Чужие дороги
Группа слегка рассредоточилась. Кто-то делал шаг вперед, кто-то шаг назад, кто-то склонял голову, в надежде , что новая позиция как-то изменит фокусировку и картина заиграет новыми красками. Точнее, новыми формами: красок-то на ней было достаточно. Они одни и были.
-В нашем небольшом зале — воодушевленно декламировала гид - представлено не много его работ, но они позволяют нам проследить весь творческий путь автора. Рост его таланта. Постепенное формирование его взгляда на жизнь. От первых, незрелых работ до матерых, полных силы и глубокого символизма последних полотен.
Группа растерянно оглядывалась, пытаясь понять, какую из работ им представят как зрелую.
-Вот, например, — девушка торжественно повела рукой в направлении маленького рисунка.
На нем, тонкими элегантными линиями окружающими пышное женское тело, была очерчена жизнерадостная, пышущая задором и здоровьем нимфа.
Нимфа сидела спиной к зрителю, одним полупопием на чем-то непрорисованном, поддерживая себя рукой. Педантично отрисованная ладонь с вытянутыми упругими пальцами, длинными аристократическими ногтями игриво и беззаботно распласталась по плоскости сиденья, пышные, волосы, обозначенные смешанными, спутанными линиями вились вокруг головы, пара локонов спадали, извиваясь, на приподнятое плечо.
- Это первые, робкие работы художника. Сделанные те далекие дни, когда он случайно попал на пробные уроки в художественную школу. - улыбнулась экскурсовод и встретилась глазами со зрителями. - Мило, правда?
Дедок в последних рядах поправил очки, вглядываясь в аппетитные формы :
- Первые, говорите? - он недоверчиво пошевелил морщинами на лбу, — А ощущение, что все детство в художке провел...
Экскурсовод согласно улыбнулась :
-Да, после таких пробных уроков и у мастера, и у его преподавателей не осталось сомнений, что он попал в нужное место. Но... - она вскинула брови,- до совершенства было еще далеко.
Девушка сделала пару шагов вдолшь стены:
- Посмотрим вот на эти картины. - народ послушно переместился влево на то же количество шагов — Уже появляется цвет... — она обвела рукой пятна грязные, размазанные по картине грубыми мазками. — уже появляется какая-никакая композиция.
-Никакая … - буркнул кто-то из угла
-Это потом назовут находкой мастера : предметам как-будто тесно в плоскости картины. Они постоянно выезжают за ее пределы. То ножка у стула не поместится...
-...То лицо у модели — подхватил циничный долговязый подросток в прыщах.
- Главное, душа поместилась. - отозвалось эхом из другого конца кружка. Когда волна смеха улеглась под укоризненным взором экскурсовода она продолжила:
- Тем не менее, мы видим картину, близкую по написанию к манере сюрреалистов. Грубоватые мазки, размытые пятна, иногда расфокусированные фигуры …
Люди пялились на картину, пытаясь дочитать размазанное по холсту.
- Зрителю представлялось угадать, дофантазировать: то ли это родители с с ребенком...
.. то ли корзина с гранатами... - встрял опять долговязый под одобрительный хохот окружающих.
- ... А может, она просто не дорисована.... - неодобрительно покосился на парня дед, проходя мимо.
-Вот видите, и у вас фантазия уже работает! — удовлетворенно улыбнулась гид:
- Перейдем к следующему этапу. - она взмахнула рукой, как крылом-
Вот здесь мы видим уже практически апогей . Ненужное отметается, значимое концентрируется.
На полотне в разных местах лежали три цветовых пятна неправильной формы. Одна - нестойкий прямоугольник, вторая взбудораженный овал, третья - расплющенная линия. Все - грязноватого цвета, невнятного оттенка и ершистых, зазубренных краев.
Зрители примолкли, не в силах комментировать. Постояли. Подивились.
-А вот еще одна. По сути - последний шаг к фирменному стилю.
На стене висела красная картина. Насыщенный цвет кидался на зрителя, словно ругался матом. Нагло и беспардонно лился с полотна, разбрызгивался по стенам так, что хотелось стряхнуть с себя капли.
Посередине поля виднелась невнятная, словно процарапанная белая полоса, будто полозья санок проехали по свежевыкрашенному полотну, оставив на нем не успевший растаять снег невнятный снежный след.
-Переход к чистому цвету. - удовлетворенно кивнула гид. Квинтэссенция эмоций.
-А белое? - ехидно вскинулась дама с наглым ежиком на голове.
-Остатки прошлого. - кивнула гид — Почти исчезнувшие воспоминания.
-Это труп протащили по луже крови, след остался .- высказался прыщавый.
-Да ну....- недоверчиво парировал дед , со знанием дела - это наверное, он случайно локтем задел, пока краска еще не просохла.
- Думаю, это тщательно спланированный ход, над которым художник долго размышлял. - покачала головой девушка, — ... искал наилучшие ракурсы для того, чтобы самое сильное впечатление произвести.- она сделала шаг в сторону, к следующей картине.:
- И вот он, полностью сформировавшийся, наш, узнаваемый стиль.
Она встала рядом с полотном, расчерченном на двое. Верх грязно- желтый. Низ грязно -фиолетовый.
Публика смолкла обескураженно.
Слышалось шумное дыхание дедка в очках, слышалось, как длинный прыщавый причмокивал тонкими губами, сжимая их в куриную жопку.
Все подбирали слова, но слова куда-то свалили от потрясения.
Молчание длилось больше положенного.
Гид улыбалась понимающе.
Она, привычная, к реакции на высокое искусство, давала людям время побыть в этом ошеломлении. Пропитаться призрачным. Прикоснуться к недостижимому.
-Малевич отдыхает. - выдохнул наконец кто-то.
-Нет. - уверенно кивнула девушка. - Малевич отдыхает вот там. - и она вновь указала рукой вперед и перевела группу на метр в сторону.- Вот здесь.... Апогей творчества. - и она выдохнула, обессиленно.
На зрителей смотрела картина , полностью выкрашенная в один ровный, почти без провалов цвет.
-И что... вот... ни одна собака в этой ихней свободолюбивой стране с этой ихней свободой слова не смогла заявить ему всю правду в лицо? - не выдержал кто-то , на всякий случай не вылезающий из-за спин друзей, — Ни один не осмелился сказать ему, что его картины - полное г...
- ...Ну что вы! - яростно перебила его гид — Нет неправильных дорог в искусстве! Есть только Ваши и не Ваши.
Группа согласно закивала, и пошелестела тряпочными тапками по паркету в следующий зал.
Иллюстрация Рисунок Марк Ротко /США/
начало карьеры
фото из свободных источников
Свидетельство о публикации №224122301240