зрители вовсе, а соучастники.
- Выглядит так, словно я вообще знаю это место- донеслось откуда-то из эпицентра скопления зрителей, разнеслось кругами к периферии, подтверждаемое частыми кивками головы.
-Тишина и ночь.- продолжала гид. - Казалось бы: что можно изобразить на фото?- спрашивала она у всех, но тут же отвечала сама - Нас учат, что в любом произведении должна быть идея. Какая идея здесь? Белое , покрытое снегом пространство. Лунный свет и белый снег. Никакого сюжета. Одна сплошная гармония.
- И асболютная любовь!- всхлипнул кто-то, не удержавшись.
- Удивительно — вновь рябью прошелестело по рядам.
-Потрясающе.
-Так чертовски здорово!
-Божественно в своей простоте!
-Верно! — поймала гид взгляд самой чувствительной барышни в первом ряду - Ты словно проваливаешься в картинку, правда? Оказываешься там, настолько она реальна.
- Как любовь...- зашептала впечатлительная барышня, часто кивая головой.
-Я слышу тишину... — отозвалось ей в ответ.
-А я - луну!
- А я - свежевыпавший снег!
-А мне кажется, луна в той позиции не может давать тень такой формы... - прервало всеобщее благолепие крайне холодная, циничная, почти бездушно прочеканная вполголоса фраза. Головы в едином порыве, как по команде, обернулись к говорящему.
Молодой человек поправил очки на переносице и продолжил:
-Не может такого быть, чтобы в эту сторону от нее падало. — он показал пальцем направление, вызвавшее его сомнения. - Должно быть в ту. Ну, по идее. Точнее, по законам физики. - еще немного помолчал и добавил — Физики света.
Над группой повисла пауза.
Женщины даже втянули голову в плечи.
-И слишком много облаков. - мяукнул кто-то из-под мышки первого критика. - Они по идее должны приглушить такие контрасты. Если они такие четкие, значит там еще какой-то источник света есть, которого мы не видим. А значит, картинка искусственная.
Аудитория глубоко дышала, пытаясь уберечь восторг от разума.
-Ну и пусть! — огрызнулась одна из дам, наконец — Зато красиво как....
Так атмосферно!
Волна восхищения вновь очертила круг над группой и гид продолжила:
Давайте посмотрим, из чего все это складывается.
- Во-первых. у нас … точнее у автора очень крутая и очень реалистичная фактура снега. - слушатели закивали , обмениваясь друг с другом выразительными взглядами - во-вторых, очень выразительный ритм картины , что горизонтальный, что вертикальный. Смотрите : везде разные расстояния между предметами. Из-за этого у нас с вами нет ощущения скуки, такого забора, правда?
Слушатели послушно закачали головами в такт послушно.
- Потом : - продолжала она рассказ - сдержанный, ограниченный колорит, по сути всего два цвета, синий и белый. И переходы между ними... Немножко более теплые пеньки на переднем плане, более холодное окружение. Обычный зритель не анализирует этого, но глаз считывает такое соотношение, как реальное. Мало того, как реальность с изюминкой, как контраст, за который наш глаз с удовольствием цепляется и хочет рассматривать бесконечно.
Она немного помолчала, давая людям насладиться картинкой.
- Что еще?.. Затемнение по мере удаления от источника света. При этом тени на переднем плане более насыщены, по сравнению с дальним планом. - она переложила челку слева направо - Очень лаконично по пятнам. В общем, забор только . Пеньки, столбики, дощечки. - подумала немного и вновь переложила челку, как было - Есть динамика в картине. Несмотря на то, что ни одной живой души, ни движения , ни дыхания, в самой картинке и дыхание, и движение появляются, когда мы видим диагональ. И конфигурация теней на заднем плане — полукруглая, нетипичная, то ли луна низко, то ли неровности в снежном поле...
-Толи объектив кривинку дал. — вновь безапеляционно выступил циничный голос с задних рядов.
- Невероятной красоты фото!
-Голубой лунный свет!...
- Но в целом , от этой продуманной композиции, от гармонии цвета, света, от игры теней и создается совершенно чудесное чувство.
-Такой мир и покой!
-Волшебно, просто волшебно!
- Восхитительно и просто! - закивали зрители, поддерживая друга друга в нескончаемом порыве
- Фантастично!
- И красота природы в совокупности с мастерство автора — увидеть правильный ракурс, выбрать самый гармоничный кусочек зрительного поля, составить четкую , нескучную композицию, переженить искусственное и естественное так, чтобы не было заметно его усилий и размышлений — как лучше — именно это мастерство компеляции и приводит к такому результату — нам очень трудно от картинки отйти, правда? - резюмировала девушка, обводя группу взглядом снова, словно обнимая .
- Последний раз я такое видел лет 40 назад!
Как мечта...
- Я так захотела в зиму сразу... — кто-то порывисто сложил ладошки лодочкой на груди.
- Это, несомненно, одна из лучших работа на нашей выставке, но все-таки у нас еще есть чем вас удивить. - тонкие пальчики гида показали народу направление дальнейшего движения и группка потихоньку, по одному, нехотя стала оттекать от шедевра.
-Слишком много света для таких теней! Не будет при луне столько света в поле! Не будет на лунном свету таких четких контрастных теней! - бубнил высокий в очках своей девушке, такой же высокой, чересчур тонкой и чересчур бледной. - Ну, и, уж конечно, тень падает от предмета. А если нет предмета - он тыркнул пальцем — здесь и здесь: откуда здесь может взяться тень?
-Может фонарь? - краснея, предположила девушка, не веря в свою версию.
-Да ясен... - пожал плечами ее персональный гид. - Но тогда — какая ж это натура? Постановка голимая! - пожимая плечами, увлек девушку за всеми.
Перед фотографией осталось только два человека. Отец и сын. Маленький, лет десяти, вихрастый, несуразный и хлипкий.
Отец не был уверен, будет ли интересно сыну на выставке, но решил рискнуть. Современная фотография — не скучные старые картины. Вдруг понравится?
Парень на диво, вел себя заинтересованно. Экскурсовода слушал, фото внимательно рассматривал. Молчал. Ни слова ни проронил с начала выставки. Не ныл и ладно.
-Как тебе?- положил ему руку на плечо отец, видя, что ребенок не отходит от картины, упираясь взглядом в чудесную задумчивую синеву. - Понравилось?
Ребенок быстро взглянул на отца и вновь перевел глаза на фото:
-А чему тут нравиться-то? - он вновь стрельнул в отца, указывая на тонкие параллельные нити в центре композиции - проволока-то колючая...
Фото Вероника Пинке Veronika Pinke /Germany/
Свидетельство о публикации №224122301176