Glitzer, Glimmer, Weihnachtsschimmer...

                Glitzer, Glimmer, Weihnachtsschimmer...
                Блеск, мерцание, рождественское сияние...

-А теперь следующий  экспонат.

Экскурсовод   поднимает ладонь,  призывно шевелит  тонкими пальчиками  в воздухе,  второй рукой  между делом поправляет сумку на плече. Пока группа   осматривается, (ищет пути к побегу?),  отряхивает невидимую пыль с лацканов, одергивает юбку и плавно перетекает к следующей картинке.   
Два метра занимают пару минут.  Скорости галерейные.

-Посмотрите, пожалуйста, сюда. - тонкий стан,   восторженные брови,  глаза, сияющие вдохновением. Кажется, вот-вот захлопает прозрачными крылышками за спиной  и немного приподнимется над паркетом.

 -Организаторы выставили очень правильный свет.- продолжает она вкрадчиво, когда большинство глаз, пометавшись по стенам, замирают, наконец на ней. -  Он помогает нам увидеть все достоинства этого произведения,  мельчайшие нюансы, пойманные камерой. Это не картина, это фотография. Но с какой любовью сделанный кадр!  С каким чувством прекрасного выбранный ракурс! 

 Публика  внимает,  впитывая слова,  периодически косясь в сторону   шедевра.
-Фотография , сделанная истинным художником, правда? Иначе  как объяснишь  множество   крошечных деталей, которые  все вместе складываются для нас в  очень гармоничную, целостную картину.

 Взгляды зрителей  бегут  в направлении  красивой, элегантной ладони  гида, указывающей направление движения.  Проскользив вдоль этой воображаемой линии, упираются в  большую красивую фотографию на стене.

Народ замер,  слышатся только всхлопывания ресниц, удивленные, пораженные  необычной картинкой. Как в театре, после нескольких секунд изумленного молчания,  вдруг прошелестело по рядам :
-Восхитительно!
-Изумительно!
-Впечатляюще!
-Боже мой, как песня!
- I `am  dancing on a moon shadow, moon shadow, moon shadow... - запружинил  молодой  веснушчатый  пацан  в  заднем ряду.
-Абсолютно  сногсшибательное фото! Прекрасное и восхитительное в контрасте света и теней! -    экскурсовод переводила  взгляд от картинки к зрителям.
-Мне кажется я даже чувствую , как пахнет снег — всхлипнула  дама в первом ряду,  утирая непрошенную слезу.

-Снег  выглядит абсолютно свежим и   рассыпчатым, - продолжала рассказчица — рыхловатым, холодным, словно настоящим, насыпанном прямо здесь. Мы совершенно четко ощущаем его   пористую структуру, так, словно находимся внутри картины, словно мы не зрители вовсе, а соучастники.
 - Выглядит так, словно я вообще знаю это место-  донеслось откуда-то из эпицентра скопления зрителей,  разнеслось кругами к периферии, подтверждаемое частыми кивками головы.
-Тишина и ночь.- продолжала гид. - Казалось бы: что можно изобразить на фото?- спрашивала она у всех, но тут же отвечала сама -  Нас учат, что  в любом произведении должна быть   идея. Какая идея  здесь? Белое , покрытое снегом пространство.  Лунный свет и белый снег.  Никакого сюжета.  Одна сплошная гармония.
- И асболютная любовь!- всхлипнул кто-то, не удержавшись. 
- Удивительно — вновь рябью прошелестело по рядам.
-Потрясающе.

-Так чертовски здорово!
-Божественно в своей простоте!


-Верно! — поймала гид взгляд самой чувствительной барышни в первом ряду -  Ты словно проваливаешься  в картинку, правда?   Оказываешься там, настолько она  реальна.
- Как любовь...- зашептала впечатлительная барышня, часто кивая головой. 

-Я слышу тишину... — отозвалось ей в ответ.

-А я -  луну!
- А я - свежевыпавший снег!
-А мне кажется, луна  в той позиции не может давать тень такой формы... -  прервало всеобщее благолепие крайне  холодная, циничная, почти бездушно  прочеканная  вполголоса  фраза.  Головы в  едином порыве, как по команде, обернулись к говорящему.

 Молодой человек поправил очки на переносице и  продолжил:
-Не может такого быть, чтобы  в эту сторону от нее падало. — он показал пальцем направление, вызвавшее его сомнения. -  Должно быть в ту.  Ну, по идее. Точнее, по законам физики. - еще немного помолчал и добавил — Физики света.

 Над группой повисла пауза.
 Женщины даже  втянули голову в плечи.

-И слишком много облаков. - мяукнул кто-то    из-под мышки первого критика. -  Они по идее должны приглушить такие контрасты. Если они такие четкие, значит там еще какой-то источник света есть, которого мы не видим. А значит, картинка  искусственная.

Аудитория глубоко дышала, пытаясь   уберечь восторг от  разума.
-Ну и пусть! — огрызнулась одна из дам,  наконец — Зато красиво как....
Так атмосферно!
 
Волна восхищения вновь  очертила круг  над группой  и гид продолжила:
Давайте посмотрим, из чего все это   складывается.
- Во-первых. у нас … точнее у автора очень крутая и очень реалистичная фактура снега. - слушатели закивали , обмениваясь друг с другом   выразительными  взглядами  -   во-вторых, очень выразительный ритм картины , что горизонтальный,  что вертикальный. Смотрите :   везде разные расстояния между предметами. Из-за этого у нас с вами нет  ощущения скуки, такого забора, правда?
 Слушатели  послушно закачали головами в такт  послушно.
 
  - Потом : - продолжала она  рассказ -   сдержанный, ограниченный колорит, по сути всего два цвета, синий  и белый.  И  переходы между ними...  Немножко более теплые пеньки на переднем плане,  более холодное окружение. Обычный зритель не анализирует этого, но глаз считывает такое соотношение, как реальное. Мало того, как реальность с изюминкой, как контраст, за который наш глаз с удовольствием цепляется и хочет рассматривать  бесконечно.

  Она немного помолчала, давая людям насладиться картинкой.
- Что еще?.. Затемнение по мере удаления от источника света. При этом тени на переднем плане более насыщены, по сравнению с дальним планом. - она переложила челку слева направо - Очень лаконично по   пятнам.    В общем, забор  только . Пеньки, столбики,   дощечки.  - подумала немного и вновь переложила челку, как было -  Есть динамика в картине. Несмотря на то, что ни одной живой души, ни движения , ни дыхания, в  самой картинке и дыхание, и движение  появляются, когда мы видим диагональ. И конфигурация теней на заднем плане — полукруглая,  нетипичная, то ли   луна низко, то ли неровности в снежном поле...

-Толи объектив  кривинку дал. —   вновь безапеляционно выступил  циничный голос с задних рядов.
- Невероятной красоты фото!
-Голубой лунный свет!...
 -  Но в целом , от  этой продуманной композиции, от гармонии цвета, света, от игры теней  и  создается совершенно чудесное чувство.

-Такой мир и покой!

-Волшебно, просто волшебно!
- Восхитительно и просто! - закивали зрители, поддерживая друга друга  в нескончаемом порыве
- Фантастично!
- И  красота природы в совокупности с  мастерство автора — увидеть правильный ракурс,   выбрать  самый гармоничный кусочек   зрительного поля,   составить четкую , нескучную композицию,  переженить  искусственное и    естественное так, чтобы не было заметно его усилий и   размышлений — как лучше — именно  это мастерство компеляции и  приводит к такому результату — нам очень трудно от картинки отйти,  правда? - резюмировала девушка, обводя  группу    взглядом снова, словно обнимая .
- Последний раз я такое видел лет 40 назад!
Как мечта...
- Я  так захотела в зиму сразу... — кто-то порывисто сложил  ладошки лодочкой на груди.
- Это, несомненно,  одна из лучших  работа на  нашей выставке, но все-таки у нас еще есть чем вас удивить.  -     тонкие пальчики гида показали народу направление дальнейшего движения и  группка потихоньку, по одному, нехотя стала оттекать от   шедевра.

-Слишком много света для таких теней! Не будет при луне столько света в поле! Не будет на лунном свету таких четких контрастных теней! - бубнил  высокий в очках своей девушке, такой же высокой,   чересчур тонкой и чересчур   бледной.  -  Ну, и, уж  конечно,   тень   падает от предмета.  А если нет предмета -    он тыркнул пальцем — здесь и здесь: откуда  здесь может взяться  тень?

-Может фонарь?  -  краснея, предположила  девушка, не веря в свою версию.
-Да ясен... - пожал плечами ее персональный гид.  - Но тогда — какая ж это натура? Постановка голимая! -  пожимая плечами, увлек девушку за всеми.


                Перед фотографией осталось только два человека. Отец  и сын. Маленький, лет  десяти, вихрастый, несуразный    и  хлипкий.
Отец не был уверен, будет ли интересно сыну на выставке, но решил рискнуть. Современная фотография — не скучные старые картины. Вдруг понравится?
                Парень на диво, вел себя   заинтересованно. Экскурсовода слушал,  фото внимательно рассматривал. Молчал. Ни слова ни проронил   с начала выставки. Не ныл и ладно.
-Как тебе?- положил ему  руку на плечо  отец, видя, что ребенок не отходит от картины, упираясь взглядом в  чудесную   задумчивую синеву. - Понравилось?

Ребенок  быстро взглянул на отца и вновь перевел глаза на фото:
-А чему тут нравиться-то? - он вновь стрельнул в отца, указывая на  тонкие параллельные нити в  центре композиции -  проволока-то колючая...



                Фото Вероника Пинке Veronika Pinke /Germany/


Рецензии