Военное детство

         Я, Ермакова Клавдия,1934 года рода рождения, прожив столь долгую жизнь, решила написать воспоминания, моего военного детства, начиная со времён ВОВ, когда дед мой Волков Павел Егорович в 1941 году по линии партии был назначен председателем колхоза Красный Остров, Зонального района, в деревню Озерки. 
     Она была на берегу озера Уткуль. Деревня находилась на полуострове. Между двумя озёрами большим и малым, проложили  дорогу гать брёвнами. В деревне было 60 дворов, маленькая  школа, сельсовет. Колхоз рыболовецкий с полеводческим уклоном. Было в нём две  рыболовецкие бригады одна полеводческая, в  которую  входило
овощеводческое отделение, небольшое животноводческое хозяйство и конюшня.
        Бабушка Волкова Александра Фёдоровна по решению  правления колхоза, организовала детский сад, чтобы мамы могли оставив детей в садике выйти на работу в колхоз. 
         Лето я ходила в детский сад, а осенью пошла учиться в первый класс. В помещении школы имелось две небольшие комнаты, одна из них была классом  где учились сразу все четыре класса. В классе стояли парты,  скамейки,  учительский стол и доска. В другой комнате была учительская и рядом подсобка с большой печью, на которой стоял большой котёл, в котором уборщица баба Маша варила для ребят вкуснейший кулеш из пшена и картошки, заправленный постным маслом.    
      В классе учились сразу все четыре класса, несколько парт – это первый класс, несколько парт – второй класс, несколько парт – третий  класс. Остальные парты – это четвёртый класс. Учились в две смены. Учителями были семья Шевцовых – отец директор школы Степан Михайлович, мать Матрёна Сергеевна и красавица дочка Росина Степановна - учительницы
      Весна 1942 года, окончание второго учебного года. При школе был огород 60 соток. Под руководством Матрёны Сергеевны мы, разновозрастные ученики, сажали  огород – морковь, свекла, лук, чеснок и много картошки. Директор школы и председатель колхоза на выделенном участке земли для школы организовали подсобное хозяйство, где посеяли просо и посадили подсолнухи и картошку для обедов  школьникам. 
        Осенью убрали огород  с помощью учителей. Убрали просо с помощью колхоза, срезали шляпки подсолнуха и привезли их на площадку, где мы с ребятами  обмолачивали их палками. Просо обмолотили, провеяли, увезли на крупорушку и привезли крупу-пшено. Семечки провеяли, подсушили и увезли на маслобойку, а привезли подсолнечное масло. Это были продукты  для школьных обедов.
         Матрёна Сергеевна подсчитала каждому, кто работал в огороде, трудодни и  начислили под контролем директора каждому ученику причитающееся вознаграждение.   
         Я с радостью везла на тележке два мешка картошки, не смотря на то, что у
 нас самих был большой огород. Меня дома так хвалили, и дедушка сказал, что растёт хорошая смена для старшего поколения! Я была безмерно счастлива.
         В подсобке были сделаны полочки, где у каждого ученика стояли  алюминиевые -  чашка, ложка, кружка. Это для обеда в школе.    
      Так прошли четыре учебных года. Каждый год выпускной четвёртый класс сдавал экзамены по русскому языку, литературе и математике. Ездили сдавать экзамены в село Сашниково, там была школа-семилетка.
   


Рецензии